Темы статей
Выбрать темы

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: проверки производителей в сфере стандартизации

Редакция СД
Статья

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: проверки производителей в сфере стандартизации

 

Добросовестный производитель — это гарант качества своей продукции. Потребитель определит это «на вкус и цвет», а вот надзирающим госорганам нужны доказательства повесомее.

Основные нормативные гаранты качества — это стандарты и технические условия, которые должны соблюдать производители. Конечно же, там, где есть предписания, есть и органы, которые следят за их выполнением.

О том, как осуществляется государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, о проводимых в его рамках проверках и ответственности за несоблюдение стандартов, мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Указ № 887

Указ Президента Украины «О Государственном комитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики» от 01.10.2002 г. № 887/2002.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон о стандартизации

— Закон Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. № 2408-III.

Положение № 225

— Положение о Госкомитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, утвержденное Указом Президента Украины от 18.03.2003 г. № 225/200.

Декрет № 30-93

— Декрет КМУ «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение» от 08.04.93 г. № 30-93.

Постановление № 1280

— постановление КМУ «Об утверждении Порядка отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и формы акта отбора образцов продукции» от 31.10.2007 г. № 1280.

Порядок № 1279

— Порядок возмещения субъектом хозяйствования расходов, связанных с проведением экспертизы (испытания) образцов продукции, утвержденный постановлением КМУ от 31.10.2007 г. № 1279.

Инструкция № 321

— Инструкция о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил, утвержденная приказом Госстандарта Украины от 03.06.2002 г. № 321.

 

Проверяющий орган

При производстве любого вида продукции должна быть выдержана технология и тем самым обеспечено ее качество. Если все было выполнено правильно, то результат будет соответствовать принятым стандартам: ДСТУ и ГОСТ.

В то же время везде, где существуют обязательные для выполнения требования, существует и контроль (в данном случае контроль в сфере стандартизации).

Вопросами стандартизации занимается

Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт). Основы функционирования Госпотребстандарта закреплены Указом № 887 и Положением № 225.

Так, в соответствии с

пунктом 1 Положения № 225 этот орган осуществляет надзор в сфере:

1) потребительской политики и защиты прав потребителей;

2) стандартизации;

3) метрологии.

В рамках данной статьи нас будут интересовать проверки в сфере стандартизации.

Государственный надзор за соблюдением стандартов норм и правил справка 1 возложен на

госпотребстандарт в лице государственных центров стандартизации, метрологии и сертификации (далее — ГЦСМС) и осуществляется у:

производителей продукции;

субъектов предпринимательства, которые занимаются оптовой торговлей;

импортеров;

экспортеров продукции, изготовляемой за госсредства.

Обратите внимание

: не подлежит государственному надзору в сфере стандартов норм и правил:

— стадия реализации товаров в сфере розничной и оптово-розничной торговли;

— выпуск и реализация продукции в сфере ресторанного хозяйства (бывший общепит);

— оказание услуг гражданам как потребителям.

Иными словами,

предпринимателей, которые занимаются оптово-розничной торговлей, ресторанным бизнесом или предоставлением услуг ГЦСМС, проверять не должны. Таких предпринимателей контролируют управления по делам защиты прав потребителей (в рамках проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей).

Отметим также, что соблюдение строительных, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических и ветеринарных норм и правил при производстве продукции Госпотребстандарт не проверяет.

 

Что проверяют

В

пункте 1 статьи 3 Декрета № 30-93 перечислены объекты государственного надзора. У производителей на:

а) соответствие стандартам, нормам и правилам проверяется продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, продукция животноводства и растениеводства, продукты питания, в том числе продукция, прошедшая сертификацию (имеется в виду продукция украинского производства);

б) соответствие отечественным стандартам, нормам и правилам или отдельным требованиям, обусловленным договором, —

экспортная продукция, изготавливаемая за государственные средства.

Как видим, проверяться может практически любая продукция отечественного производства. Отметим, что для большинства видов продукции в нашей стране существуют стандарты или технические условия. Причем наличие сертификата соответствия на продукцию не освобождает ее от проверки центрами сертификации.

Оптовикам нужно учесть, что объектом контроля также может выступать

импортная продукция. Согласно пункту 2 статьи 3 Декрета № 30-93 импортная продукция проверяется на соответствие действующим в Украине стандартам, нормам и правилам по безопасности жизни, здоровья и имущества людей и безопасности окружающей среды. Связано это с тем, что производится импортная продукция по стандартам, действующим в стране изготовления, и на соответствие всем украинским стандартам ее проверить нельзя.

 

Виды, порядок проведения и периодичность проверок

На сегодняшний день проведение проверок большинством органов государственного надзора (контроля) регулируется

Законом № 877. То, что Госпотребстандарт входит в их число, подтверждается и в его письмах от 16.10.2007 г. № 9365-1-5/16, от 20.05.2008 г. № 4936-4-5/16. Однако пока нормативные документы, предписывающие проводить госнадзор в сфере стандартизации, не приведены в соответствие с Законом № 877.

Поэтому для начала скажем об основных положениях проверочного

Закона № 877, которые должны применяться к проверкам в сфере стандартизации:

1. Контрольные мероприятия разделены на

плановые и внеплановые, они проводятся исключительно в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

2.

Перед началом проверки должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии). Но! В то же время Закон № 877 не дает предпринимателю права отказывать должностным лицам в проведении проверочных мероприятий только на том основании, что они не расписались в журнале.

3. Предприниматель должен быть

письменно предупрежден о проведении планового мероприятия за 10 календарных дней до начала проверки. Если уведомление в указанный срок не получено, проверяющих к проведению планового мероприятия можно не допускать.

4. Субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю),

разделяются по трем степеням риска: высокая, средняя и незначительная. В зависимости от степени риска, к которой будет отнесен конкретный субъект хозяйствования, определяется, в частности, периодичность плановых проверок. Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля). В настоящее время эти критерии и периодичность для Госпотребстандарта Кабинетом Министров Украины не утверждены. Пока такие критерии утверждены не будут, субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и планово проверять их можно не чаще одного раза в 5 лет.

5. Продолжительность проведения

плановых проверок для субъектов малого предпринимательства составляет 5 рабочих дней, при внеплановых — 2 рабочих дня (для юридических лиц, которые не являются субъектами малого предпринимательства, периодичность проверки — 15 и 10 рабочих дней соответственно).

 

Основания для внеплановой проверки

Понятно, что плановые проверки проводятся согласно утвержденным планам — графикам с определенной, установленной законом частотой. Гораздо более интересен вопрос: при каких основаниях предпринимателя могут проверить внепланово?

Статья 6 Закона № 877

содержит исчерпывающий перечень оснований для осуществления внеплановых мероприятий:

— подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности и поданных субъектом хозяйствования;

— проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших подаче таких документов.

Вместе с тем хотим обратить внимание, что этот приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Дело в том, что

пунктом 2 статьи 6 Закона № 877 предусмотрено, что законами и международными договорами (согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) могут устанавливаться и другие основания проведения внеплановых мероприятий. В нашем случае таким является Декрет № 30-93. Следовательно, наравне с основаниями из Закона № 877 органы Госпотребстандарта вправе проводить внеплановые проверки и по дополнительным основаниям, оговоренным в статье 4 Декрета № 30-93, в том числе по мотивированным требованиям других органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, прокуратуры.

Во время проведения внепланового мероприятия

выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проверку.

Также

Закон № 877 устанавливает предельные сроки внепланового мероприятия для субъектов малого предпринимательства (частных предпринимателей) — 2 рабочих дня. Продление этого срока не допускается.

Теперь расскажем еще об одной разновидности внеплановой проверки. Нормы

статьи 4 Декрета № 30-93 и статьи 4 Инструкции № 321 выделяют периодический надзор (это плановые и внеплановые проверки, о которых мы говорили выше) и постоянный государственный надзор. Фактически постоянный надзор — это разновидность наказания для недобросовестного производителя, т. е. особый случай.

Постоянный государственный надзор

применяется в случае систематических претензий относительно качества выпускаемой продукции и (или) при отсутствии условий для ее стабильного выпуска согласно требованиям стандартов, норм и правил.

Введение и отмена постоянного государственного надзора осуществляются приказом ГЦСМС, на территории которых находится субъект предпринимательской деятельности, или решением Госпотребстандарта Украины.

Проверки в рамках постоянного надзора носят внеплановый характер. Учитывая это, мы считаем, что основания и характер проведения таких проверок не должны противоречить нормам

Закона № 877. Поэтому, на наш взгляд, каждый визит проверяющих в рамках постоянного надзора должен быть обоснован, в частности проводиться только на основании мотивированного требования органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, прокуратуры. При этом на каждый такой визит должно быть отдельное требование.

 

Права инспекторов

Предприниматели, которых посетят государственные инспекторы, должны знать их права.

Статья 6

Декрета № 30-93 наделяет инспекторов как представителей органов госнадзора широкими правами, перечень прав и обязанностей проверяющих также содержится в статье 8 Закона № 877. Итак, ниже перечислим главные из них.

 

Декрет № 30-93

Закон № 877

Государственный инспектор имеет право:

1) беспрепятственно посещать при предъявлении удостоверения и решения о проверке предпринимателей (с учетом установленного режима работы) для исполнения возложенных на них обязанностей; 2) получать во время проведения государственного надзора необходимые сведения и материалы по вопросам соблюдения стандартов, норм и правил; 3) отбирать образцы продукции у предпринимателей (в том числе у оптовых торговых организаций) для проверки на соответствие их стандартам, нормам и правилам. Так как Госпотребстандарт попадает под действие Закона № 877, то отбор образцов обязан проводиться согласно Порядку № 1280 за счет проверяющего органа. При этом проверяемый предприниматель при возмещении расходов экспертизы, устанавливающей факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, должен руководствоваться Порядком № 1279; 4) привлекать в необходимых случаях по договоренности с руководством технические средства и специалистов предприятий (предпринимателей) для проведения проверок и экспертиз, связанных с осуществлением государственного надзора; 5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений стандартов, норм и правил; 6) запрещать передачу заказчикам и использование в производстве конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил; 7) запрещать производство, выпуск (в том числе из ремонта), хранение, транспортировку, эксплуатацию, реализацию продукции, в том числе импортной, и ее отдельных партий с нарушениями стандартов, норм и правил, кроме случаев, когда отклонение от стандартов, норм и правил предусмотрено соглашением о распределении продукции;

8) запрещать выпуск и реализацию продукции, которая подлежит обязательной сертификации, но не прошла ее в установленные сроки, а также продукции, изготовление которой производилось без лицензии, предусмотренной законодательством; 9) оформлять материалы о наложении штрафа; 10) составлять протоколы об административных правонарушениях; 11) отсылать материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении стандартов, норм и правил, а при создании препятствий проведению государственного надзора — обращаться в органы внутренних дел для их устранения; 12) обращаться в органы лицензирования с предложениями об отмене ранее выданных лицензий;

13) в случае систематического нарушения стандартов, норм и правил вводить на предприятии (у предпринимателя) особый режим приемки продукции. Остановка производства — серьезный и ответственный шаг.

Поэтому право выдачи обязательных для исполнения предписаний об остановке производства продукции дано только главному государственному инспектору Украины и его заместителям. Производство возобновляется после повторной проверки.

Государственные инспекторы несут установленную действующим законодательством ответственность в случае неправомерного использования данных им прав, в том числе за разглашение коммерческой тайны (пункт 4 статьи 6 Декрета № 30-93)

Орган государственного надзора (контроля) в рамках полномочий, предусмотренных законом, при осуществлении государственного надзора (контроля) имеет право: 1) требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства; 2) требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля); 3) отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля), согласно закону; 4) предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков; 5) налагать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные законом. Органы государственного надзора (контроля) и их должностные лица при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) обязаны: 1) полно, объективно и непредвзято осуществлять государственный надзор (контроль) в рамках полномочий, предусмотренных законом; 2) соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования; 3) не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не приводит к опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров; 4) обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам в ходе осуществления государственного надзора (контроля);

5) ознакомлять руководителя субъекта хозяйствования или его заместителя, или уполномоченное им лицо с результатами государственного надзора (контроля) в сроки, предусмотренные законом; 6) оказывать субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению государственного надзора (контроля)

 

Обязанности проверяемого предпринимателя

В соответствии с

пунктом 5.4 Инструкции № 321 предприниматель обязан создать необходимые для проверки условия, а именно:

— издать приказ (распоряжение) о назначении ответственных лиц с правом подписи актов отбора образцов (проб) продукции, протоколов испытаний и других документов;

— обеспечить беспрепятственный допуск государственных инспекторов с учетом установленного режима работы для исполнения возложенных на них служебных обязанностей;

— предоставить необходимые для проведения проверки служебные помещения, документацию, материалы и оборудование;

— в случае проведения испытаний в другом месте обеспечить транспортировку образцов продукции;

— выдать справку об объеме реализации проверяемой продукции по форме

приложения 2 к Инструкции № 321.

 

Отбор и испытание образцов продукции

Теперь поговорим об отборе образцов продукции проверяющими.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — должностное лицо, непосредственно осуществляющее мероприятие государственного надзора (контроля), не может самостоятельно принять решение об отборе образцов продукции, даже если изложит такое решение письменно. Для такого

отбора необходим письменный мотивированный приказ именно руководителя (его заместителя) ГЦСМС — главного государственного инспектора (это следует из статьи 13 Закона № 877).

Также важным является положение

Закона № 877 о том, что отбор образцов продукции осуществляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых остается у предпринимателя. Эта норма разработана с целью защиты прав и законных интересов предпринимателя, ведь если он посчитает, что результаты экспертизы (испытания) этих образцов не соответствуют действительности, он сможет провести повторную независимую экспертизу в уполномоченной и/или аккредитованной организации (часть 3 статьи 18 Закона № 877). Заключение экспертизы, полученное таким образом, также будет являться доказательством в споре между предпринимателем и органом государственного надзора (ГЦСМС), который разрешается судом.

По результатам отбора образцов проверяющие составляют

акт отбора образцов продукции в трех экземплярах, каждый из которых подписывается проверяющими и предпринимателем.

Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции, финансируются за счет органа государственного надзора (контроля).

Это прямо установлено в статье 16 Закона № 877. Привлечение экспертов осуществляется на основании договоров также за счет средств органа государственного надзора. Однако в случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения предпринимателем требований законодательства такой предприниматель обязан компенсировать расходы на проведение экспертизы.

В

Инструкции № 321 детально описана методика проверки. Так, проверке на соответствие стандартам, нормам и правилам подлежит именно готовая продукция, а не полуфабрикаты или технический задел. Какие именно виды (модели, марки, сорта) продукции будут охвачены проверкой, решает руководитель проверки — государственный инспектор. Для проверки отбираются образцы продукции, принятые службой технического контроля либо лицами, на которых возложена приемка продукции по качеству (пункт 5.5 Инструкции № 321). Отбор производится в присутствии ответственных лиц субъекта предпринимательской деятельности и оформляется актом.

Отобранные образцы в технически возможных случаях должны быть изолированы от остальной продукции, упакованы, опломбированы или опечатаны на месте отбора и/или передаются на ответственное хранение ответственным за проверку лицам.

Отгрузка партии продукции, из которой отобраны образцы, запрещается до окончания проверки

(пункт 5.5 Инструкции № 321). Исключение сделано для продукции, которая быстро портится.

Одновременно с отбором образцов проверяют наличие товаросопроводительной документации, а также соответствие требованиям нормативной документации к упаковке, маркированию, консервированию, хранению и комплектности продукции.

В случае отсутствия подлежащей контролю продукции государственный инспектор составляет акт произвольной формы, к которому прилагается полученная от субъекта предпринимательской деятельности справка-подтверждение, что такая продукция на момент проверки отсутствует, с указанием срока начала ее производства (

пункт 6.6 Инструкции № 321). В акте проверки делается запись: «Реализацию продукции без предъявления ее для контроля в ГЦСМС не осуществлять». Если предприниматель реализует такую продукцию во время действия запрета на реализацию, к нему может быть применен штраф за уклонение от проверки.

Объем испытаний определяет государственный инспектор

(руководитель проверки) с учетом рекламаций, состояния производства, состояния нормативной и конструкторской документации на продукцию, а также обеспеченности предпринимателя средствами измерений и состояния испытательных подразделений проверяемого субъекта. В любом случае объем испытаний при проверке не может быть меньше предусмотренного приемосдаточными испытаниями (подпункт 5.5.8 Инструкции № 321).

Испытания образцов проводят специалисты предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо их проведение поручается специализированным предприятиям (испытательным центрам), ГЦСМС или другим предприятиям, имеющим аттестованную в установленном порядке испытательную базу (

подпункт 5.5.9 Инструкции № 321).

После испытаний годные к дальнейшему использованию образцы возвращаются на склад по накладной с пометкой: «Возвращено после проверки на соответствие стандартам». Если в результате испытаний образцы пришли в негодность, уполномоченным представителем предпринимателя совместно с государственным инспектором и лицами, проводившими испытания, составляется акт об их списании.

По результатам испытаний составляется протокол испытаний по форме, установленной

приложением 5 к Инструкции № 321.

В

пункте 3 статьи 6 Декрета № 30-93 указано, что стоимость испытаний отобранных образцов продукции, их транспортировки, а также стоимость образцов, которые в результате испытаний стали непригодными для дальнейшего использования по прямому назначению, относится на расходы проверяемого предпринимателя. Однако это противоречит положениям статьи 16 Закона № 887, о которых мы говорили выше. Предприниматель компенсирует расходы на экспертизу, только если будут выявлены нарушения.

Согласно

статье 7 Декрета № 30-93 финансирование работ по осуществлению госнадзора проводится за счет средств государственного бюджета. Однако бесплатно производится только первая проверка. Главный государственный инспектор Украины и его заместители имеют право приостановить производство продукции. Причем возобновление производства, отпуска и реализации продукции, в случае его прекращения, осуществляются только на основании позитивных выводов повторной проверки. Как указано в абзаце втором пункта 2 статьи 6 Декрета № 30-93, затраты на повторную проверку оплачивает предприниматель.

 

Ответственность

По результатам проверки к предпринимателю могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные

статьей 8 Декрета № 30-93. Такие санкции являются административно-хозяйственными (см. письмо Госпотребстандарта от 04.08.2006 г. № 6931-3-11/19), поэтому могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления того или иного нарушения законодательства (т. е. с момента составления акта проверки), но не позднее чем один год со дня совершения самого нарушения (статья 250 ХКУ).

Кроме того, на виновных лиц могут быть наложены административные взыскания. Органы Госпотребстандарта (главный государственный инспектор Украины и его заместители, главные государственные инспекторы АР Крым, области, города и их заместители рассматривают дела об админнарушениях по

статьям 167, 168, 1681, 169, 170, 1701, 1721, 1889 КУоАП. Постановление о наложении админштрафа оформляется по форме, установленной в приложении 14 к Инструкции № 321.

Размеры штрафов приведены в таблице.

 

Штрафные санкции за нарушение законодательства в подтверждении соответствия

Основание

Вид нарушения

Штраф

На кого налагают

1

2

3

4

П.п. 1 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Передача заказчику или в производство и использование конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил относительно качества продукции и технологических процессов

В размере 25 % стоимости разработки

На разработчика документации

П.п. 2 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Реализация продукции, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил

В размере 25 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 3 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Реализация на территории Украины импортной продукции, не отвечающей требованиям действующих в Украине стандартов, норм и правил относительно безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды

В размере 50 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 4 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Уклонение от предъявления органам государственного надзора продукции, подлежащей контролю

В размере 25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п.5 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Реализация продукции, которая подлежит, но не прошла обязательной сертификации (либо другой обязательной процедуры подтверждения соответствия), а также использование относительно такой продукции национального знака соответствия

В размере 25 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 6 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Реализация экспортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, о чем есть письменное подтверждение потребителя

В размере 25 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 7 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации органами Госпотребстандарта

В размере 100 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 8 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Выпуск, реализация повышенно-опасной продукции (яды, ядохимикаты, взрыво- и огнеопасные вещества и т. д.) без надлежащего предупредительного маркирования, а также без инструкции по эксплуатации, хранению, транспортированию

В размере 50 % стоимости выпущенной или реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 9 п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93

Выпуск, реализация продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил опасна для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды

В размере 100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

 

Стоимость

переданной документации, продукции, изготовленной с нарушением требований, продукции, реализованной с нарушением требований, а также продукции, реализованной при уклонении предпринимателя от ее контроля для определения суммы штрафа, рассчитывается по ценам ее реализации (пункт 2 статьи 8 Декрета № 30-93). Причем берется цена реализации, включающая все налоги, в том числе НДС.

В связи с тем что

Декретом № 30-93 не предусмотрены максимальные и минимальные размеры санкций, положение части второй статьи 12 Закона № 877 относительно учета принципа пропорциональности нарушения и наказания при осуществлении государственного надзора не применяется (см. письмо Госпотребстандарта от 20.02.2008 г. № 1852-1-5/16).

Постановления о наложении таких штрафов (

приложение 13 к Инструкции № 321) выдают Государственные инспекторы АР Крым, области, города.

Штраф должен быть перечислен в госбюджет

в 15-дневный срок после получения постановления. Если на протяжении 15 дней сумма штрафа не будет погашена, она подлежит принудительному взысканию в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

Теперь перечислим административные штрафы, которые могут грозить предпринимателям за нарушения в сфере стандартизации. Постановления о наложении админштрафа в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации оформляют по форме, установленной

приложением 14 к Инструкции № 321. КУоАП предусматривает административные взыскания за различные виды нарушений.

 

Административные взыскания по

КУоАП

Нарушения

Размер

Статья КУоАП

Выпуск в продажу продукции, не отвечающей требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки

1 — 18 ннмдг (17 — 306 грн.)

168

Выполнение работ, оказание услуг гражданам — потребителям, которые не отвечают требованиям стандартов, норм и правил

1 — 18 ннмдг (17 — 306 грн.)

1681

Несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировании, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, если это стало причиной снижения качества, порчи либо сверхнормативных потерь продукции

3 — 40 ннмдг (51 — 680 грн.)

170

Введение производителем или поставщиком в оборот продукции (в том числе импортной), которая подлежит обязательному подтверждению соответствия, но относительно которой нет сертификата соответствия, свидетельства о признании соответствия, декларации о соответствии, а также неправомерное использование национального знака соответствия

3 — 88 ннмдг (51 — 1496 грн.)

1701

Нарушение установленного порядка выдачи сертификата соответствия

3 — 44 ннмдг (51 — 748 грн.)

1721

Неисполнение законных требований должностных лиц госнадзора по устранению нарушений законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации либо создание препятствий для деятельности этих органов, а также неисполнение предписаний, связанных с нарушением стандартов, норм и правил по качеству продукции

3 — 20 ннмдг (51 — 340 грн.)

1889

 

Согласно

статье 2447 КУоАП рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере стандартизации, метрологии и сертификации и налагать штрафы имеют право:

— руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации (главный государственный инспектор Украины) и его заместители;

— директоры ГЦСМС (главные государственные инспекторы) АР Крым, области, города и их заместители.

В соответствии со

статьей 288 КУоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный суд, решение которого является окончательным. Срок подачи жалобы составляет 10 дней со дня вынесения постановления. Согласно статье 291 КУоАП подача жалобы (в вышестоящий орган или в суд) приостанавливает исполнение постановления по делу об административном правонарушении до ее рассмотрения.

 

Выводы

Государственный надзор в сфере стандартизации осуществляет Госпотребстандарт; проверки производителей и оптовиков от его имени осуществляют государственные центры стандартизации, метрологии и сертификации.

Проверки Госпотребстандарта попадают под действие проверочного

Закона № 877, что также отмечалось в письмах данного госоргана.

Проверочные мероприятия в сфере стандартизации могут быть плановыми и внеплановыми. Также

Декретом № 30-93 предусмотрен постоянный контроль над особо недобросовестными производителями.

Основания для внеплановых проверок приведены в

Законе № 877, а также в Декрете № 30-93.

Плановые проверки проводятся по плану-графику государственного надзора, утвержденному директором ГЦСМС.

В

Законе № 877 и Декрете № 30-93 содержатся расхождения по поводу того, должен ли предприниматель оплачивать проведение испытания продукции.

Штрафные санкции за нарушение стандартов, норм и правил предусмотрены в

пункте 1 статьи 8 Декрета № 30-93, в некоторых случаях предпринимателю может грозить административная ответственность.

Справочная информация (справка)

1

Стандарт — документ, разработанный на основе консенсуса и утвержден уполномоченным органом, устанавливающий предназначенные для общего и многократного использования правила, инструкции или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным. Стандарт может содержать требования к терминологии, отметкам, упаковке, маркировке или этикетировке, которые применяются к определенной продукции, процессу или услуге (статья 1 Закона о стандартизации).

Нормы

— метрологические, строительные, санитарные и другие обязательные требования, утвержденные соответствующим органом, которые устанавливают предельно допустимые величины показателей к продукции и концентрации веществ, которые гарантируют качество продукции (статья 1 Декрета № 30-93).

Правила, утвержденные соответствующим органом — метрологические, санитарные, противопожарные, экологические, организационные, технологические и другие требования к производству продукции (статья 1 Декрета № 30-93).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше