Темы статей
Выбрать темы

Оформление документов для назначения пенсий

налоговые эксперты Чернышова Наталья, Товстопят Юрий

В обязанности лица, ответственного за ведение кадрового делопроизводства на предприятии, входит оформление документов для назначения пенсий работникам. Что это за документы, как их правильно составлять и подавать, расскажем вам в этом разделе тематического номера.

 

ВИДЫ ПЕНСИЙ

 

Законом о пенсионном обеспечении установлены два вида государственных пенсий: трудовые и социальные. Поскольку социальные пенсии в основном назначаются и выплачиваются неработающим гражданам, в рамках нашего номера мы остановим свое внимание только на трудовых пенсиях.

Право на трудовые пенсии возникает у лиц при следующих обстоятельствах:

по возрасту: лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения ими возраста 60 лет и наличия страхового стажа не менее 15 лет.

До достижения указанного возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения ими такого возраста (ст. 26 Закона о пенсионном страховании):

55 лет — родившиеся до 30 сентября 1956 года включительно;

55 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;

56 лет — родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;

56 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;

57 лет — родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;

57 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;

58 лет — родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;

58 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;

59 лет — родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;

59 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года;

60 лет — родившиеся с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

Кроме того, некоторые категории работников имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Перечень таких работников и особенности их пенсионного обеспечения содержатся в ст. 13 — 18 Закона о пенсионном обеспечении.

по инвалидности: в случае наступления инвалидности, которая вызывает полную или частичную потерю здоровья вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

в случае потери кормильца: имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении;

за выслугу лет: имеют право отдельные категории граждан, занятых на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или годности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.

Лицам, имеющим одновременно право на разные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии или увечья, которые они получили при защите Родины или при выполнении других обязанностей военной службы, или в результате заболевания, связанного с пребыванием на фронте или с выполнением интернационального долга.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

 

Вопросы, касающиеся подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом о пенсионном страховании, регулируются Порядком № 22-1.

В соответствии с Порядком № 22-1 обязанность по подготовке документов для оформления пенсий работающим гражданам и нетрудоспособным членам их семей (в случае потери кормильца) возложена на работодателя. Причем уполномоченное должностное лицо предприятия (учреждения, организации) обязано не позднее месяца до дня достижения работником пенсионного возраста в письменном виде уведомить его о возникновении права на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях (п. 3.1 Порядка № 22-1). Поскольку нет установленной формы такого уведомления, приведем примерный образец уведомления о возникновении права на пенсию.

 

img 1 

 

Обратите внимание: назначение пенсии по возрасту или по инвалидности осуществляется независимо от того, прекращена работа на момент обращения за пенсией или нет, что же касается пенсии за выслугу лет, то работнику, у которого возникло право на такую пенсию, для возможности ее получения необходимо уволиться работы, дающей право на пенсию за выслугу лет (абз. 2 п. 2.4 Порядка № 22-1).

Самым первым документом для назначения пенсии является заявление о назначении пенсии работающим гражданам и членам их семей (в связи с потерей кормильца). Такое заявление работник (член его семьи) должен подать должностному лицу предприятия, учреждения, организации (далее — должностное лицо), которое, в свою очередь, подает его в орган, назначающий пенсию (п. 1.2 Порядка № 22-1). По желанию лица такое заявление может быть подано лично по месту жительства (регистрации) или через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, удостоверенной нотариально, или законного представителя. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста (п. 1.6 Порядка № 22-1).

Но заявление — это только вершина айсберга. К заявлению о назначении пенсии должны прилагаться еще определенные документы. Их перечень находим в разд. ІІ Порядка № 22-1. Ниже приведем документы, прилагаемые к заявлению о назначении самого распространенного вида пенсий — пенсий по возрасту. Так, к ним относятся:

1) документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган и имеют отметку в паспорте) или свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании;

2) документы о стаже, определенные Порядком № 637. За период работы начиная с 01.01.2004 г. отдел персонифицированного учета органа, назначающего пенсию, прилагает справку из базы данных реестра застрахованных лиц по форме согласно приложению 1 к Положению № 10-1, а в случае необходимости — по форме согласно приложению 3 к Положению № 10-1.

За период работы до 01.01.91 г. на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера бывшего СССР, а также на острове Шпицберген предоставляются договоры или другие документы, подтверждающие право работника на льготы, предусмотренные для лиц, работавших в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, кроме лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность по упрощенной системе налогообложения, с 01.07.2000 г. подтверждается справкой из базы данных реестра застрахованных лиц по информации отдела персонифицированного учета. Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения до 01.01.2004 г. подтверждается специальным торговым патентом, или свидетельством об уплате единого налога, или патентом об уплате фиксированного размера подоходного налога с граждан, или справкой об уплате страховых взносов, а с 01.01.2004 г. — справкой из базы данных реестра застрахованных лиц по информации отдела персонифицированного учета.

Период пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием подтверждается выпиской из акта осмотра МСЭК.

Период получения пособия по безработице подтверждается до 01.01.2010 г. на основании записей в трудовой книжке, а начиная с 01.01.2010 г. — справкой из базы данных реестра застрахованных лиц по информации отдела персонифицированного учета;

3) справка о заработной плате лица по форме согласно приложению 1 к Порядку № 22-1 за период страхового стажа, а начиная с 01.07.2000 г. индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета.

Лица, которым пенсия назначается в соответствии с межгосударственными договорами (соглашениями) в сфере пенсионного обеспечения, предоставляют документы о стаже, определенные Порядком № 637, и справку согласно приложению 1 к Порядку № 22-1.

Если лицо желает исключить из страхового стажа период ухода за ребенком до достижения им 3-летнего возраста за период с 01.07.2000 г. до 01.01.2005 г. необходимо подать еще и справку с места работы о периоде такого отпуска;

4) документы о месте жительства (регистрации) лица;

5) документы, удостоверяющие особый статус лица, в частности: удостоверение участника боевых действий и справка из военного комиссариата о периоде (периодах) участия в боевых действиях; удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; документы о рождении и воспитании ребенка до 14-летнего возраста; документы о рождении ребенка, воспитании его до 6-летнего возраста, о признании ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом и т. п.;

6) ходатайство (направление) о досрочном выходе на пенсию (для назначения пенсии в соответствии со ст. 49 Закона о занятости населения);

7) документ уполномоченного органа РФ о том, что лицу не назначалась пенсия по месту жительства на территории АРК и г. Севастополя (для назначения пенсии гражданам, проживающим на территории АРК и г. Севастополя).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении других видов пенсии, см. в разд. ІІ Порядка № 22-1.

 

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ

 

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 22-1 должностное лицо в 10-дневный срок со дня получения заявления о назначении пенсии оформляет все необходимые документы и направляет их в орган, назначающий пенсию, по местонахождению предприятия или по месту жительства (регистрации) лица, либо передает документы работнику для их подачи им в такой орган.

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть поданы как в оригиналах, так и в копиях, удостоверенных нотариально или администрацией предприятия, подающего документы для назначения пенсии, либо органом, назначающим пенсии. Документы о стаже, возрасте и заработной плате предоставляются только в оригинале. Однако в случаях, когда доказательством (подтверждением) стажа является трудовая книжка, предоставляется копия из нее, заверенная администрацией предприятия по месту последней работы или органом, назначающим пенсию.

Готовить документы для назначения пенсий рекомендуется предварительно, особенно в случаях, когда у работника отсутствуют те или иные необходимые документы, а их получение связано с определенными часовыми промежутками (например, подтверждение стажа предприятием, находящимся в другой стране СНГ, получение любых справок из госархива и т. п.).

Работникам отдела кадров целесообразно в начале каждого года на всех работников, которые в будущем году достигают пенсионного возраста, на основании личных карточек работников (форма № П-2) и их трудовых книжек составить специальные списки со внесением сведений в хронологическом порядке по дате рождения работников.

Заявления лиц о назначении пенсии регистрируются в журнале регистрации решений органа, назначающего пенсию. Должностному лицу органом, назначающим пенсию, выдается расписка с указанием даты приема заявления, а также перечня полученных и отсутствующих документов, которые необходимо подать в 3-месячный срок со дня приема заявления (о них читайте дальше). Копия расписки хранится в пенсионном деле (абз. 3 п. 4.1 Порядка № 22-1).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше