«Не було бабі клопоту…», или Как подготовить электронные копии реестров налоговых накладных в программе OPZ
Начиная с отчетности за июнь (II квартал) 2010 года плательщики обязаны подавать вместе с декларацией по НДС электронные копии Реестров выданных и полученных налоговых накладных. Причем это требование касается всех без исключения плательщиков НДС. Поскольку предприниматели-единоналожники, как правило, являются квартальными плательщиками НДС, то впервые копии Реестров они подадут с декларацией за II квартал (до 9 августа 2010 года). Те из них, кто уже практикует электронную отчетность, справятся с этой задачей без особых проблем. Остальным поможет эта статья, посвященная применению программы OPZ «Податкова звітність», которую бесплатно распространяют налоговые органы.
Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор газеты «Бухгалтер & Компьютер»
Документы статьи
Закон № 2275
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.02.2010 г. № 2275-IV.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/94-ВР.
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОПИИ РЕЕСТРОВ — В ЗАКОНЕ
Как известно, 16 июня вступил в силу
Закон № 2275. В числе многих изменений, внесенных им в налоговое законодательство, серьезные правки коснулись, конечно же, и Закона об НДС. В частности, подпункт 7.2.8 дополнен следующим положением:«
Налогоплательщики подают органу государственной налоговой службы на бесплатной основе вместе с налоговой декларацией за соответствующий отчетный период копии реестров выданных и полученных налоговых накладных за такой период в электронном виде. Государственная налоговая администрация разрабатывает и размещает на своем официальном веб-сайте программное обеспечение с открытым кодом для ведения учета записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде и обеспечивает его бесплатное распространение (включая изменения и дополнения) путем предоставления возможности для копирования такого программного обеспечения как через Интернет, так и путем записи на носителе информации плательщика по его запросу. Сводные результаты учета, отображенные в реестрах выданных и полученных налоговых накладных, подлежат документальной невыездной проверке (камеральной)».Как видим, то, чего так долго добивались налоговики своими настойчивыми «уговорами», теперь закреплено непосредственно в
Законе об НДС. Что же касается отчетного периода, начиная с которого применяются эти нововведения, то в письме ГНАУ «Об отдельных вопросах взимания НДС в 2010 году» от 18.06.2010 г. № 12096/7/16-1117 об этом сказано однозначно — с 1 июля 2010 года.
Важно!
Начиная с отчетности за июнь 2010 года вместе с декларацией по НДС нужно подавать электронные копии Реестров выданных и полученных налоговых накладных. Для этого ГНАУ обязана обеспечить налогоплательщиков бесплатным программным обеспечением.
Сложно сразу сказать, что за «
программное обеспечение с открытым кодом» имели в виду депутаты. Это словосочетание имеет хождение главным образом в программистской интернет-тусовке и означает свободный доступ всех желающих разработчиков к исходному коду программ для тестирования, отладки и внесения усовершенствований. Рядовому же украинскому налогоплательщику этот «открытый код» попросту ни к чему. Вполне вероятно, что депутаты со своим гуманитарным мышлением просто допустили обычную путаницу в технических понятиях, подразумевая всего лишь, что от программного обеспечения не требуется шифровать электронные копии реестров и накладывать на них электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это было бы абсолютно логично, ведь наложение ЭЦП требуется главным образом при отправке отчетности по электронной почте, чтобы удостоверить личность отправителя. В данном же случае от плательщиков требуется выполнение хотя бы программы-минимум: лично принести электронные копии реестров на цифровом носителе (флешке, диске) в формате, понятном программному обеспечению налоговых органов. А с этой задачей прекрасно справится знакомая многим программа OPZ «Податкова звітність», которая уже не первый год бесплатно распространяется налоговыми органами. Сравнительно недавно вышла новая версия OPZ — 1.28 от 17.06.2010 г., о которой и пойдет речь далее. Она пригодна для использования на компьютерах под управлением операционных систем Microsoft Windows 98/ME/2000/XP/7 (т. е. будет работать на подавляющем большинстве компьютеров).
Где взять программу
Закон об НДС
обязывает ГНАУ обеспечить бесплатное распространение программного обеспечения (включая изменения и дополнения) путем предоставления возможности для копирования как через Интернет, так и путем записи на носителе информации плательщика по его запросу. Так что и этим требованиям программа OPZ соответствует, поскольку уже давно распространяется бесплатно как через ГНИ, так и через Интернет.Итак, есть несколько
источников, из которых вы можете получить программу OPZ.1. В своей ГНИ.
В особых комментариях этот способ не нуждается. Обратитесь в налоговую инспекцию со своим носителем, там вам запишут OPZ, вернитесь на свое рабочее место и установите программу на компьютер, руководствуясь инструкцией по установке (вкратце об этой процедуре будет рассказано далее).2. На официальном сайте ГНАУ
— www.sta.gov.ua .3. На неофициальном сайте поддержки пользователей OPZ
— www.opz.org.ua.4. На портале
www.buhgalter.com.ua в разделе «Программное обеспечение».Остановимся подробнее на том, как скачать OPZ с официального сайта ГНАУ.
В главном меню сайта выберите раздел «Платникам податків про електронну звітність — Програмне забезпечення», а в нем — «ОПЗ-програмне забезпечення з формування та подачі платниками податків податкової звітності та реєстру отриманих та виданих податкових накладних до органів ДПС в електронному вигляді засобами телекомунікаційного зв'язку». Откроется раздел, содержащий в таблице ссылки «Завантажити» для скачивания всех необходимых программных компонентов, а также инструкции по установке и использованию (рис. 1 на с. 34).
Совет.
Перед скачиванием уточните, какой каталог для загрузки файлов используется вашим интернет-браузером. Если вы используете Internet Explorer, то при попытке загрузки он сам спросит, куда сохранить скачиваемый файл (укажите любую папку на ваше усмотрение, главное, чтобы потом сами знали, где искать файлы), а по завершении загрузки сам предложит открыть эту папку. А Mozilla Firefox молча загрузит файл в тот каталог, который задан в меню «Инструменты — Настройки» на закладке «Основные». Впрочем, та же Mozilla позволяет легко добраться до скачанного файла через открытое окно «Загрузки».
Программа OPZ скачивается и устанавливается в два приема:
1)
вначале нужно скачать на свой компьютер полную программу OPZ версии 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe, 22 Мб);2)
а затем и обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe — 2,3 Мб).Также настоятельно рекомендуем скачать
инструкции по установке программы и по работе с ней.
Важно!
Для обеспечения работоспособности программы OPZ на вашем компьютере должен быть установлен ряд системных компонент и вспомогательных программ. Некоторые из них программу установки OPZ смогут скачать и установить сами, а некоторые (Java Runtime Environment и Acrobat Reader), если они отсутствуют на вашем компьютере, нужно будет установить самостоятельно. Ссылки для их скачивания приведены на той же странице официального сайта ГНАУ, что и сама программа OPZ, и расположены ниже.
Как установить OPZ
У неопытного пользователя от обилия сугубо компьютерной информации может пойти кругом голова. В таком случае установку программы лучше доверить технически подкованному специалисту, а самому продолжить чтение со следующего раздела, где описывается непосредственно работа бухгалтера с программой.
Что же касается более опытных пользователей, то они могут самостоятельно установить программу OPZ, руководствуясь
Инструкцией по установке программного обеспечения для формирования налоговой отчетности в электронном виде, полученной на любом из интернет-ресурсов, перечисленных в предыдущем разделе статьи. Правда, она содержит сведения только о первом этапе установки — базовой версии программы 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe). Второй этап — обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe) — предстоит выполнить самостоятельно. Благо, процедура проста: после запуска обновления достаточно ответить программе установки, в какой каталог была установлена базовая программа, и далее обновление проходит без участия пользователя. Впрочем, об обновлении мы еще поговорим, а сейчас все внимание к установке базовой программы.
Важно!
Программа OPZ устанавливается в два приема: вначале базовая версия программы 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe), а затем обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe).
Первое, что нужно знать для установки базовой программы, — для ее корректной работы должны быть установлены компоненты и программы:
1) компонент Microsoft Windows Script 5.6 (обновление Windows КВ917344);
2) компонент Windows Installer;
3) компонент MS XML 4 SP2;
4) Internet Explorer версии не ниже 6.0;
5) Java Runtime Environment версии не ниже 5.0 Update 6;
6) Adobe Acrobat Reader версии не ниже 5.0.
Причем как минимум две последних (Java Runtime Environment и Adobe Acrobat Reader) вам придется скачать и установить самостоятельно. Остальные компоненты при наличии подключения к Интернету программа установки сможет скачать, периодически задавая пользователю вопрос: «Установить?» Если же постоянного подключения к Интернет у вас нет, то все вышеперечисленные компоненты должны быть предварительно скачаны (или получены в ГНИ вместе с программой) и установлены на ваш компьютер.
Итак, приступаем к первому этапу установки — запускаем на выполнение файл с базовой версией программы
(opzfull-1.15-setup.exe). Программа установки самостоятельно определяет тип операционной системы и поочередно проверяет наличие вышеперечисленных компонент и, если не находит какую-либо из них, предлагает пользователю загрузить и установить ее. Если она не найдет программы Java Runtime Environment и Adobe Acrobat Reader, то попросит установить их после окончания установки самой OPZ (сделайте это, иначе вы не сможете формировать печатные формы отчетов).После проверки наличия необходимых компонент программа перейдет к установке собственно OPZ. Вначале будет предложено выбрать устанавливаемые компоненты самой программы OPZ. Здесь логику разработчиков понять сложно, ведь компонент всего две — сама программа (ради которой и затевался весь этот сыр-бор) и ярлык на рабочем столе. Большинство пользователей оставят здесь выбор по умолчанию и нажмут кнопку «Далі». Создать на рабочем столе иконку для запуска программы будет правильным решением, поскольку в Главном меню ярлык не создается.
Затем программа спросит, в какой каталог на диске вашего компьютера устанавливать программу. По умолчанию это каталог «C:\OPZ».
Совет.
Если в вашем распоряжении есть не только основной диск «C:\», но и дополнительные разделы жесткого диска (D, E и т. д.), рекомендуем установить программу именно в один из них. В таком случае при вынужденной переустановке Windows и, как это часто делается, переформатировании диска «C:\» вы не потеряете файлы с отчетами (ведь по умолчанию они сохраняются в одном каталоге с программой).
Наконец, будет предложено ввести основные данные о предприятии. Здесь можно ничего не вводить, оставив тестовые данные, так как все равно более полные данные о предприятии предстоит ввести после установки. Нажимаем кнопку «Встановити» — и начнется непродолжительный процесс установки, по завершении которого будет выведено сообщение о завершении работы мастера установки. Нажмите «Кінець», но помните, что это еще не конец, поскольку разработчики рекомендуют после этого перезагрузить компьютер.
Второй этап установки программы, он же заключительный, — обновление OPZ до последней версии 1.28.
Для этого запускаем файл opzupd-1.28-setup.exe и в открывшемся диалоговом окне программы установки нажимаем «Далі». Вам будет предложено ознакомиться с перечнем изменений и дополнений, после чего нужно будет ввести каталог, в который перед этим вы установили базовую программу. Собственно, это все, что от вас требуется, — дальнейшая процедура обновления выполняется без вмешательства пользователя. В результате вы получаете самую новую версию программы.
Важно!
Не забывайте обновлять программу OPZ при выходе новых пакетов обновлений, о чем мы всегда сообщаем в рубрике «Новости & Программы».
Начало работы
Запускаем OPZ двойным щелчком на иконке «Податкова звітність», которая была создана на Рабочем столе в ходе установки программы. Заставка с информацией о программе представлена на рис. 2 (см. с. 36).
Работа с программой начинается с внесения регистрационных данных своего предприятия (предпринимателя) в разделе меню «Сервіс — Персональні параметри» (причем OPZ позволяет бухгалтеру вести несколько предприятий и физлиц-предпринимателей). Но прежде чем приступить, давайте познакомимся с возможностями программы в целом.
Программа OPZ «Податкова звітність», как и следует из ее названия, предназначена для
составления налоговой отчетности в электронном формате XML, понятном компьютерным системам налоговых органов. Напомним, что этот формат утвержден приказом ГНАУ «Об утверждении формы (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 03.05.2006 г. № 242. Кроме того, она позволяет распечатывать составленную отчетность.
В арсенале OPZ имеются практически все виды действующей налоговой отчетности юридических и физических лиц. Каждая отчетная форма в системе имеет свой шифр, который начинается с буквы
J для юридических и F для физических лиц. За ней следует шифр группы, за ним в свою очередь — индекс самой отчетной формы. В частности, справочник документов (меню «Довідники — Довідник документів») содержит следующие группы отчетных форм (см. табл. 1).
Таблица 1
Группы отчетных форм и их шифры в программе OPZ
Шифр группы | Содержание группы |
01 | Прибыль (а для физлиц — доходы) |
02 | НДС и акцизный сбор |
03 | Местные платежи (несмотря на название группы, в ней наряду с коммунальным налогом и налогом с рекламы находятся и налоговые расчеты по экосбору, транспортному налогу, фиксированному сельхозналогу и некоторым другим общегосударственным) |
05 | Прочие платежи (здесь у нас находятся, в частности, форма № 1ДФ и отчет по РРО — форма № ЗВР-1) |
06 | Ресурсные платежи (в частности, земельный налог и сбор за спецводопользование) |
07 | Валютные платежи (в частности, декларация о валютных ценностях за рубежом) |
08 | Рентные платежи |
11 | Региональные отчеты |
12 | Налоговая накладная (здесь же находятся и необходимые нам сейчас реестры налоговых накладных) |
Совет.
Опытный пользователь программы OPZ (равно как и «Бест-Звіт Плюс») обычно помнит шифры наиболее часто используемых им отчетных форм и вызывает их именно по шифру, не теряя времени на пролистывание длинных перечней из всех имеющихся в программе. Например, шифр Реестра полученных и выданных налоговых накладных — J12015.Справочник документов — не единственный справочник в программе OPZ. Полный перечень справочников, доступных пользователю в меню «Довідники», приведен в табл. 2.
Таблица 2
Справочники, доступные пользователю в программе OPZ
№ п/п | Справочник | Примечание |
1 | Инспекций | Этот справочник уже содержит все ГНИ (вместе с их кодами) в районах областей, городах и районах в городах. Данные этого справочника используются при заполнении персональных параметров (данных своего налогоплательщика). Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную область и видим перечень инспекций в ней |
2 | Документов | См. табл. 1 и описание к ней выше |
3 | Версий документов | Программа хранит наряду с действующими формами налоговых деклараций и расчетов их прежние редакции. Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную форму и видим список старых редакций |
4 | Сроков подачи документов | Это по сути календарь бухгалтера, но в разрезе той или иной отчетной формы. Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную форму и видим календарь ее подачи |
5 | Контрагентов | Этот справочник используется в том числе при заполнении Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Использование справочника позволяет, единожды введя и проверив данные контрагента, в дальнейшем вводить его в Реестр двумя щелчками и при этом избегать ошибок |
6 | Работающих | Этот справочник используется при заполнении отчетности по НДФЛ, в частности формы № 1ДФ |
В качестве одного из важнейших для составления отчетности справочника можно рассматривать и регистр персональных данных плательщика (меню «Сервіс — Персональні параметри»), представленный на рис 3. С его заполнения начинается работа с программой. Данные о налогоплательщике, содержащиеся здесь, могут автоматически переноситься в шапку каждой отчетной формы, которую вы будете составлять. Это поможет в дальнейшем сэкономить массу времени.
Чтобы добавить нового
налогоплательщика, от имени которого мы будем составлять Реестр полученных и выданных налоговых накладных (равно как и любые налоговые декларации и расчеты), жмем кнопку «Додати» внизу окна. Далее заполняем все предусмотренные экранной формой реквизиты (код ГНИ выбираем из справочника инспекций, о котором было сказано выше) и нажимаем кнопку «Зберегти зміни».
Важно!
Уделите особое внимание каталогам для сохранения, печати и отправки отчетов в разделе «Шляхи». По умолчанию они создаются внутри папки той же OPZ на диске вашего компьютера, куда установлена и сама программа. Это можно не менять, главное знать, где они находятся, чтобы потом скопировать оттуда файлы с подготовленными реестрами и отчетами на цифровой носитель (флешку или дискету) для подачи в ГНИ.
Щелкнув на одном из них в списке, вы сделаете его
активным — открываете его данные в правой части окна, куда можете в любой момент внести изменения (сохранив их опять-таки кнопкой «Зберегти зміни»). Для удаления лишнего налогоплательщика предназначена кнопка «Видалити».
Совет.
Чтобы избежать путаницы в файлах отчетности разных налогоплательщиков, рекомендуем внутри общих каталогов для сохранения, печати и отправки отчетов создать подкаталоги для каждого из них. Например, если у вас на обслуживании находятся две фирмы, в каталоге с программой (D:\OPZ\) создайте для каждой из них свой подкаталог (D:\OPZ\firm_1 и D:\OPZ\firm_2), а в каждом них — каталоги для сохранения (xml), печати (output) и отправки (send) отчетов и укажите их в параметрах «Шляхи» экранной формы «Персональні настройки».
После закрытия окна «Персональні настройки» с введенными реквизитами предприятия программа готова к составлению отчетности. Если у вас введено несколько предприятий/предпринимателей, то один из них является активным, т. е. таким, для которого программа в данный момент готова формировать отчетность. Его код ЕГРПОУ (ИНН для физлица) и название выводятся в заголовке окна программы.
Чтобы
сменить активного налогоплательщика, нужно вызвать меню «Сервіс — Персональні параметри» и в окне «Персональні настройки» выделить в списке того из них, к составлению отчетности для которого вам нужно приступить. Затем нажмите кнопку «Обрати» или просто закройте окно. Теперь в заголовке программы вы увидите код и название того плательщика, которого сделали активным.Переходим к следующему этапу — заполнению необходимых справочников.
Справочник контрагентов. Работа со списками
Итак, вы вплотную подошли к тому, ради чего вообще связались с программой OPZ, — составлению Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Это потом, поработав с программой, вы, возможно, решите постоянно использовать ее в своей практике. Сейчас же поводом к изучению программы, очевидно, стала именно необходимость готовить электронные копии реестров налоговых накладных. Ну что ж, давайте приступим.
Совет.
Начните с заполнения справочника контрагентов, данные которого используются для заполнения Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Использование справочника позволяет, единожды введя и проверив данные контрагента, в дальнейшем вводить его в Реестр двумя щелчками и при этом избегать ошибок.
Справочник контрагентов вызывается командой «Довідники — Довідник контрагентів». Изначально справочник открывается в
режиме просмотра (рис. 4 на с. 39). В этом режиме пользователю доступен поиск контрагента по индивидуальному налоговому номеру (ИНН) либо по названию (Ф. И. О. для физлиц). Инструменты поиска находятся в правом верхнем углу окна справочника.
Совет.
Если вы уже пользовались программой и ваш справочник контрагентов заполнен, перед внесением нового убедитесь, что такого контрагента еще нет в списке. Здесь как раз и пригодятся инструменты поиска.Чтобы приступить к внесению новых контрагентов, нужно перейти в
режим редактирования справочника. Для этого нажмите кнопку «Редагувати» в левом верхнем углу окна. В режиме редактирования окно справочника содержит новые кнопки (рис. 5):— «Зберегти» (чтобы сохранить изменения и выйти из режима редактирования);
— «Вийти» (чтобы выйти из режима редактирования без сохранения изменений);
— панель инструментов редактирования списка.
В свою очередь, панель инструментов редактирования содержит шесть кнопок, каждая из которых выполняет определенное действие с выделенной строкой списка (см. табл. 3).
Важно!
Чтобы выделить нужную строку списка, достаточно щелкнуть мышью на ее номере слева.
Таблица 3
Инструменты редактирования списка
Изображение кнопки | Название | Действие |
| «Копіювати рядок» | Копирует выделенную строку в буфер обмена для последующей вставки |
| «Вирізати рядок» | Вырезает выделенную строку в буфер обмена для последующей вставки |
«Вставити рядок» | Вставляет строку из буфера обмена, скопированную или вырезанную туда одной из предыдущих операций | |
| «Видалити рядок» | Удаляет выделенную строку списка |
| «Додати рядок після виділеного» | Добавляет новую строку списка после выделенной строкой |
| «Додати рядок до виділеного» | Добавляет новую строку списка перед выделенной строкой |
Перечисленные инструменты редактирования действуют во всех списках программы OPZ, будь это справочник или табличная часть отчетной формы. Они же будут использоваться и для внесения и редактирования данных налоговых накладных в реестры.
Кстати, о реестрах. Пора бы уже перейти к их составлению. Полагаем, к этому моменту вы уже освоили инструментарий работы со списками и заполнили справочник контрагентов. В таком случае сохраните все внесенные в него записи кнопкой «Зберегти», после чего закройте справочник (пока он открыт, программа не даст выполнить никакое другое действие).
Составляем Реестр налоговых накладных
Создание любого отчета начинается с меню «Документ — Новий» или заменяющей его кнопки «Новий документ» (это крайняя левая кнопка с изображением чистого листа — символа, хорошо знакомого по многим другим программам) на главной панели инструментов программы OPZ. Откроется окно «Параметри документа» (рис. 6).
Реквизит «Тип особи» заполняется автоматически исходя из того, какой налогоплательщик является в текущий момент активным (см. раздел «Начало работы»). В поле «Звітний документ» выбираем из выпадающего списка документ с шифром
J12015 «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних» (он находится в заключительной части списка). Назначение реквизитов «Тип звітного періоду», «Звітний місяць (квартал)» и «Звітний рік» понятно из их названия. Заполнив их, нажимаем кнопку «Підтвердити».Сразу же на экране появится рабочая форма Реестра полученных и выданных налоговых накладных с предложением заполнить титульную часть (заголовок) документа (рис. 7). Согласитесь с ним (щелкните на кнопке «ОК»), это сэкономит вам массу времени. Правда, номер Реестра, даты его начала и окончания, а также срок хранения придется заполнить самостоятельно (рис. 8).
После этого переходите к заполнению табличной части. При этом обратите внимание на доступную вверху панель инструментов работы со списком (рис. 9). Она содержит те же кнопки, что и при работе со справочником. Ничего удивительного: во всей программе используются общие инструменты работы со списками. Используйте их для добавления, удаления, копирования и переноса строк. Напомним, чтобы выделить нужную строку, достаточно всего лишь щелкнуть на ее номере в крайнем левом столбце.
Несколько слов о правилах ввода данных. В поля для ввода даты используется формат «дд.мм.гггг», т. е. четырехзначный формат года. При этом достаточно только набирать цифры, а разделяющие их точки расставляются автоматически.
Вид документа (графа 5 раздела I и графа 4 раздела II) выбирается из соответствующих справочников видов документов. Находясь в одной из этих ячеек, щелкните на кнопке «[…]» и в открывшемся списке двойным щелчком мыши выберите нужный вид документа (налоговая накладная — ПН, кассовый чек — ЧК, грузовая таможенная декларация — ВМД и т. д.). Под каждым из разделов справочно приведены аббревиатуры видов документов. Если данные каких-либо документов включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, то к виду документа добавляется буква «У» (ПНУ, ЧКУ и т. д.).
Данные поставщиков и покупателей (графы 6, 7 раздела I и графы 5, 6 раздела II) вводятся путем выбора из предварительно заполненного Справочника контрагентов. Оказавшись в ячейке для ввода наименования контрагента, щелкните на кнопке «[…]» — и перед вами раскроется справочник. Выбор нужного контрагента осуществляется двойным щелчком на его строке. Если же кого-то вы еще не успели ввести, то можете это сделать прямо сейчас, нажав кнопку «Редагувати» в левом верхнем углу окна (о редактировании справочника было рассказано в предыдущем разделе статьи).
Выбрав нужного контрагента, его ИНН будет автоматически внесен в таблицу, после чего вы можете переходить к заполнению суммовых показателей реестров. При этом общую сумму документа можно не вводить вручную: она рассчитывается автоматически. Полностью введя показатели одного документа, добавьте строку и вносите в нее данные следующего документа и так далее до полного ввода Реестра.
Совет.
Иногда у начинающих пользователей возникают затруднения с добавлением новых строк в табличную часть документа. Поэтому на всякий случай еще раз подчеркнем: если вы полностью ввели строку с номером 1 и хотите приступить ко вводу второй строки, выделите первую строку щелчком на ее номере 1 в первой колонке и нажмите кнопку «Додати рядок після виділеного» .
Закончив ввод данных, поочередно запустите процедуры проверки структуры и камеральной проверки
. Для этой цели в меню «Контроль» предусмотрены соответствующие команды — «Перевірка структури» и «Камеральна перевірка». Конечно, эти операции гораздо важнее для налоговых деклараций и расчетов, но, впервые составляя реестры налоговых накладных в электронном виде, не стоит пренебрегать и их проверкой.Если проверки пройдены успешно,
сохраните документ командой меню «Документ — Зберегти» или соответствующей кнопкой на панели инструментов. При этом будет открыто диалоговое окно параметров сохранения документа (рис. 10). На данном этапе вам нет необходимости что-либо здесь менять, поэтому просто нажимаете кнопку «Підтвердити».
В небольшом диалоговом окошке программа уведомит вас, в какой файл сохранен документ (рис. 11). Внимательно отнеситесь к нему. Обратите внимание, что программа сохраняет файл в тот каталог, который был указан в персональных параметрах налогоплательщика в группе параметров «Шляхи» (см. рис. 3).
Название файла строится согласно требованиям Формата электронной отчетности (
приказ ГНАУ от 05.12.2007 г. № 670). В частности, в названии файла «26520030593376J120150310000001062010.xml» вы легко можете заметить шифр самой отчетной формы (J12015) и отчетный период, за который она составлена (062010).Когда вы нажмете «ОК», программа спросит, нужно ли подготовить файл к отправке? Согласитесь и с этим предложением. Программа сообщит вам, что подготовленный файл находится в том каталоге, который указан в персональных параметрах (рис. 12).
Важно!
Файл, предназначенный для записи на цифровой носитель для подачи в ГНИ, вы найдете в каталоге, который в персональных параметрах налогоплательщика сами указали как каталог для выгрузки отчетов, подготовленных к отправке.
И последнее, что вы можете сделать с документом, — подготовить его к печати. Для этого, когда он открыт, дайте команду меню «Документ — Друк…» или нажмите кнопку с изображением принтера на панели инструментов программы. Появится надпись «Зачекайте», и через непродолжительное время появится сообщение о том, что файл подготовлен к печати (рис. 13). Подготовка к печати на самом деле означает, что отчет экспортирован в общепринятый формат PDF, в котором документ выглядит на экране в точности так, как он будет выглядеть на бумаге.
После ответа «ОК» программа спросит, нужно ли открыть документ, и, ответив утвердительно, вы увидите свой Реестр, открытый в программе Adobe Reader (рис. 14).
Вот, собственно, и все, Реестр подготовлен. Сохраните на цифровой носитель (флешку или диск) файл, подготовленный к отправке (в нашем примере он находится в каталоге D:\OPZ\send) и отправляйтесь с ним в налоговую. Со временем вы освоите программу OPZ и начнете составлять с ее помощью не только реестры налоговых накладных, но и налоговые декларации. Возможно, даже решите больше не носить их в налоговую сами, а приобретете ключи ЭЦП и доверитесь электронной почте. Но это уже другая история. А пока, если у вас остались вопросы, присылайте их в редакцию, мы будет помогать вам в освоении программы.