Нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды
Для того чтобы определить нормативы экосбора, действующие в 2010 году, необходимо поступить так:
— если в прошлом году экосбор уже уплачивался, нужно прошлогодние (проиндексированные) нормативы умножить на 1,123 (письмо ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817);
— если экосбор уплачивается впервые, нужно провести цепочку расчетов: нормативы экосбора, указанные в постановлении № 303, умножить на коэффициент 2,373, а затем умножить на индекс 1,116; далее умножить на индекс 1,166; после — на индекс 1,223 и, наконец, умножить на индекс 1,123 (письмо ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817).
Облегчая расчеты предпринимателей, в справочнике приводим уже рассчитанные нормативы экосбора за 2009 и 2010 года.
1. Нормативы при осуществлении выбросов в атмосферу
стационарными источниками загрязнения
Нормативы сбора за тонну загрязняющего вещества, грн./т (Нпі)
| Название загрязняющего вещества | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Азота оксиды | 302,12 | 339,28 |
| Аммиак | 56,66 | 63,63 |
| Ангидрид серистый | 302,12 | 339,28 |
| Ацетон | 113,30 | 127,24 |
| Бенз(о)пирен | 384471,88 | 431761,92 |
| Бутилацетат | 67,96 | 76,32 |
| Ванадия пятиоксид | 1132,94 | 1272,29 |
| Водород хлористый | 11,34 | 12,73 |
| Углерода оксид | 11,34 | 12,73 |
| Углеводороды | 17,00 | 19,09 |
| Газообразные фтористые соединения | 747,73 | 839,70 |
| Твердые вещества | 11,34 | 12,73 |
| Кадмия соединения | 2390,50 | 2684,53 |
| Марганец и его соединения | 2390,50 | 2684,53 |
| Никель и его соединения | 12179,15 | 13677,19 |
| Озон | 302,12 | 339,28 |
| Ртуть и ее соединения | 12802,27 | 14376,95 |
| Свинец и его соединения | 12802,27 | 14376,95 |
| Сероводород | 970,55 | 1089,93 |
| Сероуглерод | 630,68 | 708,25 |
| Спирт н-бутиловый | 302,12 | 339,28 |
| Стирол | 2205,46 | 2476,73 |
| Фенол | 1370,86 | 1539,48 |
| Формальдегид | 747,73 | 839,70 |
| Хром и его соединения | 8108,10 | 9105,40 |
Для загрязняющих веществ, которые не вошли в вышеприведенную таблицу, норматив сбора определяется в зависимости от класса опасности
(класс опасности загрязняющего вещества устанавливают органы Минприроды на местах; указывается он в разрешении на выбросы, которое выдается предпринимателю).
Нормативы сбора за тонну загрязняющего вещества, грн./т (Нпі)
| Класс опасности | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| I | 2160,15 | 2425,85 |
| II | 494,72 | 555,57 |
| III | 73,64 | 82,70 |
| IV | 17,00 | 19,09 |
Для загрязняющих веществ, которые не вошли в первую таблицу и для которых не установлен класс опасности
, нормативы сбора применяются в зависимости от установленных ориентировочно-безопасных уровней влияния:
Нормативы сбора за тонну загрязняющего вещества, грн./т (Нпі)
| Ориентировочно-безопасный уровень влияния соединений (мг/куб. м) | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Меньше 0,0001 | 90930,03 | 102114,42 |
| 0,0001 — 0,001 (включительно) | 7790,88 | 8749,16 |
| 0,001 — 0,01 (включительно) | 1076,30 | 1208,68 |
| 0,01 — 0,1 (включительно) | 302,12 | 339,28 |
| 0,1 — более 10 | 11,34 | 12,73 |
Внимание
: если для загрязняющих веществ не установлен класс опасности и ориентировочно-безопасный уровень влияния, нормативы сбора устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ І класса опасности!
Корректирующие коэффициенты
Корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости
от численности жителей населенного пункта (Кнас)
| Численность населения, тыс. человек | Коэффициент |
| До 100 | 1,00 |
| 100,1 — 250 | 1,20 |
| 250,1 — 500 | 1,35 |
| 500,1 — 1000 | 1,55 |
| Свыше 1000 | 1,80 |
Корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости
от народно-хозяйственного значения населенного пункта (Кф)
| Тип населенного пункта | Коэффициент |
| 1 | 2 |
| Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые центры местного значения с преимуществом аграрно-промышленных функций (районные центры, города районного значения, поселки и села) | 1,00 |
| Многофункциональные центры, центры с преимуществом промышленных и транспортных функций (республиканский* и областные центры, города государственного, республиканского*, областного значения)** | 1,25 |
| Населенные пункты, отнесенные к курортным*** | 1,65 |
| * Автономной Республики Крым. ** Если населенный пункт одновременно имеет промышленное значение и отнесен к курортным, применяется коэффициент 1,65. *** С целью взимания экосбора перечень курортных населенных пунктов не утвержден, однако, на наш взгляд, логично воспользоваться постановлением КМУ от 28.12.96 г. № 1576, в котором есть такой перечень для расчета земельного налога. | |
2. Нормативы экосбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения
Нормативы сбора за тонну горючего (Нпі):
а)
нормативы сбора, который взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения:| Вид горючего | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Дизельное горючее | 17,00 | 19,09 |
| Бензин: |
|
|
| — этилированный | 22,66 | 25,45 |
| — неэтилированный | 17,00 | 19,09 |
| Сжиженный нефтяной газ | 22,66 | 25,45 |
| Сжатый природный газ | 11,34 | 12,73 |
б)
нормативы сбора, который взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ морскими и речными судами:| Вид горючего | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Бензин | 34,00 | 38,18 |
| Дизельное горючее | 22,66 | 25,45 |
| Мазут | 17,00 | 19,09 |
в)
нормативы сбора, который взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ железнодорожным транспортом:| Вид горючего | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Дизельное горючее | 17,00 | 19,09 |
Коэффициенты перевода объема топлива в массу
| Вид топлива | Коэффициент перевода |
| Бензин | 0,74 кг/л |
| Дизельное | 0,85 кг/л |
| Газ сжиженный | 0,55 кг/л |
| Газ сжатый | 0,59 кг/м3 |
3. Нормативы для расчета экосбора при осуществлении сбросов в воду
Норматив сбора за тонну загрязняющего вещества за сбросы основных загрязняющих веществ
в водные объекты, в том числе в морские воды (Нпі)
| Название загрязняющего вещества | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| Азот аммонийный | 198,26 | 222,65 |
| Органические вещества (по показателям БСК 5) | 79,30 | 89,05 |
| Зависшие вещества | 5,66 | 6,36 |
| Нефтепродукты | 1166,94 | 1310,47 |
| Нитраты | 17,00 | 19,09 |
| Нитриты | 974,33 | 1094,17 |
| Сульфаты | 5,66 | 6,36 |
| Фосфаты | 158,61 | 178,12 |
| Хлориды | 5,66 | 6,36 |
Если в приведенной таблице загрязняющее вещество не указано, норматив сбора определяется в зависимости от предельно допустимой концентрации
по данным следующей таблицы:
Нормативы сбора, который взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
в зависимости от концентрации загрязняющих веществ
| Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водоемов (мг/л) | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| |
| До 0,001 | 15589,30 | 17506,78 |
| 0,001 — 0,09 | 11303,00 | 12693,27 |
| 0,1 — 1 (включительно) | 1948,67 | 2188,36 |
| 1 — 10 | 198,26 | 222,65 |
| Выше 10 | 39,66 | 44,54 |
За сбросы загрязняющих веществ, на которые
не установлена ПДК или ориентировочно-безопасный уровень влияния, предельно допустимой считается концентрация, соответствующая наименьшей величине ПДК, приведенной в предыдущей таблице.В случае сброса загрязняющих веществ
в озера, пруды норматив сбора увеличивается в 1,5 раза. Если же осуществляется захоронение загрязняющих жидких веществ, отходов производства и стоковых вод в глубокие подземные водоносные горизонты, которые не содержат пресных вод, норматив увеличивается в 10 раз.
Региональные (бассейновые) коэффициенты (Крб)
| Бассейны морей и рек | Коэффициент |
| 1 | 2 |
| Азовское море | 2,0 |
| Черное море | 2,0 |
| Дунай | 2,2 |
| Тиса | 3,0 |
| Прут | 3,0 |
| Днестр | 2,8 |
| Днепр (граница Украины — в г. Киев) | 2,5 |
| Днепр (г. Киев включительно — к Каховскому гидроузлу) | 2,2 |
| Днепр (Каховский гидроузел включительно — к Черному морю) | 1,8 |
| Припять | 2,5 |
| Западный Буг и реки бассейна Вислы | 2,5 |
| Десна | 2,5 |
| Южный Буг и Ингул | 2,2 |
| Реки Крымского полуострова | 2,8 |
| Северский Донец | 2,2 |
| Миус | 2,2 |
| Кальмиус | 2,2 |
4. Нормативы экосбора за размещение отходов
Норматив сбора, который взимается за размещение отходов (класс опасности отходов
устанавливается санеэпидемслужбой и указывается в разрешении на размещение)
| Класс опасности отходов | Уровень опасности отходов | Норматив сбора, грн./т | |
| для расчета сбора за 2009 год
| для расчета сбора за 2010 год
| ||
| I | Чрезвычайно опасные* | 311,56 | 349,88 |
| II | Высокоопасные | 11,34 | 12,73 |
| III | Умеренно опасные | 2,84 | 3,19 |
| IV | Малоопасные | 1,13 | 1,27 |
|
| Малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности | 0,11 | 0,12 |
| * Норматив сбора для: — оборудования и приборов, которые содержат ртуть, элементы с ионизирующим излучением, — 83,00 грн./шт. (на 01.01.2009 г. — 313,45 грн./шт., на 01.01.2010 г. — 352,00 грн./шт.); — люминесцентных ламп — 1,50 грн./шт. (соответственно 5,66 и 6,36 грн./шт.). | |||
Внимание
: за размещение отходов, на которые не установлен класс опасности, в качестве норматива сбора берется норматив, установленный для отходов І класса опасности!
Корректирующий коэффициент, который учитывает размещение места размещения отходов (Кт)
| Место (зона) размещения отходов | Коэффициент |
| В административных границах населенных пунктов или на расстоянии меньше 3 км от них | 3 |
| За пределами населенных пунктов (на расстоянии более 3 км от их границ) | 1 |
Корректирующий коэффициент, который учитывает характер оснащения места размещения отходов (Ко)
| Характер места размещения отходов | Коэффициент |
| Специально созданные места складирования (полигоны), которые обеспечивают защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения | 1 |
| Свалки, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов | 3 |
