Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Процедура привлечения к админответственности (от нарушения — до штрафа)

Редакция СД
Статья

Процедура привлечения к админответственности (от нарушения — до штрафа)

 

Об угрозе административного штрафа известно каждому предпринимателю.

Процедура привлечения к административной ответственности включает в себя определенную последовательность этапов, по прохождению которых уже будет приниматься окончательное решение о применении (неприменении) административных санкций. Познакомимся с ней поближе.

 

Знание процедуры привлечения к административной ответственности важно в первую очередь тем, что в случае выявления в ходе ее ведения малейших нарушений таковые могут быть обжалованы несогласной стороной в соответствующем порядке. А потому рассмотрим подробнее, что она собой представляет.

Так, в процедуре привлечения к административной ответственности можно условно выделить следующие

этапы:

(1) выявление нарушения и составление

протокола об административном правонарушении;

(2) рассмотрение

дела об административном правонарушении;

(3) вынесение

постановления по делу (принятое постановление при этом может быть обжаловано);

(4)

выполнение постановления.

 

Протокол об административном правонарушении

Выявлено нарушение — составят протокол.

Итак, в случае если выявлено административное правонарушение, то его фиксируют в протоколе. Протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается виновному лицу, привлекающемуся к админответственности (статья 254 КУоАП). Фактически протокол представляет собой документ, в котором описывается характер допущенного лицом правонарушения, а также грозящая за это административная ответственность.

Кто может составлять протокол?

Нужно заметить, что КУоАП разграничил полномочия контролеров в процедуре привлечения к админответственности и закрепил права по составлению протокола об административных правонарушениях за уполномоченными на то должностными лицами соответствующих органов. Так, перечень лиц соответствующих органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, оговорен статьей 255 КУоАП. В частности, согласно этой статье (и применительно в первую очередь к интересующей предпринимателя финансовой деятельности) составлять протоколы об административных правонарушениях вправе уполномоченные на то должностные лица:

органов государственной налоговой службы — по «налоговым» нарушениям статьи 1631 — 1634 КУоАП (хотя, забегая наперед, заметим, что само дело об административном правонарушении при этом в дальнейшем будет рассматривать суд, который и примет окончательное решение о наложении админштрафов, о чем подробнее будет сказано далее);

— органов исполнительной власти

в сфере труда и социальной политики — по «трудовым» нарушениям из статьи 41 КУоАП (причем здесь аналогично предыдущему «налоговому» случаю дело для дальнейшего рассмотрения будет передаваться в суд, который уже и вынесет окончательный вердикт о возможности применения админответственности);

органов социального страхования, ГПРС, статистики, в компетенцию которых также входит и дальнейшее рассмотрение дел об административных правонарушениях. Так, к примеру:

(а) в случае с соцвзносами протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов соответствующих соцфондов, которые впоследствии рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения о привлечении виновных справка 1 к админответственности, в частности, должностными лицами:

— органов ПФУ (по админнарушениям согласно

статье 1651 и статье 18823 КУоАП) справка 2;

— органов ФССБ (по админнарушениям согласно

статье 1653 КУоАП);

— органов ФНС (по админнарушениям согласно

статье 1654и статье 18824 КУоАП);

— органов ФССВПТ (по админнарушениям согласно

статье 1655 КУоАП));

(б) по «статистическим» нарушениям (

статья 1863 КУоАП) справка 2 — протоколы об админнарушениях составляют должностные лица органов статистики.

Как видим, полномочиями составлять протоколы (т. е. фиксировать выявленные административные правонарушения) наделены должностные лица соответствующих контролирующих органов (должностные лица проверяющих).

Содержание протокола.

К содержанию протокола и порядку его составления статья 256 КУоАП выдвигает определенные требования. Так, в протоколе об административном правонарушении указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности;

— место, время совершения и суть административного правонарушения; если нарушителем причинен материальный вред, об этом также указывается в протоколе;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;

— пояснения нарушителя, привлекающегося к админответственности;

— другие сведения, необходимые для решения дела (в том числе когда и где будет рассматриваться дело об административном правонарушении).

Так, форма протокола об административном правонарушении, составляемого:

— налоговыми органами, приведена в

приложении 1 к Инструкции № 585;

органами ФССВПТ, помещена в приложении 1 к Порядку № 119;

— органами ФССБ, содержится в

приложении 1 к Инструкции № 196.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае

отказа лица, привлекающегося к ответственности, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, привлекающееся к ответственности, имеет право предоставить пояснения и замечания по поводу содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При этом отказ лица от подписания протокола не является основанием для прекращения процедуры привлечения к административной ответственности.

При составлении протокола виновному лицу также разъясняются его права и обязанности, предусмотренные

статьей 268 КУоАП, о чем делается отметка в протоколе (в частности, возможность знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью адвоката или другого специалиста в области права, услугами переводчика, обжаловать постановление по делу и пр.).

После того как нарушение выявлено и запротоколировано, составленный протокол отсылается органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении (

статья 257 КУоАП).

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

По аналогии с оформлением протоколов (полномочия по составлению которых согласно КУоАП закреплены за уполномоченными на то должностными лицами соответствующих органов), вести дальнейшую административную процедуру и рассматривать дела об административных правонарушениях — также компетенция соответствующих уполномоченных на то органов. Такие уполномоченные органы перечислены в статье 213 КУоАП, предусматривающей, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

— административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;

— исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов;

— районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судьи);

— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то

КУоАП.

В свою очередь, подведомственность дел об административных правонарушениях каждой из перечисленных выше категорий уполномоченных органов оговорена в

главе 17 КУоАП. Так, ознакомившись с положениями этой главы (с ориентиром в первую очередь опять же на финансовую сферу, представляющую интерес для предпринимателя), можно увидеть, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

(1)

суды (районные, районные в городе, городские или горрайонные), в частности:

— по административным «налоговым» правонарушениям, предусмотренным

статьей 1634 КУоАП (таким образом, в то время как выявят административное правонарушение и составят по нему протокол налоговые органы, в дальнейшем дело будет передано на рассмотрение в суд, который уже и примет окончательное решение о наложении административных санкций) справка 3;

— по административным «трудовым» нарушениям, предусмотренным

статьей 41 КУоАП (т. е. после составления протокола об административном правонарушении должностными лицами органов в сфере труда и соцполитики, дело, как и в «налоговом» случае, будет направлено для дальнейшего рассмотрения в суд);

(2) соответствующие органы страхования — по выявленным профильным административным «страховым» нарушениям, относящимся к их компетенции;

(3) органы статистики — по выявленным административным «статистическим» нарушениям, предусмотренным

статьей 1863 КУоАП.

Подробнее этот момент описывается в таблице.

(Принятые в таблице сокращения:

ПФУ — Пенсионный фонд Украины;

ФССБ — Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

ФНС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

ФССВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

ГКРС — Государственная контрольно-ревизионная служба.)

 

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает админштрафы

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

Административные дела по каким основаниям рассматриваются (статья КУоАП)

Кто вправе налагать административные штрафы и взыскания

1

2

3

Суды(районные, районные в городе, городские или горрайонные)

(ст. 221 КУоАП)

Рассматривают дела по административным «налоговым» правонарушениям, предусмотренным, в частности, ст. 1634 КУоАП

Решения о наложении административных санкций принимают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов

Рассматривают также дела по административным «трудовым» правонарушениям, предусмотренным, в частности, ст. 41 КУоАП

Органы:

— ПФУ

(ст. 2442 КУоАП)

Рассматривают дела по административным «пенсионным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1651 КУоАП

От имени органов ПФУ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право председатель правления ПФУ, его заместители, начальники главных управлений ПФУ в областях, городах Киеве, Севастополе и их заместители, начальники управлений ПФУ в районах, городах, районах в городах и их заместители

— ФССБ

(ст. 2449 КУоАП)

Рассматривают дела по административным «безработным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1653 КУоАП

От имени ФССБ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители

— ФНС

(ст. 24410 КУоАП)

Рассматривают дела по административным «несчастным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1654 КУоАП

От имени ФНС рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных и городских отделений исполнительной дирекции Фонда

— ФССВПТ

(ст. 24411 КУоАП)

Рассматривают дела по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 1655 КУоАП

От имени ФССВПТ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители исполнительных дирекций отделений Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители

— государственной статистики

(ст. 2443 КУоАП)

Рассматривают дела по административным «статистическим» нарушениям, предусмотренным ст. 1863 КУоАП

От имени органов государственной статистики рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере статистики и его заместители, руководители органов государственной статистики в областях, городах и районах и их заместители

 

Как видим, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные санкции в одних случаях могут суды (как, например, в ситуациях с «налоговыми» или «трудовыми» админштрафами), а в других — непосредственно контролирующие органы, должностными лицами которых было выявлено правонарушение. Все в данном случае определяется нормами

КУоАП.

Сроки и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным органом (должностным лицом) в 15-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении (статья 277 КУоАП). В некоторых случаях (часть 2 статьи 277 КУоАП) сроки могут быть иными или, к примеру, прямо устанавливаться законодательством.

Дело об административном правонарушении рассматривается

в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности (статья 268 КУоАП). О рассмотрении дела виновное лицо уведомляется заблаговременно (зачастую сведения об этом уже содержит составленный протокол об административном правонарушении). В случае рассмотрения дела в суде повестка лицу, привлекающемуся к административной ответственности, вручается не позднее чем за трое суток до дня судебного рассмотрения дела, с указанием даты и места его рассмотрения (статья 2771 КУоАП). Во время отсутствия такого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица при этом не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) решает следующие вопросы: относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции; правильно ли составлен протокол и другие материалы об административном правонарушении; уведомлены ли лица, принимающие участие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; затребованы ли необходимые дополнительные материалы; подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекающегося к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката (

статья 278 КУоАП).

Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, которое рассматривает данное дело, и оглашения дела, которое подлежит рассмотрению, лица, привлекающегося к административной ответственности, разъяснения лицам, принимающим участие в деле, их прав и обязанностей. После этого оглашается протокол об административном правонарушении и заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и ходатайства.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выясняется: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, существуют ли обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность, причинен ли имущественный вред, существуют ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также устанавливаются другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела (

статья 280 КУоАП).

Заметим: изучив обстоятельства, в каждом конкретном случае должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело, руководствуясь

статьей 252 КУоАП, может прийти к выводу о малозначимости правонарушений, совершенных виновным лицом. В таком случае при малозначимости совершенного административного правонарушения должностное лицо, ведущее дело, может освободить нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (статья 22 КУоАП).

 

Постановление по делу

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит

постановление по делу (постановление о наложении административного взыскания справка 4), в котором указываются (статья 283 КУоАП):

— наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дата рассмотрения дела;

— сведения о лице, относительно которого рассматривается дело;

— описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

— ссылка на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение (размер имущественного вреда, порядок и срок его возмещения, если виновным лицом был причинен имущественный вред);

— принятое по делу решение.

Заметим также, что виды административного взыскания перечислены в

статье 24 КУоАП, из которых далее в первую очередь будем рассматривать административный штраф.

Постановление оглашается немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается виновному лицу, в отношении которого оно вынесено (статья 285 КУоАП). При этом принятое постановление может быть обжаловано в порядке, оговоренном главой 24 КУоАП (подробнее о процедуре обжалования мы поговорим в отдельной статье).

 

Выполнение постановления

Постановление о наложении административного взыскания (административного штрафа) является обязательным для выполнения (

статья 298 КУоАП). Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа (а в случае обжалования постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления о том, что жалоба оставлена без удовлетворения) (статья 307 КУоАП). При этом админштраф вносится нарушителем в учреждение банка Украины (его реквизиты обычно указываются в постановлении). Если немедленное выполнение постановления невозможно, как правило, с учетом положений статьи 301 КУоАП должностное лицо может отсрочить его выполнение на срок до одного месяца.

Контроль за правильным и своевременным выполнением постановления о наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным лицом), вынесшим постановление, и другими органами государственной власти в порядке, установленном законом.

Если в отведенный срок админштраф нарушителем не уплачен, по окончании такого срока постановление о наложении административного взыскания подлежит принудительному исполнению — передается отделению государственной исполнительной службы по месту проживания нарушителя, по месту его работы или по местонахождению его имущества (

статья 308 КУоАП). При этом постановление о наложении административного взыскания должно быть предъявлено к исполнению в течение 3-х месяцев со дня его вынесения (статья 303 КУоАП). В порядке принудительного исполнения постановления о наложении штрафа за совершение административного правонарушения с нарушителя взыскивается двойной размер штрафа (статья 308 КУоАП).

Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой о выполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.

 

Выводы

При выявлении административного правонарушения его фиксируют в протоколе, который составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается виновному лицу.

Полномочиями составлять протоколы (т. е. фиксировать выявленные административные правонарушения) наделены должностные лица соответствующих контролирующих органов (должностные лица проверяющих).

Перечень лиц соответствующих органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, приведен в

статье 255 КУоАП.

Составленный протокол отсылается органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Такие органы перечислены в

статье 213 КУоАП.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные санкции в одних случаях могут суды (как, например, в ситуациях с «налоговыми» или «трудовыми» админштрафами), а в других — непосредственно контролирующие органы, должностными лицами которых было выявлено правонарушение.

Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа (а в случае обжалования постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления о том, что жалоба оставлена без удовлетворения).

Материал подготовила Людмила Солошенко, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»


Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Инструкция № 585

— Инструкция по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом ГНАУ от 28.10.2009 г. № 585.

Порядок № 119

— Порядок наложения административных штрафов органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2003 г. № 119.

Инструкция № 196

— Инструкция по оформлению органами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы материалов об административных правонарушениях, утвержденная постановлением правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы от 24.04.2003 г. № 196.

 

Справочная информация (справка)

1 В качестве субъектов админответственности за нарушения порядка уплаты соцвзносов, как правило, указаны должностные лица. По мнению Минюста, физлицо-предприниматель может быть признано служебным (должностным) лицом, если использует труд наемных работников, при таких обстоятельствах оно приобретает организационно-распорядительные полномочия в отношении их (

письмо Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548).

2 В то же время

статья 255 КУоАП также допускает возможность составления протоколов об административных правонарушениях (по нарушениям из статей 1642, 1651, 1863 КУоАП) и должностными лицами органов внутренних дел.

3 В то же время, к примеру, в некоторых случаях налоговым органам отводится право не только составлять протоколы, но и рассматривать на их основании дела об административных правонарушениях, например как в ситуации с административными правонарушениями по

статьям 1641 КУоАП (уклонение от подачи декларации о доходах) и 1666 КУоАП (нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица) (статья 2342 КУоАП), ведение и рассмотрение дел по которым в полной мере отнесено к компетенции налоговых органов.

4 Согласно

статье 284 КУоАП по рассмотрению дела об административном правонарушении также может быть вынесено:

— постановление о закрытии дела (к примеру, в случае отсутствия состава административного правонарушения либо же в случае окончания на момент рассмотрения дела сроков наложения административных взысканий, предусмотренных

статьей 38 КУоАП; подробнее обстоятельства, когда дело подлежит закрытию, оговорены статьей 247 КУоАП);

— постановление о применении мер воздействия, предусмотренных статьей 241 КУоАП (в случае с несовершеннолетними нарушителями). Однако на них в рамках данной статьи мы останавливаться не будем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше