Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Доставка работников автомобильным транспортом предприятия

Чернышова Наталья, Петрищева Алена, Товстопят Юрий
Налоговый кодекс Сентябрь, 2014/№ 18
Печать

Некоторые предприятия, особенно те, которые расположены далеко от мест остановок общественного транспорта, доставляют своих работников к месту работы и обратно собственным автомобильным транспортом за свой счет. В этом разделе номера рассмотрим учетные последствия такого благодеяния. Также остановимся на вопросе необходимости лицензирования мероприятий по перевозке работников предприятия.

 

Последствия для налогового учета

 

Налог на прибыль

Осуществляя доставку работников на работу / с работы за собственный счет, предприятию, конечно же, не обойтись без расходов. В случае доставки работников служебным транспортом в качестве таких расходов будут выступать амортизация автомобиля, зарплата водителя (а также сумма ЕСВ в части начислений), стоимость содержания и ремонта автомобиля, оформления разрешительных документов, страхования, ГСМ.

Ни для кого не секрет, что одной из главных предпосылок для формирования расходов в налоговом учете является их связь с хозяйственной деятельностью предприятия. Связана ли доставка работников на работу с хоздеятельностью предприятия?

Очевидно, что да, ведь она осуществляется не для удовлетворения прихотей работников, а для своевременного начала работы. Фискалы с этим, в принципе, тоже соглашаются, но с условием, что необходимость доставки работников на работу предусмотрена коллективным и трудовым договорами (см. разъяснение, приведенное в подкатегории 102.07.04 ЗІР). Документами, подтверждающими связь такого вида перевозки с хозяйственной деятельностью предприятия, являются соответствующий приказ руководства предприятия, путевые листы и т. п.

В зависимости от того, для какой категории работников организуется перевозка, расходы на ее осуществление попадут в состав таких расходов: себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) (строка 05.1 Декларации по налогу на прибыль), административных расходов (строка 06.1 Декларации по налогу на прибыль) или расходов на сбыт (строка 06.2 Декларации по налогу на прибыль). Если же доставка на работу / с работы действует в отношении всех работников, то расходы на доставку наиболее оптимально распределить между всеми приведенными выше видами расходов в соответствии с установленным на свое усмотрение критерием. В качестве последнего, к примеру, может выступить удельный вес числа работников соответствующего направления (рабочие, администрация, сбыт) в их общем числе.

 

НДС

Если предприятие для осуществления доставки работников на работу / с работы приобретает товары (работы, услуги) у других лиц (например, приобретает ГСМ, нанимает перевозчика и т. п.), то право на налоговый кредит оно имеет на общих основаниях. То есть для реализации права на налоговый кредит должны быть соблюдены такие условия:

— связь с хозяйственной деятельностью предприятия;

— использование в налогооблагаемых операциях;

— наличие корректно оформленной налоговой накладной.

А вот налоговых обязательств у предприятия не будет.

 

НДФЛ

Доставляя работников бесплатно на работу / с работы, работодатель как бы предоставляет им бесплатную услугу. В свою очередь, бесплатно полученные товары (работы, услуги) согласно п.п. «е» п.п. 164.2.17 НК включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход лица как дополнительное благо. Стоимость таких услуг, определенная по правилам обычной цены, должна облагаться НДФЛ. Но! Поскольку доставка работников, как правило, не персонифицирована, стоимость такой доставки не может рассматриваться как объект обложения НДФЛ.

А вот с зарплаты водителя, осуществляющего доставку работников на работу / с работы, удержать НДФЛ, конечно, придется на основании п.п. 164.2.1 НК. В Налоговом расчете по форме № 1ДФ заработная плата, напомним, отражается с признаком дохода «101».

 

ЕСВ

С ЕСВ похожие дела. Как известно, для предприятий­работодателей объектом обложения ЕСВ является заработная плата по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, а также суммы вознаграждения физлицам за выполнение работ (оказание услуг) по ГПД (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ). Дополнительное благо работника в виде бесплатной его доставки на работу /с работы сюда, как вы понимаете, совсем не вписывается, поскольку согласно Инструкции № 5 не попадает в состав заработной платы. Таким образом, стоимость услуги по доставке работников на работу / с работы в базу обложения ЕСВ не включается.

А вот заработная плата водителя подлежит обложению ЕСВ (в части начислений и удержаний) на общих основаниях, регламентированных все тем же п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ.

 

Отражение в бухгалтерском учете

 

Расходы на доставку работников на работу / с работы в бухгалтерском учете, как и в налоговом, попадут на определенные «расходные» счета в соответствии с характером занятости работника. Так, расходы на доставку работников, занятых производством, списываются в дебет счета 90 «Себестоимость реализации» (на соответствующие субсчета) через счета 23 «Производство» и 91 «Общепроизводственные расходы» (в части нераспределенных постоянных общепроизводственных), административно-управленческого персонала — на счет 92 «Административные расходы», а работников службы сбыта — на счет 93 «Расходы на сбыт».

 

Лицензирование

 

Деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом согласно п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании подлежит лицензированию. Об этом говорит и ч. 4 ст. 9 Закона об автотранспорте. Значит ли это, что для того, чтобы осуществлять перевозку работников предприятия на работу и с работы, нужно иметь на это соответствующую лицензию? Не думаем. Ведь оба закона говорят именно о предоставлении услуг по перевозке пассажиров автотранспортом. В свою очередь, под услугой по перевозке пассажиров понимается перевозка пассажиров транспортными средствами на договорных условиях с заказчиком услуги за плату (абз. 53 ст. 1 Закона об автотранспорте). Ни договора, ни платы в ситуации с доставкой работников служебным транспортом нет, а значит, данная операция не считается услугой по перевозке пассажиров в понимании Закона об автотранспорте. Таким образом, получать лицензию для осуществления доставки работников на работу / с работы предприятию не нужно.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц