23.05.2024
Материальная (денежная) помощь на оздоровление в размере среднемесячной зарплаты предоставляется отдельным работникам госорганов и органов местного самоуправления.
Общий случай. В соответствии с абз. 1 п. 2 Порядка № 100 расчет средней зарплаты для матпомощи осуществляют исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу ее предоставления. При этом событием для определения расчетного периода при исчислении помощи на оздоровление является дата начала ежегодного отпуска.
* Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 № 100.
Сама сумма матпомощи в размере среднемесячной зарплаты определяется путем умножения среднедневной зарплаты на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (абз. 3 п. 7 Порядка № 100). В свою очередь, среднедневная зарплата исчисляется путем деления зарплаты за фактически отработанные в течение 12 месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней (абз. 4 п. 7 Порядка № 100).
Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается путем деления на 12 суммарного числа рабочих дней за последние 12 календарных месяцев согласно графику работы учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства. Подробнее о расчете средней зарплаты для определения суммы помощи на оздоровление вы можете прочитать в статье «Оздоровительные» в размере средней: как правильно провести расчет» // «Оплата труда», 2024, № 9.
Расчет с оклада. Если работник отработал менее одного месяца или у него отсутствуют выплаты в расчетном периоде, то за расчетный период берем условный расчетный период — 12 календарных месяцев перед месяцем, в котором предоставляется матпомощь.
Расчет среднедневной зарплаты в этих случаях проводим исходя из оклада работника. Если размер его оклада ниже МЗП, расчет средней зарплаты проводим с МЗП (абз. 22 п. 4 Порядка № 100). Кроме того, учитываем, что если расчет средней зарплаты исчисляется исходя из оклада или МЗП, то ее начисление осуществляется путем умножения оклада или МЗП на 12 месяцев расчетного периода (абз. 23 п. 4 Порядка № 100).
И вот здесь возникает вопрос: нужно ли при исчислении суммы помощи на оздоровление делать поэтапный расчет с промежуточным округлением показателей среднедневной зарплаты и среднемесячного количества рабочих дней? Или же можно провести непрерывный расчет, не округляя промежуточные показатели, что позволит в конечном счете выйти на тот же размер оклада (МЗП). От выбранного варианта зависит результат.
Рассмотрим указанное на примере.
Пример. Водитель сельсовета (ОМС) с 01.04.2023 по 31.03.2024 находился в отпуске за свой счет. С 29.04.2024 он идет в ежегодный отпуск. При уходе в отпуск по решению руководителя госоргана ему предоставляется помощь на оздоровление в размере среднемесячной зарплаты. Должностной оклад работника на момент ухода в отпуск — 4082 грн.
За последние 12 календарных месяцев (апрель 2023 — март 2024 года) у работника нет начислений. Согласно графику работы госоргана в этом периоде было 260 раб. дн. Оклад работника (4082 грн) ниже размера минзарплаты, действующей в апреле 2024 года (8000 грн). Поэтому расчет проводим исходя из МЗП. Рассмотрим 2 варианта расчета.
Вариант 1 (промежуточные показатели).
Сначала рассчитаем среднедневную зарплату:
8000 × 12 : 260 = 369,23 (грн).
Далее определим среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде:
260 : 12 = 21,67 (раб. дн.).
И наконец исчислим суммы матпомощи:
369,23 × 21,67 = 8001,21 (грн).
Вариант 2 (конечный результат).
Размер матпомощи равен:
8000 × 12 : 260 × 260 : 12 = 8000 (грн).
Кстати, раньше в подобном случае, когда расчетный период для исчисления средней для матпомощи составлял 2 месяца, мы также в результате расчета выходили на оклад или МЗП. При этом специалисты Минсоцполитики советовали вообще не проводить никаких расчетов в той ситуации, когда «оздоровительные» по Порядку № 100 исчисляются с оклада, а платить работникам ровно оклад (см. статью «Госслужащая после декретного отпуска идет в ежегодный отпуск: как рассчитать отпускные и денежную помощь» // «Оплата труда», 2016, № 16).
Но сейчас ответственным за предоставление разъяснений по поводу применения норм Порядка № 100 является Минэкономики. Поэтому мы обратились к специалистам этого ведомства с вопросом: какой вариант расчета «оздоровительных» применять в вышеприведенном примере?
Ответ на этот вопрос мы получили в письме Минэкономики от 16.05.2024 № 4707-05/36086-09 (полный его текст вы найдете по ссылке в конце статьи).
В своем ответе специалисты Минэкономики отметили: поскольку промежуточный показатель не является итоговым показателем, то его не округляют при расчете, а применяют длинную дробь и округляют конечный результат. В то же время если компьютерная программа округляет среднедневную зарплату и среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде до двух знаков после запятой (другого количества знаков), то ошибки нет.
То есть фактически какой бы вариант расчета вы ни выбрали на условиях нашего примера (вариант 1 или 2), каждый из них по сути является верным. Мы же со своей стороны рекомендуем применять вариант 2. Ведь в этом случае конечный результат всегда будет равен окладу или МЗП.
При этом порядок определения суммы матпомощи согласно Порядку № 100, исходя из оклада (МЗП), и правила округления расчетных показателей Минэкономики рекомендует зафиксировать в локальных актах об оплате труда или коллективном договоре.
Обратите внимание: все вышеуказанное касается не только помощи на оздоровление, но и матпомощи для решения социально-бытовых вопросов. Если она предоставляется работнику в размере среднемесячной зарплаты, а он отработал менее месяца или у него отсутствуют выплаты в расчетном периоде, то расчет проводим так же, исходя из оклада или МЗП.