Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Теперь предприниматель может регистрировать трудовой договор с наемным работником без личного присутствия

Закон Украины «О внесении изменения в статью 241 Кодекса законов о труде Украины» от 18.05.2010 г. № 2266-VI

 

Законом № 2266

были внесены изменения в статью 241 КЗоТ. Согласно новой редакции этой статьи трудовой договор между работником и физлицом-предпринимателем может быть зарегистрирован в центре занятости физлицом-предпринимателем или по нотариальному поручению уполномоченным им лицом. То есть законодатель наконец-то закрепил возможность регистрации в центре занятости трудового договора без личной явки предпринимателя — работодателя (для этого может явиться его доверенное лицо). Не совсем понятно, будет ли эта норма распространяться и на снятие с регистрации трудового договора (по логике должна, но формально можно говорить, что изменения касаются только регистрации, но не снятия). В любом случае под эту норму еще должны быть подзаконные акты, которые, возможно, прольют свет на вопрос о возможности снятия с регистрации трудового договора без присутствия предпринимателя.

Напомним также, что в конце прошлого года КМУ

постановлением от 29.10.2008 г. № 1168 предоставил возможность предпринимателям регистрировать и снимать с регистрации трудовые договоры в центре занятости без личного присутствия наемного работника (подробнее см. «СД», 2009, № 23, с. 9).

 

Внимание! Внесены изменения в декларацию по НДС

Приказ ГНАУ «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» от 12.05.2010 г. № 313

 

Для реализации положений

абзаца 4 статьи 11.21 Закона об НДС ГНАУ приказом от 12.05.2010 г. № 313 утвердила форму специальной декларации по НДС для сельхозпроизводителей. Также внесены изменения в форму общей декларации по НДС. По сообщению ГНАУ, по новой форме отчитываться нужно будет с отчетности за июнь.

Несмотря на то что изменения в НДС-отчетности несущественные, на них все же стоит обратить внимание, поскольку в некоторых случаях работники налоговых органов на местах очень внимательно следят за предоставлением налогоплательщиками обновленных форм отчетности.

Прежде всего следует заметить, что

во всех формах отчетности по НДС теперь предусмотрены служебные поля для указания в них идентификационных номеров руководителя и главного бухгалтера. Кроме этого, в частности:

— в общей декларации по НДС в служебном поле для отметки о предоставлении других форм деклараций предусмотрена и специальная декларация;

в приложениях 1 (расчет корректировки) к декларациям по НДС (общей, сокращенной, перерабатывающего предприятия) предусмотрены служебные поля для проставления в них отметки о подаче указанных приложений с отчетной новой декларацией и уточняющим расчетом, а также об исправляемом отчетном периоде;

в приложении 4 к общей декларации (заявление о возврате суммы бюджетного возмещения) также предусмотрены служебные поля для отметки о его подаче с отчетной новой декларацией и уточняющим расчетом.

Также обращаем внимание на то, что

в грифе «Затверджено» форм НДС-отчетности ничего не меняется, поскольку приказом № 313 внесены лишь отдельные изменения в формы отчетности.

 

Выпуск НДС-облигаций: Кабмин определился с порядком

Постановление КМУ «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для возмещения сумм налога на добавленную стоимость» от 12.05.2010 г. № 368

 

Согласно

статье 25 Закона о госбюджете-2010 плательщикам, у которых суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.05.2010 г., подтверждены проверками и не возмещены по состоянию на 30.04.2010 г., НДС может быть возмещен путем оформления задолженности облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) со сроком обращения 5 лет.

Нюансы такой «конвертации» должен был определить КМУ, что он и сделал в

постановлении от 12.05.2010 г. № 368 (здесь и условия с порядком выпуска ОВГЗ, и формы заявления на получение ОВГЗ).

Сделаем краткий обзор предусмотренных КМУ нововведений.

Ставка доходности

по облигациям составляет 5,5 % годовых. Начисляться они будут на остаточную (амортизационную) стоимость облигаций и выплачиваться вместе с купонными выплатами (выплатами части стоимости облигации), которые будут производиться каждое полугодие. Соответственно каждое полугодие будет выплачиваться 10 % номинальной стоимости облигации плюс проценты.

Что требуется от налогоплательщика, которому государство должно больше 1000 грн. НДС (номинальная стоимость одной облигации — 1 тыс. грн.) и который захочет конвертировать эту задолженность в облигации (

именно захочет, так как брать облигации необязательно, хотя, надо полагать, тот, кто не захочет, рискует больше)?

1.

До 25.06.2010 г. нужно подать в орган ГНС заявление об оформлении возмещения НДС облигациями по форме приложения 2 к постановлению.

2. Нужно открыть в банке спецсчет (перечень банков, которые будут размещать ОВГЗ, обнародует Минфин).

3. Нужно подать в банк указанное

заявление по форме приложения 2 к постановлению (с дополнительно заполненной строкой) и полученную в органе ГНС выписку из реестра инвентаризации плательщиков, у которых суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.05.2010 г., подтверждены проверками и не возмещены по состоянию на 30.04.2010 г.

Облигации будут оформляться на максимально возможную сумму, кратную 1000 грн.

; остаток будет возмещаться в общем порядке.

 

Комиссионер-плательщик и комитент-неплательщик НДС: не лучшее сочетание

Письмо ГНАУ от 26.04.2010 г. № 4812/5/16-1516, № 8267/7/16-1517-26

 

Как отмечает ГНАУ, исходя из норм

абзаца 2 пункта 4.7 Закона об НДС в случае продажи товаров по договору комиссии у комиссионера — плательщика НДС налоговое обязательство по НДС возникает исходя из общей стоимости проданных товаров. При этом если комитент плательщиком НДС не является, то налогового кредита у комиссионера по таким товарам не будет.

Датой увеличения налоговых обязательств комиссионера будет дата, на которую приходится первое из событий: либо дата получения средств от покупателя, либо дата отгрузки товара.

 

ГНАУ об особенностях уплаты НДС при экспорте товаров по договору комиссии

Письмо ГНАУ от 31.03.2010 г. № 6484/7/16-1917-04

 

Согласно разъяснениям ГНАУ при экспорте товаров по договору комиссии

комитент (собственник экспортируемого товара) начисляет налоговые обязательства по НДС по ставке 0 % только после фактического пересечения товарами таможенной границы Украины, что подтверждается оригиналами пятых основных листов (экземпляров декларанта) ГТД с отметкой таможенного органа о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины .

Вознаграждение

, полученное комиссионером за выполнение такого договора, облагается НДС по ставке 20 %, поскольку комиссионные услуги предоставляются на территории Украины.

 

Применение нулевой ставки НДС при поставке услуг, сопутствующих экспорту товаров — справка ВАСУ

Справка ВАСУ о результатах изучения и обобщения практики применения административными судами отдельных норм Закона об НДС от 15.04.2010 г.

 

ВАСУ в своей

Справке определяет следующие условия для применения нулевой ставки НДС для налогообложения операций по предоставлению сопутствующих услуг при экспорте товаров:

1)

должен произойти экспорт товаров, по отношению к которым услуги являются сопутствующими;

2)

сопутствующие услуги должны быть включены в состав таможенной стоимости при таможенном оформлении экспортируемых товаров. Здесь необходимо помнить о том, что в таможенную стоимость включаются только те услуги, которые предусматривают доставку товаров до пункта пересечения таможенной границы Украины (например, расходы на перевозку товаров до порта, из которого такие товары будут отправлены за границу, в состав таможенной стоимости не включаются);

3)

сопутствующие услуги должны соответствовать требованиям, установленным статьей 274 Таможенного кодекса Украины, в частности:

— услуги должны

относиться к одному из видов расходов, включаемых в таможенную стоимость товаров в соответствии с подпунктом «а» — «в» части 2 статьи 274 Таможенного кодекса Украины;

— расходы на оплату сопутствующих услуг должны быть

фактическими, т. е. их стоимость должна быть оплачена;

— расходы на оплату таких услуг

не должны быть ранее включенными в состав таможенной стоимости, в частности они не должны быть учтены в контрактной цене экспортируемого товара.

При соблюдении всех перечисленных условий лицо, предоставившее сопутствующие услуги, имеет право на применение нулевой ставки НДС независимо от того, является оно экспортером товаров или нет.

 

Объявление ничтожными сделок (недействительными без решения суда): право и произвол налоговиков?

Справка ВАСУ о результатах изучения и обобщения практики применения административными судами отдельных норм Закона об НДС от 15.04.2010 г.

 

ВАСУ отмечает, что для формирования налогового кредита по НДС важна реальность сделки по приобретению товаров (работ, услуг)

. Соответственно, если хозяйственная операция не совершилась или совершилась не в том содержании, которое отражено в заключенном договоре, налоговые последствия, предусмотренные законом, также не наступают.

Об отсутствии реального характера операций могут свидетельствовать документально подтвержденные доводы налогового органа, в частности, о наличии таких обстоятельств

:

невозможность осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ (услуг), неосуществление предпринимательской деятельности лицом, значащимся производителем товара;

отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей деятельности в силу отсутствия персонала, средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

отражение в налоговом учете только операций, связанных с возникновением права на налоговый кредит или бюджетное возмещение, если для данного вида деятельности необходимо также осуществление других хозопераций;

осуществление операций с ТМЦ, которые не производились или не могли быть произведены в объеме, указанном в документах учета.

Если цель таких «нереальных» сделок противоречит интересам государства и общества, налоговый орган не обязан обращаться в административный суд с отдельным иском о признании их недействительными, а может определить налогоплательщику налоговое обязательство по результатам проверки, указав на никчемность сделки в акте проверки со ссылкой на

часть 1 статьи 207 ХКУ и статьи 228 ГКУ.

 

Ничтожные сделки: налоговиками должна быть доказана вина

Письмо Госкомпредпринимательства от 19.03.2010 г. № 3446

 

С учетом того, что вопрос ничтожности сделок налоговики и суды в последнее время поднимают все чаще, Госкомпредпринимательства дал разъяснение по этому поводу.

Так,

ничтожной является сделка, нарушающая публичный порядок.

Госкомпредпринимательства, ссылаясь на разъяснения из

Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными» от 06.11.2009 г. № 9 отметил, что при квалификации сделки как ничтожной (по статье 228 Гражданского кодекса Украины) должна учитываться вина, которая выражается в намерении нарушить публичный порядок сторонами сделки или одной из сторон.

По поводу доказательств такой вины у сторон сделки Комитет отметил следующее.

Согласно

статье 57 Гражданского процессуального кодекса Украины доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Эти данные устанавливаются на основании объяснений сторон, третьих лиц, их представителей, опрошенных в качестве свидетелей, показаний свидетелей, письменных доказательств, вещественных доказательств, в частности звуко- и видеозаписей, заключений экспертов.

Письменными доказательствами

являются любые документы, акты, справки, переписка служебного или личного характера или извлечения из них, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Вещественными доказательствами

являются предметы материального мира, содержащие информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Вещественными доказательствами являются также магнитные, электронные и другие носители информации, содержащие аудиовизуальную информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Если таких доказательств у налоговиков нет или налогоплательщик считает их недостаточными, он может попытаться оспорить в суде решения налогового органа, в основу которых была положена ничтожность сделки.

Ничтожная сделка — значит недействительная без решения суда. Признавая сделку ничтожной, налоговый орган не обязан обращаться в административный суд с отдельным иском о признании ее недействительной, а может в том числе определить налогоплательщику налоговое обязательство по результатам проверки (исходя из того, что сделки как бы и не было), указав на никчемность сделки в акте проверки со ссылкой на

часть 1 статьи 207 ХКУ и статьи 228 ГКУ.

 

Учет товарных запасов ЧПЕНами: Госкомпредпринимательства против ГНАУ

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 04.05.2010 г. № 5688

 

Имеем в распоряжении официальное мнение Госкомпредпринимательства по вопросу ведения учета частными предпринимателями и наложения на них штрафов по

статьям 20 и 21 Закона об РРО. По его мнению, подобные действия налоговых органов нарушают требования Указа № 746 и Закона об РРО. Положения указанных актов не требуют от физлиц — плательщиков единого налога ведения учета товарных запасов по месту реализации и/или хранения товаров, а также не требуют обязательного наличия первичных документов на приобретенный предпринимателем товар.

Кроме того, согласно

Указу № 746 и Порядку от 29.10.99 г. № 599 плательщики единого налога ведут Книгу ф. 10, заполняя в ней только графы «период учета (день, неделя, месяц, год)», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».

Ссылаясь на изложенные аргументы, Госкомпредпринимательства, как и Минюст (см. «СД», 2010, № 11, с. 2), обратился к ГНАУ с просьбой отозвать

письмо № 28923 как не отвечающее требованиям Указа № 746, приостановить проверки предпринимателей и предоставить соответствующие разъяснения налоговым органам на местах.

 

Ошибки при оприходовании наличности: предупреждение от ГНАУ

Письмо ГНАУ от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538

 

Ссылаясь на разъяснения Нацбанка, предоставленные в

письме НБУ от 16.04.2010 г. № 11-110/2010-6116, ГНАУ отметила следующее.

Согласно

пункту 2.6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине вся наличность, которая поступает в кассу предприятия (предпринимателя), должна быть своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходована. При этом оприходованием наличности являются:

учет наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров, если расчеты проводятся с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги;

учет наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций (далее — КУРО) на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных расчетной книжки), если наличные расчеты проводятся с применением РРО или использованием расчетной книжки.

ГНАУ также разъяснила, когда наличность считается оприходованной несвоевременно или не в полном объеме. Так,

наличность считается оприходованной несвоевременно, если средства проведены через РРО и в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, однако в день их получения не проведены по кассовой книге.

Если наличность проведена через РРО, а в день ее поступления сделана соответствующая запись в кассовой книге, однако

средства не проведены в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, такой случай может квалифицироваться как неполное оприходование наличности.

Вместе с этим ГНАУ заметила, что

статьей 1 Указа № 436/95 установлен единый размер штрафа за неоприходование наличности (за неполное и/или несвоевременное оприходование) — 5-кратный размер неоприходованной суммы.

Таким образом, в случае если наличность проведена через РРО, но КУРО не заполнена, предпринимателю может грозить 5-кратный штраф. То же самое касается случая, когда наличность проведена через РРО, заполнена КУРО, но в Книге № 10 дневная выручка не отражена. Так что будьте внимательны.

 

«Пожарные» изменения: ближе к Закону

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упорядочении разрешительных процедур» от 13.05.2010 г. № 2185-VI

 

Данным

Законом немного подкорректирована процедура получения разрешения, которое выдается органами госпожарнадзора на начало работы новообразованных предприятий, введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов другого назначения, внедрение новых технологий, передачу на производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренду помещений. Соответствующие изменения внесены в Закон о пожарной безопасности.

Так, согласно изменениям:

— установлено, что разрешение является

бессрочным;

разрешение не оформляется в том числе на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынке, на эксплуатацию которого выдано разрешение, согласно схеме, согласованной с органом госпожарнадзора в установленном порядке;

с 5 до 10 дней продлен срок принятия решения органом госпожарнадзора о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче;

— расширены

перечни оснований для отказа в выдаче разрешения, а также для его аннулирования;

— оговорено, что разрешение переоформляется в случае изменения наименования юрлица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.

Фактически данными изменениями

Закон о пожарной безопасности приведен в соответствие с действующей редакцией Закона о разрешительной системе (с учетом норм Закона от 11.02.2010 г. № 1869-VI).

Кроме этого, изменения внесены в

Закон об охране труда. Установлено, что приобретение права на выполнение работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применение) машин, механизмов и оборудования повышенной опасности может осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда.

 

Некоторые «разрешительные» вопросы осуществления предпринимательской деятельности

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 26.03.2010 г. № 3754

 

Госкомпредпринимательства в

письме разъяснил следующие вопросы:

1. Поскольку необходимость в согласовании ассортимента пищевых продуктов, порядок такого согласования

не предусмотрены актами законодательства высшей юридической силы, т. е. законами (а только некоторыми отраслевыми санитарными правилами для отдельных видов продукции), Госкомпредпринимательства не видит правовых оснований для требований органов СЭС по согласованию ассортимента предлагаемой предприятием продукции .

2. На сегодняшний день

Законом о пожарной безопасности не установлено оснований для ежегодного переоформления разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений. При этом должностные лица органов госпожарнадзора:

не могут аннулировать ранее выданное разрешение на основаниях, не предусмотренных Законом о пожарной безопасности и Законом о разрешительной системе, так как этими законами предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования разрешения;

не имеют правовых оснований для предъявления дополнительных требований к субъектам хозяйствования относительно ежегодного получения ими указанного разрешения, поскольку разрешение имеет неограниченный срок действия.

3. Комитет в очередной раз подтвердил свою позицию относительно отсутствия необходимости в получении разрешения на размещение объекта торговли.

В

письме отмечено, что после вступления в силу Закона о разрешительной системе правовых оснований на оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему) нет, поскольку необходимость в его получении не предусмотрена ни одним законом Украины.

 

ЧПЕН продает авто и недвижимость: Госкомпредпринимательства против ГНАУ

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 05.03.2010 г. № 2805

 

По мнению Госкомпредпринимательства,

физлицо — плательщик единого налога может осуществлять продажу недвижимости и транспортных средств в рамках своей предпринимательской деятельности. При этом, если соответствующие виды деятельности указаны в Свидетельстве об уплате единого налога такого физлица-предпринимателя, доходы от продажи недвижимости и транспорта могут облагаться единым налогом.

Однако заметим, что в данном вопросе ГНАУ уже долгое время занимает противоположную позицию (с которой мы совершенно не согласны и которую, на наш взгляд, можно успешно оспорить в административном суде), подробнее см. с. 34 этого номера.

Так, в

письме от 05.10.2007 г. № 4851/В/17-0715 главная налоговая служба утверждает, что доходы от продажи недвижимости предпринимателем — единоналожником не могут облагаться единым налогом, а подлежат обложению НДФЛ. Аргументируют налоговики свою позицию так:

— согласно

статье 325 ГКУ субъектом права частной собственности является обычное физлицо (т. е. гражданин), а не физлицо-предприниматель;

права собственности на недвижимость регистрируются именно за физлицом, а не за физлицом-предпринимателем.

Соответственно

доход от продажи недвижимости принадлежит физлицу, а не предпринимателю и должен облагаться НДФЛ, а не единым налогом.

В ситуации с транспортными средствами ГНАУ, исходя из выводов Минюста о том, что

транспортные средства могут регистрироваться только на физлиц, а не на физлиц-предпринимателей (письмо Минюста от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08), полагает, что такие транспортные средства не используются предпринимателем в его хоздеятельности. Соответственно доходы от продажи предпринимателем транспортных средств должны облагаться НДФЛ (письмо ГНАУ от 13.08.2008 г. № 16437/7/17-0717).

 

Выдача Свидетельства об уплате единого налога и принцип молчаливого согласия несовместимы

Письмо Госкомпредпринимательства от 22.02.2010 г. № 2136

 

Как отмечает Комитет, поскольку Свидетельство об уплате единого налога является основанием для применения упрощенной системы налогообложения,

задержка в выдаче Свидетельства не может рассматриваться как молчаливое согласие на начало работы на условиях упрощенной системы налогообложения. Иными словами, при выдаче Свидетельства принцип молчаливого согласия, введенный Законом Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI, не применяется.

Поэтому, если

в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налоговики Свидетельство об уплате единого налога не выдали и не предоставили письменный мотивированный отказ в его выдаче (а так бывает достаточно часто), предпринимателю следует интересоваться причинами задержки.

 

Порядок установления местонахождения налогоплательщиков от ГНАУ

Приказ ГНАУ «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения плательщика налогов» от 17.05.2010 г. № 336

 

Согласно

Положению относительно каждого налогоплательщика, который отсутствует по местонахождению (месту жительства) и местонахождение (место жительства) которого не выяснено, структурное подразделение органа ГНС проводит следующие мероприятия:

— путем общения (телефон, почта, факс, выезд по местонахождению и т. д.) с налогоплательщиком выясняет его фактическое местонахождение (место жительства);

— с помощью Единого банка данных налогоплательщиков устанавливает место жительства учредителей и руководителей налогоплательщика и получает информацию о других налогоплательщиках, где указанные лица являются учредителями или руководителями.

В случае подтверждения отсутствия налогоплательщика по местонахождению (месту жительства) структурное подразделение органа ГНС

готовит по соответствующей форме запрос на установление местонахождения (места жительства) налогоплательщика и направляет в подразделение налоговой милиции.

Запросы оформляются

отдельно на каждого налогоплательщика независимо от количества неуплаченных видов налогов, сборов, обязательных платежей.

Подразделение налоговой милиции

при принятии решения об организации мероприятий по установлению местонахождения налогоплательщика обязательно осуществляет выезд по его адресу.

При установлении местонахождения налогоплательщика подразделением налоговой милиции

проводятся мероприятия, не противоречащие действующему законодательству (выезды, опросы и т. д.).

 

50 %-ный штраф от Фонда «временной нетрудоспособности»: разобраться несложно

Письмо Фонда «временной нетрудоспособности» от 21.04.2010 г. № 05-31-793

 

Согласно

статье 30 Закона № 2240 за несвоевременную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере 50 % суммы, подлежащей к уплате страховых взносов за весь период с момента взятия на учет.

Как понимать эту норму, Фонд разъяснил в

письме. Так, штрафные санкции применяются к налогоплательщику в случае, когда зарплата за месяц выплачена (т. е. наступил срок уплаты взносов), а взносы в Фонд не уплачены (уплачены не в полном объеме). При этом штраф налагается в размере 50 % от суммы взносов, которые должны были быть уплачены, но по факту уплачены не были. Соответственно если предприниматель не выплачивает зарплату, срок уплаты страховых взносов не наступает, то 50 %-ный штраф не применяется.

 

Своевременное исправление ошибок по взносам в Фонд «безработицы» — залог неприменения штрафных санкций

Письмо ГЦЗ Минтруда Украины от 12.05.2010 г. № ДЦ-04-3038/0/6-10

 

Как разъясняет ГЦЗ, в соответствии с

пунктом 6.7 Инструкции от 18.12.2000 г. № 339, если работодатель допустил в Расчетной ведомости о начислении и перечислении взносов в Фонд «безработицы» ошибку за прошлые отчетные периоды и обнаружил ее самостоятельно, он должен откорректировать показатели, в которых допущена ошибка, в следующем отчетном периоде и самостоятельно уплатить суммы доначисленных взносов (недоимки) и пени, если таковые имеются.

При этом

если такая ошибка обнаружена работодателем до начала проверки и правильно доначислены страховые взносы, начислена пеня и перечислены в Фонд соответствующие суммы, на такого работодателя штраф по статье 38 Закона о соцстраховании на случай безработицы не налагается.

Например, в

Расчетной ведомости работодателем сумма заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, отражена не в полном объеме. Следуя разъяснениям ГЦЗ, если работодатель обнаружит данную ошибку до начала проверки, доначислит соответствующую сумму зарплаты, а также уплатит сумму недоимки по взносам в Фонд и пеню, к работодателю штраф не будет применен. Если же данная ошибка будет обнаружена контролирующими органами во время проведения проверки, в этом случае работодателю штрафа избежать не удастся.

Кроме этого, ГЦЗ в

письме разъяснил, что на работодателя также не налагается штраф в случае, когда сумма выплат, на которую начисляются взносы, отражена в Расчетной ведомости, на нее начислены взносы, но при этом уплачены в Фонд несвоевременно. В таком случае работодатель обязан уплатить только сумму недоимки и пеню.

 

Ответственность за несвоевременное перечисление страховых взносов в Фонд «безработицы»: напоминание от Минтруда

Письмо ГЦЗ Минтруда Украины от 12.05.2010 г. № ДЦ-04-3038/0/6-10

 

ГЦЗ в

письме, в частности, напомнил общие правила привлечения к ответственности предприятий и их должностных лиц в случае, если взносы в Фонд «безработицы» уплачены (перечислены) несвоевременно или не в полном объеме. Так, согласно части 2 статьи 17 Закона о соцстраховании на случай безработицы (далее — Закон) перечисление страховых взносов осуществляется страхователями одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода).

Если работодатель уплачивает страховые взносы

несвоевременно или не в полном объеме, к такому работодателю применяются санкции, предусмотренные статьей 38 Закона, в соответствии с которой он уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню.

Штраф

налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые в соответствии с Законом начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере такой суммы.

Пеня

исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. При этом, как разъясняет ГЦЗ, моментом уплаты является день получения (перечисления) средств на оплату труда (выплату дохода).

Кроме того,

предприниматели, виновные в несвоевременной и неполной уплате страховых взносов, несут административную ответственность согласно статье 1653 КУоАП — к ним применяются штрафные санкции в размере от 136 до 255 грн.

Если

перечисление взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату зарплаты не обеспечено банком, такой банк уплачивает в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов за счет собственных средств.

 

Нюансы оплаты больничного листа физлицу-предпринимателю

Письмо Фонда «нетрудоспособности» Украины от 30.03.2010 г. № 04-06/В-133з-225

 

Как отмечает Фонд, согласно

Закону № 2240-III физлица-предприниматели, избравшие общую систему налогообложения доходов, участвуют в соцстраховании по временной нетрудоспособности на добровольных принципах.

Пособие по временной нетрудоспособности

такому предпринимателю начисляется согласно пункту 14 Порядка № 1266 исходя из его среднедневного дохода, рассчитанного путем деления налогооблагаемого дохода на количество календарных дней за расчетный период.

Для назначения пособия, кроме листка нетрудоспособности,

предпринимателю необходимо подать в Фонд справку о налогооблагаемом доходе, выданную органом ГНС по месту проживания предпринимателя на основании деклараций, поданных им в установленном порядке (пункт 23 Порядка № 1266).

 

ГНАУ напомнила о нюансах уплаты хмелесбора по обновленным правилам

Письмо ГНАУ от 23.03.2010 г. № 5839/7/21-0117

 

В связи со вступлением в силу с 1 января 2010 года

Закона Украины от 05.03.2009 г. № 1067-VI, которым были внесены изменения в Закон о хмелесборе, ГНАУ решила напомнить о новом порядке уплаты хмелесбора, закрепленном в Законе о хмелесборе. Итак:

плательщиками хмелесбора являются субъекты хозяйствования, которые реализуют алкогольные напитки и пиво в оптово-розничной торговой сети и в сети общественного питания;

производители алкогольных напитков и пива являются плательщиками хмелесбора только при условии реализации ими такой продукции собственного производства в розничной торговле непосредственно потребителям. В случае реализации собственной продукции субъектам оптовой и розничной торговли они не являются плательщиками хмелесбора;

хмелесбор начисляется на сумму начисленной (полученной) выручки — товарооборота, полученного на всех этапах реализации алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, которые не предусматривают оплату денежными средствами.

Также ГНАУ напомнила, что

Расчет суммы хмелесбора подается по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. № 671.

Следует заметить, что в обновленной редакции

Закона о хмелесборе также закреплен порядок уплаты хмелесбора участниками договора комиссии, однако в письме ГНАУ об этом не упомянула.

Так, в случае реализации алкогольных напитков и пива

по договору комиссии (консигнации) плательщиком хмелесбора является или комитент (кроме производителей алкогольных напитков), или комиссионер, в зависимости от того, на чей счет поступила выручка от продажи указанной продукции.

 

Изменения в порядке регистрации мест хранения алкогольной продукции и табачных изделий законны

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 18.03.2010 г. № 3320

 

Изменениями, внесенными

приказом ГНАУ от 07.09.2009 г. № 489, была установлена обязанность субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносить в Единый госреестр все места хранения указанной продукции, в том числе расположенные по одному адресу с местом торговли (см. «СД», 2010, № 4, с. 17).

Комитет

подтвердил, что при разработке приказа № 489 все регуляторные процедуры, предусмотренные Законом Украины от 11.09.2003 г. № 1160-IV, были соблюдены, следовательно, данный приказ является легитимным.

 

Старую лицензию на торговлю лекарствами продлить нельзя

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 09.03.2010 г. № 2827

 

Как отмечает Комитет, согласно требованиям

Закона Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI на сегодняшний день срок действия лицензии на производство лекарственных средств, оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами является неограниченным.

Вместе с этим в соответствии с

пунктом 4 части II указанного Закона № 1759 срок действия лицензий, выданных субъектам хозяйствования до вступления в силу этого Закона, т. е. до 30.12.2009 г., не продлевается. Такие лицензии действуют только в пределах указанного в них срока. Кроме того, переоформление старой лицензии на основаниях, предусмотренных статьей 16 Закона о лицензировании, также не изменяет срока ее действия.

 

Предпринимателю копии лицензии не выдаются

Письмо Госкомпредпринимательства от 09.03.2010 г. № 2783

 

Как отмечает Комитет, исходя из норм

части 5 статьи 55 ХКУ и статьи 95 ГКУ филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица имеют право открывать только юридические лица. Физлица-предприниматели создавать обособленные подразделения права не имеют.

Поэтому:

— согласно

статье 14 Закона о лицензировании для каждого филиала, обособленного подразделения юрлица, которые будут осуществлять хоздеятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает копии лицензии;

— физлицо-предприниматель на основании выданной ему лицензии имеет право осуществлять хоздеятельность на всей территории Украины.

 

Медосмотры водителей (как чужих, так и своих): нужна лицензия

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 16.03.2010 г. № 3259

 

Комитет указывает, что согласно

Порядку от 05.06.2000 г. № 124/345 проводить ежесменные предрейсовый и послерейсовый медосмотры водителей транспортных средств имеют право только медработники, прошедшие обучение в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения.

Следовательно,

деятельность субъекта хозяйствования, связанная с проведением ежесменных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей, является медицинской практикой и подлежит лицензированию на основании пункта 26 статьи 9 Закона о лицензировании. Причем это касается проведения медосмотров как собственных водителей предприятия-перевозчика, так и водителей третьих лиц.

 

Фонд «инвалидов» не хочет соблюдать мораторий на проверки

Письмо Фонда соцзащиты инвалидов от 18.03.2010 г. № 1/6-50/06

 

Фонд «инвалидов» пришел к выводу, что ни он, ни его территориальные органы не осуществляют госнадзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности

.

Из этого следует, что

Фонд не хочет подчиняться требованиям «контрольно-надзорного» Закона № 877 и соответственно соблюдать мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства со средней и незначительной степенью риска, установленный Законом от 15.12.2009 г. № 1759-VI.

В то же время следует заметить, что

постановлением КМУ от 03.12.2009 г. № 1288 утверждены критерии оценки степени риска работодателей для целей проведения проверок Фондом «инвалидов», что свидетельствует о распространении на Фонд проверочного моратория.

 

Ценовики соблюдают мораторий на проведение проверок

Письмо Минэкономики Украины от 09.04.2010 г. № 3604-24/58

 

Как отмечено в

письме, на выполнение постановления КМУ от 21.05.2009 г. № 502 Минэкономики приостановлено проведение проверок субъектов хозяйствования по соблюдению ими лицензионных условий по экспорту, импорту оборудования и дисков для лазерных систем считывания.

Кроме того, на выполнение норм

Закона Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI, которым до 01.01.2011 г. введен мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, Минэкономики не планирует на 2010 год проведение проверок субъектов малого предпринимательства по соблюдению ими указанных выше лицензионных условий.

Также в письме отмечено, что требования указанных Закона № 1759 и постановления № 502 учтены в плане проверок на 2010 год Госценинспекцией и Госдепартаментом по вопросам банкротства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше