Темы статей
Выбрать темы

Практические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы)

Редакция ОТ
Протокол от 04.08.2009 г. № 9

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ

П

рактические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы)

Одобрено Методологическим советом ГлавКРУ от 04.08.2009 г., протокол № 9

Председатель Методологического совета ГлавКРУ И. Стефанюк

(извлечение)

 

I. Вступительные положения

1.1. Практические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (далее — Рекомендации) определяют общие подходы, методы и процедуры, применяемые при осуществлении ревизий, и содержат основные рекомендации по подготовке, организации и проведению ревизий бюджетных учреждений (без учета отраслевой специфики).

Соответствующие рекомендации приводятся в разрезе вопросов примерной программы ревизии.

1.2.

Рекомендации базируются на основе практического опыта органов государственной контрольно-ревизионной службы по проведению ревизий учреждений и организаций бюджетной сферы.

1.3. Приведенные в рекомендациях термины употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» (далее — Закон) и Порядке проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок проведения инспектирования).

Термин «бюджетное учреждение»

употребляется в значении, определенном в Бюджетном кодексе Украины.

1.4. Основные положения по подготовке, организации и проведению ревизии определены в Законе и Порядке проведения инспектирования. В рекомендациях

детализированы основные методы, подходы и другие особенности при проведении ревизий бюджетных учреждений в рамках требований, определенных Законом и Порядком проведения инспектирования.

<…>

 

IV. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРОГРАММЫ

<…>

4.3. Ведение кассовых операций. Расчеты с подотчетными лицами, в том числе по расходам на командировку

4.3.1. В ходе ревизии ведения кассовых операций, расчетов с подотчетными лицами, в том числе по расходам на командировку,

проверке подлежат следующие документы:

— Мемориальный ордер № 1 «Накопительная ведомость по кассовым операциям», форма № 380 (бюджет), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовые книги, отчеты кассира;

— первичные документы, данные из которых переносятся в учетные регистры: приходные и расходные кассовые ордера, казначейские (банковские) выписки, в которых удостоверяется внесение наличных на казначейский счет и их снятие, корешки чековых книжек, расчетно-платежные (платежные) ведомости на выплату заработной платы, материальной помощи, командировочных и других выплат; трудовые соглашения на выполнение работ, оплачиваемых наличными; чеки, счета, накладные на приобретение наличными материальных ценностей и другие документы;

— договоры о полной материальной ответственности за сохранность ценностей в кассе объекта контроля;

— книга «Журнал-главная», Баланс.

4.3.2.

Проверка предусматривает контроль за указанными документами объекта контроля на предмет:

— наличия договора о полной материальной ответственности за сохранность ценностей в кассе объекта контроля с должностным лицом, которое было ответственным за ведение кассовых операций (далее — кассир), в периоде, подлежавшем ревизии;

— соблюдения сроков и порядка проведения инвентаризации кассы;

— обеспечения надлежащей сохранности имеющихся в кассе объекта контроля средств (по результатам проведенных в ходе ревизий инвентаризации имеющихся средств в кассе объекта контроля);

— соблюдения порядка учета других денежных средств: денежных документов в национальной и иностранной валютах, находящихся в кассе учреждения (почтовые марки, оплаченные проездные документы, путевки на лечение и отдых и другие), и денежных средств в пути (денежных средств, внесенных юридическими и физическими лицами в кассы банков для дальнейшего зачисления на текущие счета или другие счета предприятий);

— соблюдения законодательства в части своевременности и полноты оприходования наличных в кассу, выдачи наличных на выплаты, связанные с оплатой труда, хозяйственные нужды, другие операции, требующие оформления их приходными и расходными кассовыми ордерами и ведомостями, также зачисление полученных и списанных из кассы денежных средств на регистрационные счета, открытые в органах Государственного казначейства и на счета в учреждениях банков;

— соблюдения законодательства в части возмещения командировочных расходов и других расходов, произведенных за счет подотчетных средств; своевременности отчетности об использовании средств, выданных в подотчет, и возврата подотчетными лицами сумм неиспользованных наличных в кассу учреждения;

— своевременности и полноты возврата депонированных сумм заработной платы на счета банка;

— соблюдения установленного лимита наличных в кассе.

4.3.3. Ревизию ведения кассовых операций

целесообразно начинать с проверки соблюдения требований пункта 4.7 Положения № 637 по заключению договора о полной материальной ответственности за сохранность ценностей в кассе объекта контроля с должностным лицом, которое было ответственным за ведение кассовых операций в периоде, подлежавшем ревизии (хранится в личном деле такого лица), и его ознакомления под подпись с требованиями этого Положения.

 

Примечание.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения кассовых операций, является Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).

 

Необходимо выяснить, соблюдает ли учреждение

законодательно определенные сроки проведения обязательной инвентаризации имеющихся денежных средств (перед составлением финансовой отчетности; при замене материально ответственного лица — на день приема-передачи дел; при установлении фактов хищений и злоупотреблений — в день установления таких фактов; в случаях техногенных аварий, пожаров или стихийных бедствий — после окончания указанных явлений и других случаях).

В первый день ревизии целесообразно инициировать перед руководителем учреждения проведение инвентаризации имеющихся денежных средств

, хранящихся в кассе учреждения, и в период ревизии инициировать проведение инвентаризации денежных средств несколько раз.

Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя

бюджетного учреждения инвентаризационной комиссией в соответствии с требованиями Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90). При этом необходимо учесть то, что ревизор не может входить в состав комиссии, однако необходимо, чтобы инвентаризация проводилась в его присутствии.

В ходе проведения инвентаризации обращается внимание на факты хранения денежных средств и других ценностей, не принадлежащих учреждению, так как они не имеют права храниться в кассе учреждения.

Следует иметь в виду, что

денежные средства, хранящиеся в кассе, но не подтвержденные кассовыми документами, считаются излишком наличных и оприходуются в кассу с составлением приходного ордера и зачислением указанных сумм в поступления учреждения. При выявлении в кассе учреждения недостач и/или остатков денежных средств кассир обязан дать письменные объяснения причин их возникновения.

После завершения инвентаризации кассы необходимо проверить правильность отражения ее результатов (недостач и остатков) в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями законодательства (в случае установления виновных лиц или если такое лицо не установлено).

 

Примечание.

С целью недопущения фальсификации результатов инвентаризации ревизору необходимо следить за проведением подсчетов денежных средств и других ценностей в кассе, сверить достоверность указания в акте инвентаризации последних номеров приходного и расходного ордеров, проверить правильность выведения результатов инвентаризации. В акте инвентаризации после подписей членов инвентаризационной комиссии указывается, что инвентаризация проводилась в присутствии ревизора и эта запись скрепляется его подписью.

 

В случае отказа руководителя учреждения издать приказ о проведении инвентаризации

имеющихся денежных средств следует совершить действия, определенные Порядком опечатывания органами государственной контрольно-ревизионной службы касс, кассовых помещений, складов и архивов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2006 г. № 1028 (далее — постановление № 1028).

Также следует проверить,

не было ли случаев выполнения работы кассира другим лицом без возложения обязанностей кассира на это лицо и без пересчета ценностей, находившихся у него в подотчете, что должно быть зафиксировано в соответствующем акте о таком пересчете.

4.3.4. Проверяя кассовую книгу, необходимо обратить внимание, прошнурована ли она и пронумерована, скреплена ли она печатью и заверена ли подписями руководителя и главного бухгалтера, своевременно и в полном ли объеме кассир проводит записи по осуществленным операциям. В случае ведения кассовой книги в электронной форме с помощью компьютерных средств необходимо проверить правильность работы программных средств обработки кассовых документов.

При проверке кассовой книги осуществляется арифметический подсчет всех сумм в кассовой книге по дебету и кредиту и определяется правильность выведения сальдо на конец каждого отчетного периода и переноса его на начало следующего отчетного периода.

4.3.5. Во время ревизии ведения кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами прежде всего проверяется наличие и правильность оформления учреждением кассовых ордеров, расчетных ведомостей, расчетных документов, документов по операциям с применением платежных карточек, других кассовых документов, фиксирующих факты поступления и выдачи денежных средств из кассы учреждения, а также полнота и правильность отражения данных этих документов в кассовой книге учреждения.

При этом следует иметь в виду,

что прием и выдача денежных средств по кассовым ордерам может осуществляться только в день их составления, перед передачей в кассу ордера регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных документов (ф. № КО-3 или № КО-3а), расходные кассовые ордера, к которым приложены платежные ведомости на оплату труда, регистрируются по окончанию таких выплат.

 

Примечание.

Форма журнала регистрации приходных и расходных документов утверждена приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. № 51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций»*.

* Приказ Минстата от 15.02.96 г. № 51 утратил силу. В настоящее время типовые формы документов, заполняемых при ведении кассовых операций, утверждены постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637. —

Примеч. ред.

 

Также в мемориальных ордерах, кассовой книге, первичных документах (приходных и расходных ордерах, авансовых отчетах) проверяется правильность указания корреспонденции счетов. Для этого следует выяснить, соответствует ли указанная корреспонденция содержанию осуществленных хозяйственных операций, которые зафиксированы в соответствующих первичных документах (товарных чеках, квитанциях на оплату предоставленных услуг, накладных, закупочных актах и т. п.). Также необходимо сопоставить записи по дебету счета 30 «Касса» в мемориальном ордере № 1 с записями по кредиту корреспондирующих счетов в соответствующих мемориальных ордерах, ведомостях и записи по кредиту счета 30 «Касса» — с записями по дебету корреспондирующих счетов в соответствующих учетных регистрах и первичных документах.

4.3.6. С целью определения полноты оприходования наличных, полученных из учреждения банка, необходимо сопоставить записи в кассовой книге: дебетовые обороты счета 30 «Касса» с записями об этих оборотах, зафиксированными в мемориальных ордерах № 1 и № 2 «Накопительная ведомость движения денежных средств общего фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» (форма № 381 (бюджет)), № 3 «Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» (форма № 382 (бюджет)) и проверить их на соответствие суммам по данным казначейских выписок, удостоверяющих снятие со счета денежных средств, из корешков чековой книжки, книг регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

При осуществлении проверки полноты оприходования средств, полученных от предоставления услуг (выполнения работ), продажи основных фондов и других материальных ценностей, сопоставляются данные кассовой книги с данными мемориальных ордеров № 1, 4 — 10, 13 — 15 и соответствующими подтверждающими первичными документами, прилагаемыми к указанным ордерам.

4.3.7. В ходе проверки соблюдения законодательства при списании наличных из кассы необходимо проверить имеющиеся подтверждающие расходные кассовые документы. При проверке расходных ордеров необходимо обращать внимание на наличие подписей получателей о получении ими наличных, а также подписей руководителя, главного бухгалтера, разрешивших выплату этих средств, и на наличие порядкового номера этого документа, даты его составления.

Особое внимание необходимо уделить кассовым операциям, связанным с выплатой заработной платы, так как именно при проведении этих операций преимущественно устанавливаются случаи присвоения наличных средств. Проверка проводится путем сопоставления данных кассовой книги, мемориальных ордеров № 1 и № 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям» (форма № 405 (бюджет)) и проверки соответствующих первичных документов: лицевых счетов, расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на выплату заработной платы, пособий, отпускных, депонированной заработной платы и т. п.

В частности,

проверяется соответствие платежных ведомостей расчетным ведомостям, наличие на ведомостях подписей уполномоченных лиц и работников, составивших и проверивших ведомость, правильность итогов в платежных ведомостях (цифрами и прописью).

Завышение итогов в ведомостях является одним из методов присвоения наличных, потому итоги в ведомостях необходимо сопоставлять с суммами в чеках и в кассовых заявках на получение наличных из банка в кассу.

Также необходимо сверить итоги по ведомостям, по которым выписан расходный кассовый ордер, с суммой самого ордера, так как устанавливаются неединичные случаи переноса итога в завышенном размере.

Если на объекте контроля

начисление заработной платы проводится с помощью компьютерной программы (автоматизированно), то особое внимание следует обратить на наличие расчетных ведомостей (на выдачу премий, материальной помощи), выписанных вручную. Данные таких платежных ведомостей необходимо сверить с данными лицевых счетов работников на предмет отражения в них таких выплат и проведения обязательных отчислений с этих сумм.

Особое внимание необходимо обратить на денежные выплаты по гражданско-правовым соглашениям, так как путем заключения фиктивных договоров с несуществующими лицами или с лицами, которые фактически никакие работы не выполняли, проводятся списание средств из кассы и присвоение наличных.

Кроме того, устанавливаются неединичные случаи составления фиктивных ведомостей на выплату заработной платы, например: на работников, не работающих в учреждении, уволенных, или же и на работников объекта контроля, но которые при этом средства не получают и по их лицевым счетам суммы выплат не производятся, а подписи подделываются.

4.3.8. Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесообразно начинать с инициирования перед руководителем учреждения проведения инвентаризации подотчетных сумм.

Инвентаризация подотчетных сумм проводится по состоянию на момент ревизии, при этом для выведения остатков на день проведения инвентаризации определяются суммы, выданные в подотчет по кассовой книге с 1-го числа текущего месяца до даты проведения инвентаризации.

Следует обращать внимание, на какие цели выданы наличные в подотчет. Выдача наличных средств в подотчет на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома, разрешается на срок не более 10 рабочих дней с дня выдачи наличных средств под отчет, а на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличных средств под отчет. Если подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выданы наличные под отчет на эти задачи, может быть продлен до завершения срока командировки. Выдача соответствующему лицу наличных средств под отчет проводится при условии подачи им отчетности в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы.

Таким образом, определив дату возникновения задолженности и сроки предоставления авансового отчета, следует предложить ответственным лицам объекта контроля предъявить при инвентаризации оправдательные документы или суммы неиспользованных наличных. По результатам инвентаризации подотчетных сумм выводится результат — недостача или остатки.

В ходе проверки выдачи подотчетных сумм необходимо сопоставить записи кассовой книги, мемориального ордера № 1 и мемориального ордера № 8 «Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами» (форма № 386 (бюджет)), журнала регистрации удостоверений на командировку и первичных документов:

расходных кассовых ордеров, ведомостей на выдачу подотчетных сумм, авансовых отчетов, приказов на командировку и первичных документов, удостоверяющих приобретение материальных ценностей за наличные, — чеков, накладных, счетов и т. п.

 

Примечание.

Расчеты с подотчетными лицами по расходам на командировку регулируются Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины 13.03.98 г. № 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 10.06.99 г. № 146) (далее — Инструкция № 59).

 

Необходимо установить наличие оснований для выбытия работника в командировку и выплаты командировочных

, а именно издан ли приказ (распоряжение) руководителя на направление работника в командировку, командирован ли работник для выполнения именно служебного поручения (цель командировки), проверить правильность ведения записей в журнале регистрации командировочных удостоверений, соблюдение предельной продолжительности служебной командировки.

Подотчетные лица отчитываются за полученные подотчетные средства путем предоставления авансового отчета и несут полную ответственность за сохранность и использование подотчетных сумм.

По авансовым отчетам и прилагаемым к ним подтверждающим первичным документам, приобщаемым к мемориальному ордеру № 8, проверяется правильность и своевременность отчетности по средствам, полученным на командировку.

Необходимо проверить правильность выплаты суточных и законность возмещения командировочных расходов,

в частности наличие подтверждающих документов в оригинале, по которым проведено возмещение командировочных расходов, а именно: транспортных билетов, счетов гостиниц (мотелей), страховых полисов и т. п.;

уделить внимание оформлению подтверждающих документов, а именно: проверить, имеются ли в них все необходимые реквизиты (дата документа, при необходимости подпись лица, составившего его, в счете за проживание в гостинице — наличие информации о реквизитах юридического лица), которые позволяют признать его как первичный документ, а также установить законность включения расходов к возмещению. В случае отсутствия оригиналов подтверждающих документов расходы не возмещаются (кроме суточных).

При проверке правильности выплаты суточных сопоставляется срок командировки, определенный приказом (распоряжением) руководителя, с количеством дней пребывания в командировке, указанным в авансовом отчете, а также с датами отметок о выбытии и прибытии в командировочном удостоверении. Если отметки о выбытии и прибытии в командировочном удостоверении отсутствуют, то суточные не выплачиваются. С целью подтверждения пребывания работников учреждения в командировке

следует избирательно направить запросы в место командировки, особенно в случаях отсутствия печатей о прибытии или выбытии.

Если подотчетное лицо, находившееся в командировке, пользовалось транспортным средством организации или арендованным, следует сверить отметки о дате выбытия в командировку и прибытия из нее с путевыми листами водителя, сопровождавшего его в командировке.

При проверке транспортных билетов на проезд воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования необходимо проверять соответствие дат выбытия и прибытия.

При задержке в командировке без уважительных причин работнику не выплачивается заработная плата, не возмещаются суточные расходы, расходы на наем жилого помещения и другие расходы.

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции № 59 предприятие при наличии подтверждающих документов (в оригинале) возмещает фактические расходы командированным работникам на наем жилого помещения из расчета стоимости одного места в гостиничном номере за каждые сутки такого проживания с учетом бытовых услуг, предоставляемых в гостиницах (стирка, чистка, ремонт и утюжение одежды), за пользование холодильником, телевизором, телефоном (кроме расходов на телефонные переговоры) и т. п. В квитанциях на проживание в гостинице или других документах о найме жилья

необходимо проверять соответствие дат и сроков проживания, а также не включены ли в оплату расходы, не подлежащие возмещению, например за телефонные переговоры, услуги бара и т. п. Расходы на питание, стоимость которого включена в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах или проездные документы, оплачиваются командированными за счет суточных.

При возмещении расходов на проживание в гостинице возмещение расходов сверх установленных предельных норм для государственных служащих, а также других лиц, командированных учреждением, осуществляется в соответствии с подтверждающими документами

в оригинале только с разрешения руководителя.

При проведении проверки правильности возмещения расходов необходимо установить, не превышены ли нормы возмещения командировочных расходов.

 

Примечание.

Нормы возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г. № 663. По состоянию на 01.07.2009 г. в соответствии с указанными нормами для бюджетных учреждений верхний предел заявки о компенсации расходов на проживание на территории Украины для одного человека составляет 250 грн. в сутки (в указанную сумму включены также расходы на пользование телефоном (кроме расходов на служебные телефонные переговоры), холодильником, телевизором и другие расходы (кроме расходов на бытовые услуги), а суточные расходы — 30 грн.

 

По записям мемориального ордера № 8 и оборотной (накопительной) ведомости проверяется своевременность отчетности об использовании средств, предоставленных на командировку, и правильность выведения и переноса остатков подотчетных сумм с конца отчетного периода на начало по каждому подотчетному лицу и в целом. Работник должен после возвращения из командировки

до окончания третьего банковского дня, следующего за днем прибытия к месту постоянной работы, подать отчет. Сумма излишне израсходованных средств (остатка средств свыше суммы, израсходованной согласно отчету об использовании средств, предоставленных на командировку) подлежит возврату работником в кассу или зачислению на соответствующий счет предприятия, которое их предоставило. Подача отчетов об использовании средств с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или при других обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение.

В случае приобретения за наличные материальных ценностей необходимо проверить их оприходование по бухгалтерскому учету. Следует внимательно изучить подтверждающие документы и в случае сомнения в достоверности цены, количества товара и т. п. при возможности осуществить встречную сверку у продавца товара.

4.3.9.

Необходимо обратить внимание на соблюдение рассчитанного лимита остатка наличных в кассе (предельный размер наличных средств в кассе на конец рабочего дня, превышать который учреждение не имеет права).

При этом следует учесть

, что если лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то такой лимит считается нулевым, а все наличные, находящиеся в кассе учреждения на конец рабочего дня и не сданные учреждением в банк, — сверхлимитными (подпункт 5.9 Положения № 637). Наличные средства не считаются сверхлимитными в день поступления, если они были сданы в банк не позднее следующего рабочего дня или использованы учреждением на хозяйственные нужды на следующий день (без их предварительной сдачи в банк и одновременно получения из кассы банка на указанные нужды).

Поскольку контроль за соблюдением лимита наличных в кассе возложен на органы Государственной налоговой службы, то в случае выявления нарушений по превышению указанного лимита необходимо проинформировать органы ГНА.

4.3.10. В ходе проведения ревизии кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами в случае выявления нарушений необходимо истребовать соответствующие объяснения у кассира и главного бухгалтера объекта контроля. Кроме того, в случае отсутствия подписей лиц за получение наличных в расходных кассовых ордерах, ведомостях, авансовых отчетах и т. п. необходимо у этих лиц истребовать объяснения по факту действительности получения ими наличных.

<…>

4.5. Штатная дисциплина. Оплата труда работников и начисления на заработную плату

4.5.1.

При осуществлении ревизии операций по оплате труда проверяются следующие документы:

— коллективный договор;

— положение о премировании;

— штатное расписание, трудовые книжки, приказы, соглашения, тарификации, графики работы и другие документы, на основании которых осуществляются выплаты по оплате труда и предоставляются льготы;

— бухгалтерские учетные регистры: мемориальный ордер № 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям» (форма № 405 (бюджет)); книга «Журнал-главная»;

— первичные документы: табели учета рабочего времени, лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, реестры депонированной зарплаты, листки временной нетрудоспособности и т. п.;

— формы финансовой и статистической отчетности.

4.5.2.

Проверка предусматривает контроль за указанными документами объекта контроля на предмет:

— соблюдения порядка составления и утверждения штатного расписания;

— наличия фактов содержания сверхштатных или сверхнормативных должностей работников;

— соблюдения законодательства при установлении и начислении должностных окладов и тарифных ставок, надбавок и доплат;

— соответствия сумм начисленной к выплате заработной платы фактически выплаченной (указанной в ведомостях на перечисление средств на карточные счета в учреждениях банков);

— наличия фактов оплаты труда за неотработанное время;

— соблюдения законодательства при начислении и выплате работникам пособий, премий, других поощрительных и компенсационных выплат;

— соблюдения законодательства при начислении и выплате работникам пособия по временной нетрудоспособности, осуществляемых за счет средств учреждения;

— соблюдения законодательства при начислении и осуществлении выплат заработной платы работникам за время отпуска;

— соблюдения законодательства при осуществлении операций по оплате труда совместителей и по соглашениям гражданско-правового характера;

— наличия фактов несвоевременных выплат и просроченной задолженности по оплате труда;

— соблюдения законодательства при осуществлении операций с депонированной заработной платой;

— соблюдения законодательства об индексации денежных доходов населения;

— соблюдения законодательства при использовании средств на уплату обязательных платежей в государственные целевые фонды.

4.5.3. Ревизию расходов на оплату труда

необходимо начинать с проверки правильности составления штатного расписания и установления должностных окладов, с наличия приказа на их установление.

При проверке правильности формирования бюджетного запроса учреждения по КЭКР 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений» и 1120 «Начисления на заработную плату» необходимо обратить внимание на правильность включения расходов в соответствии с Разъяснениями ГКУ № 194, а также на правильность установления должностных окладов.

 

Примечание.

Условия оплаты труда, должностные оклады (ставки заработной платы и ставки почасовой оплаты труда) основных категорий (невоеннослужащих и не имеющих званий рядового и начальствующего состава) работников всех бюджетных учреждений, заведений и организаций независимо от ведомственной подчиненности регулируются постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — постановление № 1298).

Условия оплаты труда, схемы должностных окладов государственных служащих, лиц местного самоуправления определяются постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее — постановление № 268).

Необходимо обратить внимание на соблюдение учреждением требований законодательства при установлении работникам размеров оплаты труда и целевого использования средств, выделенных местным органам власти для обеспечения введения II и III этапа Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы.

 

Примечание.

Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.2007 г. № 682. Этим постановлением введены тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, предусмотренные II этапом с 01.06.2007 г. и III этапом — с 01.11.2008 г.

 

В ходе проверки правильности установления должностных окладов необходимо установить наличие приказов о приеме на должность и подтверждающих документов о присвоении соответствующей категории и соответствие должностного оклада присвоенной категории. С этой целью проверяются приказы, личные дела, трудовые книжки работников, своевременность проведения аттестации и ее результаты и т. п.

Проверить,

не допускается ли содержание должностей, не предусмотренных штатным расписанием. При наличии утвержденных штатных нормативов для определенной отрасли проверить соответствие штатных расписаний действующим штатным нормативам с учетом сведений замен штатных должностей. Также следует обратить внимание на соответствие штатного расписания учреждения утвержденным лимитам бюджетных ассигнований, при этом следует учесть требования законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год по обязательству руководителей бюджетных учреждений и организаций содержать численность работников и осуществлять фактические расходы на оплату труда в пределах утвержденного фонда заработной платы.

4.5.4. В случае привлечения нештатных работников выяснить, не привлекались ли они для выполнения обязанностей, которые возложены на штатных работников и по которым им осуществляется оплата, заключены ли с нештатными работниками договоры гражданско-правового характера, проверить фактическое выполнение ими работы и за счет каких источников произведена им оплата труда. По гражданско-правовому договору оплачивается не процесс труда, а результаты, которые определяются после окончания работы и оформляются актами приемки/сдачи выполненных работ (предоставленных услуг), на основании которых осуществляется их оплата.

Следует обратить внимание на случаи, когда физическое лицо — непредприниматель привлекается к выполнению одних и тех же работ (предоставлению услуг) по гражданско-правовому договору неоднократно. В этом случае следует учесть, что статьей 42 ХКУ предусмотрено, что самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли, является предпринимательством. Согласно пункту 4 постановления пленума Верховного Суда Украины от 25.04.2003 г. № 3 «систематически» означает не менее трех раз в течение календарного года. То есть бюджетное учреждение не может заключать с одним и тем же физическим лицом в течение года более трех гражданско-правовых соглашений, если оно не зарегистрировано субъектом предпринимательской деятельности.

4.5.5. Необходимо проверить целевое использование ассигнований при осуществлении выплаты заработной платы по трудовому договору и оплаты выполненных работ по договору гражданско-правового характера.

Так, заработная плата работника по трудовому договору выплачивается из фонда оплаты труда учреждения или организации и проводится по коду экономической классификации расходов бюджета 1111 «Заработная плата»; это касается и внештатных работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Работа по договорам гражданско-правового характера имеет разовый характер (например, к договору подряда относятся работы, связанные с ремонтом, реконструкцией объектов и т. п.). Оплата работ, выполненных по договору подряда, производится по тем кодам экономической классификации расходов бюджета, которые отвечают экономической сути платежей (например, работы по текущему ремонту проводятся по КЭКР 1137 «Текущий ремонт оборудования, инвентаря и зданий, техническое обслуживание оборудования»; уборка территории — 1165 «Оплата других коммунальных услуг» и т. п.).

4.5.6.

При проверке законности установления выплат надбавок и доплат в первую очередь необходимо выяснить, имеется ли приказ руководителя об установлении надбавки, доплаты, были ли основания для установления и не противоречит ли ее размер законодательству.

Так, надбавка за высокие достижения в труде, за выполнение важной работы (на срок ее выполнения), за сложность и напряженность в работе для одного работника (оплата труда которых регулируются постановлением № 1298) не должна превышать 50 процентов должностного оклада (кроме работников национальных заведений (учреждений) и работников, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят экспертизу проектов таких актов, и прокуроров и следователей органов прокуратуры, руководящих работников и следователей органов внутренних дел, должности которых отнесены к соответствующим категориям должностей государственных служащих и которые занимаются расследованием уголовных дел (оплата труда регулируется постановлением № 268), которым предусмотрено установление надбавки за высокие достижения в труде в размере до 100 процентов должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и надбавки (вознаграждения) за выслугу лет).

 

Примечание.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27.05.2009 г. № 504 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» сельским, поселковым головам, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов надбавка за высокие достижения в труде не устанавливается.

 

Доплаты работникам могут устанавливаться в размере до 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников; за совмещение профессий (должностей); за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. При этом такие

доплаты не могут быть установлены руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций, их заместителям. На установление доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников может быть использовано не более 50 % тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника независимо от количества лиц, между которыми распределяются такие доплаты (постановление Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», действующее в настоящее время).

Особое внимание при проверке законности установления надбавок, доплат, выплаты премий и материальной помощи

необходимо обратить на выплаты руководителям и их заместителям, поскольку такие платы могут осуществляться только по решению органа вышестоящего уровня в пределах имеющихся средств на оплату труда.

При проверке законности установления надбавок, доплат за выслугу лет необходимо установить правильность определения стажа работы. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка и другие документы, подтверждающие в соответствии с законодательством стаж работы.

При проверке законности осуществления поощрительных и компенсационных выплат нужно установить,

не завышен ли размер материальной помощи, которая может предоставляться в сумме не более одного должностного оклада в год для работников всех бюджетных учреждений, заведений и организаций, оплата труда которых регулируется постановлением № 1298, а для работников органов власти и местного самоуправления, оплата труда которых осуществляется согласно постановлению № 268, — в размере среднемесячной заработной платы, кроме материальной помощи на погребение; проведено ли премирование работников в соответствии с утвержденным по учреждению Положением о премировании и в пределах средств на оплату труда, не проводилось ли премирование работников в случае наличия у них дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины.

4.5.7. По лицевым счетам работников проверяется правильность проведения исчисления отпускных, выходного пособия, зарплаты во время командировок, при этом внимание следует обратить на правильность определения средней заработной платы, а также проверяется правильность определения продолжительности предоставления отпуска.

 

Примечание.

При проверке правильности исчисления и выплаты отпускных необходимо руководствоваться Законом Украины «Об отпусках», которым определены условия, продолжительность и порядок предоставления отпусков работникам. Средняя заработная плата исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100.

 

Типичным нарушением

при расчете средней заработной платы для начисления отпускных являются непроведение корректировки заработной платы на коэффициент повышения должностных окладов, а также включение в расчет выплат разового характера.

Следует обратить внимание

на правомерность предоставления дополнительных отпусков.

При проверке правомерности предоставления дополнительных отпусков следует обратить внимание на то, что в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, а также в соответствии со Списком производств, работ, профессий и должностей работников, работа в которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в условиях повышенного риска для здоровья, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290, работникам бюджетных учреждений предоставляются ежегодные дополнительные отпуска продолжительностью 4 — 25 календарных дней.

Согласно Закону Украины «Об отпусках» (статья 9) в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, должно зачисляться время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда или с особым характером труда, если работник занят в этих условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленной для работников данного производства, цеха, профессии или должности; время ежегодных основного и дополнительных отпусков за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда.

При этом порядками применения указанных выше Списков, утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 30.01.98 г. № 16, определено, что дополнительный отпуск предоставляется пропорционально фактически отработанному времени, в расчет которого зачисляются дни, когда работник фактически был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или с особым характером труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников этих производств, цехов, профессий и должностей.

Таким образом, следует проверить

правильность определения продолжительности предоставленных отпусков, а именно не засчитано ли в соответствующий стаж время пребывания работников на листках временной нетрудоспособности, на курсах повышения квалификации, в командировках и другое.

В соответствии с подразделом 1.2 раздела 1 Правил охраны труда при эксплуатации электронно-вычислительных машин, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 10.02.99 г. № 21, к электронно-вычислительной машине (ЭВМ, ПЭВМ) относится электронно-вычислительная машина или персональный компьютер с необязательными дополнительными приборами, системными элементами (дисководы, устройства для печати, сканеры, модемы, блоки непрерывного питания и другие специальные периферийные устройства), пользователем которого является работник, использующий постоянно или периодически в процессе выполнения порученной работы ЭВМ либо видеотерминал.

Работники, которые работают на персональном компьютере

и которым ежегодный отпуск предоставляется в соответствии с Законом Украины «Об отпусках», имеют право на основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня (статья 6 Закона) и ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 4 календарных дней за работу на компьютере (статья 8 Закона). То есть ежегодный отпуск для данной категории работников может быть максимальной продолжительности 28 календарных дней.

Государственным служащим ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней согласно статье 35 Закона Украины «О государственной службе». Следовательно,

ежегодные дополнительные отпуска, в том числе за особый характер труда, им не предоставляются, поскольку они уже включены в ежегодный отпуск, продолжительность которого четко определена этим Законом. Исключения составляют только граждане, имеющие статус пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы, которым в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы» предоставляется право на дополнительный отпуск с сохранением заработной платы (I категории — сроком 14 рабочих дней в год).

При этом необходимо обратить внимание: если расходы, связанные с оплатой ежегодных отпусков, в учреждениях и организациях, содержащихся за счет бюджетных средств, осуществляются из бюджетных ассигнований на их содержание, то финансирование расходов по возмещению расходов на оплату отпусков, предоставляемых лицам, отнесенным к категориям I и II, осуществляется в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О формировании, порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения» за счет средств Фонда.

То есть источники покрытия расходов на эти отпуска являются разными.

Государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления, имеющим стаж работы в государственных органах свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней (5 календарных дней, а начиная с 11-го года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый последующий год).

 

Примечание.

Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков за стаж работы в государственных органах установлены постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.94 г. № 250 «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков».

 

Также следует обратить внимание на правомерность предоставления

дополнительных отпусков за особый характер труда работникам с ненормированным рабочим днем. В соответствии со статьей 8 Закона Украины «Об отпусках» их продолжительность устанавливается коллективным или трудовым договором (на каждый вид должностей, работ, профессий), но не может превышать 7 календарных дней.

 

Примечание.

Условия предоставления дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем и круг случаев, когда на предприятии может устанавливаться ненормированный рабочий день, указаны в Рекомендациях по порядку предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.10.97 г. № 7.

 

Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется пропорционально времени, отработанному на работе, должности, дающих право на этот отпуск. Кроме того, при неполном рабочем дне дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется.

При проведении проверки правильности проведения расчетов с работниками при их увольнении необходимо обратить внимание на правильность определения количества дней неиспользованного отпуска, средней заработной платы при проведении расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

4.5.8.

Особое внимание необходимо обратить на оплату труда лиц, работающих по совместительству.

 

Примечание.

Условия работы по совместительству регулируются постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. № 245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» (далее — постановление № 245) и Положением об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденным приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.98 г. № 43.

 

Совместители должны выполнять работу по совместительству в свободное от основной работы время, продолжительность работы по совместительству не может превышать четыре часа в день и полный рабочий день в выходной день, общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени.

Руководители государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместители

не имеют права работать по совместительству (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности). Это ограничение распространяется и на работников, занимающих указанные выше должности на работе по совместительству.

4.5.9. Необходимо проверить правильность оформления первичных документов по начислению заработной платы, табелей учета рабочего времени. Данные табелей учета рабочего времени нужно сравнить с приказами на отпуска, данными листков нетрудоспособности, лицевыми счетами. Обратить внимание,

не допускались ли случаи начисления заработной платы работникам во время пребывания их в отпусках, на больничных, на санаторно-курортном лечении.

С целью выяснения, не допускалась ли выплата заработной платы на подставных лиц («мертвых душ»), необходимо сопоставить трудовые книжки работников, штатное расписание, тарификационные списки, личные карточки, платежные или расчетно-платежные ведомости, провести опрос работников учреждения и провести проверку отработки рабочего времени.

С целью установления фактов выплаты заработной платы за неотработанное рабочее время во время ревизии необходимо провести встречные сверки на предприятиях, учреждениях, организациях по основному месту работы совместителей, где установить, не было ли «накладок» рабочего времени по основному месту работы и по совместительству, пребывания в командировке, на отдыхе по путевке, больничному, а также для выявления вымышленных и подставных лиц, зачисленных на работу по совместительству. В соответствии со статьей 1021 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТУ) совместители получают заработную плату за фактически выполненную работу.

4.5.10. Также устанавливается реальность задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам, не создана ли она искусственно, наличие фактов несвоевременных выплат и просроченной задолженности по оплате труда.

При этом проверяется своевременность выплаты заработной платы, отпускных и выплат сумм при увольнении, сроки для выплаты которых определены статьями 115 и 116 КЗоТУ.

В случае когда заработная плата выплачивается с нарушением сроков ее выплаты, необходимо проверить, проводится ли начисление компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со статьей 34 Закона Украины «Об оплате труда».

Ведь в таком случае компенсация потери заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установленном действующим законодательством.

Индексация заработной платы проводится только в случае, когда величина индекса потребительских цен превышает порог индексации 101 %. При этом доходы начинают индексировать через месяц после превышения. Однако если проводится увеличение дохода (например, из-за увеличения размера минимальной заработной платы и т. п.), то данный месяц принимается как базовый и заработная плата не индексируется (при условии того, что сумма увеличения дохода превышает сумму индексации).

 

Примечание.

Индексация заработной платы проводится в соответствии с Порядком проведения индексации средств населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

 

Кроме того, необходимо обратить внимание на наличие дебиторской задолженности по заработной плате, числящейся на дату, следующую после выплаты заработной платы. Наличие такой задолженности свидетельствует о

выплате заработной платы заранее, т. е. за неотработанное рабочее время (фактическое проведение сокрытого беспроцентного кредитования работников за счет бюджетных средств), чем нарушается статья 94 КЗоТУ, в которой указано, что заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

4.5.11. При проверке правильности проведения выплат пособия по временной нетрудоспособности обращается внимание, не проводилась ли выплата пособия

за счет средств учреждения более пяти дней, не проведена ли выплата заработной платы за время пребывания работника на больничном, а также правильно ли исчислена средняя заработная плата.

 

Примечание.

Средняя заработная плата для определения размера возмещения ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей, исчисляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 «Об исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию».

 

При проверке правильности проведения выплат пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам обратить внимание на правильность проведения выплат застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных и застрахованных, находившихся в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), которые уплачивают страховые взносы менее полных шести календарных месяцев в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам выплачивается исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая в 2007 — 2008 годах в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением».

Необходимо проверить правильность отнесения расходов по сути платежа к соответствующему КЭКР. Так,

оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности, единовременное пособие работникам, выходящим на пенсию, и суммы выходного пособия при прекращении трудового договора по своей сути являются расходами на оплату труда работников учреждений. То есть расходы на оплату труда и удержания из нее должны проводиться по КЭКР 1111 «Заработная плата» и 1120 «Начисления на заработную плату» соответственно.

4.5.12. При проверке выплат заработной платы по трудовым соглашениям нужно сверить объем выполненных работ с показателями, указанными в договоре и в акте приемки работ, а также проанализировать, не осуществлялась ли оплата по трудовым соглашениям тех работ, которые относятся к должностным обязанностям штатных работников.

Компенсацию морального ущерба работникам за счет средств предприятий, выплачиваемую по решению суда

, следует рассматривать как текущие трансферты населению, поэтому оплата указанных расходов производится по КЭКР 1343 «Прочие текущие трансферты населению».

4.5.13. По Реестру депонированных сумм (форма № 441 (бюджет)) учета необходимо проверить достоверность, полноту и правильность включения в Реестр сумм своевременно не полученных сумм заработной платы и стипендий в установленный для выплаты из кассы учреждения срок и достоверность проведения их выплат. При этом данные Реестра необходимо сопоставлять с ведомостями на выплату заработной платы, стипендий, расходными кассовыми ордерами, платежными поручениями и бухгалтерскими справками о списании задолженности, по которой истек срок исковой давности.

При этом необходимо учесть, что задолженность по депонированной заработной плате в случае, когда срок исковой давности истек (статья 257 Гражданского Кодекса Украины), перечисляется в бюджет (письмо Государственного казначейства Украины от 04.08.2008 г. № 15-04/1729-12544 «О предоставлении разъяснений»). Обратить внимание на выплату депонированной заработной платы перед окончанием срока исковой давности работникам, в первую очередь уволенным.

Для подтверждения получения сумм депонированной заработной платы целесообразно, по возможности, взять у них объяснения.

4.5.14.

Необходимо обратить внимание на полноту уплаты обязательных платежей в государственные целевые фонды, а именно: на государственное социальное страхование и обязательных взносов в Государственный фонд занятости и Пенсионный фонд Украины. Обратить внимание на то, соблюдаются ли требования действующих нормативных актов по отчислениям процентов от фонда заработной платы работающих инвалидов, что регламентировано законами Украины «О сборе на обязательное социальное страхование», «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы».

Следует заметить, что контроль за уплатой указанных выше сборов возложен на соответствующие фонды

, в которые зачисляются средства, потому в случае выявления нарушений по этому вопросу к проведению ревизии необходимо привлекать представителей этих фондов.

<…>

 

Директор Департамента организационной работы С. Чернуцкий

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

Как и что проверяет контрольно-ревизионная служба: опыт и практика ревизоров

 

ГлавКРУ утвердило Практические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. На наш взгляд, это важный документ для любого бухгалтера-бюджетника, поскольку, как указывает ведомство, рекомендации основаны на практическом опыте органов ГКРС по проведению ревизий учреждений и организаций бюджетной сферы.

Мы привели извлечение из этого документа. Вашему вниманию мы представили следующие подразделы:

— Ведение кассовых операций. Расчеты с подотчетными лицами, в том числе расходы на командировки.

— Штатная дисциплина. Оплата труда работников и начисления на заработную плату.

О важности этих вопросов говорить не приходится. Ознакомившись с рекомендациями ГлавКРУ, вы сможете проверить себя, при необходимости вовремя исправить обнаруженную ошибку. Многие читатели найдут ответы на свои вопросы.

Мы же хотим обратить внимание на вопрос, наиболее часто задаваемый в последнее время. Касается он предоставления дополнительного отпуска за работу на ЭВМ государственным служащим.

Итак, ГлавКРУ указало: государственным служащим ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда не предоставляется. Это следует из того, что им предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней согласно ст. 35 Закона Украины «О государственной службе», в который уже, так сказать, заложены дни отдыха за особый характер труда. Исключение составляют чернобыльцы, которым предоставляется право на дополнительный «чернобыльский» отпуск с сохранением заработной платы согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Поэтому те госслужащие, которые работают на персональном компьютере, права на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 4 календарных дней за работу на компьютере, к сожалению, не имеют.

В то же время правом на получение такого отпуска могут воспользоваться работники бюджетной сферы, не имеющие статуса госслужащих. Для них ежегодный отпуск может быть максимальной продолжительности — 28 календарных дней (например, 24 дня — основной и 4 дня — дополнительный за работу на компьютере). Подробнее о предоставлении отпуска за работу на компьютере вы можете прочитать в комментарии редакции к письму Госэкспертизы условий труда Украины от 18.06.2009 г. № 81/010/156-09// «Оплата труда», 2009, № 15, с. 6.

 

Елена ПАВЛЕНКО, главный редактор

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше