Темы статей
Выбрать темы

«Трудозарплатные» особенности для водителей

Редакция ОТ
Статья

«Трудозарплатные» особенности для водителей

 

В статье «Организация труда водителей» // «ОТ», 2010, № 20, с. 14 — 21, мы рассматривали различные нюансы, касающиеся режима работы, рабочего времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств.

В продолжение «водительской» темы остановимся на актуальных вопросах по оплате труда водителей автотранспорта.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора

 

Использованные документы

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об оплате труда

— Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Генеральное соглашение

— Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы от 15.04.2008 г.

Постановление № 490

— постановление КМУ «О надбавках (полевом обеспечении) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленных для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтовым методом, постоянно проводится в пути или имеет разъездной (передвижной) характер» от 31.03.99 г. № 490.

Постановление № 1298

— постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Приказ № 77

— приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда работников, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Условия № 308/519

— Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Положение № 340

— Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 г. № 340.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Методрекомендации № 23

— Методические рекомендации по организации материального стимулирования труда работников предприятий и организаций, утвержденные приказом Минтруда от 29.01.2003 г. № 23.

Итак, для профессии «водитель автотранспортного средства» предусмотрены определенные «трудозарплатные» особенности. Рассмотрим их.

 

Особенности организации оплаты труда водителей

Согласно

ст. 15 Закона об оплате труда, ст. 97 КЗоТ предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно устанавливают в коллективном договоре: формы и системы оплаты труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений, других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат, соблюдая при этом нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок работникам, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником в зависимости от условий работы и финансовых возможностей предприятия.

Следовательно, вопросы оплаты труда работников, в том числе водителей автотранспортных средств, решаются непосредственно на предприятиях хозрасчетной сферы самостоятельно путем установления форм и систем оплаты труда этой категории работников, размера их тарифных ставок (часовых, месячных) или месячного оклада, а также доплат и надбавок, которые

не могут быть ниже минимальных гарантий, установленных действующим законодательством.

Законодательно работодатель не ограничен в выборе системы оплаты труда водителей. Для оплаты труда водителей обычно используется повременная, сдельная формы оплаты труда, а также система повышений тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат.

В отношении

бюджетных учреждений и организаций следует сказать, что условия оплаты их работников определяются актами Кабинета Министров Украины и нормативными документами профильных министерств и ведомств в пределах бюджетных ассигнований.

 

Повременная форма оплаты труда для водителей

Как правило, водителям устанавливается повременная форма оплаты труда, при которой их основная заработная плата состоит из выплаты тарифной ставки (оклада) за месяц и зависит от отработанного рабочего времени за месяц.

На предприятиях и в организациях министерств и ведомств, которые финансируются из бюджета, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда согласно Единой тарифной сетке (ЕТС), который присваивается в зависимости от характера выполняемых работ. Как правило, профессия водителя тарифицируется с 4 по 7 разряд в зависимости от вида и грузоподъемности управляемого транспортного средства, а также выполняемого на них комплекса работ.

На предприятиях и в организациях коммерческой сферы и в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, суммы ежемесячной оплаты труда (в том числе суммы тарифных ставок в месяц) устанавливаются по соглашению между работодателем и трудовым коллективом в разрабатываемых коллективном договоре или иных актах, регулирующих вопросы оплаты труда на предприятии, или непосредственно по соглашению между работодателем и работником.

Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц не должна быть менее законодательно установленного размера минимальной заработной платы.

Оплата труда водителя может осуществляться по часовой (дневной) ставке или путем установления месячного оклада. Почасовая оплата труда является разновидностью повременной оплаты труда.

При

повременной оплате труда размер заработной платы работников зависит от тарифной ставки (оклада) и количества отработанного времени, т. е. предусматривает определение размера основной заработной платы на основании количества отработанного рабочего времени и квалификации работника. При повременной форме оплаты труда заработная плата определяется или по часовой тарифной ставке, или по количеству отработанных рабочих дней и дневным тарифным ставкам, или по месячным окладам.

До 2010 года в Украине действовала только месячная государственная гарантия в оплате труда — минимальная заработная плата в месячном размере. С 1 января 2010 года в Украине введена и минимальная государственная гарантия для работников, работающих по почасовой системе оплаты труда, — минимальная заработная плата в почасовом размере. Особенности ее определения и применения установлены

постановлением КМУ от 05.05.2010 г. № 330.

Статьей 53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI

установлены следующие размеры минимальной заработной платы:

в месячном

размере: с 1 января — 869 грн., с 1 апреля — 884 грн., с 1 июля — 888 грн., с 1 октября — 907 грн., с 1 декабря — 922 грн.;

в почасовом

размере: с 1 января — 5,2 грн., с 1 апреля — 5,29 грн., с 1 июля — 5,32 грн., с 1 октября — 5,43 грн., с 1 декабря — 5,52 грн.

Таким образом, на предприятиях для работников, работающих с месячными окладами, должна соблюдаться минимальная государственная гарантия — минимальная месячная заработная оплата, а для работников с почасовой оплатой (часовыми тарифными ставками) — минимальная заработная плата в почасовом размере.

Учитывая указанное выше, для работников, получающих

месячный оклад и работающих на условиях неполного рабочего времени, должна соблюдаться минимальная заработная плата в месячном размере. Так, если работник принят в соответствии со ст. 56 КЗоТ на работу на условиях неполного рабочего времени на 0,5 ставки (работает по 4 часа), оплата осуществляется пропорционально отработанному времени и должна составлять в ноябре 2010 года не менее 453,50 грн. (907 х 0,5).

Для работников с почасовой оплатой труда (часовыми тарифными ставками) должна соблюдаться почасовая минимальная заработная плата. Так, если работник, которому установлена часовая тарифная ставка, в ноябре текущего года отработал 88 часов (продолжительность рабочего времени — 176 часов), начисленная заработная плата должна составлять не менее 477,84 грн. (5,43 х 88).

 

Особенности определения тарифных ставок (окладов) для водителей

Учитывая специфику труда водителей, определение их тарифных ставок (окладов) имеет некоторые особенности.

Как правило, тарифные ставки (должностные оклады) для водителей определяются:

— для грузовых автомобилей — в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства (I группа — бортовые автомобили и автомобильные фургоны общего назначения; II группа — специализированные и специальные самосвалы, цистерны, фургоны, снегоочистительные автомобили и др.; III группа — автомобили для перевозок цемента, ядохимикатов, безводного аммиака, аммиачной воды и др.);

— для автобусов — в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;

— для легковых автомобилей — в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.

Некоторые особенности имеет определение грузоподъемности грузовых автомобилей в зависимости от их типа. Эти размеры устанавливаются исходя из параметров и назначения грузового автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике (паспорте) автомобиля.

Когда в результате совершенствования автомобиля организациями или заводами-изготовителями увеличивается его грузоподъемность, в техническую характеристику (паспорт) автомобиля вносятся соответствующие изменения, и размеры тарифной ставки (должностного оклада) для оплаты труда водителей таких автомобилей определяются по новой технической (паспортной) характеристике.

В качестве примера приведем в таблице 1 должностные оклады (тарифные ставки) водителей предприятия «Омега», рассчитанные исходя из минимальной заработной платы 907 грн.

 

Таблица 1

Должностные оклады (тарифные ставки) работников автотранспортных подразделений предприятия «Омега»

Класс автобусов

Габаритная длина автобусов (м)

Часовые тарифные ставки (коп.)

Водители грузовых автомобилей

Грузоподъемность автомобиля (в тоннах)

Часовые тарифные ставки (коп.)

I группа

II группа

бортовые автомобили и автомобильные фургоны общего назначения

специализированные и специальные самосвалы, цистерны, фургоны, снегоочистительные автомобили

До 1,5

871

933

От 1,5 до 3

933

968

От 3 до 5

968

1049

От 5 до 7

1049

1118

От 7 до 10

1118

1168

От 10 до 20

1168

1262

От 20 до 40

1262

1307

От 40 до 60

1307

1481

Свыше 60

-

1925

Водители автобусов (в том числе специальных)

Класс автобусов

Габаритная длина автобусов (м)

Часовые тарифные ставки (коп.)

Малый

до 5

842

от 5 до 6,5

939

от 6,5 до 7,5

948

Средний

от 7,5 до 9,5

1049

Большой

от 9,5 до 11

1118

от 11 до 12

1176

от 12 до 14

1219

от 14 до 16

1262

от 16 до 17

1420

от 17 до 18

1600

свыше 18

1802

Водители легковых автомобилей

Класс автомобиля

Рабочий объем двигателя (в литрах)

Часовые тарифные ставки (коп.)

Особо малый и малый

до 1,8

836

Средний

от 1,8 до 3,5

870

Большой

свыше 3,5

911

 

Пример 1.

В коммерческой организации «Омега», занимающейся оптовой торговлей, используется автомобиль МАЗ-437041-221. Согласно паспортной характеристике указанный автомобиль относится к бортовым автомобилям грузоподъемностью 4,8 тонны. На основании схемы должностных окладов (тарифных ставок) этого предприятия (табл. 1) водителю, работающему на таком автомобиле, в штатном расписании с 1 октября 2010 года установлен должностной оклад в размере 1617 грн.

В таблице 2 в качестве примера рассмотрим технические характеристики некоторых легковых автомобилей исходя из паспортных данных таких автомобилей.

 

Таблица 2

Класс и марка автомобиля

Рабочий объем двигателя, л

Особо малый и малый

до 1,8

Mazda 323

1,5

Audi A4

1,6

Средний

от 1,8 до 3,5

Mercedes E220

2,2

ГАЗ 3102 «Волга»

2,3 — 2,5

Большой

3,5 и более

Ford Taurus

3,8

BMW 745

4,5

 

Начисление водителям тарифной части заработка

Как мы уже упоминали, при повременной форме оплаты труда оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном или трудовом договоре.

Если рабочее время учитывается

в рабочих днях, то при полной отработке месячного количества рабочих дней заработная плата водителю (З) начисляется в размере месячного оклада, а при недоработке — пропорционально количеству отработанных дней по формуле:

З = Ом : Крд х Код,

где Ом — месячный оклад водителя;

Крд — количество рабочих дней в месяце согласно графику работы;

Код — количество отработанных дней в месяце.

Пример 2.

Водитель автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» за ноябрь 2010 года отработал 15 рабочих дней вместо 22, предусмотренных графиком работы.

Система оплаты труда — простая повременная. В ноябре 2010 года месячный оклад водителя — 1453 грн.

Сумма начисленной ему за месяц заработной платы составит:

З = 1453 грн. : 22 дн. х 15 дн. = 990,68 грн.

Заработная плата водителю может начисляться по часовой тарифной ставке

за отработанные часы.

При отработке месячной расчетной нормы часов заработная плата водителю начисляется в размере месячного оклада, а при недоработке — пропорционально количеству отработанных часов по формуле:

З = Сч х Коч,

где Сч — часовая тарифная ставка, грн.;

Коч — количество фактически отработанных часов в этом месяце.

Часовая тарифная ставка водителя определяется делением месячного оклада на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Ксч) в году:

Сч = Ом : Ксч.

Также возможна и обратная ситуация, когда в коллективном договоре для водителей установлены часовые тарифные ставки, то для установления в штатном расписании для водителей месячных окладов необходимо воспользоваться формулой:

Ом = Сч х Ксч.

Пример 3.

Водитель автомобиля Audi A4 отработал в ноябре 2010 года 170 ч при месячной норме, предусмотренной графиком работы, 176 ч. Месячный оклад водителя составляет 1396 грн. Оплата труда — простая по-временная. Водитель работает в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели. В 2010 году среднемесячная норма рабочего времени равна 167 часам (2004 ч : 12 мес.).

Часовая тарифная ставка водителя равна:

1396 грн. : 167 ч = 8,36 грн.

Месячная заработная плата водителя составит:

З = 170 ч х 8,36 грн. = 1421,20 грн.

 

Повышение тарифных ставок (окладов) для водителей

Оплата труда работников учреждений, предприятий и организаций отдельных отраслей может предусматривать и повышение установленных им тарифных ставок (окладов).

Так, для водителей заведений здравоохранения предусмотрены повышения должностных окладов за управление санитарным транспортом — на 20 %, водителям автомобилей специализированных бригад по предоставлению медицинской помощи и перевозке психически больных — на 25 %. Подробнее об особенностях оплаты труда водителей заведений здравоохранения см. на с. 29 этого номера газеты.

Следует заметить, что для стимулирования труда водителей в определенных условиях предприятия вправе вводить повышения тарифных ставок.

Так, в Положении об оплате труда коллективного договора может быть указано: «

Отдельным высококвалифицированным работникам, занятым на особо сложных и ответственных работах, вместо надбавки за профессиональное мастерство могут устанавливаться при наличии средств месячные оклады, которые выше действующих по соответствующей должности (выполняемой работе), но не более чем в 2 раза, согласно Положению об установлении месячных (персональных) окладов рабочим». Таким Положением могут предусматриваться условия для установления персональных окладов (например, стаж работы не менее 6 месяцев), основные показатели в работе, которые учитываются при установлении персональных окладов, порядок установления и отмены таких персональных окладов.

 

Сдельная форма оплаты труда для водителей

Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, километров пробега, процента от выручки и т. п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.

Особенно использование сдельной формы оплаты труда характерно для водителей грузовых автомобилей.

Для организации расчетов по сдельной оплате труда, в частности, могут использоваться положения

Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей, утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 18.12.72 г. № 336.

При этом еще раз напомним, что независимо от формы оплаты труда размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с

КЗоТ должен быть не менее размера минимальной месячной оплаты труда.

Кроме основной зарплаты, водителям могут устанавливаться надбавки и доплаты, установленные законодательством, генеральным и отраслевым соглашениями, коллективным или трудовым договором.

 

Надбавки и доплаты водителям

Доплаты и надбавки можно определить как законодательно гарантированные или нормативно предусмотренные выплаты сверх заработной платы, связанные с особенностями и условиями труда, а также с личными качествами работников. Выплата доплат и надбавок является одним из направлений материального стимулирования работников.

Согласно

Методрекомендациям № 23 в зависимости от характера выплат доплаты и надбавки подразделяются на:

— поощрительные (за классность водителям, интенсивность труда, выполнение особо важной работы, совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и т. п.);

— компенсационные (за тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время, сверхурочные работы, разъездной характер работ, особые условия работы и т. п.).

Как указывалось выше, предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно устанавливают в коллективном договоре исходя из своих финансовых возможностей и производственной необходимости условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий и других поощрительных, гарантийных и компенсационных выплат. При этом обязательно должны соблюдаться нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным и отраслевым соглашениями.

Если представители предприятия принимали участие в подписании генерального, отраслевого соглашений (или со временем присоединились к ним), то нормы этих соглашений являются обязательными и минимально допустимыми при заключении коллективного договора. На это указывало Минтруда в

письме от 04.07.2008 г. № 435/13/84-04.

Предприятия, которые не подпадают под действие сторон, подписавших генеральное и отраслевое соглашения, могут использовать эти показатели в качестве рекомендации. В таком случае в колдоговоре достаточно учитывать условия на уровне не ниже, чем предусмотрено законодательством.

Перечень и размеры доплат и надбавок, имеющих межотраслевой характер, установлены

приложением 3 к Генеральному соглашению, которое действует до принятия нового генерального соглашения.

При установлении доплат водителям автотранспортных средств можно использовать

Методрекомендации № 23. В каждом конкретном случае при установлении надбавок и доплат водителю необходимо учитывать их сущность и характер, а также специфику работы работника.

Рассмотрим наиболее применяемые на практике виды устанавливаемых для водителей надбавок и доплат и их размеры.

 

Надбавка за классность

. Для водителей, которым в установленном порядке присвоен I или II класс, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) ежемесячная надбавка к заработной плате — надбавка за классность.

Так,

приложением 3 к Генеральному соглашению предусмотрено, что надбавка за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов выплачивается за отработанное водителем время в следующих размерах:

водителям

I класса — 25 % тарифной ставки;

водителям

II класса — 10 % тарифной ставки.

Отметим, что в таком же размере устанавливается надбавка за классность водителям, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов (

п. 1 приложения 3 к приказу № 77); водителям заведений здравоохранения (п.п. 4.5.3 разд. 4 Условий № 308/519); водителям отдельных отраслей бюджетной сферы (п.п. 4 п. 3 постановления № 1298).

Такие же размеры надбавки за классность водителям предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.

Следовательно, если предприятие находится в сфере действия генерального и отраслевых соглашений, то в коллективном договоре должны быть установлены надбавки за классность в размерах не менее, чем предусмотрено соглашениями.

Если нормы генеральных и отраслевых соглашений на предприятие не распространяются, оно может согласно действующему законодательству исходя из собственных финансовых возможностей самостоятельно устанавливать в коллективном договоре размер доплаты за классность водителям или же вообще ее не устанавливать. Такого же мнения придерживается и Минтруда в

письме от 06.09.2007 г. № 556/13/155-07.

Еще раз подчеркнем, что на практике, как правило, надбавку выплачивают

за время, когда водитель был занят непосредственно управлением автомобиля (если иное не предусмотрено коллективным договором).

Если коллективные договоры на предприятии, в учреждении, организации не заключены, то в случае отсутствия профсоюза работодатель обязан согласовать вопросы оплаты труда с уполномоченным на представительство трудового коллектива органом.

Пример 4.

Водителю автомобиля BMW 745 установлены оклад в сумме 1521 грн. и надбавка за I класс квалификации в размере 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное водителем время. В ноябре 2010 года водитель отработал 21 день из 22, предусмотренных графиком работ.

За ноябрь 2010 года водителю начислены:

а) заработная плата за фактически отработанные дни:

1521 грн. : 22 дн. х 21 дн. = 1451,86 грн.;

б) надбавка за I класс квалификации (Нк):

Нк = 1451,86 х 25 : 100 = 362,97 грн.

За работу в праздничные и выходные дни, оплата которых производится по двойным часовым тарифным ставкам, надбавка за классность начисляется на заработок, исчисленный по одинарной тарифной ставке.

Пример 5.

Графиком работ (сменности) предусмотрено отработать за ноябрь 2010 года 167 ч. Фактически водителем отработано 175 ч, в том числе 8 ч в выходной день. Часовая тарифная ставка водителя составляет 10,49 грн. Водителю установлена надбавка за I класс квалификации в размере 25 % тарифной ставки за отработанное водителем время.

Рассчитаем надбавку за классность:

Нк = 10,49 грн. х (167 ч + 8 ч) х 25 : 100 = 458,94 грн.

 

Доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.

Установление такой доплаты предполагает выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности. Поэтому даже в случае, когда за водителем согласно приказу руководителя закреплены два автомобиля, то необходимо учитывать специфику работы водителя в такой ситуации: одновременно работать на двух автомобилях водитель не может. Следовательно, такая доплата водителю автомобиля не может быть установлена. На это обратило внимание Минтруда в письме от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09 // «ОТ», 2009, № 16, с. 9.

 

Доплата за совмещение профессий (должностей)

. Такой вид доплаты подразумевает выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени. При установлении такой доплаты водителю необходимо рассмотреть возможность совмещения работы по другой должности одновременно с основной работой.

Поэтому доплата за совмещение профессий может быть установлена только при выполнении водителем в пределах своего рабочего времени (как водителя) дополнительного объема работ по другой вакантной должности, например грузчика (одновременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ) или экспедитора.

Размер доплаты одному работнику максимальным размером не ограничивается и определяется в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладу совмещаемой должности.

 

Доплата за ненормированный рабочий день.

Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день (далее — НРД), т. е. свыше нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и переработанное время не подлежит дополнительной оплате. Количество переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре (п. 2.10 Положения № 340).

В качестве компенсации за переработанное время водителям предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (см. с. 22 этого номера газеты) и в случаях, предусмотренных законодательством, провоиздится соответствующая оплата за выполненный объем работ. Данные договоренности, как правило, фиксируются в коллективном или трудовом договоре.

Например, в приложении к коллективному договору «Перечень доплат к тарифным ставкам и должностным окладам» может быть указано: «

За работу с ненормированным рабочим днем водителям легковых автомобилейдоплата в размере 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное время».

Отметим, что в таком же размере устанавливается доплата за НРД водителям, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов (

п. 2 приложения 3 к приказу № 77); водителям отдельных отраслей бюджетной сферы (п.п. 4 п. 3 постановления № 1298); водителям легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи заведений здравоохранения (п.п. 3.4.4 разд. 3 Условий № 308/519).

Коммерческие предприятия вправе устанавливать любой другой размер доплат.

Пример 6.

Водителю автомобиля Audi A4 установлены оклад 1396 грн. и доплата за НРД в размере 25 % оклада за отработанное время. В ноябре 2010 года водитель отработал при 40-часовой 5-дневной рабочей неделе 19 рабочих дней при 22 днях по графику работы.

Доплата за НРД

н) в данном случае составит:

Дн = 1396 грн. : 22 дн. х 19 дн. х 25 % : 100 = 301,39 грн.

Следует обратить внимание, что если водитель работает на 1,5 ставки (по основному месту работы и на 0,5 ставки по совместительству) в одном заведении, например, с 8 до 19 часов, то для установления ему режима НРД по основному месту работы нет оснований. Объясняется это тем, что в такой ситуации у водителя нет возможности выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (по окончании работы по основной должности он приступает к работе по совместительству). Соответственно он не имеет права и на получение доплаты за НРД и на дополнительный отпуск. На это указало Минтруда в

письме от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10.

 

Доплата за разделенный рабочий день.

Согласно п. 2.9 Положения № 340 для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки.

При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Режим разделенного рабочего дня (с перерывом в работе свыше 2 часов) сопровождается установлением

доплаты. На практике часто используется такая доплата в размере до 30 % тарифной ставки (оклада). Перечень должностей работников, имеющих право на установление такого режима работы и конкретный размер доплаты, определяется в коллективном договоре.

Например, в коллективном договоре может быть зафиксировано: «

Водителям автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, устанавливается доплата за работу по графику с разделением смены на части — в размере не менее 30 % тарифной ставки за отработанное в смене время».

 

Надбавка за сложность и напряженность в работе.

Минтруда в письме от 14.08.2009 г. № 438/13/84-09 разъяснило порядок установления надбавки за сложность и напряженность труда водителям бюджетных учреждений.

Минтруда исходило из того, что согласно

п.п. 2 «а» п. 3 и 4 постановления № 1298 руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций в пределах фонда заработной платы предоставлено право устанавливать работникам этих учреждений, заведений и организаций надбавки за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения), за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки). При этом предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада.

Поэтому водитель, как и другие работники,

имеет право на получение надбавки за сложность, напряженность в работе (до 50 %), независимо от установления доплаты за ненормированный рабочий день.

 

Надбавка за продолжительность непрерывной работы

(вознаграждение за выслугу лет, стаж работы). Условия и конкретные размеры надбавки в зависимости от стажа работы определяются работодателем и предусматриваются в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре. При этом может использоваться дифференциация надбавки в зависимости от стажа работы, например: при стаже работы от 1 до 5 лет — 5 %, от 5 до 10 лет — 10 %, от 10 до 15 лет — 15 %, от 15 лет и выше — 20 % месячного оклада. Может быть предусмотрена и другая градация.

Об установлении надбавки за продолжительность непрерывной работы водителю станции скорой помощи заведения здравоохранения см. на с. 29 этого номера газеты.

 

Надбавка за особые условия работы.

Согласно п. 3 приложения 3 к приказу № 77 водителям, которые обслуживают должностных лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана согласно Закону Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» от 04.03.98 г. № 160/98-ВР, и членов Правительства, устанавливается надбавка за особые условия работы в размере до 100 % месячной тарифной ставки.

 

Надбавка за разъездной характер работы.

Коллективным договором должно быть определено, считаются ли поездки водителей в другие населенные пункты служебной командировкой или такая работа носит разъездной (передвижной) характер.

Если коллективным договором, действующим на предприятии, определено, что поездки водителей — это работа, которая постоянно проводится в дороге и имеет разъездной характер, то в соответствии с

постановлением № 490 таким работникам устанавливается надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размерах, предусмотренных коллективным договором. При этом согласно требованиям постановления № 490 размер надбавки к тарифной ставке (должностному окладу) за день не должен превышать предельных норм суточных расходов, установленных для командировок в пределах Украины. То есть на сегодняшний день размер надбавки за разъездной характер работ в пределах Украины не должен превышать 30 грн. за день. Конкретный размер определяется коллективным договором.

В случае когда работа постоянно проводится в пути или имеет разъездной характер за пределами Украины, предельные размеры надбавок работникам за день не могут превышать 80 % предельных норм суточных расходов, установленных КМУ для командировок за рубеж (

п. 2 постановления № 490).

Если коллективным договором водители не включены в перечень профессий работников, постоянная работа которых проводится в дороге и имеет разъездной характер, то поездки водителей в другой населенный пункт являются командировками, и в таком случае им должны выплачиваться суточные. Такие разъяснения предоставлены Минфином в

письмах от 05.03.2007 г. № 31-18030-07-21/4528, от 03.10.2007 г. № 31-18030-07-10/20122 и Минтруда в письме от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06.

Формула начисления надбавки за разъездной характер работы (Нр) имеет следующий вид:

Нр = С1д х Кд,

где С1д — сумма надбавки за 1 день разъезда, установленная коллективным договором, грн.;

Кд — количество дней разъездного характера работы, при котором водитель ежедневно возвращается к постоянному месту жительства.

Пример 7.

В ноябре 2010 года водитель совершил 12 служебных поездок за пределы населенного пункта, в котором расположена организация, и ежедневно возвращался к месту постоянного жительства. Поездки превышали установленную ежедневную продолжительность рабочего времени. Согласно коллективному договору размер надбавки за 1 день разъезда составляет 30 грн.

Сумма надбавки за разъездной характер работ равна:

Нр = 30 грн. х 12 дней = 360 грн.

 

Подытоживая наш разговор об установлении надбавок и доплат водителям, обратим внимание, что надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам) в размерах, предусмотренных действующим законодательством, на основании

п.п. 2.2.1 Инструкции № 5 включаются в фонд дополнительной зарплаты.

Соответственно такие надбавки и доплаты в полном объеме относятся в состав валовых расходов (

п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль) и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц (НДФЛ) (п.п. 4.2.1 Закона о налоге с доходов). На суммы таких доплат и надбавок начисляются и уплачиваются взносы в Пенсионный фонд и фонды социального страхования.

Некоторые

особенности с позиции налогообложения и уплаты взносов в фонды социального страхования имеет надбавка за разъездной характер работы.

Что касается налогообложения данной выплаты, то сумму надбавки

облагают налогом с доходов физических лиц. Льгота по налогу с доходов для надбавки, к сожалению, не работает, поскольку такие поездки не являются командировкой. Ни один из пунктов Закона о налоге с доходов не дает права не облагать данную выплату саму по себе. Придерживается этой точки зрения и ГНАУ в своем письме от 14.05.2007 г. № 4639/6/17-0716: с целью обложения налогом с доходов физических лиц надбавка за разъездной характер работы включается в состав заработной платы и облагается в ее составе согласно п.п. 4.2.1 Закона о налоге с доходов.

В налоговом учете работодатель имеет право отнести на валовые расходы сумму надбавки за разъездной характер работы, но не более ее предельного размера (основание —

п.п. 5.6.2 Закона о налоге на прибыль).

Поскольку надбавка за разъездной характер работы в размерах, определенных действующим законодательством,

не входит в фонд оплаты труда (п. 3.16 Инструкции № 5), взносы в Пенсионный фонд и фонды социального страхования на такие суммы не начисляются и не уплачиваются (в частности, см. письмо ПФУ от 02.04.2004 г. № 3196/04).

 

Оплата труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Как правило, техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны осуществляться без привлечения водителей. Водители автомобилей, поставленных на ремонт или техническое обслуживание, на этот период могут быть переведены на работу на других автомобилях. В таком случае их труд оплачивается по условиям труда водителей, определенным в договоре.

В связи с производственной необходимостью по приказу руководителя

водителя можно перевести (с его согласия) на работу по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей продолжительностью до одного месяца. В этом случае оплата труда водителям производится как ремонтным рабочим в соответствии с присвоенным каждому водителю разрядом слесаря по ремонту автомобилей согласно квалификационным характеристикам Классификатора профессий ДК 003:2010* (при условии, что в штатном расписании есть такая должность, которая на это время вакантна, и что водитель имеет квалификационный разряд по этой специальности). Тогда оплата производится за выполненную работу (по должности слесаря), но не ниже среднего заработка по предыдущей работе (водитель) (ст. 33 — 34 КЗоТ).

* Классификатор профессий ДК 003:2010 утвержден приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 г. и введен в действие 01.11.2010 г.

В организациях, учреждениях и предприятиях с небольшим количеством автомобилей (до 15),

где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих (слесарей, мойщиков и т. д.), водители могут в полном объеме осуществлять работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции техобслуживания или в автотранспортной организации). В таком случае оплата труда водителей за время выполнения таких работ производится по установленным для них как водителей условиям: с выплатой надбавки за классность и доплатой за ненормированный рабочий день, если такой режим установлен.

 

Оплата труда в случае простоя не по вине водителя

Для оплаты труда водителя во время простоев работодатель может воспользоваться только двумя вариантами.

Первый вариант.

Простой подлежит обязательной оплате в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 113 КЗоТ, т. е. время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Однако в коллективном договоре может быть предусмотрен и больший размер оплаты времени простоя (ст. 97 КЗоТ).

За время простоя, когда

возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для окружающих его людей и природной среды, не по вине водителя, за ним сохраняется средний заработок (ч. 3 ст. 113 КЗоТ).

Следует отметить, что оплата простоев не по вине работника является одной из составляющих фонда оплаты труда, поскольку входит в структуру дополнительной заработной платы как оплата неотработанного времени (

п.п. 2.2.12 Инструкции № 5).

Когда отсутствие объема работы для работника квалифицируется как простой, то это должно быть документально оформлено и приняты меры по обеспечению социально-экономических гарантий работникам на время простоя.

Второй вариант.

В случае простоя можно временно перевести работника с его согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности сроком до одного месяца (ч. 2 ст. 34 КЗоТ).

Временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается также лишь с его согласия (

ч. 1 ст. 33 КЗоТ). При этом перевод оформляется приказом собственника предприятия, в котором, среди прочего, следует указать срок перевода и его основания.

При временном переводе работника сроком до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, оплата труда производится

за выполненную работу, но не ниже среднего заработка по предыдущей работе. На это указывало Минтруда в письме от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09 // «ОТ», 2009, № 5, с. 4. В частности, рассмотрена ситуация, когда возник простой водителя в связи с отсутствием топлива для автомобиля.

Таким образом, на период простоя работодатель может издать приказ о постановке автомобиля на ремонт и это время должно быть отражено в табеле учета рабочего времени.

Если же приказ о временном размещении автотранспорта на ремонт не издавался и время простоя в табеле учета рабочего времени не отражено, а работник в свое рабочее время выходил на работу, а также если штатным расписанием не предусмотрено слесарей и водитель выполнял ремонт автомобиля, то оплата осуществляется согласно действующим условиям оплаты труда водителей, определенным в коллективном договоре, с учетом доплат и надбавок.

Как уже неоднократно упоминалось, предприятия самостоятельно решают вопросы оплаты труда водителей. За счет собственных средств предприятие может предусмотреть в коллективном договоре, что за водителем сохраняются принадлежащие ему по квалификации и условиям труда надбавки и доплаты в то время, когда он не выполняет обязанности водителя (не управляет транспортным средством).

Если же в коллективном договоре предприятия установлено, что надбавка за классность водителям выплачивается только за отработанное водителем время (за управление транспортным средством), то эту надбавку не выплачивают, если водители не были непосредственно заняты управлением транспортным средством (занимались ремонтом, простаивали).

 

Заканчивая тему, хотелось бы отметить, что в рамках данной статьи мы постарались ответить на самые актуальные «трудозарплатные» вопросы, связанные со спецификой трудовой деятельности водителя.

Искренне надеемся, что данная статья поможет работодателям учесть многие нюансы при организации оплаты труда такой категории работников. А если у вас возникли вопросы по этой теме — присылайте их в редакцию, и мы с удовольствием на них ответим.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше