Темы статей
Выбрать темы

Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных

Редакция СД
Приказ от 30.06.2005 г. № 244

 

 

Утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.06.2005 г. № 244

Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.07.2005 г. под № 770/11050

(

с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 26 октября 2009 года № 582)

 

1. Введение реестра полученных и выданных налоговых накладных (далее — реестр) обусловлено требованиями подпункта 7.2.8 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон).

Реестр является формой для записи (регистрации) полученных и выданных налоговых накладных.

В реестре подчистки и необусловленные исправления текста и цифровых данных не допускаются.

Исправление ошибки в реестре осуществляется по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления таких ошибок корректурным методом или методом «сторно». Применение корректурного метода исправления ошибки допускается только к тому реквизиту, исправление которого не приводит к изменениям показателей в реестре.

Корректировка ошибочных записей в реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров

.

2. Реестр ведется лицами, зарегистрированными как плательщики налога на добавленную стоимость.

Если не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров (услуг) и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие филиалы, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения реестра. Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать государственный налоговый орган по месту его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Порядка филиалами и структурными подразделениями несет плательщик налога на добавленную стоимость.

При выполнении договоров об общей (совместной) деятельности реестр ведется лицом, которое ведет учет результатов такой деятельности.

Плательщики налога на добавленную стоимость, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства в соответствии со статьей 81 Закона, и перерабатывающие предприятия, которые согласно пункту 11.21 статьи 11 Закона направляют суммы налога на добавленную стоимость для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, составляют по такой деятельности отдельные реестры выданных и полученных налоговых накладных, о чем делается отметка в специальном поле «Специальный режим налогообложения» со ссылкой на нормы Закона, в соответствии с которыми применяется специальный режим налогообложения.

3. Реестр ведется в документальном или электронном виде по выбору плательщика налога и должен храниться плательщиком налога в течение срока давности, установленного законом.

В случае ведения реестра в электронном виде плательщик налога должен по собственному выбору использовать любую из наиболее распространенных в Украине операционных компьютерных систем, которые будут предложены центральным налоговым органом.

Плательщик налога имеет право по собственному желанию подавать в органы государственной налоговой службы реестры полученных и выданных налоговых накладных. Реестры могут подаваться:

в электронном виде в формате, утвержденном ГНА Украины, с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи при условии получения их в порядке, определенном действующим законодательством;

на магнитных носителях с копиями документов на бумажных носителях;

на бумажных носителях.

4. При проведении плановой или внеплановой выездной документальной проверки плательщик налога обязан обеспечить доступ налоговому инспектору к реестру налоговых накладных и в случае ведения его в электронном виде предоставить носитель электронной информации за собственный счет.

5. В реестре указываются его порядковый номер, дата начала его ведения и дата его окончания.

В случае ведения реестра филиалами и другими структурными подразделениями плательщика (в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка) номер реестра присваивается с учетом установленного для этих филиалов и других структурных подразделений кода (номера, шифра) и определяется числовым значением через дробь: в числителе проставляется порядковый номер реестра, а в знаменателе — код (номер, шифр).

Лицо, которое ведет учет результатов при выполнении договоров об общей (совместной) деятельности, ведет отдельные реестры по указанной деятельности и отдельно — по деятельности, не относящейся к общей (совместной).

6. В реестре отдельно учитываются операции:

по приобретению товаров (услуг) с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов или 0 процентов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначаемых для использования в хозяйственной деятельности этого плательщика налога;

по поставке товаров (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов или 0 процентов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения.

7. Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.

8. В разделе I реестра отражаются полученные налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), грузовые таможенные декларации, а также другие подобные документы (согласно подпункту 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона). Такими другими подобными документами являются:

надлежащим образом оформленный товарный чек, другой платежный или расчетный документ, подтверждающий прием платежа поставщиком от получателя товаров (услуг), с определением общей суммы такого платежа, суммы налога и налогового номера поставщика — при поставке товаров (услуг) за наличные или с расчетами карточками платежных систем, банковскими или персональными чеками в границах предельной суммы, установленной Национальным банком Украины для наличных расчетов;

транспортный билет, гостиничный счет или счет, выставляемый плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащие общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, у которых форма установлена международными стандартами;

кассовые чеки, содержащие сумму поставленных товаров (услуг), общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма поставленных товаров (услуг) не может превышать 200 гривень за день (без учета налога на добавленную стоимость);

товарные чеки или другие расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты налога в результате приобретения товаров (услуг), копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика этих товаров (услуг), приобщаемому получателем товаров (услуг) к налоговой декларации за отчетный налоговый период, — в случае отказа со стороны поставщика этих товаров (услуг) предоставить налоговую накладную или при нарушении им порядка ее заполнения.

Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) является документом, который дает право (основание) покупателю вносить изменения в ранее включенные в объем налогового кредита, полученного на основании налоговых накладных, любых расходов на уплату налога.

8.1. Приобретение или изготовление товаров (услуг) и приобретение (строительство, сооружение) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы) на таможенной территории Украины отражается на основании налоговых накладных, расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), а также других подобных документов, указанных выше.

8.2. Учет импортированных на таможенную территорию Украины товаров проводится покупателем (импортером) на основании надлежащим образом оформленной грузовой таможенной декларации.

8.3. Лицо, получающее услуги от нерезидента на таможенной территории Украины, проводит учет таких услуг на основании налоговой накладной, выданной таким плательщиком налога: зарегистрированным на территории Украины постоянным представительством этого нерезидента, а при отсутствии такового — резидентом, выполняющим агентские (представительские) действия от имени такого нерезидента, а при отсутствии такового — покупателем (получателем) — налоговым агентом такого нерезидента.

8.4. Товары (услуги) и основные фонды, приобретенные на таможенной территории Украины, импортированные товары и полученные от нерезидента на таможенной территории Украины услуги без налога на добавленную стоимость отражаются без дополнительного начисления налога на добавленную стоимость.

8.5. Учет приобретенных товаров (услуг) на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров (услуг).

9. Особенности заполнения некоторых граф раздела I реестра:

9.1. В графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), других подобных документов, указанных в подпункте 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона, и документа, удостоверяющего факт приобретения товаров, грузовой таможенной декларации. Указанный порядковый номер переносится на указанный документ.

9.2. В графе 2 указывается дата получения налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 9.1 настоящего пункта.

9.3. В графе 3 указывается дата выписки налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 9.1 настоящего пункта.

9.4 В графе 4 проставляется номер налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 9.1 настоящего пункта.

9.5. В графе 5 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПН — налоговая накладная;

РК — расчет корректировки к налоговой накладной (расчет корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной));

ВМД — грузовая таможенная декларация;

ЧК — товарный (кассовый) чек;

ТК — транспортный билет;

ГР — гостиничный счет;

ПЗ — счет за услуги связи;

ПО — услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

ЗП — заявление плательщика в соответствии с подпунктом 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона.

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПН — налоговая накладная, ПНУ — налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

9.6. В графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица) поставщика.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество /при наличии/ — для физического лица) нерезидента.

9.7. В графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика налога на добавленную стоимость.

Если основанием для начисления налогового кредита является кассовый чек (без определения налогового номера поставщика), в графе 7 отражается условный ІПН «100000000000».

Если товары (услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с подпунктом «д» пункта 6.5 статьи 6 Закона, в графе 7 отражается условный ІПН «200000000000».

Если товары (услуги) приобретены у нерезидента, в графе 7 отражается условный ІПН «300000000000».

Если товары (услуги) приобретены у лица, не зарегистрированного как плательщик налога, в графе 7 отражается условный ІПН «400000000000».

9.8. В графе 8 указывается общая сумма, включая налог на добавленную стоимость.

9.9. В графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров (услуг) и основных фондов без налога на добавленную стоимость.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

9.10. В графах 10, 12, 14 и 16 указывается уплаченная (начисленная) сумма налога на добавленную стоимость по товарам (услугам) и основным фондам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

В случае приобретения у плательщика налога на добавленную стоимость товаров (услуг) и основных фондов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость, в графах 10, 12, 14 и 16 делается отметка «Х».

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

10. В разделе II реестра отражаются выданные налоговые накладные, расчет корректировки к налоговой накладной, ВМД, налоговые накладные по ежедневным итогам операций, налоговые накладные, выписанные на сумму превышения обычной цены над фактической

»;

10.1. Учет выданных налоговых накладных проводится в день возникновения налоговых обязательств в соответствии с требованиями пункта 7.3 статьи 7 Закона.

10.2. Учет операций по поставке товаров (услуг) ведется на основании налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной).

10.3. Записи на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) осуществляются в случае проведения корректировки сумм налоговых обязательств в соответствии с пунктом 4.5 статьи 4 Закона.

11. Особенности заполнения некоторых граф раздела II реестра

11.1. В графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует порядковому номеру записи в реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной).

11.2. В графы

2, 3, 5, 6 переносят соответствующие реквизиты налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей.

В графе 4 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПН — налоговая накладная;

РК — расчет корректировки к налоговой накладной (расчет корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной));

ВМД — грузовая таможенная декларация;

ПП — налоговая накладная по ежедневным итогам операций;

ЗЦ — налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической.

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПН — налоговая накладная, ПНУ — налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

11.3. В графах

7 — 12 отражается информация о поставке товаров (услуг).

11.4. В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

12. Определение итогов операций, включенных в реестр

12.1. Плательщики налога, у которых налоговый (отчетный) период равняется календарному месяцу, определяют ежемесячные итоги ежедневно зарегистрированных операций

и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов.

12.2. Плательщики налога, у которых налоговый (отчетный) период равняется кварталу, определяют ежемесячные и ежеквартальные итоги ежедневно зарегистрированных операций

и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов.

 

И. о. директора Департамента методологии ГНА Украины Н. Флиссак

 

комментарий редакции

 

Изменения к

Порядку № 244 и самим формам реестров нельзя назвать революционными, и это уже не может не радовать. Ниже мы перечислим основные новшества.

1. Исправление ошибок в реестрах.

В Порядке № 244 сказано, что теперь для исправления ошибок надо применять правила исправления, предусмотренные для бухгалтерских регистров. То есть следует обратиться к разделу 4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88, и пункту 9 Методических рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина Украины от 29.12.2000 г. № 356. В них описаны два способа исправления — корректурный и метод «сторно». Приведем кратко их суть.

Корректурный способ

исправления ошибок применяется в тех случаях, когда допущенная ошибка не приводит к изменениям показателей в Реестре (!), т. е., по всей видимости, это ошибки прошлых периодов, которые не повлияли на итоговые (числовые) показатели (например, ИНН, дата), или любые ошибки текущего периода до подведения итогов. Суть данного способа состоит в том, что неправильный текст и/или цифры зачеркиваются одной чертой таким образом, чтобы можно было прочесть исправленное, затем над зачеркнутой записью надписывается правильный текст и/или цифры. Все исправления должны быть обозначены надписью «Исправлено» и подтверждаться подписями лиц, подписавших регистр, с указанием даты исправления ошибки.

Способ «сторно»

применяется для исправления ошибок прошлых периодов, когда сведены итоги. Этот способ предполагает составление бухгалтерской справки, в которой запись, сделанная ранее, либо повторяется красными чернилами (пастой шариковых ручек и др.), либо же заносится чернилами (пастой шариковых ручек и др.) темного цвета в скобках, что означает вычитание суммы, уже отраженной ранее в учетных регистрах. Затем приводится обычная правильная запись с правильной суммой. В итоге внесением этих данных в Реестр в месяце обнаружения ошибки ликвидируется неправильная запись и отражается верная с правильной суммой.

2.

Раздел І Реестра «Полученные налоговые накладные» и его новое лицо:

1)

дополнен двумя новыми графами:

гр. 3, где отражается дата выписки, полученной НН (или заменяющего его документа), что поможет в заполнении приложения 5 к декларации;

гр. 5, где отражается вид документа согласно введенным пунктом 9.5 Порядка № 244 обозначениям*: ПН — налоговая накладная, РК — расчет корректировки, ВМД — грузовая таможенная декларация, ЧК — товарный (кассовый) чек, ТК — транспортный билет, ГР — гостиничный счет, ПЗ — счет за услуги связи, ПО — услуги по показателям учета, ЗП — заявление плательщика (жалоба на поставщика). Внимание! Если данные документа включаются в уточняющие расчеты, то к аббревиатуре добавляется буква «У», например: ПНУ — налоговая накладная, которая включается в уточняющий расчет;

* Сохранена аббревиатура на украинском языке. —

Прим. ред.

2)

добавлены варианты заполнения гр. 7, где указывается ИНН. Теперь в этой графе надо отражать в том числе и условный ИНН:

— 100000000000

, если основанием для начисления НК является кассовый чек без ИНН поставщика;

— 200000000000

, если товары (услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначаются для хоздеятельности или используются для предоставления услуг, место предоставления которых за пределами Украины, или услуг, место предоставления которых определяется абзацем «д» пункта 6.5 Закона об НДС. Напомним, что в числе последних: передача авторских прав, патентов, лицензий, торговых марок; рекламные услуги и другие услуги по продвижению товаров; услуги консультантов, инженеров, адвокатов, аудиторов, актуариев, другие аналогичные услуги, услуги по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерных систем; предоставление обязательств по непроведению отдельных видов деятельности; услуги по поставке персонала; аренда движимого имущества; агентские услуги в отношении услуг, перечисленных в абзаце «д» пункта 6.5 Закона об НДС. Пока непонятно, почему у налоговиков такая отдельная любовь именно к абзацу «д»;

— 300000000000

, если товары (услуги) приобретены у нерезидента;

— 400000000000

, если товары (услуги) приобретены у неплательщика НДС;

3) итоги за период

. Теперь в пункте 12 Порядка № 244 сказано, что, помимо общих итогов за период, отдельно выделяют итоги по уточняющим расчетам.

3.

Раздел ІІ Реестра «Выданные налоговые накладные» и его новое лицо:

1)

дополнен новой гр. 4, где отражается вид документа согласно введенным пунктом 11.2 Порядка № 244 обозначениям: ПН — налоговая накладная, РК — расчет корректировки, ВМД — грузовая таможенная декларация, ПП — налоговая накладная по ежедневным итогами операций, ЗЦ — налоговая накладная на сумму превышения обычной цены над фактической. Внимание! Если данные документа включаются в уточняющие расчеты, то к аббревиатуре добавляется буква «У», например: ПНУ — налоговая накладная, которая включается в уточняющий расчет;

2)

итоги за период. Теперь в пункте 12 Порядка № 244 сказано, что, помимо общих итогов за период, отдельно выделяют итоги по уточняющим расчетам.

4. Название или наименование.

В пункте 9.6 Порядка № 244 и в самой форме Реестра (гр. 6 раздела I, гр. 5 раздела II) название поставщика/покупателя переименовано в наименование поставщика/покупателя. Напомним, что понятие «наименование» шире понятия «название». Так, первое включает в себя, помимо названия («Глобус», «Сатурн» и т. п.), еще и вид организационно-правовой формы (ООО, АО и т. д.), т. е. наименование для юрлиц будет иметь вид: ООО «Глобус», АО «Сатурн». Для частных предпринимателей в этом плане ничего не меняется.

5. Документ и новые формы Реестра вступают в силу с 1 числа месяца, следующего после официального опубликования приказа № 582. По нашей информации, официально будут опубликовано в декабре, т. е., скорее всего, документ вступит в силу с 1 января 2010 года.

 

img 1

img 2

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше