Если к вам пришли с проверкой. На пороге проверяющий: руководство к действию

Редакция СД
Собственное Дело Сентябрь, 2009/№ 18
В избранном В избранное
Печать
Статья

На пороге проверяющий: руководство к действию

 

Избежать проверок контролирующих органов еще никому не удавалось. А вот сделать так, чтобы предприниматель был «нерентабельным» для проверяющих, можно. Это во многом зависит и от действий самого предпринимателя во время проверок. Как говорил французский писатель и философ Мишель Монтень: «Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать».

В сегодняшней статье предоставим общий алгоритм действий предпринимателя и его работников в случае, когда на пороге стоит проверяющий.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

УПК

— Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон об ОРД

— Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII.

Указ № 817

— Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

 

Если позвонили

1. Всегда спрашивайте: кто и по какому вопросу звонит?

Возьмите это за правило.

Заготовьте общую фразу для ответа: «Извините, но его (ее) сейчас нет на месте. Что передать?» Причем используйте эту фразу, даже если вы сами взяли трубку и именно вас спрашивают проверяющие. По телефону не видно, с кем разговаривает звонящий. А это вам на руку. Во-первых, вы узнаете, кто звонил и по какому вопросу. Во-вторых, будет время обдумать дальнейшие действия.

2. Решите, стоит ли перезванивать.

В принципе это ваше право, а не обязанность. Вы имеете полное право вообще не реагировать на телефонный звонок. Но мы бы советовали вам перезвонить. Тем самым вы узнаете, чего хотят проверяющие, да и к разговору у вас есть время подготовиться. Перезвоните тогда, когда удобно вам. Не исключено, что вас просто пригласят «в гости» на беседу. Со своей стороны стоит уточнить у позвонившего сотрудника контролирующего или правоохранительного органа, какие у него есть основания для приглашения предпринимателя на беседу. Думаем, что ни одну из этих причин он вам не назовет. Поверьте, если бы веские причины были, то работники контролирующего или правоохранительного органа уже давно явились бы к вам с проверкой. Ведь имея на руках такие козыри, они вряд ли упустили бы шанс проверить вас. Как показывает практика, телефонные приглашения на беседу чаще всего носят «профилактический» характер. Заканчиваются такие беседы, как правило, просьбами пересмотреть «налоговую политику» и увеличить поступления в бюджет. Но не исключено, что такая «профилактическая беседа» может перетечь из доброжелательного русла в русло предупреждений, обвинений и допросов. В этом случае лучше попросить, чтобы свои вопросы работники контролирующих (правоохранительных) органов изложили в письменном виде или оформили приглашение соответствующим образом.

Запомните!

Работники контролирующих или правоохранительных органов могут вести с вами любые беседы только с вашего согласия. Устное приглашение явиться к ним для дачи пояснений также можно проигнорировать. Явиться вы обязаны только по письменному приглашению.

 

Если проверяющие на пороге

1. Не паниковать и не конфликтовать без видимой причины.

Говорите спокойно и уверенно. Помните, они гости, а вы хозяин на своей территории.

2. Попросить предоставить удостоверение личности и направление на проверку.

Просто шел и решил проверить  не пройдет. Для любой проверки

должны быть основания. Вот именно из направления на проверку вы можете узнать причину их прихода. Как правило, в направлении указываются наименование и адрес проверяемого предпринимателя, дата выдачи, название контролирующего органа, цель, вид проверки, основание, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц, пришедших на проверку. Направление является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его зама, а также печати этого органа. Изучая удостоверение личности, обратите внимание, чтобы оно было действительно на момент его предъявления. Сверьте личные данные проверяющих, указанные в удостоверении, с данными, зафиксированными в направлении на проверку. Должно все совпадать до буквы.

Следует помнить, что направление на проверку и удостоверение личности — это одни из обязательных документов (не всегда единственные), без которых проверяющие приходить на проверку не могут. Если таких документов нет, то приход несанкционированный.

3.1. Если проверяющие не предоставили указанные выше документы, то звоните по номеру телефона «102».

Перед звонком в милицию предупредите незваных гостей, что вы не можете удостовериться в их личности и/ или в их намерениях, поэтому вынуждены обратиться в милицию. Поверьте, все звонки в милиции фиксируются. И таким образом вы зафиксируете несанкционированный их приход. Ведь других фактов того, что кто-то приходил к вам на проверку, нет. В принципе можно воспользоваться диктофоном или видеозаписью при условии, что это не препятствует проведению проверки (мероприятию). Это разрешено частью 8 статьи 4 Закону № 877. Но круг контролирующих органов, на которые распространяется Закон № 877, ограничен справка 1.

3.2. Если документы предоставили, то предложите проверяющим зарегистрироваться в Журнале.

Проверяющие должны зарегистрироваться в Журнале посещения субъектов предпринимательской деятельности (далее — Журнал) на основании пункта 7 Указа 817. На этапе записи в Журнал многие безосновательные проверки заканчиваются. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в Журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки. О факте такого отказа субъект предпринимательской деятельности в трехдневный срок письменно уведомляет контролирующий орган, в котором работает данный представитель.

При этом следует учитывать и тот факт, что не все проверяющие обязаны расписываться в

Журнале и их отказ от подписи не является основанием для недопуска к проведению проверки. Например, должностные лица Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору, Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики не входят в перечень контролирующих органов, указанных в пункте 5 Указа № 817. Поэтому их отказ от подписи в Журнале не спасет субъекта хозяйствования от проверки. От подписи могут отказаться и правоохранительные органы (ОБОП, ОБЭП, сотрудники прокуратуры и т. п.).

Учитывая это, советуем, перед тем как предложить им записаться в

Журнал, собственноручно переписать данные из удостоверений на листик бумаги. При возможности сделайте ксерокопию направления на проверку. Кстати, согласно пункту 5 статьи 7 Закона № 877 перед началом государственного надзора (контроля) контролирующие органы должны не только предъявить направление на проверку, но и предоставить его копию.

И еще один совет.

В случае сомнений в подлинности служебных удостоверений и направления на проверку перезвоните в контролирующий орган с целью подтверждения полномочий его сотрудников, прибывших для проведения проверки. Узнайте, зарегистрировано ли направление на проверку в специальном журнале, который, как правило, ведет канцелярия.

4. Сделать небольшой перерыв.

Еще раз спокойно проанализируйте предоставленные документы. Посмотрите нормативно-правовые акты, на основании которых действуют ваши незваные гости, или проконсультируйтесь с юристом. Проанализируйте, достаточно ли направления и удостоверения личности для того, чтобы проверяющих допустить к проверке. Например, если проводится внеплановая выездная проверка налоговой инспекцией, то, кроме направления на проверку и удостоверения личности, проверяющие должны предоставить копию приказа начальника налогового органа. Смелые налогоплательщики могут потребовать еще и копию решения суда на основании того, что Закон № 509 содержит две седьмых части статьи 111. В одной из этих частей указано, что внеплановая выездная проверка проводится после предъявления копии приказа начальника налогового органа, а в другой речь идет о копии решения суда (см. «СД», 2006, № 16, с. 11).

5. Принять решение, допускать или нет работников контролирующих органов к проверке

. Если вы допустили их к проверке, то помните, что результатом любой проверки должен быть Акт. Наши советы о том, что следует делать в ходе проверки и как реагировать на выводы в Акте, предоставлены в разделе статьи «Если начали проверку» на с. 24.

Если

вы к проверке решили не допускать проверяющих, то следует написать жалобу и уведомить руководителя контролирующего (правоохранительного) органа о неправомерных действиях его работников. Это надо сделать обязательно.

Обратите внимание!

Указанный выше алгоритм действий может различаться для работника и для предпринимателя. Например, если речь идет о визите в торговую точку, его можно свести к следующему: действия продавца в торговом зале (рис. 1), действия предпринимателя (рис. 2).

 

 

Если начали проверку

1. Не создавайте комфортных условий проверяющим

. Рекомендуем предоставить им отдельное место, изолированное от всех остальных работников. Это лишит их возможности задавать вопросы работникам и создавать дискомфорт в их работе. В принципе давать или не давать какие-либо объяснения проверяющим — это ваше право, а не обязанность. Объяснение в ходе проверки — это не допрос.

2. Выдавайте документы частями.

Например, вначале только кассовые документы. После их анализа и возврата можно дать налоговые накладные. Последовательность уточните у проверяющих. Отдавать сразу все документы для проверки не надо.

3. Не учить проверяющих.

Иногда стремление сразу снять вопрос приводит к тому, что проверяющие, изучив вместе с вами интересующий их вопрос, сделают вывод не в вашу пользу вашими же аргументами.

4. Не оставляйте их без присмотра.

Не хотим обидеть всех проверяющих, но бывают случаи, когда оригинал налоговой накладной, дающий право на налоговый кредит, до проверки был, но вдруг его не стало, а куда делся — непонятно. Неприятные налоговые последствия для налогоплательщика налицо (нет налоговой накладной — нет права на налоговый кредит). Чтобы избежать подобных ситуаций, всегда будьте с проверяющими.

5. Проверяющие должны работать в рабочее время, установленное у предпринимателя.

Причем режим работы, например, бухгалтерии может не совпадать с режимом работы торгового зала. Например, магазин работает с 8:00 до 20:00 часов, а бухгалтерия — с 9:00 до 17:30 часов. Помните: на проверку отведен четко установленный срок, дольше которого они не могут у вас находиться.

6. Внимательно читайте Акт проверки.

Результат проверки — Акт проверки. Содержание нарушения, зафиксированного в Акте, должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства. Произвольное изложение или трактовка требований нормативно-правовых актов и документов не допускается. Незаполненные места в Акте перечеркиваются значком «Z».

Если с выводами Акта не согласны, то подпишите его с оговоркой:

«С выводами, изложенными в Акте, не согласен. Возражения будут представлены в письменном виде в предусмотренный законодательством Украины срок». А вот отказ от подписи не поможет: проверяющие просто составят протокол отказа от подписи в Акте.

Запомните!

Работник предпринимателя не должен подписывать Акт без его разрешения. Это касается и всех остальных документов, которые дают на ознакомление и на подпись проверяющие. У работников есть руководитель — предприниматель. Он им платит зарплату. Поэтому выполнять они должны только его требования и действовать только с его согласия.

 

Если у вас изъятие, обыск, выемка

Изъятие документов

является административно-правовой мерой влияния, которая заключается в принудительном лишении предприятий (предпринимателей) возможности пользоваться и распоряжаться документами. Изъятие в рамках оперативно-розыскного дела возможно только по решению суда об аресте активов (пункт 4 статьи 8 Закона об ОРД) (см. «СД», 2006, № 21, с. 34).

Выемка и обыск

являются процессуальным действием и производятся только в рамках досудебного следствия, т. е. после того, как вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Выемка документов и обыск проводятся на основании мотивированного постановления следователя.

Теперь перейдем к порядку действий проверяемых при обыске (выемке).

1. Потребуйте постановление о проведении обыска (выемки).

2. Внимательно ознакомьтесь с текстом постановления.

Субъект хозяйствования под роспись должен ознакомиться с текстом постановления (в оригинале). Обратите внимание, что при обыске постановление должно быть с санкцией прокурора или его заместителя (за исключением обыска жилища или иного владения лица и в неотложных случаях с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о проведении обыска).

3. Проследите, чтобы обыск (выемка) производился в присутствии двух понятых и обязательно предпринимателя

(статья 181 УПК). Не оставляйте проверяющих без присмотра. Не разрешайте им заходить в другие комнаты без вашего сопровождения.

4. Изучите протокол обыска и опись изъятого.

В протоколе или в прилагаемой к нему описи должны быть перечислены все документы, которые получены во время выемки, с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Отметим, что именно это зачастую и игнорируют следователи (к данному следственному действию они относятся формально). Это дает возможность субъекту хозяйствования в дальнейшем утверждать, что необходимые следствию документы уже были изъяты. Да и документы, которые признаны вещественным доказательством, должны быть изъяты надлежащим образом, в противном случае они не являются доказательством. Все это, как вы понимаете, только на руку субъекту хозяйствования.

В протокол должны быть занесены все заявления и замечания присутствующих во время обыска или выемки, сделанные по поводу тех или иных действий лиц, осуществляющих обыск (выемку). Поэтому смело требуйте, чтобы все ваши замечания были занесены в протокол.

5. Потребуйте оставить вам второй экземпляр протокола и описи.

Согласно статье 85 УПК протокол составляется в двух экземплярах. Когда вам вручат для подписания второй экземпляр протокола, оставьте и на нем свои возражения по поводу незаконных действий проверяющих (конечно, если такие действия имели место). При наличии в протоколе замечаний на неправильные действия, допущенные во время обыска или выемки, следователь обязан не позднее двух дней доложить об этом прокурору. И кто знает, может, ваше небезразличие к следственным действиям во время обыска или выемки помогут в дальнейшем вашим юристам или адвокатам защитить вас и выиграть дело.

Последовательность действий при изъятии аналогичная, только требовать надо не постановление о проведении обыска (выемки), а решение суда об аресте активов. Также следует помнить, что изъятию подлежат только документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения и фактах нарушений нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения. Другие документы изъятию не подлежат. Например, пришли с проверкой по открытому оперативно-розыскному делу по вашему контрагенту. Но, помимо договора, расходных и налоговых накладных с контрагентом хотят изъять ведомость по зарплате предпринимателя. Считаем, что такая ведомость не свидетельствует о сокрытии (занижении) объектов налогообложения вашего контрагента, поэтому она изъятию не подлежит.

При изъятии копий документов указанные копии удостоверяются налогоплательщиком. Если изымаются оригиналы, то у налогоплательщика должны оставаться копии изъятых документов с указанием на них основания, даты изъятия оригиналов, должности, фамилии, инициалов лица, проводившего изъятие.

На этом заканчиваем статью. Желаем, чтобы проверки обходили вас стороной. Но если проверяющие пожаловали в гости, не теряйтесь. Помните: даже если у вас есть нарушения, то их еще нужно доказать.

 

Выводы

Предприниматель и его работники должны запомнить основные правила «допроверочного» общения с проверяющими. В частности, это касается ответов на звонки, реакции на приглашение побеседовать и т. д.

Если проверяющие пришли к предпринимателю (в офис, магазин и т. д.), он должен попросить их предоставить удостоверение личности, направление на проверку и зарегистрироваться в Журнале посещений.

Предприниматель обязательно должен проанализировать, есть ли реальные основания для проведения у него проверки.

В ходе проверки проверяющим нужно предоставить отдельное рабочее место, документы выдавать по мере необходимости, не делиться «лишней» информацией.

Предприниматель, перед тем как подписать Акт проверки, должен внимательно его изучить.

Особо внимательными нужно быть при обыске, выемке, изъятии документов. Они могут проводиться только по строго регламентированной процедуре.


Справочная информация (справка)

1

Перечень органов исполнительной власти, деятельность которых подпадает под сферу действия Закона № 877, приведен в письме Госкомпредпринимательства от 10.07.2008 г. № 5811.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд