Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Товстопят Юрий

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСБЮДЖЕТ-2014: НЕТ ДЕНЕГ НА ПРОВЕРКИ

Если уже «затягивать пояса», то всем и вся. Вот и на проверках, которые проводят контролирующие органы, решили сэкономить. Тем лучше! По крайней мере, для предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП, на проверки которых и направлено это новшество.

Если субъект хозяйствования все же желает, чтобы его проверили — не проблема. По его заявке это можно сделать. В других же случаях понадобится разрешение КМУ.

Правда, как и из каждого правила, в этот раз тоже есть исключение. Это — проверки, которые проводит ГФСУ. Их, как и ранее, будут выполнять в соответствии с действующими нормами НК.

Такие изменения стали возможны благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII. Документ вступил в силу 16.08.2014 г.

Кстати, если уже КМУ поручили выдавать разрешение на проведение проверок, то делать он это должен не наугад, а согласно установленному порядку. Как сообщил Министр КМУ О. Семерак, соответствующий механизм уже утвержден отдельным постановлением КМУ, вот только на момент отправки нашего номера в печать его текст пока не был доступным для широкой общественности.

Но если вы думаете, что это  все изменения, внесенные в госбюджет-2014, то ошибаетесь. На КМУ возложена еще одна важная обязанность — утверждать особый порядок проведения индексации доходов населения. Согласно новым «правилам игры» индексацию будут проводить в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета ПФУ и других фондов общеобязательного государственного социального страхования на 2014 год.

Что это значит? Скорее всего, то, что об индексации в старом виде придется забыть, ведь понятно, что в это нелегкое время финансовых возможностей для того, чтобы ее провести, недостаточно. Но что гадать? Появится соответствующее постановление КМУ — и мы обязательно ознакомим вас с ним. Но, к сожалению, уже не в этом номере издания.

 

НБУ ВЕЛИТ ЭКСПОРТЕРАМ ПРОДАВАТЬ ВСЮ ИНВАЛЮТУ

Да, вы все правильно прочитали. С 21.08.2014 г. сроком на 3 месяца продаже подлежит 100 % поступлений в иностранной валюте. Напомним, до этой даты была установлена пятидесятипроцентная норма обязательной продажи инвалюты. Касается это правило, как сообщает УНИАН, валютных доходов экспортеров — резидентов Украины. А введено оно постановлением НБУ от 20.08.2014 г. № 515.

Так что теперь «откладывать» иностранную валюту законно субъектам хозяйствования — экспортерам никак не удастся: ее придется в полном объеме продавать на межбанковском валютном рынке.

 

РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ: ДАЕШЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК?!

Скорее всего, уважаемые читатели, вы относитесь к той категории лиц, которые большинство своего рабочего времени проводят за работой на компьютере. Если так, то скажите: а вы получаете за это дополнительный отпуск?

Почему нас это интересует? Дело в том, что работникам, работающим на электронно-вычислительных и вычислительных машинах* и которым продолжительность ежегодного отпуска не определена другими нормативно-правовыми актами, должны предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за особый характер труда продолжительностью до 4 календарных дней. Этого требует п. 58 разд. XXII Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290.

О таких привилегиях напоминает Минсоцполитики в своем письме от 24.12.2013 г. № 152/13/82-13. Конкретная продолжительность таких отпусков должна быть установлена коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в соответствующих условиях.

Ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда предусмотрен законодательством и должен предоставляться в обязательном порядке.

Поэтому если вы портите свое зрение, а при этом еще и не получаете дополнительные дни отдыха, — делайте выводы.

 

МОБИЛИЗОВАННЫЕ РАБОТНИКИ: КАК ЗАПОЛНЯТЬ ОТЧЕТНОСТЬ?

На этот вопрос ответил ПФУ (письмо от 16.07.2014 г. № 18834/05-10). В частности, представители Фонда напомнили, что за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность. Кроме того, из бюджета компенсируют средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва. При этом внимание: независимо от подчиненности и формы собственности.

На выплаты, компенсирующие из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период ЕСВ не начисляют.

В письме вы сможете найти порядок заполнения таблицы 6 приложения 4 к отчету о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на обще-обязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов, утвержденному приказом Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 г. № 454. Кроме того, там же можно ознакомиться с примером, что, надеемся, позволит вам заполнить указанный отчет безошибочно!

 

КРЫМ, ДОНЕЦК, ЛУГАНСК, ДЛЯ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИЙ РАВНЯЙСЬ!

На период простоя в работе территориальных органов, находящихся в зоне АТО, изменено место обслуживания плательщиков налогов, — сообщает ГФСУ на своем официальном портале (http://sfs.gov.ua).

Информацию об изменении мест обслуживания плательщиков постоянно обновляют и обнародуют на сайте ГФСУ в разделе Главная →БАННЕР →Информация для Востока Украины.

ГФСУ напоминает, что в случае отсутствия у отдельных плательщиков возможности подавать в предельный срок налоговые декларации они могут обратиться в налоговый орган с заявлением о продлении предельных сроков подачи декларации.

В то же время сообщается, что услуги электронной цифровой подписи можно получить в представительствах АЦСК ИДД ГФСУ, расположенных в любых населенных пунктах Украины.

 

Перекраивание П(С)БУ: НА этот раз незначительное

Изменения в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 14.07.2014 г. № 754, скорее можно назвать уточняющими.

В частности, документом были изменены некоторые положения:

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39 (исправили номера строк отчетов по формам № 2-м и № 2-мс);

П(С)БУ 31 «Финансовые расходы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2006 г. № 415 (откорректировали пример 5
приложения 2).

Но самые весомые изменения, безусловно, внесли в П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 10.08.2000 г. № 193.

В частности, появилось положение о том, что операции в иностранной валюте при первоначальном признании отражаются в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса на начало дня, даты осуществления операции (даты признания активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов). Предприятие может отражать операции по безналичным расчетам в иностранной валюте в валюте отчетности в сумме, определенной в документах банка. При этом нужно учитывать особенности применения банком валютного курса на дату осуществления операции. То есть следить, не противоречит ли это требованиям налогового и таможенного законодательства в части применения валютного курса.

Определение курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте нужно проводить на дату баланса, а также на дату осуществления хозяйственной операции в ее пределах или по всей статье (в соответствии с учетной политикой). Для определения курсовых разниц на дату баланса нужно применять валютный курс на конец дня даты баланса. При определении курсовых разниц на дату осуществления хозяйственной операции следует применять валютный курс на начало дня даты осуществления операции. Предприятие может осуществить пересчет остатков на конец дня по монетарным статьям в иностранной валюте, по которым в течение дня осуществлялись хозяйственные операции с применением валютного курса, установленного на конец этого дня.

Кроме того, этот же документ внес изменения в Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 02.04.2014 г. № 372.

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ОБНОВЛЕНИЕ ФОРМ

В начале прошлого месяца вышел целый ряд приказов Госстата, которые призваны утвердить новые формы отчетов. Идет речь, в частности, о следующих приказах:

 

№ п/п

Название и номер приказа ГОСстатА

Формы отчетов, утвержденные приказом

КОГДА ВСТУПАЮТ В СИЛУ

1

2

3

4

1

«Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по статистике промышленности» от 05.08.2014 г. № 222

Отчет о производстве и реализации промышленной продукции (форма № 1П-НПП (годовая))

С отчета за 2014 год

Срочный отчет о производстве промышленной продукции (товаров, услуг) по видам (форма № 1-П (месячная))

С отчета за январь 2015 г.

2

«Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по статистике труда» от 05.08.2014 г. № 224

Отчет о количестве работников, их качественном составе и профессиональном обучении (форма № 6-ПВ (годовая))

Отчет о количественном и качественном составе государственных служащих и должностных лиц местного само-управления (форма № 9-ДС (годовая))

С отчета за 2014 год

Отчет по труду (форма № 1-ПВ (квартальная))

С отчета за I квартал 2014 г.

3

«Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по статистике капитальных инвестиций, строительства и инвестиционных проектов» от 05.08.2014 г. № 225

Капитальные инвестиции, выбытие и амортизация активов (форма № 2-інвестиції (годовая))

С отчета за 2014 год

Капитальные инвестиции (форма № 2-інвестиції (квартальная))

Информация об объекте, на который получен документ на выполнение строительных работ по новому строительству (форма № 1-буд (квартальная))

Отчет о принятом в эксплуатацию законченном строительством объекте (форма № 2-буд (квартальная))

Отчет предприятия о реализации инвестиционного проекта в специальной (свободной) экономической зоне или на территории приоритетного развития
(форма № 1-ІП (квартальная))

С отчета за январь — март 2015 г.

Отчет о выполнении строительных работ (форма № 1-кб (месячная))

С отчета за январь 2015 г.

4

«Об утверждении формы государственного статистического наблюдения № 1-РС (один раз в четыре года) «Отчет о расходах на содержание рабочей силы» от 07.08.2014 г. № 227

Отчет о расходах на содержание рабочей силы (форма № 1-РС (один раз в четыре года))

С отчета за 2014 год

 

Обратите внимание: эти формы придут на смену действующим сейчас, т. е. идет речь об обновлении, а не утверждении принципиально новых отчетов.

 

РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ: ПОКА ТОЛЬКО ПЛАНЫ

Но какие же смелые! Их внедрение в жизнь сделало бы систему налогообложения намного прозрачнее, именно поэтому слабовато верится в реализацию чего-то подобного.

Ознакомиться с Концепцией реформирования налоговой системы Украины можно на Правительственном портале (который находится по адресу http://www.kmu.gov.ua).

Сейчас же обратим ваше внимание на ключевые моменты.

1. Количество налогов планируют сократить с 22 до 9. При этом одни налоги отменят совсем, другие — трансформируют, некоторые — переведут из общегосударственных в местные.

2. Реформа обложения налогом на прибыль: налоговый учет планируют максимально сближать с бухучетом и финансовой отчетностью.

3. Налогообложение аграрного рынка также планируют реформировать.

4. Для НДФЛ и ЕСВ так и вообще предложили несколько моделей их реформирования (6 — для первого и 2 — для второго).

Кроме того, изменения планируют провести и в отношении администрирования налогов и финансовой децентрализации. Есть в Концепции также пункт, касающийся создания службы финансовых расследований, вот только недостаточно понятно, как она будет сосуществовать с тем органом, о котором пойдет речь в следующем блоке.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: БОРОТЬСЯ ПО-НОВОМУ?

Деятельность различных правоохранительных органов Украины по выявлению и расследованию преступлений в финансовой сфере является малоэффективной. Такая позиция авторов проекта Закона Украины «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществлении финансового контроля». Честно говоря, с ними (а конкретнее — с КМУ) трудно не согласиться.

Как же решить эту проблему? Законопроект предусматривает создать на базе подразделений налоговой милиции и борьбы по отмыванию доходов, полученных преступным путем, ГФСУ, Государственной финансовой инспекции Украины, подразделений Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины, противодействующих преступлениям в сфере экономики, специальный государственный орган. Это будет (если будет) центральный орган исполнительной власти, формирующий и реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями.

В условиях суровых реалий настоящего важным является то, что реализация законопроекта должна осуществляться в пределах расходов, предусмотренных в государственном бюджете на содержание органов, на базе которых будет создан новый центральный орган. То есть дополнительных расходов из государственного и местных бюджетов Украины принятие законопроекта за собой не повлечет.

Ожидания от этого проекта, прямо скажем, очень оптимистичные. Так, ожидается, что реализация законопроекта позволит:

— значительно уменьшить влияние теневой экономики на бюджет государства;

— предотвратить привлечение «грязных» средств в экономику страны;

— снять напряжение, сложившееся в отношениях между предпринимателями и различными органами, которым предоставлено право выявлять преступления в финансовой сфере.

Пожелаем же, чтобы все и в самом деле вышло так же радужно, как выглядит сейчас на бумаге.

 

НАЛОГ ДЛЯ МИРА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Его предлагают ввести для возрождения территорий, пострадавших от действий террористов и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Украины.

В чем суть запланированных изменений? Авторы проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о налоге для мира)» от 29.07.2014 г. № 4392а предлагают на период АТО:

— определить плательщиками мирного налога (далее — МП) плательщиков НДС, поскольку сбор такого налога является наиболее технологическим и не затратным;

— освободить от МП плательщиков НДС, находящихся на территории АТО, поскольку они больше всего пострадали от военных действий террористов;

— не предоставлять право на освобождение от уплаты МП плательщиками НДС, находящимися на территории АТО или на военном положении, в случае импорта ими товаров;

— определить объекты налогообложения, дату возникновения налоговых обязательств, базу налогообложения и налоговые периоды для МП по правилам, установленным для НДС;

— установить ставку МП на базе налогообложения НДС в размере 2 %.

Налогу, скорее всего, быть, а вот быть ли миру?

 

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ БУДУТ ПОВЫШАТЬ ЗА СЧЕТ…. КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ!?

По крайней мере, есть такие задумки. И выражены они в форме проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налогообложении валового дохода крупных предприятий для обеспечения обороноспособности Украины» от 23.07.2014 г. № 4355а.

Крупными предприятиями согласно проекту признают предприятия, у которых:

— среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 человек;

— объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 100 млн грн.

Как же планируют их облагать налогом? Все достаточно просто: авторы законопроекта предлагают ввести ежемесячный специальный налог с валового дохода крупных предприятий, который можно будет включать в состав расходов. Его будут исчислять по ставке налога 0,25 % от объема валового дохода плательщика налога за отчетный период.

Что-то подсказывает, что не все проекты, направленные на повышение обороноспособности, будут воплощены в жизнь. Что же будет в действительности — вскоре узнаем!

 

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА НЕ ЗА ГОРАМИ?

По крайней мере, так кажется, если ознакомиться с революционно новым документом — Пенсионным кодексом Украины (пока еще находится на стадии проекта).

Что же именно планируют реформировать? Главными, по нашему мнению, являются следующие инициативы авторов этого документа:

— заменить ряд законов и отдельные нормы некоторых нормативных документов единым систематизированным, унифицированным законодательным актом, который бы регулировал правоотношения в сфере пенсионного обеспечения всех категорий граждан, — Пенсионным кодексом Украины;

— отменить повышение пенсионного возраста и минимального стажа, необходимого для назначения пенсий, установленных в соответствии с так называемой пенсионной реформой;

— отменить излишние льготы народных депутатов Украины, судей;

— изменить порядок расчета максимального и минимального размеров пенсии. В частности, максимальный размер пенсии законопроектом ограничить пятью минимальными пенсиями по возрасту. В то же время минимальную пенсию предлагают увеличить до двух с половиной прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Надеемся, что принятие документа не будет тянуться долго и приведет-таки к восстановлению социальной справедливости.

Теги новости
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше