Темы статей
Выбрать темы

Единый социальный взнос — революция в социальном страховании: часть 1 (о том, как предпринимателю страховать себя)

Редакция СД
Статья

Единый социальный взнос — революция в социальном страховании: часть 1 (о том, как предпринимателю страховать себя)

 

Уже с 01.01.2011 г. вступит в силу Закон о едином социальном взносе. Основная его идея заключается в том, чтобы заменить все взносы, которые сейчас уплачиваются в различные фонды государственного социального страхования, одним-единственным социальным взносом. Уплачивать этот взнос обязан каждый предприниматель как «за себя», так и за своих наемных работников.

В данной статье мы подробно разъясним основные вопросы, касающиеся уплаты предпринимателями единого социального взноса «за себя».

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (вступит в силу с 01.01.2011 г.).

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Порядок № 39

— Порядок оформления бланка свидетельства о государственной регистрации юридического лица и бланка свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя, утвержденный приказом Госкомпредпринимательства от 06.04.2004 г. № 39.

 

Что такое единый социальный внос (ЕСВ)

ЕСВ — это взнос, который объединил в себе взносы на все виды обязательного социального страхования.

Так, если сейчас предприниматели перечисляют взносы отдельно в Пенсионный фонд (ПФ), в Фонд «безработицы», в Фонд «временной нетрудоспособности» и в Фонд «несчастного случая», то с 01.01.2011 г. все эти взносы будут заменены одним-единственным взносом (ЕСВ).

Для того чтобы уплатить ЕСВ, достаточно выписать

одно платежное поручение на перечисление средств в ПФ. А дальше уже сами работники ПФ будут заниматься распределением ЕСВ между всеми фондами социального страхования, т. е. предпринимателей от такой обязанности освободили.

В общих чертах с тем, что такое ЕСВ, мы разобрались. Давайте теперь посмотрим, кто обязан уплачивать данный взнос.

 

Кто уплачивает ЕСВ

Плательщики ЕСВ определены в

статье 4 Закона о ЕСВ. Приведем ее полностью:

 


Кто обязан уплачивать ЕСВ?

(

статья 4 Закона о ЕСВ)

 

Статья 4. Плательщики единого взноса

1. Плательщиками единого взноса являются:

1)

работодатели:

предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющие отдельный баланс и самостоятельно осуществляющие расчеты с застрахованными лицами;

физические лица — предприниматели, в частности те, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора

(контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, или по гражданско-правовому договору (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя);

физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно

, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);

дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), образованные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами;

дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины;

предприятия, учреждения, организации,

физические лица, использующие наемный труд, воинские части и органы, выплачивающие денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, помощь или компенсацию в соответствии с законодательством, — для лиц, указанных в пунктах 9 — 14 настоящей части;

2)

работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие:

на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей части;

у физических лиц — предпринимателей

на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

у физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно

, и у других физических лиц на условиях трудового договора (контракта);

3)

физические лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей части, или у физических лиц — предпринимателей либо лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, по гражданско-правовым договорам (кроме физических лиц — предпринимателей, если выполняемые ими работы (предоставленные услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей);

4)

физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимающие участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

5)

лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно — занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, а именно научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающие доход непосредственно от этой деятельности, при условии, что такие лица не являются наемными работниками либо предпринимателями;

6) граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий, учреждений и организаций (в частности, международных), образованных в соответствии с законодательством Украины (если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины);

граждане Украины и лица без гражданства, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных предприятий, учреждений и организаций (в частности, международных), расположенных на территории Украины;

7) лица, работающие на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получающие заработную плату (вознаграждение) за работу на такой должности;

8) работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, образованной в соответствии с законодательством на постоянной основе;

9) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава;

10) родители — воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством;

11)

лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности;

12) лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, других образованных в соответствии с законом воинских формированиях, Службе безопасности Украины, органах Министерства внутренних дел Украины и службу в органах и подразделениях гражданской защиты;

13) лица, в соответствии с законом получающие пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

14) один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают пособие или компенсацию в соответствии с законодательством.

2. Плательщики единого взноса, указанные в пунктах 2 — 4 части первой настоящей статьи, являются застрахованными лицами

в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.

3. Плательщики единого взноса, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, являются страхователями для плательщиков единого взноса, указанных в пунктах 2, 3, 6 — 14 части первой настоящей статьи.


 

Теперь вкратце прокомментируем. Итак,

ЕСВ, как и прежде, предприниматели обязаны уплачивать:

— во-первых,

за себя (как это сделать, мы рассмотрим в данной статье);

— во-вторых,

за своих наемных работников и граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (об этом мы подробно расскажем во второй части статьи в следующем номере).

Кроме того, появилась оговорка о

гражданско-правовых договорах, заключаемых с предпринимателями для выполнения работ (оказания услуг). В частности, теперь в Законе о ЕСВ есть однозначный ответ на вопрос: нужно или не нужно уплачивать взнос в том случае, когда работы (услуги) выполняет не обычное физлицо (гражданин), а физлицо-предприниматель. Ответ таков:

— если предприниматель выполняет договор работ (услуг) в рамках тех видов деятельности, которые указаны в его Свидетельстве о госрегисрации, ЕСВ уплачивать не придется;

— если же предприниматель выполняет договор работ (услуг), который

не относится к видам деятельности, указанным в его Свидетельстве о госрегисрации, ЕСВ придется уплатить в полном объеме: и начисления (уплачиваются за счет заказчика), и удержания (удерживаются с вознаграждения предпринимателя-исполнителя).

Следует отметить, что такие же рекомендации ПФ и Фонд «безработицы» давали и ранее (

письма ПФУ от 18.02.2008 г. № 2750/03-30, Минтруда от 10.03.2009 г. № ДЦ-03-1696/0/6-09). Но тогда проблема избежания двойного налогообложения решалась не в нормативно-правовых актах, а всего лишь в письмах. Похвально, что теперь ее попытались урегулировать на законодательном уровне. Однако сделать все идеально у законодателей не получилось — есть пара огрехов:

1) неясно, например, откуда заказчик узнает, какие именно виды деятельности указаны в Свидетельстве о госрегистрации предпринимателя-исполнителя?

По всей видимости, нужно будет предъявлять оригинал Свидетельства (либо даже предоставлять его копию). Однако в самом Законе о ЕСВ нет нормы, которая бы обязывала исполнителя предоставлять заказчику указанные документы справка 1;

2) даже если допустить, что исполнитель предъявит заказчику свое Свидетельство о госрегистрации (или его копию), это ничего не даст. Ведь в данном документе

не указываются виды деятельности предпринимателя (приложение 3 к Порядку № 39) — они обозначаются только в регистрационной карточке, которая заполняется в момент регистрации предпринимателя и в дальнейшем хранится у госрегистратора. Что же получается? Даже копия Свидетельства о госрегистрации не поможет узнать, какие именно виды деятельности указаны в регистрационной карточке.

С учетом того, что данная проблема возникнет не только при уплате ЕСВ, но и в отношении налога с доходов, выплачиваемых предпринимателю справка 1, можно предположить, что:

1) предпринимателей-исполнителей

на общей системе налогообложения обяжут либо:

— предоставлять заказчику копию Свидетельства о госрегистрации;

— вместе с копией Свидетельства о госрегистрации предоставлять копию статсправки с указанием видов деятельности (такая справка оформляется при регистрации в качестве предпринимателя);

— вместе с копией Свидетельства о госрегистрации предоставлять копию регистрационной карточки;

— получить извлечение из Госреестра с указанием видов деятельности (

статья 20 Закона о госрегистрации) и предоставить его копию вместе с копией Свидетельства о госрегистрации;

2)

единоналожников-исполнителей обяжут либо:

— предоставлять заказчику копию Свидетельства о госрегистрации;

— вместе с копией Свидетельства о госрегистрации предоставлять копию Свидетельства об уплате единого налога (а в нем виды деятельности как раз указаны);

3) предпринимателей

на фикспатенте могут обязать предоставлять копию Свидетельства о госрегистрации и копию действующего фикспатента (при этом нужно учитывать, что на фикспатенте можно заниматься только торговлей на рынке и предоставлять сопутствующие услуги).

 

Кто освобожден от уплаты ЕСВ

Предприниматели не освобождены от уплаты ЕСВ независимо от того, чем они занимаются, на какой системе налогообложения работают, имеют ли пенсионный стаж и др. Поэтому

уплачивать ЕСВ должен каждый предприниматель.

Некоторая свобода дана только в выборе ставки налогообложения. Для предпринимателей предусмотрено

несколько вариантов страхования, назовем их так:

«минимальный обязательный пакет» предусматривает страхование в ПФ и Фонде «безработицы» и предполагает уплату минимально возможной ставки ЕСВ;

— «минимальный обязательный пакет» + страхование в Фонде «нетрудоспособности» увеличивает ставку ЕСВ;

— «минимальный обязательный пакет» + страхование в Фонде «несчастного случая» тоже предполагает повышенную ставку ЕСВ;

«максимальный пакет» включает страхование во всех фондах сразу, однако для этого придется уплачивать максимальную ставку ЕСВ.

 

Предусмотрен ли зачет ЕСВ с единым налогом или фикспатентом

Как известно, сейчас сумма единого налога (равно как и фикспатента), уплаченного предпринимателем, полностью в бюджет не попадает, а распределяется между бюджетом, ПФ и другими фондами социального страхования. Поэтому

при уплате пенсионных взносов единоналожники и предприниматели на фикспатенте могут сэкономить. Им разрешено перечислять в ПФ не минимальный размер пенсионного взноса, а недостающую сумму (разницу между минимальным размером взноса и той частью единого налога (фикспатента), которая уже автоматически попала в ПФ, — примеры см. в «СД», 2010, № 15, с. 14).

Данный порядок уплаты взносов используется на сегодняшний день. Однако возникает вопрос — а будет ли он использоваться с введением ЕСВ (ведь ЕСВ тоже включает в себя пенсионные взносы)? Однозначно ответить на данный вопрос пока что невозможно. Но к сожалению, похоже на то, что в законодательстве планируются изменения, в соответствии с которыми никакого уменьшения взносов больше не будет.

Так, в первом проекте

Закона о ЕСВ предполагалось, что с 01.01.2011 г. единый налог будет направляться только в бюджет. А значит, в фонды социального страхования от него ничего не попадет и ЕСВ придется уплачивать в полном размере. Впрочем, в окончательном варианте Закона о ЕСВ данная норма не сохранилась. Возможно, законодатели решили оставить данный вопрос на откуп Налоговому кодексу либо Закону о госбюджете на 2011 год. Поэтому остается ждать новостей.

В данной ситуации утешает только то, что для некоторых категорий единоналожников и фикспатентщиков с 01.01.2011 г. до 31.12.2015 г. планируют установить нулевую ставку единого налога и фикспатента (см. «СД», 2010, № 16, с. 11 — 12). Таким предпринимателям будет легче в плане налоговой нагрузки.

 

Постановка на учет плательщика ЕСВ

Лица, которые намерены

начать предпринимательскую деятельность (зарегистрироваться в качестве предпринимателей) с 01.01.2011 г., станут плательщиками ЕСВ после постановки их на учет в ПФ. Причем для этого самостоятельно предпринимать ничего не придется — регистрация произойдет автоматически на основании сведений, переданных в ПФ госрегистратором.

О том, что предпринимателя поставили на учет, ему бесплатно пришлют соответствующее уведомление (

статья 5 Закона о ЕСВ).

 

Перерегистрироваться с 01.01.2011 г. не нужно

Тем предпринимателям, которые уже ведут деятельность (а значит, зарегистрированы в ПФ и других фондах социального страхования),

проходить перерегистрацию не нужно. С 01.01.2011 г. они автоматически станут плательщиками ЕСВ (часть 3 раздела VIII Закона о ЕСВ).

 

В какие сроки необходимо уплачивать ЕСВ

Со сроками уплаты ЕСВ на сегодня ситуация весьма неоднозначная.

Если следовать буквальному прочтению статьи 9 Закона о ЕСВ, то получается, что за себя предприниматели обязаны уплачивать ЕСВ ежемесячно. Разберемся почему.

Дело в том, что

абзац третий части 8 статьи 9 Закона о ЕСВ устанавливает для всех страхователей отчетный период, равный месяцу. Исключение составляют только страхователи, упомянутые в абзацах третьем и четвертом пункта 1 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, — для них отчетный период равен календарному году. Кто же это?

Если мы вернемся к разделу «Кто уплачивает ЕСВ», то увидим, что это

работодатели, которые либо зарегистрированы в качестве физлиц-предпринимателей, либо не зарегистрированы (физлица, обеспечивающие себя работой самостоятельно), но используют труд наемных лиц. Формально получается, что отчетный период «календарный год» используется только для взносов, начисленных предпринимателями на зарплату своих наемных работников (если зарплата вовремя не выплачена).

А вот в отношении сумм ЕСВ, которые предприниматели обязаны вносить «за себя», никаких оговорок в

абзаце третьем части 8 статьи 9 Закона о ЕСВ нет. Если бы в нем среди исключений была ссылка на пункт 4 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ (в котором указаны сами предприниматели как плательщики ЕСВ), то ЕСВ «за себя» можно было бы уплачивать раз в год. А поскольку такой ссылки нет, остается использовать общий отчетный период — месяц.

Хотя

если исходить из логики, то все должно быть наоборот: в случае невыплаты работникам зарплаты нужно бы уплатить ЕСВ в течение 20 дней после окончания того месяца, в котором зарплата была начислена (ведь так было раньше при уплате пенсионных взносов). А вот уплачивать ЕСВ «за себя» логично было бы раз в год, по окончании года, когда уже подана декларация о доходах и точно известна сумма чистого дохода. Но, как мы видим, в статье 9 Закона о ЕСВ сказано иначе. В чем же дело?

Можно

предположить, что законодатель ошибся в формулировке части 8 статьи 9 Закона о ЕСВ. То есть оговаривая базовый период, равный году, предполагалось сослаться не на предпринимателей-работодателей (абзацы третий и четвертый пункта 1 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ), а просто на предпринимателей (пункт 4 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ). Возможно, на это еще обратят внимание и внесут соответствующие поправки в Закон о ЕСВ до 01.01.2011 г.

Однако

ПФ поправок не ждет. Он уже разработал проект Инструкции об уплате ЕСВ, в котором указал, что для предпринимателей отчетным периодом по ЕСВ является год, но при этом уплачивать ЕСВ нужно чаще (http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article?art_id = 150464&cat_id = 96766), а именно:

— при работе

на общей системе предусмотрено вносить авансовые платежи по ЕСВ ежеквартально (до 15.03, 15.05, 15.08, 15.11), а в конце года проводить перерасчет исходя из суммы чистого дохода, полученного в отчетном году (как видим, ПФ намерен сохранить ту же схему, которая действует сейчас в отношении пенсионных взносов);

— при работе на

едином налоге требуется вносить ЕСВ ежемесячно (авансовые платежи) до 20-го числа месяца, следующего после того месяца, за который уплачивается ЕСВ. Хотя отчетным периодом все же назван год. Поэтому вполне возможно, что единоналожники смогут безнаказанно не уплачивать ЕСВ в течение года, а внести его один раз — общей суммой в течение 20 календарных дней по окончании года.

Вместе с тем

Инструкция об уплате ЕСВ, разработанная ПФ, на данный момент только в проекте, а будет ли она принята в таком варианте, пока неизвестно. Так что остается ждать более конкретных разъяснений от ПФ (не проектов, а официальных документов) по поводу уплаты предпринимателями ЕСВ «за себя».

Что касается тех случаев, когда

последний день уплаты ЕСВ совпадет с нерабочим днем (праздничным или выходным), то Закон о ЕСВ не предусматривает никаких переносов. Значит, нужно будет уплатить ЕСВ заранее, до наступления предельного срока платежа.

Днем уплаты ЕСВ является

(часть 9 статьи 9 Закона о ЕСВ):

при безналичном перечислении — день списания банком средств со счета предпринимателя независимо от времени их зачисления на счет ПФ;

при наличной уплате — день принятия банком или почтой документа о перечислении наличных вместе с суммой денежных средств.

 

Как рассчитать сумму ЕСВ

Для предпринимателей установлены особые правила расчета ЕСВ. Во многом они напоминают тот же подход, который использовался при расчете пенсионных взносов. Итак, предприниматель, который работает

на общей системе налогообложения, применяет следующие правила:

1) если в течение месяца

чистый доход меньше или равен нулю, ЕСВ за такой месяц не уплачивается (равен 0,00). Обратите внимание: чистый доход — это разница между выручкой и расходами! То есть даже если в течение месяца предпринимателю поступали деньги (выручка), его чистый доход вполне может оказаться равен нулю или даже меньше нуля (при условии, что в этом месяце предприниматель понес большие расходы);

2) если в течение месяца

чистый доход был больше нуля (пусть даже равен 1 коп.), ЕСВ за такой месяц необходимо уплатить. Сумма ЕСВ за каждый месяц рассчитывается исходя из чистого дохода. Но если случится так, что она окажется меньше минимального размера ЕСВ (произведения ставки ЕСВ и минимальной зарплаты соответствующего месяца), придется уплатить в ПФ минимальный размер ЕСВ. Таким образом, в том месяце, в котором:

— чистый доход меньше минимальной зарплаты, ЕСВ необходимо уплатить в минимальном размере: произведение ставки ЕСВ и минимальной зарплаты;

— чистый доход больше минимальной зарплаты, ЕСВ рассчитывается как произведение ставки ЕСВ и суммы чистого дохода (

пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о ЕСВ);

3) если в течение месяца

чистый доход больше 15 прожиточных минимумов, то ЕСВ за такой месяц рассчитывается как произведение ставки ЕСВ и суммы 15 прожиточных минимумов (пункт 4 части 1 статьи 1 Закона о ЕСВ).

Для удобства покажем описанные правила на схеме (см. с. 13).

Заметим, что если ПФ все-таки реализует свой план по ежеквартальной уплате ЕСВ предпринимателями на общей системе налогообложения, то описанный выше расчет будет производиться только в конце года. Рассчитав сумму ЕСВ за год, далее нужно будет вычесть из нее фактически уплаченные в течение года суммы ЕСВ и таким образом определить, должен ли предприниматель по итогам года доплатить ЕСВ в ПФ или, напротив, ПФ обязан вернуть ему переплату.

Теперь поговорим

о единоналожниках и предпринимателях на фикспатенте. Для них все несколько проще. Пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о ЕСВ разрешает предпринимателям, работающим на упрощенной системе налогообложения, самостоятельно определять сумму дохода, на которую начисляется ЕСВ. При этом существуют два условия:

1) сумма ЕСВ, самостоятельно рассчитанная предпринимателем за каждый месяц, не должна быть меньше минимального размера ЕСВ (произведение ставки ЕСВ и минимальной зарплаты соответствующего месяца);

2) сумма ЕСВ, самостоятельно рассчитанная предпринимателем за каждый месяц, не должна быть больше максимального размера ЕСВ (произведение ставки ЕСВ и 15 прожиточных минимумов).

Таким образом, если единоналожник или предприниматель на фикспатенте намерен

максимально сэкономить на ЕСВ, то он может, во-первых, выбрать минимальную ставку ЕСВ (см. табл. «Ставки ЕСВ для предпринимателей и порядок расчета ЕСВ «за себя»), а во-вторых, уплачивать минимальный размер ЕСВ (ЕСВ мин = Ставка ЕСВ мин х Мин з/п месяц).

Если же, напротив, предприниматель желает увеличить будущий размер пенсии, он имеет возможность так поступить. Для этого необходимо уплачивать ЕСВ в размере большем, чем минимальный (разумеется, чем больше сумма ЕСВ, тем больше в дальнейшем будет пенсия).

Теперь давайте посмотрим на ставки ЕСВ для предпринимателей (

статья 8 Закона о ЕСВ).

 

img 1

 

Ставки ЕСВ для предпринимателей и порядок расчета ЕСВ «за себя»

Вид страхования

Ставка ЕСВ (независимо от системы налогообложения)

База налогообложения на общей системе

База налогообложения на едином налоге и фикспатенте

Обязательный страховой пакет:

Чистый доход, полученный в течение месяца, но не ниже минимальной зарплаты и не выше 15 прожиточных минимумов

Доход, определенный на свое усмотрение, но не ниже минимальной зарплаты и не выше 15 прожиточных минимумов

Страхование в ПФ и Фонде «безработицы»

34,7 %

Добровольное (по желанию) страхование:

Страхование в ПФ, Фонде «безработицы» и Фонде «временной нетрудоспособности»

36,6 %

Страхование в ПФ, Фонде «безработицы» и Фонде «несчастного случая»

36,21 %

Страхование в ПФ, Фонде «безработицы», Фонде «временной нетрудоспособности» и Фонде «несчастного случая»

38,11 %

Выплаты предпринимателям по гражданско-правовым договорам, если такие договоры не относятся к предпринимательской деятельности

Страхование в ПФ и Фонде «безработицы» (подробнее см. часть 2 данной статьи)

34,7 % начисляются и уплачиваются за счет заказчика

Вознаграждение по гражданско-правовому договору

2,6 % удерживаются с предпринимателя-исполнителя

 

Итак, предпринимателю предоставлена некоторая свобода в выборе видов страхования: они

обязаны застраховать себя только в ПФ и Фонде «безработицы». В остальных фондах страхование предусмотрено добровольное (по желанию), т. е. если предприниматель не заинтересован в случае болезни получить возмещение от Фонда «временной нетрудоспособности» или от Фонда «несчастного случая», он может в этих фондах не страховаться.

К сожалению, конкретные примеры расчета ЕСВ пока что рассмотреть невозможно, поскольку на сегодняшний день неизвестно, каковы будут суммы минзарплаты и прожиточного минимума в 2011 году.

 

Документы, необходимые для расчета ЕСВ

В

статье 9 Закона о ЕСВ указано, что ЕСВ рассчитывается на основании бухгалтерских и других документов, подтверждающих сумму дохода, исходя из которого исчисляется ЕСВ.

Поскольку предприниматели бухучет вести не обязаны, документами, подтверждающими правильность расчета ЕСВ «за себя», могут быть

Книга ф. № 10 и декларация о доходах.

 

Куда уплачивать ЕСВ

Органом, ответственным за взимание ЕСВ, назначен ПФ. Поэтому перечислять ЕСВ необходимо в ПФ. Для этого

территориальные органы ПФ должны открыть в Госказначействе специальные счета и сообщить их реквизиты предпринимателям.

 

Как уплачивать ЕСВ

ЕСВ уплачивается в ПФ одним платежом в соответствующий срок. Распределять сумму ЕСВ между фондами предприниматель не должен, это сделают работники ПФ.

Как правило, уплата ЕСВ должна быть

безналичной. Но если у предпринимателя нет счета в банке (работает только с наличными), он может уплатить ЕСВ наличными на счета ПФ в кассе любого банка или через почту (часть 7 статьи 9 Закона о ЕСВ).

Вместе с тем следует заметить, что в

части 7 статьи 9 Закона о ЕСВ содержится некорректная ссылка, т. е. наличная уплата ЕСВ формально разрешена только для предпринимателей-работодателей (а о предпринимателях без наемных работников, которые уплачивают ЕСВ «за себя», ничего не сказано). Конечно, само собой разумеется, что никто не будет заставлять их открывать счет в банке специально для того, чтобы уплачивать ЕСВ по безналичному расчету, однако неточность формулировки есть, и это нужно иметь в виду (напоминаем, что точно такую проблему мы уже обсуждали в разделе «В какие сроки необходимо уплачивать ЕСВ»).

 

Отчетность по ЕСВ

Формы отчетов по ЕСВ пока что не установлены.

Тем не менее на сайте ПФ уже размещен проект Порядка подачи отчета по ЕСВ (http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article?art_id = 150236&cat_id = 96766). Судя по нему, ПФ планирует поступить довольно просто: превратить отчетность по персонификации в отчетность по ЕСВ. При этом изменится только ставка взноса и его название (вместо словосочетания «пенсионный взнос» будет фигурировать «единый социальный взнос»).

Кроме того,

планируется оставить подачу отчетности за работников ежемесячно (в течение 20 календарных дней после отчетного месяца), а за себя — раз в год (до 1 апреля года, следующего за отчетным).

В принципе данный подход логичен и не исключено, что отчетность останется практически прежней. Впрочем, чтобы говорить определенно, нужно все-таки дождаться, пока ПФ примет не проект, а окончательный документ.

Тем не менее

до того времени, пока ПФ окончательно не ведет отчетность по ЕСВ, предприниматели обязаны подавать ему отчетность по персонификации за работников:

— с которыми произошел

несчастный случай на производстве;

— у которых обнаружено

профзаболевание;

— которые

уволены (за период после подачи последнего отчета по персонификации и до момента увольнения) — часть 5 раздела VIII Закона о ЕСВ.

 

Ответственность за неуплату ЕСВ или неподачу отчетности по нему

Ответственность за нарушения, связанные с уплатой ЕСВ, оговорена в

части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ:

 


Ответственность за неуплату ЕСВ или неподачу отчетности по нему

(

часть 11 статьи 25 Закона о ЕСВ)

 

11. Территориальный орган Пенсионного фонда применяет к плательщику единого взноса следующие штрафные санкции:

1) в случае уклонения от постановки на учет или несвоевременного предоставления заявления о постановке на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

2)

за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм;

3)

за доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса налагается штраф в размере 5 процентов указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более чем 50 процентов суммы доначисленного единого взноса;

4) за

непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной настоящим Законом, территориальным органом Пенсионного фонда налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

5) за

ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, налагается штраф в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

6) за

неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей), налагается штраф в размере 10 процентов таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

 

Кроме перечисленных санкций, за неуплату ЕСВ предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

При этом админштрафы по статье 1651 КУоАП к предпринимателям не применяются, поскольку установлены только для должностных лиц (а физлицо-предприниматель не является должностным лицом). А вот штраф по статье 2121 УКУ применить могут: в случае неуплаты ЕСВ на сумму, превышающую 1000 минимальных зарплат, на предпринимателя может быть наложен штраф в размере 2100 — 8500 грн. Правда, если нарушение осуществлено впервые и предприниматель уплатил недоимку по ЕСВ, штраф и пеню, то данный штраф не налагается.

О несвоевременной уплате/неуплате ЕСВ поговорим отдельно. Итак, если

предельный срок уплаты ЕСВ прошел, а предприниматель данный взнос все еще не перечислил, у него возникает недоимка по ЕСВ. Причем эту недоимку может обнаружить либо сам предприниматель (найдет ошибку), либо работники ПФ (при проверке). Впрочем, разницы практически нет.

Дело в том, что ПФ имеет право начислить штраф и пеню на сумму недоимки независимо от того, кто ее обнаружил: предприниматель (даже если недоимку он уже уплатил) или работники ПФ. То есть

самоисправление не избавляет предпринимателя от штрафа и пени за несвоевременную уплату ЕСВ, а только помогает уменьшить их размер (ведь чем дольше длилась неуплата, тем большей будет сумма штрафа и пени).

О размерах штрафов мы уже говорили. А вот

пеня составляет 0,1 % от суммы недоплаты за каждый день просрочки. Кроме того, следует учитывать, что ПФ может начислить недоимку, штраф и пеню по ЕСВ за любой период, поскольку к ним не применяется срок давности.

Таким образом, если предприниматель

самостоятельно обнаруживает недоимку и уплачивает ее в ПФ, ему придет из ПФ решение о начислении пени и штрафов за период задержки ЕСВ. Уплатить такие суммы нужно в течение 10 календарных дней со дня получения решения, иначе их взыщет госисполнитель (поскольку решение об уплате штрафов и пени по ЕСВ является исполнительным документом, оно имеет ту же силу, что и решение суда).

В случае несогласия с суммами штрафа или пени можно обжаловать их в вышестоящий орган ПФ или в суд (при этом обязательно письменно уведомить об этом свое отделение ПФ). В период обжалования ПФ не будет обращаться к госисполнителю.

Если же

недоимку обнаружит ПФ, то он пришлет предпринимателю требование о ее уплате с указанием суммы недоимки, штрафов и пени. Предприниматель, который с рассчитанными суммами согласен, должен уплатить их в течение 10 календарных дней со дня получения требования. Иначе они будут взысканы госисполнителем (опять же, требование об уплате недоимки по ЕСВ является исполнительным документом, т. е. имеет ту же силу, что и решение суда).

В случае

несогласия с суммами ЕСВ, штрафов или пени, которые указаны в требовании, необходимо их согласовать в своем отделении ПФ. Если все пройдет успешно, предприниматель обязан будет уплатить согласованные суммы в течение 10 календарных дней со дня согласования. Если же ПФ откажется удовлетворить требования предпринимателя, тогда можно выбрать один из двух вариантов действий:

1) обратиться с жалобой в ПФ более высокого уровня

;

2) обратиться с иском в суд

.

В период согласования и обжалования ПФ не будет обращаться к госисполнителю.

Таким образом, мы видим, что для ЕСВ введен почти такой же механизм обжалования, какой используется при уплате налогов. Единственное отличие: требование ПФ обязательно обжалуется сначала в системе пенсионных органов и только потом (если желаемый результат не достигнут) — в суде.

 

Погашение уже имеющейся задолженности по соцвзносам

Только что мы разобрались с долгами, которые могут возникнуть после 01.01.2011 г. в случае несвоевременной уплаты ЕСВ (напоминаем, что уплата ЕСВ вводится с 01.01.2011 г.).

Но как быть предпринимателю, который

после 01.01.2011 г. обнаружит задолженность не по ЕСВ, а по взносам в ПФ или другие фонды социального страхования (естественно, что такая задолженность возникла до 01.01.2011 г.)? Именно об этом и идет речь в части 7 раздела VIII Закона о ЕСВ. Итак, взносы, не уплаченные в ПФ и другие соцфонды, а также штрафы и пеня по ним рассчитываются с применением прежних правил. Это касается взносов, которые:

1) начислены до 01.01.2011 г. и своевременно не уплачены (при этом штрафы и пеня на них начисляются по правилам, действующим на момент возникновения долга, — см. «СД», 2009, № 9, с. 40);

2) начислены за периоды 2010 года, поэтому на 01.01.2011 г. срок их уплаты еще не наступил.

При этом

суммы, уплаченные с 01.01.2011 г. в виде ЕСВ, не будут направляться на погашение прежних долгов.

Кстати,

Закон о ЕСВ предлагает что-то наподобие акции под условным названием «Погаси долги — простим штрафы» тем предпринимателям, которые задолжали Фонду «безработицы», Фонду «временной нетрудоспособности» или Фонду «несчастного случая». Так, если долг по взносам у них возник до 01.07.2010 г. и погашен до 01.01.2011 г., то пеня и штрафы, начисленные на такой долг, подлежат списанию.

К сожалению, на взносы в ПФ такая «акция» не распространяется.

 

Добровольная уплата ЕСВ

Мы уже немного говорили о добровольной уплате ЕСВ, когда разбирались со ставками этого взноса. Напомним, что предприниматели обязаны уплачивать минимальную ставку ЕСВ, которая гарантирует им страхование в ПФ и Фонде «безработицы». В то же время они могут

по желанию выбрать большую ставку ЕСВ для того, чтобы застраховаться в Фонде «временной нетрудоспособности», в Фонде «несчастного случая» либо во всех фондах сразу.

Для этого необходимо подать соответствующее заявление в свое отделение ПФ и заключить договор о добровольном участии в системе государственного социального страхования. Причем

если уж предприниматель решил доплачивать взносы добровольно, то делать это он должен как минимум год (часть 2 статьи 10 Закона о ЕСВ).

 

Проверки

Закон о ЕСВ (статья 13)

предоставил ПФ все полномочия, касающиеся проведения проверок правильности начисления и уплаты ЕСВ. Такие проверки будут проводиться как планово (не чаще одного раза в календарном году), так и внепланово (при наличии конкретно оговоренных случаев).

Порядок проведения проверок должен быть утвержден КМУ. Пока что официального документа нет, однако на сайте ПФ размещен его проект (

http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article?art_id = 150404&cat_id = 96766). Итак, что же планирует ПФ?

Плановые проверки.

ПФ намерен разделить всех страхователей по степени риска в зависимости от того, насколько тщательно они выполняют Закон о ЕСВ. Если предприниматель начисляет ЕСВ без ошибок и своевременно уплачивает его в ПФ, то плановую проверку он может ожидать не чаще чем раз в три года. О ней планируют присылать уведомление, а продолжительность ее — не более 5 календарных дней.

Внеплановые проверки

проводятся сколько угодно раз в году и длятся (у предпринимателя) не более 2 календарных дней. Основания для их проведения (опять же, пока только ориентировочные):

— предприниматель сам подал заявление о проверке;

— ПФ выявил недостоверность данных в отчетности по ЕСВ;

— предприниматель не подал в установленный срок отчетность по ЕСВ;

— предприниматель прекращает деятельность (снимается с учета в качестве плательщика ЕСВ);

— физлица или юрлица обратились в ПФ с заявлением о нарушении предпринимателем законодательства по вопросам, которые относятся к компетенции ПФ (ПФ может решить, что проверка не нужна).

 

Свидетельство о социальном страховании

С 01.01.2014 г.

планируется выдать пластиковое Свидетельство застрахованного лица всем застрахованным лицам, в том числе предпринимателям. Этот документ будет содержать всю информацию, необходимую для получения средств и услуг общеобязательного государственного социального страхования.

 

Выводы

Все предприниматели обязаны уплачивать ЕСВ «за себя»

, независимо от того, на какой системе налогообложения они работают. Минимальная ставка ЕСВ, которая обеспечивает страхование предпринимателя в ПФ и Фонде «безработицы», составляет 34,7 % от:

чистого дохода за соответствующий месяц (для предпринимателей на общей системе);

минимальной зарплаты соответствующего месяца (на едином налоге).

При желании можно добровольно застраховаться в Фонде «временной нетрудоспособности» и в Фонде «несчастно случая», но ставка ЕСВ при этом возрастет.

Что касается предпринимателей

на общей системе, то они могут не уплачивать ЕСВ за тот месяц, в котором не получили ни копейки чистого дохода (т. е. чистый доход равен нулю либо получен убыток). А вот если чистый доход получен, но не дотягивает до размера минзарплаты, ЕСВ придется уплатить в минимальном размере — 34,7 % от минзарплаты.

Единоналожники при желании увеличить размер будущей пенсии могут уплачивать ЕСВ в сумме большей, чем минимальный размер

, но не более 34,7 % от 15 прожиточных минимумов.

За неуплату ЕСВ предусмотрены серьезные санкции, пеня и штрафы, срок давности по которым не применяется.


Справочная информация (справка)

1 Нужно отметить, что

в проекте Налогового кодекса предусмотрена обязанность предпринимателя при получении вознаграждения по договорам работ (услуг) предоставлять заказчику копию своего Свидетельства о госрегистрации (для того чтобы заказчик не удерживал налог с доходов). Вместе с тем пока еще точно неизвестно, останется ли такая норма в окончательной редакции Налогового кодекса или нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше