Темы статей
Выбрать темы

Как организовать интернет-магазин

Редакция СД
Статья

Как организовать интернет-магазин

 

В последнее время интернет-магазины становятся все более популярным способом реализации товаров. Однако для организации продаж через виртуальный магазин нужно задействовать не только технические и программные средства, но и вписаться в правила торговли, учесть все нюансы отечественного законодательства и т. п.

Подробнее о том, что нужно знать об организации интернет-бизнеса, мы и поговорим в данной статье.

Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

НКУ

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Правила № 103

— Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. № 103.

Правила торговли

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Правила торговли продтоварами

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила торговли непродовольственными товарами

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

 

Вопрос

Разъяснение

1

2

Каковы особенности интернет-торговли?

Интернет-магазин

представляет собой веб-сайт, через который возможно дистанционно заказать тот или иной товар через Интернет.

На сайте виртуальной торговой точки размещаются страницы с:
— перечнем предлагаемых товаров и подробной информацией о каждом из них (внешний вид, характерные особенности, наименование производителя, цена и т. п.);
— контактной информацией, необходимой для заказа товаров и услуг (телефон, факс, e-mail, ICQ, почтовый адрес и др.);
— «схемой» формирования заказа (счета) на оплату товаров и услуг;
— информацией о способах оплаты, в некоторых случаях непосредственно на сайте;

— условиями доставки либо самостоятельного получения заказанного товара, а также соответствующих товаросопроводительных и расчетных документов;
— и т. д.

По сути виртуальный магазин служит для предоставления информации о товарах (на сайт выкладывается их описание, изображение и т. д.) и фактически выполняет функции электронного каталога. Далее, если покупатель решит приобрести товар, он с помощью формы на сайте, телефона и т. д. его заказывает не выходя из дому, а далее ему будет предложено прийти за ним в офис или воспользоваться одним из способов доставки по нужному адресу — по почте или воспользовавшись услугами курьера.

На сегодняшний день интернет-магазины в Украине чаще всего встречаются в двух видах:
— сайты крупных и средних реальных торговых точек, которые помогают им продвигать и реализовывать товары;
— самостоятельные торговые единицы, не имеющие реальных аналогов или имеющие одноименную «мелкую» торговую точку.

Именно второй вид магазинов — объект бизнеса физлиц-предпринимателей, поэтому на них мы и сосредоточим свое внимание

Чем регулируется организация продажи товаров с помощью интернет-магазина?

По своей форме реализация товаров через Интернет классифицируется как

продажа товаров на заказ, которая осуществляется согласно Правилам № 103. Согласно определению — это вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии
с помощью средств дистанционной связи
или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца.

К средствам

дистанционной связи относятся — телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии, т. е. те средства, которыми покупатели делают заказ в интернет-магазине.

Отметим, что в данном случае договор заключается в устной форме, так как оформление электронных документов пока еще не подкреплено всеми необходимыми законодательными нормами.

Что касается общих организационных моментов, то, кроме правил продажи товаров на заказ, предприниматель должен соблюдать

Правила торговли, Правила торговли продтоварами (если речь идет о торговле продуктами питания), Правила торговли непродовольственными товарами (если предприниматель торгует непродовольственными товарами).

Также необходимо выполнять требования

Закона о защите прав потребителей в отношении предоставления информации о продукции, гарантийного ремонта, предоставления документов покупателям и т. д.

Специальные нормы для заключения договоров на расстоянии и вне офисных помещений также приведены в

статьях 12 и 13 данного Закона

Какие бывают формы расчетов за товары?

Самые распространенные способы приема платежей интернет-магазином:
— оплата по безналичному расчету от физических и юридических лиц;
— оплата наличными: курьеру в момент доставки товара или при самовывозе
из офиса (склада);
— оплата наложенным платежом в случае доставки товара по почте;
— оплата банковской пластиковой картой (БПК)через специальное устройство
(POS-терминал), которое должно находиться у курьера или в офисе;
— оплата с помощью БПК на сайте;
— оплата электронными деньгами.

Существуют и другие способы, перечень которых с развитием информационных и мобильных технологий регулярно дополняется и обновляется.

На некоторых из вышеуказанных способов оплаты мы подробнее остановимся.

Оплата БПК на сайте интернет-магазина

. Для этого продавцу прежде всего нужно заключить договор с эквайринговым учреждением (банком).

Кроме того, для организации приема платежей непосредственно на сайте магазина потребуется заключение дополнительного договора с компанией, которая будет заниматься обработкой интернет-платежей (разумеется, за определенное комиссионное вознаграждение). Заметим, что избежать заключения такого договора и соответственно лишних расходов можно в том случае, если банк, в котором открыт текущий счет продавца, имеет собственный процессинговый центр.

Данные заказа покупателя перенаправляются на сервер платежной системы, куда также передаются данные продавца. Покупатель вводит данные своей карточки (вместе со специальным кодом CVC2/CVV2, предназначенным для осуществления интернет-платежей) уже непосредственно на сервере платежной системы.

После определения кредитоспособности покупателя денежные средства списываются с его счета через эквайра на счет продавца. Факт оплаты покупателем стоимости товара подтверждается центром приема платежей в автоматическом режиме путем пересылки электронного сообщения
(в закодированном виде) на рабочий электронный адрес продавца.

Подтверждающие

документы по операциям с применением платежных карточек, в том числе в системах электронной торговли (коммерции), могут быть как бумажными, так и электронными. Форма электронного документа, подтверждающего совершение операции купли-продажи, утверждается платежной системой.

Электронные деньги

. Для того чтобы использовать такой вид платежа, продавцу нужно заключить договор с «держателем» платежной системы по переводу электронных денег и установить спецпрограмму.

Суть таких расчетов состоит в том, что у электронных денег нет физических аналогов, что обеспечивает безопасность в сети, а реальные деньги переводятся в электронные с удержанием определенной комиссии.

Вместе с тем заметим, что надежнее использовать в расчетах электронные деньги, выпущенные банковскими учреждениями

Нужна ли лицензия
для торговли в интернет-магазине?

Предприниматель получает лицензию для осуществления определенных видов деятельности, которые перечислены в

статье 9 Закона о лицензировании или упомянуты в спецзаконах.

Если речь идет о торговле, то лицензию получают на торговлю определенным видом товаров, а продажа через интернет-магазин — это всего лишь способ
его реализации, а не вид деятельности.

Вместе с тем на сегодняшний день лицензированию подлежит торговля достаточно специфическими видами товаров: лекарственными средствами, алкогольными напитками, пиротехническими средствами и др. (см. «СД», 2011, № 15, с. 39).

Дело в том, что к их реализации предъявляется ряд специальных строгих правил: к помещению, хранению, наличию РРО и т. д. Поэтому без стационарных торговых точек такие товары вряд ли удастся реализовать, а интернет-магазин будет служить только рекламной «оболочкой».

Кроме того, на перевозку грузов, которую предприниматель может осуществлять при доставке товаров на дом, с 16.11.2010 г. лицензия не нужна

Может ли предприниматель на едином налоге открыть интернет-магазин?

Да

. Предприниматель на едином налоге может открыть интернет-магазин и заниматься реализацией товаров (услуг).

Однако следует помнить о запрещенных для единоналожников видах деятельности, в частности торговле ликеро-водочными, табачными изделиями и ГСМ (оптом и в розницу) и подакцизными товарами оптом, перепродаже культурных ценностей, организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата.

Вместе с тем, как мы говорили выше, даже розничная торговля специфическими видами товаров, куда входят и подакцизные товары, например пиво, требует наличия стационарной торговой точки и соблюдения других правил, которые не могут быть выполнены при организации интернет-магазина. О том, чем сможет торговать единоналожник в ближайшем будущем, мы также писали в «СД», 2011, № 12, с. 9.

Вместе с тем некоторые единоналожники могут столкнуться с проблемой выбора ставки, так как местными органами власти для торговли без какого-либо пункта продажи товаров, в том числе и для торговли через Интернет (под заказ), она не устанавливается.

В этой ситуации предпринимателю можно посоветовать поступить следующим образом. Во многих решениях местных органов власти об установлении ставок единого налога в перечне пунктов продажи товаров есть «другие объекты торговли». Как правило, для «других объектов торговли» предусмотрена максимальная ставка единого налога.

Если и такой ставки единого налога в Решении местных органов власти не предусмотрено, то можно посоветовать применить ставку для других видов деятельности: «Інші». Кроме того,

местом осуществления деятельности предпринимателю, торгующему через интернет-магазин, целесообразно обозначить всю территорию Украины.

Также обратите внимание: если предприниматель будет оказывать услуги по доставке товаров или перевозке грузов за плату, то такой вид деятельности нужно указать в Свидетельстве единоналожника

Нужен ли для интернет-магазина торговый патент?

Вопрос о приобретении торгового патента вообще не актуален для предпринимателей на едином налоге.

В то же время предпринимателям на общей системе, которые

осуществляют наличные расчеты или расчеты с помощью БПК, приобрести его придется.

В первую очередь это касается предпринимателей, в офисе которых рассчитываются за товар, например при самовывозе.

Что касается предпринимателей, которые доставляют товар покупателям самостоятельно, то их автотранспорт также может быть признан пунктом продажи товаров, для которого нужен патент.

Напомним, что согласно

подпункту 14.1.211 НКУ к ним относятся, в частности, автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети.

Таким образом, субъекту хозяйствования

следует приобрести отдельный торговый патент на транспортное средство (передвижную точку торговли) как при выездной торговле

Как доставлять товар покупателям?

Продавец на сайте предлагает удобные способы доставки (получения) товара, а покупатель выбирает один из них.

При договоре, заключенном с помощью дистанционных средств связи, таковыми могут быть:
— самовывоз, когда покупатель забирает товар лично в офисе или на складе предпринимателя;
— курьерская доставка силами предпринимателя;

— доставка по почте;
— доставка с помощью специальных курьерских служб, услуг автоперевозчиков и т. д.

Заметим, что в двух последних случаях доставка может осуществляться наложенным платежом. То есть покупатель оплачивает товар на почте или в специальной службе при получении, а затем эти средства перечисляются продавцу

Как осуществляются расчеты при различных способах доставки?

Как правило, при доставке товаров на дом расчеты производятся за наличные или с помощью БПК (если у предпринимателя есть переносной POS-терминал), при этом покупатель обязательно должен получить

расчетный документ.

Предпринимателям на общей системе налогообложения в таком случае нужно будет на месте осуществления расчетов использовать портативный РРО

, но нужно выдавать расчетный документ.

Разумеется, что при расчетах за товар в безналичной форме или путем внесения покупателем наличных средств в кассу банка для их последующего зачисления на счет предпринимателя применять РРО не нужно.

В то же время

предпринимателям на едином налоге в любом случае нет необходимости использовать РРО, но нужно выдавать расчетный документ.

Если доставка товаров покупателям организована в виде обычных почтовых (курьерских) отправлений

с оплатой при получении, то оформлением расчетов занимается соответствующее предприятие. Очевидный плюс таких расчетов в том, что даже предпринимателям на общей системе не придется использовать РРО. В таком случае в договоре нужно будет четко указать способы гарантийной замены, возврата товара и т. д.

Если же заказ товаров через Интернет просто сводится к тому, что покупатель будет забирать товары в офисе (на складе) предпринимателя, то работа такого торгового объекта предполагает осуществление наличных расчетов при покупке, поэтому предпринимателям на общей системе следует позаботиться о приобретении

торгового патента и РРО

Какая информация должна быть размещена на сайте интернет-магазина?

Еще до заключения дистанционного договора согласно

статье 13 Закона о защите прав потребителей покупателю должна быть предоставлена (размещена на сайте продавца) следующая информация о продавце и реализуемом товаре:
— наименование и местонахождение продавца;
— порядок и срок принятия предложений, претензий и расторжения договора;
— основные характеристики товара;
— цена за товар с учетом доставки и условия поставки;
— гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара;
— минимальный срок договора, если он предусматривает периодические поставки;
— стоимость телекоммуникационных услуг (если она отличается от обычной);
— период принятия предложений;
— порядок расторжения договора.

Предоставление указанной информации должно быть подтверждено письменно или с помощью электронного сообщения (на сайте). Эта информация не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке.

Если услуга предоставляется средствами дистанционной связи и оплачивается через оператора телекоммуникационных услуг, подтверждение информации не требуется

Как нужно оформить заказ покупателя?

Согласно

пункту 2.4 Правил № 103 заказ на товары оформляется на бланке заказа в двух экземплярах, в котором указываются:
— наименование субъекта предпринимательства (продавца);
— название товара, его цена (за один килограмм или сто граммов, единицу расфасовки, упаковки, штуку, один метр и т. п.);
— количество;
— общая стоимость товара;
— стоимость услуг, которые предоставляются дополнительно;
— дата (время) выполнения заказа и т. п.

При оплате заказа, принятого с помощью средств дистанционной связи,

потребителю выдается первый экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате и дате (времени) выполнения заказа, который заверяется штампом (печатью) и подписью предпринимателя. На втором экземпляре бланка заказа потребитель своей подписью подтверждает получение заказа и уплату денег.

Заметим, что в случае доставки товаров по почте (альтернативной курьерской доставкой) покупатель получает и расписывается в специальных почтовых (курьерских) документах.

Также в определенных случаях потребителю должен передаваться технический паспорт или другой заменяющий его документ на товар. Предприниматель должен проинформировать потребителя о наименовании и местонахождении предприятия, которое производит ремонт, техническое обслуживание проданных товаров.

И еще один момент: продавец должен поставить потребителю товар на протяжении приемлемого срока, но

не позже 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора

Какие особенности возврата
товаров из интернет-магазина?

В установленных законодательством случаях покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи. В таком случае расходы, связанные с возвратом товара, возлагаются на продавца, который должен возместить расходы потребителя, связанные с возвратом товара. Договором может предусматриваться, что товар, который был послан по почте, должен в случае расторжения договора также быть возвращен по почте

Нужно ли оформлять «Уголок потребителя» в офисе?

На наш взгляд, «Уголок потребителя» нужно оформлять только в том случае, если в офисе происходит реализация товаров. То есть предприниматель должен обеспечить наличие на видном и доступном месте информации о себе, книгу отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей и т. д.

Нужны ли разрешения для работы офиса?

Независимо от того, будет ли в офисе осуществляться торговля, у предпринимателя должно быть разрешение пожарных и положительное заключение СЭС.

Что касается разрешения на размещение объекта торговли,

то, по мнению Госкомпредпринимательства (письмо от 30.03.2011 г. № 3019 /0/2-11), в настоящее время его получать не нужно, так как «со вступлением в силу 05.10.2006 г. части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» правовых оснований на оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему) нет, поскольку необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины.

Кроме того, Верховной Радой Украины 02.12.2010 г. принят Налоговый кодекс Украины, подпунктом 1 пункта 2 раздела «Заключительные положения» которого предусмотрено, что с

01.01.2011 г. утратили силу, в частности, Закон Украины «О системе налогообложения» и Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах»

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше