ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИЦЕНЗИЯ?
В первую очередь определим, что представляет собой предмет нашего разговора. Так, лицензия — это документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока в случае его установления КМУ при условии выполнения лицензионных условий (абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о лицензировании). Особое внимание просим обратить на последнюю фразу приведенного определения. Выполнение лицензионных условий является ключевым фактором осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.
Лицензионные условия представляют собой нормативно-правовой акт, положения которого устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. В лицензионные условия по видам хозяйственной деятельности, для осуществления которых необходимы специальные знания, включаются также квалификационные требования к работникам субъектов хозяйствования — юридических лиц и (или) к ФЛП. В случае, если для осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, необходимы особые требования о зданиях, помещениях, оборудовании, других технических средствах, такие требования также включаются в лицензионные условия. Лицензионные условия устанавливаются отдельно для каждого вида или группы видов хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.
Субъекта хозяйствования, получившего лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, называют лицензиатом.
Уполномоченным на выдачу лицензий является орган лицензирования — орган исполнительной власти, определенный КМУ, уполномоченный законом государственный коллегиальный орган, специально уполномоченный исполнительный орган советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности. Какой конкретно орган уполномочен на осуществление лицензирования, зависит от вида хозяйственной деятельности. Исчерпывающий перечень таких органов приведен в Перечне № 1698.
В общем случае лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности выдается на неограниченный срок (ч. 4 ст. 14 Закона о лицензировании). Однако КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования может ограничивать срок действия лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, но этот срок не может быть менее 5 лет. Так, ограниченным срок действия лицензии является, например, для строительной деятельности (5 лет), для оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (5 лет), для деятельности в сфере электроэнергетики (устанавливается НКРЭ) и т. п.
Хозяйственная деятельность осуществляется на основании лицензии:
— выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти или государственный коллегиальный орган, — на всей территории Украины;
— выданной органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган советов, — на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Обратите внимание на то, что лицензиат — юридическое лицо на каждый филиал, другое обособленное подразделение, где соответствующий лицензиат будет осуществлять указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности, а лицензиат ФЛП — на каждое место осуществления хозяйственной деятельности, должен получить удостоверенную органом лицензирования копию лицензии* (ч. 7 ст. 14 Закона о лицензировании).
* Плата за получение каждой копии лицензии составляет 1 ннмдг — 17 грн. (ч. 8 ст. 14 Закона о лицензировании).
А теперь пора подробнее поговорить о видах хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАщие ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
Полный перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в ст. 9 Закона о лицензировании. Этот перечень достаточно объемный. В частности, к таким видам деятельности относятся: банковская деятельность; деятельность по предоставлению финансовых услуг; внешнеэкономическая деятельность; производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями; строительная деятельность; предоставление услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом; туроператорская деятельность и т. п.
Обратите внимание, что с 26.04.2014 г. из перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, исключены сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья. Тем временем в новой редакции п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании указано, что хранение (накопление) СХ образованных им опасных отходов не подлежит лицензированию, если в течение года со дня образования опасные отходы передаются субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.
Отметим, что на данный момент ВРУ в первом чтении принят проект нового Закона о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности (законопроект № 4743). Так вот, в нем его авторы немного подсократили перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Они убрали те виды деятельности, которые не несут угрозы здоровью человека, для окружающей среды и безопасности государства, внедрение которых не дало положительных результатов ни в одной сфере общественных отношений или имеет коррупционные признаки. В частности, они лишили необходимости лицензирования внешнеэкономическую деятельность, производство ветеринарных медикаментов и препаратов, а также оптовую и розничную торговлю ими, торговлю пестицидами и агрохимикатами, заготовку, переработку и металлургическую переработку металлолома цветных и черных металлов, сбор, первичную обработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней и т. п. Что же, увидим, выдержит ли этот законопроект все перипетии, ожидающие его в зале ВРУ, и будет ли в конечном итоге принят в целом и подписан Президентом. Ну а пока будем ожидать и придерживаться действующих сегодня норм Закона о лицензировании.
КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ?
Приведем порядок получения лицензии схематически (см. с. 21).
Документы, подаваемые для получения лицензии
То, что обязательно должен подать СХ в орган лицензирования для получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, — это заявление о выдаче лицензии. Форма заявления устанавливается отдельно для каждого вида деятельности. Но выдачи какой бы лицензии ни касалось заявление, оно обязательно должно содержать следующие данные:
1) сведения об СХ-заявителе:
а) для юридического лица:
— наименование;
— местонахождение;
— банковские реквизиты;
— идентификационный код;
б) для ФЛП:
— Ф. И. О.;
— данные паспорта гражданина Украины (серия, номер паспорта, кем и когда выдан, местожительство);
— номер учетной карточки плательщика налогов;
2) вид хозяйственной деятельности (указан полностью или частично), на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию.
Если у заявителя — юридического лица есть филиалы, другие обособленные подразделения, по месту которых будет осуществляться заявленная деятельность, или у ФЛП есть несколько мест осуществления деятельности, в заявлении обязательно указывается их местонахождение.
Имейте в виду, что заявление СХ орган лицензирования может оставить без рассмотрения. Правда, об этом орган лицензирования должен уведомить заявителя в письменной форме с указанием оснований, по которым заявление осталось без рассмотрения в сроки, предусмотренные для выдачи лицензии (см. схему на с. 21). Такими основаниями являются (ч. 8 ст. 10 Закона о лицензировании):
— представление (подписание) заявления лицом, не имеющим на это полномочий;
— оформление документов с нарушением требований ст. 10 Закона о лицензировании;
— отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей сведений о заявителе или наличие сведений о пребывании юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывании ФЛП в состоянии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации его прекращения (государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП).
После устранения причин, ставших основанием, по которому заявление о выдаче лицензии осталось без рассмотрения, заявитель может повторно подать такое заявление о выдаче лицензии.
Для отдельных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, прилагаются также и другие документы. Исчерпывающий перечень таких документов для каждого вида хозяйственной деятельности содержится в Перечне № 756.
В случае изменения данных, указанных в документах, которые прилагались к заявлению о выдаче лицензии, лицензиат должен уведомить обо всех таких изменениях орган лицензирования. Для этого ему нужно в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений подать в орган лицензирования соответствующее уведомление в письменной форме вместе с документами или их нотариально удостоверенными копиями, подтверждающими указанные изменения (ч. 1 ст. 17 Закона о лицензировании).
Плата за лицензию
Из схемы, приведенной на с. 21, видно, что без внесения СХ платы за выдачу лицензии и предоставления органу лицензирования документа, подтверждающего внесение такой платы, получить эту лицензию он не может.
Размер платы за получение лицензии составляет 1 размер МЗП, установленной на дату принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии (абз. 3 п. 11 постановления № 1755). Поскольку в 2014 году МЗП установлена в одном размере в течение всего года, а именно в сумме 1218 грн., то таким же будет и размер платы за получение лицензии в течение всего 2014 года. Что нам приготовят законодатели в следующем году, мы, надеемся, узнаем уже в конце этого злосчастного года.
Заметьте, что за выдачу копии лицензии плата взимается в размере 1 ннмдг — 17 грн. (ч. 8 ст. 14 Закона о лицензировании).
Имейте в виду, что для некоторых видов деятельности специальными нормативными документами установлены особые размеры платы за получение лицензии. Например, чтобы получить лицензию на производство алкогольных напитков, нужно ежегодно вносить плату в размере 780 грн. (ч. 1 ст. 4 Закона № 481).
ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Необходимость переоформления лицензии может возникнуть в следующих случаях (ч. 1 ст. 16 Закона о лицензировании):
— изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени, отчества ФЛП;
— изменение местонахождения юридического лица или местожительства ФЛП;
— изменения, связанные с осуществлением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности.
Процесс переоформления лицензии предлагаем рассмотреть на схеме, приведенной на с. 23.
Обратите внимание, что за переоформление лицензии придется внести плату в размере 5 ннмдг (85 грн.).
Лицензиат, подавший заявление и соответствующие документы о переоформлении лицензии, может осуществлять свою деятельность на основании справки о приеме заявления о переоформлении лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности (ч. 9 ст. 16 Закона о лицензировании).
АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Аннулирование лицензии может быть осуществлено как по доброй воле лицензиата, так и против нее. Если быть точными, то основаниями для аннулирования лицензии на осуществление определенных видов деятельности являются (ч. 1 ст. 21 Закона о лицензировании):
1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;
2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;
3) наличие в ЕГРПОУ сведений о пребывании юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывание ФЛП в состоянии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации его прекращения (государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП);
4) копия свидетельства о смерти ФЛП, удостоверенная должностным лицом соответствующего органа лицензирования или нотариально;
5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных СХ для получения лицензии;
6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;
7) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;
8) акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности;
9) акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.
Список великоват, не правда ли? Поэтому, если вам дорога ваша лицензия, не допускайте возникновения нежелательных оснований для ее аннулирования, потому что вы и глазом не успеете моргнуть, как потеряете законную возможность осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию.
Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления вышеприведенных оснований. Лицензиату же такое решение вручается (направляется) не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований аннулирования. Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 30 дней со дня его принятия. Это не касается решений об аннулировании лицензий, принятых согласно поданному заявлению лицензиата об аннулировании лицензии, и в случае смерти лицензиата (ФЛП), которые вступают в силу со дня их принятия. В течение этого срока лицензиат имеет шанс подать жалобу в экспертно-апелляционный совет. В таком случае действие решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования. После окончания указанного 30-дневного срока обжаловать решение органа лицензирования об аннулировании лицензии можно только в судебном порядке.
В случае принудительного аннулирования лицензии по приведенным выше основаниям 2, 5, 6 и 7 субъект хозяйствования может получить новую лицензию на право осуществления этого вида хозяйственной деятельности только не ранее чем через год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии (ч. 7 ст. 21 Закона о лицензировании).
В конце отметим, что за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения надлежащей лицензии или с нарушениями правил лицензирования законодатель не поскупился на обильные штрафы. За это, в первую очередь, должностным лицам СХ и физическим лицам — субъектам хозяйствования грозит административная и даже уголовная ответственность, а самим СХ в определенных случаях — административно-хозяйственная ответственность. Поэтому не пренебрегайте правилами лицензирования, в частности теми, о которых вы узнали сегодня из нашей статьи, и все у вас будет в порядке!
Использованные документы и сокращения
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ.
Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.
Перечень № 1698 — Перечень органов лицензирования, утвержденный постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698.
Перечень № 756 — Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.2001 г. № 756.
Постановление № 1755 — постановление КМУ «О сроке действия лицензии на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.
ВРУ — Верховная Рада Украины.
КМУ — Кабинет Министров Украины.
МЗП — минимальная заработная плата.
НКРЭ — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере электроэнергетики.
Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.
СХ — субъект хозяйствования.
ФЛП — физическое лицо — предприниматель.