Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Как бороться с бездействием госисполнителя

Редакция СД
Статья

Юридическая поддержка

 

Как бороться с бездействием госисполнителя

 

Фраза «Суд вынес решение в пользу субъекта хозяйствования» сродни окончанию сказки «И жили они долго и счастливо», ведь и в первом, и во втором случае неизвестно, что же происходит дальше — было ли исполнено решение и жили ли они действительно счастливо. Бездействие госисполнителя может стать началом новой истории. О том, какие действия предпринять, чтобы у нее был счастливый конец в виде полностью исполненного судебного решения, эта статья.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХПК

— Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.96 г. № 1798-ХII.

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

ГПК

— Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

Закон об исполнительном производстве

— Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

Инструкция № 74

 — Инструкция о проведении исполнительнх действий, утвержденная приказом Минюста от 15.12.99 г. № 74/5.

 

Общее представление об исполнительном производстве

Чаще всего основанием для бездействия госисполнителя становятся ошибки взыскателей, допущенные именно как раз по незнанию. Чтобы не давать исполнительной службе поводов для безделья, предлагаем для начала ознакомиться в общих чертах с

процедурой принудительного исполнения судебных решений.

Между вынесением решения суда и принятием исполнителем мер по его исполнению должно произойти следующее:

1.

Решение суда должно вступить в законную силу. Порядок вступления в законную силу будет зависеть от того, между кем и по поводу чего рассматривался спор и соответственно предписания какого из процессуальных кодексов применялись при этом. Так, например, если спор рассматривался между двумя субъектами хозяйствования, то решение суда первой инстанции вступит в силу через 10 календарных дней со дня его принятия, если в течение этого срока не будет подана апелляция. Решение же апелляционного суда вступает в силу сразу после его оглашения.

Если это был административный спор, то решение, принятое по результатам его рассмотрения, вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если в течение этого срока не будет подана апелляция либо заявление о ее подаче. В случае подачи такого заявления решение может вступить в законную силу через 20 дней со дня его подачи, если апелляция так и не будет подана.

Если же это был спор между физлицами-непредпринимателями или между субъектом хозяйствования и таким физлицом, нужно руководствоваться предписаниями

ГПК. В соответствии с последним решение суда вступает в законную силу в порядке, аналогичном порядку вступления в силу решения в административном деле.

2.

Получение лицом, в пользу которого вынесено решение, исполнительного документа. Порядок его получения будет опять-таки отличаться (см. таблицу).

 

Вид спора

Порядок получения исполнительного документа

Хозяйственный

Приказ суда выдается взыскателю либо направляется ему (заказным или ценным письмом) после вступления решения суда в законную силу

Административный

Исполнительный лист, который выдается по заявлению лица, в пользу которого вынесено решение

Гражданский

 

А вот

требования к исполнительным документам будут общими. Они названы в ст. 19 Закона об исполнительном производстве. Если исполнительный документ не содержит всех необходимых реквизитов, подписи уполномоченного лица или печати, взыскатель может обратиться в суд для устранения выявленных недостатков.

3.

Открытие исполнительного производства. Взыскатель (его представитель) должен подать заявление о принудительном исполнении решения и приложить к нему исполнительный документ (ст. 18 Закона об исполнительном производстве). На то, чтобы обратиться в исполнительную службу с соответствующим заявлением и исполнительным документом, у взыскателя есть 3 года (ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Если на протяжении этого срока должник частично выполняет решение суда, этот срок с момента такого частичного выполнения начинается заново.

Заявление

о принудительном исполнении судебного решения подается взыскателем в исполнительную службу по одному из таких мест:

— по месту проживания (расположения) должника (его постоянно действующего органа);

— по месту нахождения имущества должника;

— по месту совершения определенных действий, которые обязан совершить должник по соответствующему решению суда.

Право выбора места исполнения

принадлежит взыскателю. Из этого правила есть лишь несколько исключений, когда исполнение судебного решения отнесено к компетенции отдела принудительного выполнения решений органов государственной исполнительной службы (далее — ГИС) конкретного органа. Среди таких исключений — судебные решения о взыскании десяти и более миллионов гривень подлежат принудительному исполнению Департаментом ГИС Минюста, долг от пяти до десяти миллионов гривеньподразделениями принудительного выполнения решений отделов ГИС Главного управления юстиции Минюста в АРК, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции.

При условии соблюдения взыскателем всех указанных выше требований — соблюдения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, приложения его к заявлению о принудительном взыскании, соответствии исполнительного документа всем предусмотренным требованиям, обращении к органу исполнительной службы по надлежащему месту исполнения решения —

госисполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и в течение 3 дней со дня его подачи вынести постановление об открытии исполнительного производства (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Единственное исключение, когда исполнитель не сразу принимает к исполнению поданный исполнительный документ, составляют случаи, когда суд в своем решении предоставил отсрочку исполнения.

Если

исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства, его отказ можно обжаловать. Порядок обжалования действий или бездействия госисполнителя подробно будет раскрыт ниже.

О том, какое решение принято госисполнителем (открыто исполнительное производство или нет), и взыскатель, и должник узнают путем получения соответствующих постановлений, которые направляются им госисполнителем.

Что происходит после того, как

исполнительное производство открыто, рассмотрим на примере наиболее распространенных вопросов, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования — взыскатели, и ответов на них.

 

В течение какого срока после открытия исполнительного производства исполнитель должен приступить к принятию мер по исполнению судебного решения?

В постановлении об открытии исполнительного производства госисполнитель устанавливает

срок для добровольного исполнения решения. Он по общему правилу не может превышать 7 календарных дней . В качестве отправного момента в исчислении указанного срока, на наш взгляд, нужно считать день получения должником копии постановления об открытии исполнительного производства.

В этом же постановлении госисполнитель предупреждает должника, что после истечения срока на добровольное исполнение судебного решения будут приняты меры по его принудительному исполнению, а с должника будет взыскан исполнительный сбор и затраты, связанные с осуществлением исполнительных действий.

На стадии открытия исполнительного производства у взыскателя есть еще одна возможность —

обратиться к госисполнителю с заявлением об обеспечении исполнения решения. Такое заявление можно подать одновременно с заявлением о принудительном исполнении судебного решения. В этом случае госисполнитель налагает арест на имущество должника (кроме денежных средств), после чего оно не может отчуждаться должником.

Итак, если должник получил своевременно* копию постановления об открытии исполнительного производства,

через 7 календарных дней после этого, при условии, что решение суда в этот срок не будет полностью исполнено добровольно, госисполнитель должен приступить к принятию мер по принудительному исполнению судебного решения. Если такой день приходится на выходной или установленный законодательством праздничный день, исполнительные действия начнут осуществляться в первый следующий за ними рабочий день. В исключительных случаях возможно проведение исполнительных действий и в нерабочие дни, но только на основании постановления госисполнителя, утвержденного начальником соответствующего органа исполнительной службы.

* Чтобы иметь доказательства своевременного получения должником копии постановления, нужно либо проавансировать затраты госисполнителя, чтобы он направлял документы заказными письмами, либо ссылаться на подпункт 1.1.1 Инструкции № 74, из которого следует, что документы должны направляться заказным письмом с уведомлением или через курьера.

 

Какие именно меры по исполнению судебного решения может принимать исполнитель?

Достаточно часто госисполнители обосновывают свою бездеятельность отсутствием у них соответствующих полномочий. Поэтому взыскателям полезно знать, выполнение каких именно действий можно потребовать от госисполнителя, который бездействует. Так, согласно

ст. 5 Закона об исполнительном производстве госисполнитель имеет, в частности, право:

— получать необходимые для проведения исполнительных действий пояснения, справки, другую информацию (например, в рамках исполнительного производства с целью выявления принадлежащего должнику имущества госисполнитель направляет запросы в БТИ, налоговую службу, ГАИ, органы статистики);

— беспрепятственно входить в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или занятые ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принудительно открывать их и опечатывать;

— налагать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его;

— налагать арест на денежные средства, но только по решению суда об их взыскании или наложении ареста;

— получать от органов, организаций, должностных лиц, граждан и юридических лиц документы и их копии, необходимые для осуществления его полномочий;

— в случае отсутствия сведений о местонахождении имущества должника выносить постановление о его розыске, которое утверждается начальником соответствующего отдела государственной исполнительной службы.

Отдельно остановимся на наиболее действенном из всех возможных способе принудительного исполнения судебного решения по имущественному спору — на принудительном взыскании денежных средств с должника. Порядок его осуществления детально регламентирован

ст. 50 Закона об исполнительном производстве. Коротко укажем алгоритм действий госисполнителя в этом случае. Прежде всего, государственный исполнитель должен изъять те денежные средства, которые будут выявлены у должника. Если есть данные о денежных средствах и других ценностях на счетах, вкладах и на хранении в банках, других кредитных организациях, на них налагается арест. Если таких средств нет или выявленных средств недостаточно, взыскание обращается на другое имущество должника.

 

Установлены ли сроки, в течение которых судебное решение должно быть исполнено?

В соответствии с

частью 2 статьи 25 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия должны быть проведены в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, а по выполнению решений неимущественного характера (например, об обязании опубликовать опровержение недостоверной информации, освободить самовольно занятый земельный участок и т. п.) — в течение 2 месяцев.

Сроки, на первый взгляд, вполне приемлемые, если бы не предусмотренные

Законом об исполнительном производстве возможности отклонения от них. Так, в установленные сроки не включается срок, на который откладывается осуществление исполнительных действий (он не может составлять более 10 календарных дней) либо их приостановление (исключительный перечень оснований для приостановления приведен в статьях 34 и 35 Закона об исполнительном производстве), а также период реализации арестованного имущества должника. Кроме того, госисполнитель или даже одна из сторон исполнительного производства (взыскатель или должник) могут обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке выполнения.

И

постановление об отложении осуществления исполнительных действий, и постановление о приостановке исполнительного производства могут быть обжалованы: постановление об отложении — в течение 3 дней начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы или в суд, постановление о приостановлении — в течение 10-дневного срока в суд.

Не исключено, что, несмотря на предпринятые добросовестным госисполнителем действия по взысканию причитающейся с должника суммы, результат в виде полностью исполненного судебного решения получен не будет. В этом случае исполнительный документ возвращается взыскателю, за которым

сохраняется возможность снова подать этот же исполнительный документ для исполнения.

Если же взыскатель сам обратился с заявлением выдать ему исполнительный документ,

возобновить исполнительное производство у него уже не получится.

Окончание исполнительного производства

оформляется в виде постановления госисполнителя, которое утверждается начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы. Данное постановление может быть обжаловано начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы или в суд в 10-дневный срок.

Хотим обратить внимание на то, что

истечение шестимесячного срока не влечет за собой закрытие исполнительного производства (постановление ВХСУ от 12.10.2006 г. по делу № 29/156-03).

 

Каким образом можно контролировать действия госисполнителя?

Этот вопрос часто возникает у взыскателей. Четко установленного механизма

Закон об исполнительном производстве не предусматривает, однако отдельные его положения можно использовать, чтобы потребовать от исполнителя отчет об осуществленных действиях. Так, взыскатель может ознакомляться с материалами исполнительного производства, из которых будет видно, какие действия предпринимались исполнителем.

Кроме того,

взыскатель может обратиться к исполнителю с заявлением, в котором прямо попросит указать действия, предпринятые им в рамках исполнительного производства. В запросе нужно указать фамилию, имя и отчество либо название взыскателя, какую именно информацию хочет получить взыскатель, а также адрес, по которому он хочет получить ответ. Ответить на такой запрос исполнитель будет обязан в течение месяца. При этом согласно абзацу второму пункта 4.3 Инструкции по деловодству в органах государственной исполнительной службы, утвержденной приказом Минюста от 05.07.99 г. № 470/7, письменный ответ должен быть подписан начальником органа исполнительной службы.

Приведем пример запроса.

 

img 1

 

Не следует взыскателю и его представителям отказываться и от возможности

присутствовать при совершении исполнительных действий.

Еще один способ повлиять на ход исполнительного производства — это

заявление отвода госисполнителю. Однако Закон четко указывает основания, которыми заявление об отводе может обосновываться: нахождением госисполнителя в близких родственных отношениях со стороной исполнительного производства, другого лица, принимающего участия в нем, наличием других обстоятельств, вызывающих сомнения в непредвзятости госисполнителя. Заявление об отводе подается начальнику соответствующей государственной исполнительной службы.

 

Может ли быть передано право требования к должнику на стадии исполнительного производства?

Высший хозяйственный суд Украины высказался категорически против такой операции (

п. 39 Информационного письма ВХСУ от 18.03.2008 г. № 01-8/164 «О некоторых вопросах применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2007 году»), но, по нашему мнению, с такой позицией можно при желании поспорить.

Обратную ситуацию — когда судебное решение исполняется вместо должника другим лицом, при условии, что законодательством или судом не предусмотрена обязанность выполнить его лично — высшие судебные инстанции допускают (

пункт 13 Обзорного письма ВАСУ от 09.01.2008 г. № 7/9/1/13-08 «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины).

 

В каком порядке можно обжаловать действия госисполнителя?

В

статье 7 Закона об исполнительном производстве прямо указано, что действия госисполнителя, его отказ от совершения определенного исполнительного действия, затягивание в совершении исполнительных действий, а также отказ в удовлетворении заявления об отводе госисполнителя могут быть обжалованы лицами, участвующими в исполнительном производстве.

В преимущественном большинстве случаев у взыскателя на выбор есть два пути обжалования — обратиться с жалобой на действия (бездействие) госисполнителя к начальнику соответствующей исполнительной службы или подать иск в суд. Срок для обжалования —

10 календарных дней. Если взыскатель выбирает первый вариант, постановление начальника по его жалобе может быть обжаловано в вышестоящий орган государственной исполнительной службы или в суд также в 10-дневный срок. Закон об исполнительном производстве указывает, что этот срок следует исчислять с момента вынесения соответствующего постановления. Однако если он окажется недостаточным, есть все основания для подачи ходатайства о продлении срока обжалования и его исчислении не с момента вынесения постановления, а с момента вручения его копии взыскателю.

Одной из возможных реакций на жалобу на постановление начальника может стать проведение проверки исполнительного производства вышестоящим органом.

Жалоба в исполнительном производстве

подается в письменной форме и должна включать ряд обязательных реквизитов, названных в ч. 3 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.

Жалоба, поданная начальнику органа ГИС, которому он непосредственно подчинен, рассматривается в

10-дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы начальник органа ГИС выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы, которое в 10-дневный срок может быть обжаловано в вышестоящий орган ГИС либо в суд.

Интересно то, что несоответствие жалобы изложенным выше требованиям не должно повлечь отказа в ее рассмотрении. В этом случае она просто рассматривается в порядке, установленном

Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР. Это, в частности, означает, что по общему правилу жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца.

Приведем образец жалобы на бездействие госисполнителя.

 

img 2
img 3

 

Долгое время не мог получить однозначного ответа вопрос о том, в какой суд следует обжаловать действия (бездействие) госисполнителей. Высший админсуд в

Обзорном письме «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)» от 09.01.2008 г. № 7/9/1/13-08 высказал точку зрения, согласно которой жаловаться нужно в тот же суд, который выдал исполнительный документ. К аналогичному выводу пришел и Президиум Высшего хозсуда (п. 23 Рекомендаций от 27.06.2007 г. № 04-5/120 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам»). Более того, он указал, что и рассматриваться жалобы на неисполнение приказа хозяйственного суда должны не по правилам КАСУ, а в соответствии с ХПК.

Остановимся на особенностях обжалования действий (бездействия) госисполнителя в исполнительном производстве, в котором исполнительным документом был приказ хозсуда. В этом случае следует руководствоваться

ст. 1212 ХПК. В соответствии с ней жалобы на действия или бездействие органов ГИС по вопросу выполнения решений, определений, постановлений хозяйственных судов могут быть поданы взыскателем или должником в течение 10 дней со дня совершения обжалуемого действия либо со дня, когда указанным лицам стало о нем известно, или со дня, когда действие должно было быть совершено. Отметим, что неявка на рассмотрение судом жалобы взыскателя, должника или представителя государственной исполнительной службы не будет препятствовать рассмотрению жалобы.

Приведем образец иска, поданного в связи с отказом госисполнителя открыть исполнительное производство.

 

img 4

 

Если на момент обращения в суд с жалобой на действия или бездействия органа ГИС материалы дела будут находиться в апелляционной или кассационной инстанции, суд должен будет отложить рассмотрение жалобы до возвращения материалов дела из суда соответствующей инстанции (

п. 38 Информационного письма ВХСУ от 18.03.2008 г. № 01-8/164 «О некоторых вопросах применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2007 году»).

Ненадлежащее выполнение госисполнителем действий, направленных на выполнение судебного решения, достаточно часто становятся основанием для удовлетворения судами жалоб субъектов хозяйствования — взыскателей (см., например,

постановления ВХСУ от 26.10.2006 г. по делу № 8/324, 05.04.2006 г. по делу № 5857-9/505, от 30.03.2006 г. по делу № 9/23).

Ни для кого не секрет, что госисполнители часто на практике исходят из того, что не исполнять решение легче, чем исполнять его, ведь в первом случае будет подана только одна жалоба на бездействие, а во втором может быть подан целый ряд жалоб на каждое предпринятое действие по исполнению. Поэтому взыскателю нужно проявить активность и дать понять госисполнителю, что не исполнять решение будет гораздо хлопотнее, чем его исполнить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше