Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Организация труда водителей

Чернышова Наталья, Петрищева Алена, Товстопят Юрий
Налоговый кодекс Сентябрь, 2014/№ 18
Печать

В настоящее время практически каждый работодатель использует наемный труд водителей. В связи с этим знание правил организации труда этой категории работников является просто необходимым. Этими знаниями мы и хотим поделиться с вами в этом разделе тематического номера.

 

Присвоение водителям квалификации

 

Управление автомобилем требует от человека определенного мастерства, и у каждого водителя уровень этого самого мастерства разный. Критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей является квалификация определенного класса.

Вновь принятый работник считается водителем III класса. В процессе работы на предприятии ему может быть присвоена квалификация ІІ, а затем І класса. Но это не всегда так. Руководитель предприятия по своему усмотрению может оставить за работником-водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы. Например, на предыдущем месте работы водителю была присвоена квалификация ІІ класса. По правилам, устраиваясь на новое место работы, он считается водителем ІІІ класса, но руководитель может посчитать необходимым оставить за работником ранее полученную им на предыдущем месте работы квалификацию ІІ класса. Однако, заметьте, это не является его прямой обязанностью (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан, однако в Справочнике квалификационных характеристик можно найти условия, при которых водителю может быть присвоен тот или иной класс. Так, согласно этому документу для присвоения:

II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление ТС категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса на данном предприятии не менее трех лет;

I класса — разрешение на управление ТС категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на данном предприятии не менее двух лет.

Обратите внимание, что в непрерывный страж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включается работа водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством.

Присваивается классность водителю во время квалификационной аттестации квалификационной комиссией, которая должна быть создана на предприятии. Подробно процедуру присвоения квалификации, а также состав квалификационной комиссии следует прописать в специальном внутреннем документе, например, Положении о присвоении классности водителям.

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Основания для такого понижения следует указать в Положении о присвоении классности водителям.

Решение квалификационной комиссии (повышение или понижение класса квалификации) утверждается приказом руководителя предприятия с внесением записи в трудовую книжку.

На предприятии могут быть установлены надбавки к заработной плате водителя за классность. Размер таких надбавок хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (Положении об оплате труда) исходя из своих финансовых возможностей.

 

Медосмотры водителей

 

Водители принадлежат к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться, поскольку их работа требует повышенного внимания и напряжения. Какие мед-осмотры должны проходить водители, а также особенности их проведения вы можете увидеть в таблице на с. 42.

 

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Документ, который выдается

Предварительный

Перед поступлением на работу

В заведении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством* (далее – Медицинская справка)

Периодический

Периодически:

— для водителей в возрасте до 55 лет (включительно) – 1 раз в 10 лет;

— для водителей в возрасте от 56 до 75 лет – 1 раз в 3 года;

— для водителей от 76 лет – 1 раз в год;

— для водителей, которые перевозят пассажиров и грузы (независимо от возраста) – 1 раз в год

Ежесменный предрейсовый

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного у перевозчика

В специально отведенном для этого помещении** врачами лечебного профиля и/или медработниками*** в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:

— в Журнал по форме, приведенной в приложении 3 к Положению № 65/80;

— в путевой лист работника (при его наличии)

Ежесменный послерейсовый

В случае обнаружения водителем, трудоустроенным у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

Внеочередной

По направлению работодателя-перевозчика на основании данных о постоянном ухудшении здоровья водителя или обнаружения признаков заболевания или недостатка, вошедшего в Перечень № 299

В заведении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Психиатрический

предварительный – перед приемом на работу;

периодический — в период работы 1 раз в 2 года

В государственных и коммунальных психиатрических учреждениях (учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты) по месту жительства водителя врачом-психиатром

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по ф. № 122-2/о, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 12

Наркологический

первичный – перед принятием на работу;

периодический – в процессе работы 1 раз в 2 года

В наркологическом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

* Форма справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80 и в ней, среди прочего, медицинской комиссией указывается способность водителя управлять соответствующей категорией ТС и срок ее действия. При принятии на работу, связанную с управлением ТС, водитель обязан предъявить эту справку работодателю.

** Такое помещение должно быть оснащено в соответствии с табелем, приведенным в приложении 2 к Положению № 65/80.

*** Под медработниками здесь подразумеваются младшие медицинские работники с медицинским образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело».

 

Если в результате предварительного, периодического или внеочередного медосмотра у водителя обнаружено заболевание или недостаток в соответствии с Перечнем № 299, то ему противопоказано управлять ТС соответствующей категории.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, то он к управлению ТС не допускается. Также водитель отстраняется от управления ТС, если он находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Водители, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляются для дообследования в заведение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то такой водитель по представлению медработника направляется перевозчиком на внеочередной медицинский осмотр (о нем см. таблицу на с. 42).

По окончании месяца медработник анализирует результаты проведенных им ежесменных предрейсовых и послерейсовых осмотров, причины отстранения от работы водителей и доводит их до сведения перевозчика. В свою очередь, перевозчик, рассматривая предоставленные ему результаты медосмотров, должен обращать особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, которые на момент отстранения находились в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.

Имейте в виду: прохождение медицинских, в том числе психиатрического и наркологического, осмотров, является обязательным для всех водителей. Обратите внимание, что в период прохождения таких осмотров за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ч. 4 ст. 17 Закона № 2694).

Одним из залогов хорошего самочувствия водителей является сбалансированный режим их работы и отдыха. Об этом и пойдет речь далее.

 

Режим работы и отдыха водителей

 

Как вы, наверное, знаете, законодатель уделяет отдельное внимание нормам рабочего времени работников в главном «трудовом» документе — КЗоТ. Однако ввиду специфики трудовой деятельности водителей, нормы рабочего времени и времени отдыха для этой категории работников дополнительно изложены в отдельном Положении № 340. Обратите внимание, что это Положение распространяется исключительно на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами.

 

Рабочее время водителей

Учет рабочего времени в зависимости от условий работы водителя может быть поденный, еженедельный или суммированный. Он осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени.

Какова же нормальная продолжительность рабочего времени водителей? Лучше всего нам это покажет таблица, приведенная ниже.

 

Период

При 5-дневной рабочей неделе

При 6-дневной рабочей неделе

В неделю*

Не более 40 часов

В день (смену)

Определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем по согласованию с профсоюзом (профсоюзным представителем), с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели**

Не более 7 часов, накануне выходных – не более 5 часов

В день (смену) накануне праздничных и выходных дней

Сокращается на один час от установленной продолжительности рабочего времени в день

В день (смену) при работе в ночное время***

В день в случае суммированного учета рабочего времени****

Не более 10 часов с учетом того, что продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное количество рабочих часов

* Неделя — период времени от 00:00 в понедельник до 24:00 в воскресенье.

** Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день (смена) с разделением на две части, каждая из которых не должна превышать 4 часов с учетом времени, необходимого для возврата на место стоянки. Перерыв между частями смены должен быть не меньше 2 часов без учета времени на отдых и питание.

*** Ночное время — период суток с 22:00 до 06:00.

**** Введение суммированного учета рабочего времени допускается, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Установить суммированный учет можно только по согласованию с профсоюзом (профсоюзным представителем).

 

В случае невозможности нормирования времени трудового процесса для водителей легковых автомобилей может быть установлен ненормированный рабочий день. Имейте в виду, что работа сверх нормальной продолжительности для таких водителей сверхурочной считаться не будет, а значит, и оплата переработанного времени производиться не должна.

Работодатель должен указать перечень профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день, в коллективном договоре (письмо Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13).

На водителей, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии режим рабочего времени. Рабочее время таких работников учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

В исключительных случаях (ч. 3 ст. 62 КЗоТ) с разрешения профсоюза и с учетом ограничений, установленных ст. 63 КЗоТ, работодатель может привлечь работников к сверхурочным работам — работам сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены). Но! Такие работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 2.11 Положения № 340). Исключением являются случаи наступления непредвиденных обстоятельств (технической неисправности ТС, остановки движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятных погодных условий и др.).

Водителя ТС также могут привлечь к работе в праздничные и нерабочие дни, но только в случае, если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. А вот к работе в выходные дни работники допускаются только в исключительных случаях, приведенных в ч. 2 ст. 71 КЗоТ. На работу водителей в выходные, праздничные и нерабочие дни должно быть разрешение профсоюза (профсоюзного представителя).

 

Время отдыха водителей

В награду за добросовестный труд водители получают право на заслуженный отдых. Продолжительность отдыха водителей установлена в том же Положении № 340. Предлагаем вам ознакомиться с этим в таблице ниже.

 

Вид отдыха

Когда возникает право на отдых

Продолжительность отдыха

Перерыв в работе

Через каждые 4 часа управления ТС

Не менее 45 минут*

Ежедневный (между сменный) отдых

В течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня (смены)

Не менее 10 последовательных часов

Не менее 8 последовательных часов — если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя

Не менее 8 последовательных часов – в отдельные периоды при суммированном учете рабочего времени**

Еженедельный отдых

В течение недели

2 выходных дня – при 5-дневной рабочей неделе

1 выходной день – при 6-дневной рабочей неделе

Отдых в праздничные (нерабочие) дни

Во время праздничных (нерабочих) дней, установленных ст. 73 КЗоТ

Полный праздничный (нерабочий) день***

* Допускается замена такого перерыва перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после него, но с учетом общеустановленных требований. Если после 4-часового управления ТС наступает период ежедневного (междусменного) отдыха водителя, перерыв в работе для отдыха и питания не устанавливается.

** Рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.

*** Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, то последний переносится на следующий после праздничного или нерабочего день.

 

Кроме того, водители имеют право на ежегодный основной отпуск общей продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, исчисляемый со дня заключения трудового договора с работником (ст. 75 КЗоТ, ст. 6 Закона об отпусках). В отдельных случаях водители имеют право также на ежегодный дополнительный отпуск за:

— работу с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 76 КЗоТ, ст. 7 Закона об отпусках);

— за особый характер труда (ст. 76 КЗоТ, ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц