Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка подачи электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Редакция ОТ
Постановление от 26.02.2009 г. № 16

ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ УКРАИНЫ

Об

утверждении Порядка подачи электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Постановление от 26.02.2009 г. № 16

 

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 части седьмой, частей восьмой, двенадцатой статьи 17 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» правление Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины постановляет:

1. Разрешить исполнительный дирекции Фонда и ее рабочим органам принимать электронные отчеты от страхователей.

2. Утвердить Порядок подачи электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (прилагается).

3. Исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины подготовить Регламент работы с электронными отчетами в исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и ее рабочих органах.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполнительную дирекцию Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Заместитель Председателя правления В. Иванкевич

 

 

Утвержден постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 26.02.2009 г. № 16

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ В РАБОЧИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ УКРАИНЫ

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», а также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 г. № 1452.

1.2. Настоящий Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при подаче Страхователями электронных отчетов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд).

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

Средство криптографической защиты информации

— программное, аппаратно-программное, аппаратное или другое средство, предназначенное для криптографической защиты информации, в том числе наложение и проверка электронной цифровой подписи, имеющей сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации.

Отчет

— документальные сведения, которые создаются и подаются Страхователями в сроки, в порядке и по форме, установленным Фондом.

Электронный отчет

— отчет, который формируется Страхователем с помощью специализированного программного обеспечения и подается им в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в соответствии с настоящим Порядком.

Электронный документ в системе подачи электронных отчетов

— электронный отчет и электронная квитанция, включая обязательные реквизиты электронного документа.

Формат электронного отчета (квитанции)

— формализованное описание состава и структуры данных отчета или квитанции, включая описание электронной цифровой подписи, делающих отчет или квитанцию электронными документами, пригодными для обработки электронными средствами системы электронной отчетности.

Подача электронных отчетов

— определенная настоящим Порядком последовательность действий субъектов электронной отчетности, направленных на направление и получение электронных отчетов в рамках системы электронной отчетности.

Электронная квитанция

— сообщение об определенном электронном отчете, сформированное в соответствии с форматом электронной квитанции в системе электронной отчетности.

Система электронной отчетности

— совокупность организационно-правовых мероприятий и электронных средств субъектов электронной отчетности, обеспечивающая подачу электронных отчетов.

Субъекты электронной отчетности

— Страхователи, Операторы, Центр обработки электронных отчетов, рабочие органы исполнительной дирекции Фонда, Аккредитованные центры сертификации ключей, являющиеся отдельными участниками системы электронной отчетности.

Специализированное программное обеспечение

— программное обеспечение, предназначенное для создания, передачи и обработки электронных документов в соответствии с настоящим Порядком.

Страхователи

— работодатели и другие юридические или физические лица, которые в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд и Инструкцией о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 г. под № 867/14134, обязаны подавать отчеты в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.

Центр обработки электронных отчетов

— структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда, выполняющее функции информационно-технического администратора Архива электронных документов в системе электронной отчетности.

Квитанция о направлении электронного отчета (далее — первая квитанция)

— электронная квитанция, которая создается Оператором электронной отчетности с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время направления (ненаправления) электронного отчета от Страхователя.

Квитанция о получении электронного отчета (далее — вторая квитанция)

— электронная квитанция, которая создается Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов и подачи его в соответствующие рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.

Квитанция о приеме (неприеме) электронного отчета (далее — третья квитанция)

— электронная квитанция, которая создается Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время доставки и приема (неприема) электронного отчета соответствующим рабочим органом исполнительной дирекции Фонда.

Архив электронных документов

— централизованное хранилище электронных отчетов и электронных квитанций, которое находится в Центре обработки электронных отчетов и предназначено для регистрации, накопления и многоразового использования данных из электронных отчетов в автоматизированной информационной системе Фонда.

Оператор электронной отчетности (далее — Оператор)

— юридическое лицо, которое на договорных началах предоставляет услуги, в том числе по обмену электронными документами в системе электронной отчетности между Страхователями, Центром обработки электронных отчетов и Аккредитованными центрами сертификации ключей в соответствии с настоящим Порядком и отвечает техническим и квалификационным требованиям к Оператору, определенным исполнительной дирекцией Фонда.

1.4. Другие термины применяются в значениях, приведенных в законах Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О телекоммуникациях», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

 

2. Общие требования к электронным документам в системе электронной отчетности

2.1. Электронные документы (электронный отчет, первая квитанция, вторая квитанция) передаются между субъектами электронной отчетности только с наложенной электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП).

2.2. Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), сформированные и поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству Украины являются оригиналами и имеют юридическую силу.

2.3. Форматы электронных документов определяются исполнительной дирекцией Фонда и подлежат обнародованию.

 

3. Система электронной отчетности

3.1.

Отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в районах, городах или районе в городе, где Страхователь находится на учете, может быть подан (направлен):

на бумажных носителях;

в электронном формате через Оператора с помощью программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного отчета в течение двух часов.

3.2. Подача отчетов на бумажных носителях регулируется нормами Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 г. под № 867/14134.

3.3. Подача Страхователем отчетов в электронном формате осуществляется по его инициативе в соответствии с требованиями настоящего Порядка и действующего законодательства.

Подача электронного отчета в соответствии с настоящим Порядком предоставляет Страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.

Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу и могут использоваться в качестве доказательства в суде или ходе рассмотрения споров в досудебном порядке.

3.4. Рабочие органы исполнительной дирекции Фонда обеспечивают обнародование информации о возможности подачи электронных отчетов, порядке их подачи, адресах и контактных телефонов Операторов.

Вопросы организационно-технического характера функционирования системы электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными регламентами (протоколами).

3.5. После заключения договора со Страхователем Оператор информирует об этом рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в районе, городе или районе в городе, где Страхователь находится на учете как плательщик страховых взносов.

3.6. Электронный отчет подается Страхователями с помощью информационно-телекоммуникационных систем Оператору, который проверяет и передает электронный отчет в Центр обработки электронных отчетов.

3.7.

Отношения Страхователя с Оператором и Оператора с Исполнительной дирекцией Фонда по выполнению настоящего Порядка определяются на договорных принципах.

3.8. Все другие действия и условия по информационному обмену и предоставлению дополнительных услуг в системе электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными документами между субъектами электронной отчетности.

3.9. Решение споров, касающихся подачи электронных отчетов, осуществляется в том же порядке, что и при подаче отчетов на бумажных носителях.

3.10. Если при подаче электронных отчетов Страхователем не были соблюдены требования настоящего Порядка, ответственность за неподачу отчетов в Фонд несет Страхователь.

3.11. Оператор не несет ответственности за содержание электронных отчетных документов.

3.12. Специализированное программное обеспечение должно отвечать следующим требованиям:

3.12.1. отвечать требованиям законодательства по защите информации;

3.12.2. использовать криптографические алгоритмы и библиотеки, имеющие положительное заключение государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

3.12.3. базироваться на промышленно пригодных технологических решениях.

3.13. Специализированное программное обеспечение должно выполнять следующие основные функции:

3.13.1. создание электронных отчетов в определенном формате, осуществление автоматизированного контроля за согласованностью показателей электронного отчета;

3.13.2. заверение ЭЦП, подтверждение ЭЦП, наложенной на электронный отчет или на электронную квитанцию с использованием усиленного сертификата ключа;

3.13.3. передача и получение электронных документов в системе электронной отчетности;

3.13.4. хранение (архивирование) электронных отчетов и электронных квитанций, возможность их восстановления из архива;

3.13.5. экспорт электронных отчетов и квитанций на внешние носители данных в оригинальном формате и в формате, пригодном для печати;

3.13.6. визуальное отражение электронных отчетов, являющееся отражением содержащихся в нем данных, электронными средствами и на бумаге в форме, действующей для этого отчета.

3.14. Субъекты электронной отчетности должны использовать совместимые средства криптографической защиты информации.

 

4. Подача электронных отчетов

4.1.

Электронные отчеты подаются Страхователями в сроки подачи, установленные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме.

4.2. Страхователь создает и заполняет электронный отчет в соответствии с утвержденным форматом с помощью специализированного программного обеспечения.

После подготовки Страхователем электронного отчета на него налагается ЭЦП Страхователя (его должностных лиц).

Страхователь направляет подготовленный электронный отчет Оператору для обеспечения гарантированной доставки электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов.

4.3. Оператор обеспечивает круглосуточный прием электронных отчетов от Страхователей изо всех административно-территориальных единиц Украины.

Первая квитанция направляется в течение двух часов с момента направления Страхователем электронного отчета Оператору.

4.4. После получения от Страхователя электронного отчета Оператор выполняет следующие действия:

4.4.1. проверяет действие сертификатов ключей, которыми подписан отчет;

4.4.2. проверяет формат полученного электронного отчета на соответствие утвержденным форматам электронных отчетов;

4.4.3. выполняет другие технологические проверки электронного отчета, которые могут быть определены требованиями к Оператору;

4.4.4. формирует первую квитанцию с результатами проверок;

4.4.5. фиксирует в первой квитанции дату и время направления (ненаправления) Страхователем электронного отчета;

4.4.6. направляет первую квитанцию Страхователю.

4.5. В случае положительных результатов всех проведенных проверок Оператор направляет электронный отчет и первую квитанцию в Центр обработки электронных отчетов.

4.6. В случае негативных результатов хотя бы одной из проведенных проверок Оператор не направляет отчет в Центр обработки электронных отчетов.

Страхователь имеет право внести исправления и направить электронный отчет Оператору повторно или предоставить отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.

4.7. В случае неполучения Страхователем первой квитанции от Оператора в течение срока, определенного п. 4.3 настоящего Порядка, отчет считается ненаправленным.

Страхователь имеет право направить электронный отчет повторно или предоставить отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.

4.8. Центр обработки электронных отчетов осуществляет прием от Операторов электронных отчетов с 9:00 до 17:00 часов ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

Вторая квитанция направляется Оператору в течение двух часов с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов. В случае поступления электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов после 16:00 часов вторая квитанция направляется Оператору в течение первых двух часов следующего рабочего дня.

Вторая квитанция не является подтверждением факта доставки электронного отчета в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.

4.9. После получения электронного отчета от Страхователя Центр обработки электронных отчетов передает его в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда, на учете которого находится Страхователь, в порядке, определенном исполнительной дирекцией Фонда.

Ответственный работник рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, где страхователь находится на учете как плательщик страховых взносов, с помощью программных средств визуализации проверяет электронный отчет и принимает решение о внесении отчета в соответствующую автоматизированную систему.

Если рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в результате проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданном страхователем электронном отчете, то Центр обработки электронных отчетов направляет страхователю через Оператора третью квитанцию о неприеме электронного отчета с сообщением и предложением самостоятельно исправить выявленные ошибки и повторно направить новый отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.

Если результаты проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда положительны, то Центром обработки электронных отчетов направляется страхователю через Оператора третья квитанция о принятии электронного отчета.

Третья квитанция направляется Страхователю после проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов от Оператора.

4.10. Электронный отчет считается поданным в соответствии с требованиями, определенными законодательством Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если Страхователь получил от Центра обработки электронных отчетов третью квитанцию о приеме электронного отчета.

4.11. Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, поданный Страхователем до окончания сроков подачи соответствующих отчетов, определенных законодательством.

 

5. Хранение электронных отчетов

5.1. Страхователи, Оператор и Центр обработки электронных отчетов обеспечивают хранение электронных отчетов и соответствующих электронных квитанций в форме оригиналов электронных документов с соблюдением требований действующего законодательства по их хранению и в течение сроков, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов.

5.2. Центр обработки электронных отчетов предоставляет на запрос рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, на учете которого находится Страхователь, оригинал электронного отчета вместе с действующими на момент его формирования сертификатами открытых ключей Страхователя.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

«Электронизация» отчетности в Фонд от несчастных случаев

 

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве пополнил ряды органов, принимающих электронную отчетность, для чего и разработал Порядок предоставления электронных отчетов в рабочие органы Фонда (далее — Порядок). Документ определяет общие принципы организации информационного обмена во время подачи страхователями электронных отчетов в Фонд.

Остановимся на ключевых моментах Порядка.

Прежде всего отметим, что предоставление отчетности в электронной форме — право, а не обязанность плательщика страховых взносов в Фонд, т. е. электронные отчеты предоставляются по желанию страхователей.

Предоставление электронной отчетности в соответствии с требованиями данного Порядка дает право страхователю не подавать отчеты на бумажных носителях.

В число участников системы электронной отчетности введены такие субъекты:

— страхователи — работодатели и другие юридические или физические лица, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд и обязаны подавать отчеты в рабочие органы Фонда;

— центр обработки электронных отчетов (далее — ЦОЭО) — структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда, которое выполняет функции информационно-технического администратора архива электронных документов в системе электронной отчетности;

— оператор — юридическое лицо, которое на договорных началах предоставляет услуги по обмену электронными документами между страхователями, ЦОЭО и аккредитованными центрами сертификации ключей;

— рабочие органы исполнительной дирекции Фонда;

— аккредитованные центры сертификации ключей.

Между страхователем и оператором заключается договор. После чего оператор информирует об этом рабочий орган Фонда, на учете в котором состоит страхователь.

Пунктом 4 комментируемого Порядка определена последовательность действий по предоставлению электронной отчетности. Так, страхователь создает и заполняет электронный отчет в электронном формате с помощью специализированного программного обеспечения. Подготовленный электронный отчет с наложенной на него электронной цифровой подписью отправляется оператору, который осуществляет необходимую проверку технологической стороны отчета (действие электронной подписи, соответствие формата файла и т. д.). После чего электронный отчет направляется оператором в ЦОЭО. В свою очередь, ЦОЭО передает отчет в Фонд. После проверки отчета Фонд принимает решение о приеме (неприеме) такого электронного отчета.

О стадиях прохождения электронного отчета информируют электронные квитанции:

1) первая квитанция (квитанция об отправлении электронного отчета) информирует страхователя о том, что электронный отчет отправлен (не отправлен). Ее формирует оператор и отсылает страхователю в течение двух часов с момента отправки отчета страхователем. Она подтверждает факт, дату и время отправки (неотправки) электронного отчета от страхователя;

2) вторая квитанция (квитанция о получении электронного отчета) информирует оператора о получении электронного отчета ЦОЭО и предоставлении его Фонду. Эта квитанция формируется ЦОЭО и направляется в адрес оператора в течение двух часов с момента получения электронного отчета. Она подтверждает факт, дату и время получения электронного отчета ЦОЭО и предоставления его Фонду;

3) третья квитанция (квитанция о приеме (неприеме) электронного отчета) информирует страхователя о приеме (неприеме) отчета соответствующим рабочим органом Фонда. Она направляется страхователю после проведения камеральной проверки рабочим органом Фонда в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета ЦОЭО от оператора. Квитанция подтверждает факт, дату и время доставки и приема (неприема) отчета Фондом.

Электронный отчет считается

предоставленным, если страхователь получил от ЦОЭО через оператора квитанцию о приеме электронного отчета (третья квитанция). Это означает: чтобы отчет считался поданным своевременно, страхователю необходимо принять во внимание еще и сроки получения им такой квитанции — в течение пяти рабочих дней с момента формирования второй квитанции (получения электронного отчета ЦОЭО от оператора).

Если же Фондом выявлены ошибки в содержании отчета, то в таком случае страхователь получит от ЦОЭО через оператора третью квитанцию о неприеме электронного отчета с уведомлением и предложением самостоятельно исправить выявленные ошибки и повторно направить новый отчет в Фонд.

Электронная отчетность в Фонд подается страхователем в сроки, предусмотренные для подачи соответствующих отчетов в бумажной форме.

И напоследок отметим, что на сегодняшний день рабочие органы Фонда не готовы принимать отчетность в электронном виде. Это связано с ограниченными техническими возможностями рабочих органов Фонда, а также с тем, что вопросы организационно-технического характера функционирования системы электронной отчетности не урегулированы комментируемым Порядком, а будут определены отдельными регламентами (протоколами).

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше