Темы статей
Выбрать темы

Экологический налог в Налоговом кодексе

Редакция СД
Статья

Экологический налог в Налоговом кодексе

 

В данной статье рассмотрим правила взимания экологического налога, пришедшего на смену сбору за загрязнение окружающей природной

среды, установленные Налоговым кодексом (далее — НК, Кодекс).

 

Экологический налог

— это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образовавшихся радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года (подпункт 14.1.57 НК).

Согласно

пункту 240.1 этого Кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, во время ведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

— выбросы

загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты ;

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Кроме того,

пункт 240.2 НК определяет перечисленных выше лиц, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства плательщиками экологического налога еще и в том случае, если они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива. Тем не менее удерживать и перечислять такой налог в бюджет во время реализации такого топлива, предоставлять соответствующую отчетность контролирующему органу, а также нести ответственность за определенные нарушения в последнем случае придется не самим плательщикам налога, а так называемым налоговым агентам. Таким образом, предпринимателям, использующим в хозяйственной деятельности транспортные средства, уплачивать и подавать отчетность по экосбору уже не нужно.

В соответствии с

пунктом 241.2 НК к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют оптовую торговлю топливом;

осуществляют розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных выше).

Нельзя не отметить, что при таком законодательном регулировании уплаты экологического налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива, само определение

передвижного источника загрязнения, приведенное в подпункте 14.1.142 НК справка 1, теперь выглядит атавизмом. Как, впрочем, и упоминание в этом контексте об использовании топлива, поскольку сам факт его использования (сжигания) отходит на второй план, а налогом фактически будет облагаться каждая первая продажа топлива (оптовая или розничная).

Резюмируя сказанное, отметим, что путем введения института налоговых агентов количество реальных плательщиков экологического налога резко сократится, поскольку сейчас удельный вес плательщиков экосбора за передвижные источники загрязнения в общем количестве плательщиков сбора за загрязнения является наибольшим.

Остановимся далее на довольно существенных

изменениях в правилах исчисления экологического налога по сравнению с ранее существовавшим сбором за загрязнение окружающей природной среды.

Первое новшество

, на которое стоит обратить внимание, содержится в пункте 249.1 НК: суммы налога исчисляются налогоплательщиками (во всех случаях, кроме осуществления выбросов в атмосферу передвижными источниками загрязнениями) и налоговыми агентами (в последнем случае) самостоятельно ежеквартально. Сказанное означает отказ законодателя от соблюдения принципа нарастающего итога при исчислении экологического налога. То же самое касается и предоставления отчетности  справка 2, которая, однако, по-прежнему должна подаваться в органы госналогслужбы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Сразу добавим, что уплата налога происходит, как и раньше, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

Второе важное новшество

бросается в глаза при изучении формул для расчета наиболее распространенных видов экологического налога, которые представлены в пунктах 249.3 — 249.6 НК. Нельзя не заметить существенного упрощения указанных формул по сравнению с теми, которыми плательщики сбора за загрязнение пользовались до этого. Такое упрощение произошло, в частности, за счет отсутствия в них многих из ранее применявшихся корректировочных коэффициентов (например, коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от численности жителей населенного пункта или от народнохозяйственного значения населенного пункта, а также регионального (бассейнового) корректировочного коэффициента, учитывающего территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства).

Однако такое упрощение вышло плательщикам боком — все из перечисленных выше коэффициентов были учтены в величине соответствующих ставок экологического налога, причем исходя из своего максимального значения. В результате получилось

одномоментное повышение ставок в среднем в 3,6 раза по сравнению с проиндексированными ставками сбора за загрязнение, действовавшими в прошлом году. Видно, не зря говорят, что простота хуже воровства… Как небольшое утешение, в пункте 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» НК содержится ложка меда, призванная подсластить эту горькую пилюлю. Заключается она в том, что по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 % от ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2014 года, ставки налога составляют 100 % ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 этого Кодекса.

Третье новшество

НК в отношении правил исчисления экологического налога, полагаем, будет с одобрением воспринято его плательщиками, в частности теми из них, кто осуществляет сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

Как известно, ранее таким субъектам хозяйствования вменялось в обязанность получение соответствующего лимита (на сбросы или на размещение отходов), величина которого играла заметную роль при расчете сбора за загрязнение. Напомним, что такой сбор за сбросы и размещение отходов в пределах лимита исчислялся в однократном размере, а в случае превышения лимита (либо его полного отсутствия) — в повышенном справка 3 размере.

В настоящее время в

НК отсутствуют какие-либо требования о применении сверхлимитного коэффициента при расчете экологического налога за сбросы в водные источники и за размещение отходов. Однако стоит предостеречь плательщиков этого налога: сказанное отнюдь не означает упразднения обязанности получать указанные лимиты.

О существовании в будущем лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства говорится в

статье 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII, изложенной в новой редакции Законом № 2756. И получать их впредь тоже придется. Однако теперь ответственность за несоблюдение таких лимитов выведена из налоговой плоскости, но осталась неизменной в рамках природоохранного, водного, земельного законодательства, а также законодательства об охране атмосферного воздуха.

Что касается

индексации ставок экологического налога, то отдельного механизма индексации таких ставок (как, впрочем, и остальных ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях) НК теперь не содержит. Вместо этого пунктом 4 раздела XIX «Заключительные положения» Кодекса правительству поручено ежегодно до 1 июня вносить в парламент проект закона о внесении изменений в этот Кодекс в отношении таких ставок с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. Таким образом, НК освободил налогоплательщиков от обязанности по проведению индексации ставок экологического налога, а также ряда других налогов и сборов, возложив ее на госорганы, что стоит только приветствовать.

Несколько слов о порядке

предоставления налоговой отчетности и уплаты налога, определенном статьей 250 НК. Содержание этой статьи по своей сути ничем не отличается от соответствующих норм Порядка № 303, Инструкции № 162, а также последних писем главного налогового ведомства, посвященных администрированию сбора за загрязнение (см. письмо ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817). Тезисно напомним основные моменты.

Базовый налоговый

(отчетный) период, как и раньше, равен календарному кварталу. Отчетность по экологическому налогу и его уплата происходят в зависимости от вида источника загрязнения, а именно:

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объектов;

— за топливо, реализованное налоговыми агентами

, — по месту нахождения пунктов продажи топлива;

— за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов

сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.

Как и прежде, если установленное таким образом место предоставления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то у него возникает обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации.

Присутствует в

НК и норма, знакомая нам по письму ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817: если плательщик сбора состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в декларации необходимо указать код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете (городского совета).

В соответствии с

пунктом 250.9 НК если налогоплательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой налогоплательщик должен сообщить об этом в соответствующий орган госналогслужбы по месторасположению источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае он обязан предоставлять налоговые декларации в общем порядке.

Заметим, что необходимость информировать налоговый орган об отсутствии источников загрязнения либо сдавать отчетность с прочерками была у плательщиков сбора за загрязнение и раньше. К сожалению,

НК так и остались неурегулированными ни срок подачи такого заявления, ни его форма, вследствие чего те рекомендации, которые были даны в указанной статье, остаются актуальными и в будущем году.

И наконец, подводя итоги нашему первому знакомству с экологическим налогом, напомним о необходимости в последний раз подать отчетность по сбору за загрязнение и уплатить налоговые обязательства по нему, задекларированные в такой отчетности. В связи с этим укажем, что согласно

пункту 1 подраздела 9 раздела XX «Переходные положения» НК зачисление в бюджет, в частности, сбора за загрязнение окружающей природной среды, который уплачивается в I квартале будущего года за последний квартал текущего, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших ранее. Это значит, что по итогам 2010 года отчетность по этому сбору следует подать не позднее 9 февраля 2011 года, а уплатить его — не позднее 21 февраля 2011 года.

Справочная информация (справка)

1

Передвижной источник загрязнения — транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.

2 Этот вывод подтверждается и размещенным на официальном сайте ГНАУ проектом налоговой декларации экологического налога — ее действительно следует составлять за отчетный квартал без применения нарастающего итога.

3 Специально не уточняем кратность такого повышения, поскольку различными нормативно-правовыми актами, в частности статьей 90 Закона об отходах и пунктом 8 Порядка № 303, она была установлена по-разному.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше