Госбюджет-2010: подробности
Пусть и со значительным опозданием, но Закон о госбюджете все же принят. Традиционно его положения затрагивают не только получателя бюджетных средств, но и предпринимателей. Ключевые и наиболее ожидаемые новости — в части социального блока (минзарплата и прожитминимум). Но не остались без внимания и сугубо налоговые аспекты. Сегодня тезисно остановимся на главных положениях документа.
Дмитрий Винокуров, Екатерина Скрипкина экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о госбюджете-2010
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI.Закон № 1646
— Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI.Закон № 2181
— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Закон о плате за землю
— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.Закон о ГНС
— Закон Украины «О государственной налоговой службе» от 04.12.90 г. № 509-XII.
Минзарплата и прожитминимум: история установления
Как известно, одними из важных показателей, которые бухгалтеры предпринимателей используют в своей работе, являются минимальная зарплата и прожиточный минимум. Эти показатели ежегодно устанавливаются Законом о госбюджете.
Однако с размерами минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 2010 год сложилась непростая ситуация. Дело в том, что до настоящего времени
Закон о госбюджете-2010 не был принят. В то же время Законом № 1646, который вступил в силу 4 ноября 2009 года, были установлены новые размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 1 января 2010 года. В заключительных положениях данного Закона указано, что КМУ, Комитету ВРУ по вопросам бюджета при подготовке проекта Закона о госбюджете-2010 следует учесть данные размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы.В связи с этим возник вопрос о размерах минимальной зарплаты и прожиточного минимума, которые следовало применять с 1 января 2010 года: то ли это размеры, установленные
Законом о госбюджете-2009, то ли размеры, установленные Законом № 1646.ГНАУ в
письмах от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 и от 14.01.2010 г. № 160/6/17-0716 указала, что для определения предельного размера дохода, который дает право на налоговую социальную льготу, используется размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо — 869 грн., для расчета размера налоговых социальных льгот — размер минимальной заработной платы — 869 грн. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности в письме от 01.02.2010 г. № 02-24-181 указал на то, что для определения размера страхового взноса в части удержаний взносов с 1 января 2010 года необходимо применять размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный статьей 1 Закона № 1646, — 869 грн., и этот же размер прожиточного минимума необходимо использовать для определения максимальной величины зарплаты, с которой взимаются страховые взносы (письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 29.12.2009 г. № 01-16-2801).Позже специалисты Минтруда в
письме от 03.02.2010 г. № 98/13/84-10 изложили свою позицию относительно данного вопроса, согласно которой до принятия Закона о госбюджете-2010 размер минимальной заработной платы устанавливался на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица в размере 744 грн.Предполагая, что с большей долей вероятности
Закон о госбюджете-2010 будет содержать размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума на трудоспособное лицо, установленные Законом № 1646, мы рекомендовали предпринимателям до принятия Закона о госбюджете-2010 применять размеры указанных показателей на уровне 869 грн.
Размеры минзарплаты и прожитминимума на 2010 год
И вот
Закон о госбюджете-2010 принят, и размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 2010 год установлены. Отметим, что они аналогичны тем, которые были установлены Законом № 1646.Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц, определенные
статьей 52 Закона о госбюджете-2010, приведем в таблице:
Прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в 2010 году
Социальные и демографические группы населения | Размер прожиточного минимума | ||||
01.01.2010 — 31.03.2010 | 01.04.2010 — 30.06.2010 | 01.07.2010 — 30.09.2010 | 01.10.2010 — 30.11.2010 | 01.12.2010 — 31.12.2010 | |
Дети в возрасте до 6 лет | 755 грн. | 767 грн. | 771 грн. | 787 грн. | 799 грн. |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 901 грн. | 917 грн. | 921 грн. | 941 грн. | 957 грн. |
Трудоспособные лица | 869 грн. | 884 грн. | 888 грн. | 907 грн. | 922 грн. |
Лица, которые утратили трудоспособность | 695 грн. | 706 грн. | 709 грн. | 723 грн. | 734 грн. |
Общий показатель | 825 грн. | 839 грн. | 843 грн. | 861 грн. | 875 грн. |
Статьей 53 Закона о госбюджете-2010
установлены размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере.Отметим, что необходимость установления почасового размера минзарплаты возникла с 1 января 2010 года, когда вступил в силу
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно почасовой оплаты труда» от 25.06.2009 г. № 1574-VI, которым внесены изменения в часть 1 статьи 95 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и часть 1 статьи 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Согласно указанным нормам минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ). В связи с этим КМУ было поручено разработать и утвердить в установленном порядке механизм определения и применения минимальной заработной платы в почасовом размере. Теперь размер почасовой минзарплаты установлен, а вот что касается механизма его применения, то он изложен в постановлении КМУ от 05.05.2010 г. № 330.Размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере, приведем ниже в таблице:
Размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере, на 2010 год
Срок действия | Размер минимальной зарплаты | Размер минимальной зарплаты в почасовом размере |
01.01.2010 — 31.03.2010 | 869 грн. | 5,20 грн. |
01.04.2010 — 30.06.2010 | 884 грн. | 5,29 грн. |
01.07.2010 — 30.09.2010 | 888 грн. | 5,32 грн. |
01.10.2010 — 30.11.2010 | 907 грн. | 5,43 грн. |
01.12.2010 — 31.12.2010 | 922 грн. | 5,52 грн. |
Применение новых размеров минзарплаты и прожитминимума
И немного о наиболее значимых показателях, на которые повлияли размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленные
Законом о госбюджете-2010 на 2010 год.От размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2010 года, зависят
размеры налоговых социальных льгот (далее — НСЛ). Таким образом, как и разъясняла ГНАУ, в 2010 году размер обычной НСЛ составляет 434,50 грн. (869 грн. х х 50 %), размер повышенной НСЛ — 651,75 грн. (434,50 х 150 %), размер максимальной НСЛ — 869 грн. (434,50 х 200 %).Предельный размер дохода для применения НСЛ зависит от размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо, действующего на 1 января 2010 года. Следовательно, в 2010 году размер этого показателя составляет 1220 грн. (869 х 1,4 = 1220).
От размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит еще один важный показатель —
максимальная величина дохода, с которого взимаются взносы в фонды социального страхования . Ее размер устанавливается на уровне 15 размеров прожиточного минимума на трудоспособных лиц, следовательно, в 2010 году он составит:— в январе — марте — 13035 грн.;
— в апреле — июне — 13260 грн.;
— в июле — сентябре — 13320 грн.;
— в октябре — ноябре — 13605 грн.;
— в декабре — 13830 грн.
Следует также помнить, что от размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит размер страхового взноса в части удержаний в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности:
— 0,5 % — для наемных работников, зарплата которых ниже или равна прожиточному минимуму, установленному для трудоспособного лица;
— 1,0 % — для наемных работников, зарплата которых выше прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.
Заработная плата
индексируется в пределах прожиточного минимума на трудоспособное лицо.Отметим, что для организаций и учреждений бюджетной сферы, а также обычных работодателей, которые, руководствуясь разъяснениями Минтруда, изложенными в письме от 03.02.2010 г. № 98/13/84-10, до принятия
Закона о госбюджете-2010 для целей оплаты труда и индексации заработной платы применяли размеры прожиточного минимума на трудоспособное лицо и минимальной заработной платы, установленные Законом о госбюджете-2009, а именно 744 грн., возникла необходимость перерасчета заработной платы и сумм индексации за период до вступления в силу Закона о госбюджете-2010.
Размеры пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до трех лет на 2010 год
В соответствии со
статьей 45 Закона о госбюджете-2010 в 2010 году пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в соответствии с Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII и Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III назначается и осуществляется в размерах и порядке, определенных КМУ. Отметим, что аналогичная норма была и в Законе о госбюджете-2009.Согласно
Порядку назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751, пособие при рождении ребенка предоставляется в размере 12240 гривень на первого ребенка, 25000 гривень — на второго ребенка, 50000 гривень — на третьего и следующего ребенка.Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста
предоставляется в размере, равном с 1 января 2010 года разнице между 100 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 грн.
Возмещение НДС
В отечественной практике уже были прецеденты погашения задолженности по возмещению НДС в неденежной форме, а именно путем выдачи облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Эта история в 2010 году повторяется вновь.
На основании
статьи 25 Закона о госбюджете-2010 плательщикам, у которых суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.05.2010 г. и подтверждены проверками (но не возмещены на 30.04.2010 г.), возмещение НДС будет оформляться путем выдачи пятилетних ОВГЗ. Было бы логично предположить, что речь идет о суммах бюджетного возмещения, подлежащего зачислению на счета в банке (стр. 25.1 декларации по НДС).Кроме того, несмотря на императивный текст
абзаца первого статьи 25 Закона о госбюджете-2010: «осуществить возмещение… путем оформления облигациями», предполагается, что возмещение, совершенное таким способом, должно носить добровольный характер. По крайней мере в абзаце третьем названной статьи, давая поручения Кабмину по разработке детального порядка выпуска и обращения таких облигаций, установлен принцип добровольности осуществления такого возмещения. Посмотрим, как этот принцип будет воплощен в жизнь.Некоторые вопросы, связанные с возмещением НДС, затронуты дополнительно в
статье 88 Закона о госбюджете-2010. В ней указано, что плательщики НДС за счет сумм, заявленных к бюджетному возмещению на текущий счет плательщика налога в банке, сформированных за счет налогового кредита, который возник по операциям 2010 года, и полученных в соответствии с Законом об НДС, имеют право, при условии открытия текущих счетов со специальным режимом использования в государственных банках или органах Государственного казначейства Украины, приобретать государственные ценные бумаги и/или объекты государственного ценового регулирования, предложенные Аграрным фондом. Соответствующий порядок должен также разработать Кабмин, но пока остается неясным, почему речь идет о полученных суммах возмещения.
Обжалование налоговиками судебных решений «до конца»
Внимание налогоплательщиков наверняка привлечет
часть 3 статьи 21 Закона о госбюджете-2010, которая обязывает органы государственной налоговой службы Украины обжаловать решения всех судебных инстанций, принятые не в пользу государства, до принятия окончательного решения Верховным Судом Украины.Первый вопрос, который возникает: распространяется ли указанная обязанность на любой спор, в котором участвуют налоговики? Поскольку
статья 21 Закона о госбюджете-2010 полностью посвящена процедуре взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством либо под госгарантии, бюджетным ссудам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, можно говорить о том, что в данном случае речь идет об обязательном обжаловании вплоть до разрешения спора Верховным Судом Украины судебных решений, вынесенных в рамках процедуры взыскания именно названных сумм. Впрочем, не удивимся, если рассматриваемую норму будут толковать шире. Кроме того, и до ее появления такая «обязанность» негласно была возложена на налоговые органы в отношении всех дел, в которых они выступают стороной спора.
Прочие изменения
1. Увеличен земельный налог.
В статье 62 Закона о госбюджете-2010 (вступает в силу с 30.04.2010 г.) установлено, что в 2010 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, определенные частью второй статьи 7 Закона о плате за землю, увеличенные в 3,2 раза (ранее в 3,1 раза). По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена состоянием на 1 января 2010 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона о плате за землю.2. Отменен сбор с покупки валюты.
Начиная с 01.07.2010 г. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с безналичных операций по покупке-продаже иностранной валюты за гривню не взимается (статья 86).3. Налоговые органы будут контролировать погашение кредитов под госгарантии.
С учетом положений статьи 21 Закона о госбюджете-2010 налоговые органы являются органами взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе. При этом такая задолженность считается налоговым долгом и взыскивается в соответствии с Законом № 2181. В связи с этим были подкорректированы положения Закона № 2181 и Закона о ГНС.4. Смена местонахождения.
Осталась нетронутой старая традиция, по которой в случае изменения местонахождения юридическим лицом и местожительства физическим лицом — предпринимателем уплата налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (статья 35).5. Сбор за геологоразведочные работы.
К нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115, применяется коэффициент 3,19 (ранее 2,27).