Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

Редакция ОТ
Приказ от 07.06.2010 г. № 340

Министерство транспорта и связи Украины

Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

Приказ от 07.06.2010 г. № 340

 

Согласно Конвенции Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, статье 18 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» и с целью организации безопасного труда и эффективного контроля за работой водителей колесных транспортных средств приказываю:

1. Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (прилагается).

<…>

3. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Украины от 17.01.2002 № 18 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 04.02.2002 под № 97/6385.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования,

кроме пункта 6.1 Положения, утвержденного этим приказом, который вступает в силу для:

нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, перевозок опасных грузов — с 01.06.2012;

перевозки грузов колесными транспортными средствами с полной массой свыше 12 тонн — с 01.06.2013;

перевозки грузов колесными транспортными средствами с полной массой от 3,5 тонн до 12 тонн — с 01.06.2015.

<…>

 

Министр К. Ефименко

 

 

Утверждено приказом Министерства транспорта и связи Украины 07.06.2010 г. № 340

Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано согласно Конвенции Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодексу законов о труде Украины и законам Украины «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении».

1.2. Настоящее Положение устанавливает особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — водители) и порядок его учета.

1.3. Требования настоящего Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС).

1.4. Настоящее Положение

не распространяется на перевозки пассажиров и/или грузов, осуществляемые:

физическими лицами за собственный счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

для нужд Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, а также Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерства здравоохранения Украины;

сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки выполняются тракторами либо другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

1.5. В настоящем Положении термины употребляются в следующем значении:

автомобильный перевозчик

— физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров и/или грузов транспортными средствами (далее — Перевозчик);

отдых

— непрерывный период времени, который водитель может использовать по своему усмотрению;

график сменности

— документ, определяющий начало и конец рабочей смены на каждый день календарного месяца, а также выходные дни;

сменный период управления

— суммарная продолжительность периодов управления за рабочий день (смену);

сменный перерыв

— суммарная продолжительность перерывов за рабочий день (смену);

ночное время

— период суток с 22 часов до 6 часов;

подготовительно-заключительный период

— время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

рабочая смена

— период работы водителя согласно графику сменности;

рабочее место водителя

— место за рулем ТС или место, где он осуществляет исполнение своих обязанностей, определенных трудовым договором;

рабочее время водителя

— время, в течение которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

тахограф

— контрольное устройство, устанавливаемое на ТС для показа и регистрации информации о движении ТС;

неделя

— период времени с 00.00 часов в понедельник до 24.00 часов в воскресенье;

ежедневный отдых

— междусменный отдых водителя на протяжении суток;

еженедельный отдых

— отдых водителя в неделю.

 

II. Рабочее время

2.1.

В рабочее время водителя включаются:

а) сменный период управления;

б) подготовительно-заключительный период;

в) время простоев не по вине водителя;

г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);

ґ) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);

е) время охраны ТС с грузом либо без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;

є) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;

ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

2.2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, у которых установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Для водителей, у которых установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 часов.

Накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Продолжительность работы (смены) водителя в ночное время сокращается на один час.

2.3. Если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов.

Решение о введении суммированного учета рабочего времени принимается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

При суммированном учете рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 часов.

Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте либо если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов.

2.4. При суммированном учете рабочего времени труд водителей регулируется графиками сменности водителей колесных транспортных средств (приложение 1), которые составляются на весь учетный период и которыми определяются продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней.

2.5.

График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.

2.6. Состав работ подготовительно-заключительного периода, время на их выполнение и время на проведение медицинского осмотра водителя (подпункты «б», «ґ» пункта 2.1 настоящего Положения) устанавливаются Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.7.

Время охраны ТС с грузом или без него (подпункт «е» пункта 2.1 настоящего Положения) засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная продолжительность времени охраны груза и ТС, засчитываемого водителям в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.8.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей (подпункт «є» пункта 2.1 настоящего Положения) засчитывается ему в размере не менее 50 процентов рабочего времени. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.9. Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может

устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

2.10.

Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не производится дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

2.11. Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется согласно статьям 62 — 64 Кодекса законов о труде Украины. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

 

III. Период управления

3.1. Сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы,

не должен превышать 9 часов.

3.2. Для водителей ТС, осуществляющих перевозку тяжеловесных, и (или) крупногабаритных, и (или) опасных грузов, сменный период управления, включая сверхурочные работы,

не должен превышать 8 часов.

3.3. Сменный период управления водителя (не плановый, а фактический) может быть увеличен сверх установленных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения норм в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и т. п.).

3.4. Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы,

не должна превышать 48 часов.

3.5. На автобусные маршруты протяженностью свыше 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

 

IV. Перерывы

4.1. На автобусных маршрутах общего пользования в течение рабочего времени расписанием движения должны предусматриваться перерывы для кратковременного отдыха от управления автобусом не реже чем через каждые два часа управления продолжительностью

не менее 15 минут .

4.2. На автобусных маршрутах нерегулярных перевозок при перевозке опасных грузов и для водителей, управляющих тяжеловесными или крупногабаритными ТС, через каждые два часа тридцать минут управления должен предусматриваться перерыв для кратковременного отдыха от управления ТС продолжительностью

не менее 15 минут.

4.3. Перерывы для кратковременного отдыха от управления ТС включаются в рабочее время водителя.

4.4. При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания перерывы для кратковременного отдыха не предусматриваются.

 

V. Время отдыха

5.1. Каждому водителю в течение рабочей смены предоставляется перерыв для отдыха и питания

не позднее чем через 4 часа после начала работы.

5.2. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью

не менее 45 минут и не более 2 часов. Этот перерыв не включается в рабочее время водителя.

При установлении продолжительности ежедневного рабочего времени

более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

5.3. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

5.4. Водители используют время перерыва по своему усмотрению и могут на это время отлучаться с рабочего места.

5.5. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 10 последовательных часов.

5.6. Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

5.7. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочей смены, при этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных, свободных от работы в течение учетного периода часов в порядке, предусмотренном графиком сменности.

5.8. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.

5.9. Если приостановление работы невозможно из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с проведением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работа водителей в праздничные и нерабочие дни.

При установлении суммированного учета рабочего времени предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

5.10. Ежедневный (междусменный) отдых водителя автобуса не может осуществляться водителем в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют два водителя и в автобусе есть место для отдыха водителя.

Водитель автобуса в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя, пользование туалетом, возможность питания горячими блюдами).

5.11. Ежедневный (междусменный) отдых водителя грузового автомобиля не может осуществляться водителем в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле имеется спальное место для отдыха водителя.

Водитель грузового автомобиля в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать либо спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, пользование туалетом, возможность питания горячими блюдами).

 

VI. Учет рабочего времени

6.1. Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах

протяженностью свыше 500 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонн должны быть оборудованы тахографами.

6.2. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени. Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2), в которой по каждой рабочей смене отмечаются плановые и фактические данные о маршруте, начало и конец рабочей смены.

6.3. Водитель, управляющий ТС,

не оборудованным тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку (приложение 3).

6.4. График сменности водителей, ведомость учета рабочего времени и отдыха водителей хранятся у Перевозчика.

6.5. При суммированном учете рабочего времени норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения нормы продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей ТС, на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом ее сокращения накануне праздничных, нерабочих и выходных дней.

6.6. Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины.

6.7. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, которые установлены правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, учитывается ежедневно.

6.8. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, исчисляемой в часах).

 

VII. Проверка соблюдения режимов труда и отдыха водителей

7.1. Государственный контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей осуществляется должностными лицами правительственного органа государственного управления по вопросам контроля на автомобильном транспорте.

7.2. Главный орган, на который возлагается обеспечение безопасности дорожного движения, осуществляет проверку установленного режима труда и отдыха водителей согласно действующему законодательству Украины.

 

Глава Госавтотрансадминистрации С. Доброход

 

img 1

 

img 2

 

img 3

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

Утверждены новые требования к режиму труда и отдыха водителей автотранспорта

 

Комментируемым приказом Министерство транспорта и связи Украины утвердило новое Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — Положение). Утвержденным Положением устанавливаются особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — ТС) и порядок учета такого времени.

Со дня вступления в силу комментируемого приказа утратил силу документ-предшественник — приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств» от 17.01.2002 г. № 18.

Следует отметить, что в соответствии с Законом Украины от 06.03.2008 г. № 129-VI Украина присоединилась к Конвенции Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте (далее — Конвенция). Конвенция касается водителей, которые работают на предприятиях, занимающихся перевозкой грузов или пассажиров. В частности, документом установлено, что водителям не разрешается управлять транспортным средством более 4 часов без перерыва, более 9 часов — в течение дня и более 48 часов — в неделю. Надзор за соблюдением этого режима должны осуществлять как инспекторы ГАИ, так и собственники транспорта. Отслеживать рабочий режим водителя можно будет с помощью тахографа, фиксирующего проведенное время за рулем и время отдыха водителя.

Утвержденное Положение разработано и приведено в соответствие с этим документом международного права.

Требования Положения

распространяются на автоперевозчиков и водителей, которые осуществляют внутренние перевозки пассажиров или/и грузов колесными транспортными средствами.

Под термином «автомобильный перевозчик» (далее — перевозчик) следует подразумевать физических или юридических лиц, которые осуществляют на коммерческой основе или за собственные средства перевозку пассажиров или/и грузов транспортными средствами.

Положение

не распространяется на перевозки пассажиров или/и грузов, которые осуществляются:

— физическими лицами за свой счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

— во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— для нужд МВД, Минобороны, Генпрокуратуры, СБУ, а также МЧС и Минздрава;

— сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки осуществляются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

В соответствии с п. 6.1 Положения

автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонны должны быть оборудованы специальными контролирующими приборами — тахографами. Это контрольные устройства, которые устанавливаются на ТС для отражения и регистрации информации о его движении (скорости ТС, пройденном расстоянии, периодах труда и отдыха водителя). Это означает, что отследить рабочий режим водителя можно будет с помощью тахографа, фиксирующего проведенное время за рулем и время отдыха водителя.

Водитель, управляющий ТС, не оборудованным тахографом,

ведет индивидуальную контрольную книжку (п. 6.3 Положения).

Приложениями к Положению являются:

— приложение 1 — График сменности водителей колесных транспортных средств на учетный период (документом регулируется работа водителей при суммированном учете рабочего времени);

— приложение 2 — Ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (ведет перевозчик, использующий труд наемных водителей). В документе по каждой рабочей смене указываются плановые и фактические данные по маршруту, начало и конец рабочей смены;

— приложение 3 — Индивидуальная контрольная книжка водителя (ведет водитель, управляющий ТС, не оборудованным тахографом).

Комментируемый приказ

вступил в силу 04.10.2010 г., кроме требования об установке тахографов (п. 6.1 Положения), которое вступит в силу для:

— нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, перевозок опасных грузов —

с 01.06.2012 г.;

— перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой свыше 12 тонн —

с 01.06.2013 г. ;

— перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой от 3,5 до 12 тонн —

с 01.06.2015 г.

Таким образом, организация работы водителей автомобилей предприятий, учреждений, организаций, на которых распространяется действие Положения, должна быть обеспечена в соответствии с комментируемым приказом.

Более подробно о новациях Положения, а также об особенностях труда водителей вы узнаете в наших следующих номерах газеты.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше