Темы статей
Выбрать темы

Вправе ли налоговики проверять закрывшегося предпринимателя

Физлицо, будучи предпринимателем, прекратило деятельность в 2012 году и снялось с госрегистрации. Тем не менее недавно ему пришло уведомление из налоговой о предстоящей проверке. Как такое может быть? Вправе ли налоговики проверять закрывшегося предпринимателя?

В «СД», 2014, № 15, с. 32 мы рассказывали о том, что не так давно процедура прекращения предпринимательской деятельности сильно изменилась. Новые правила вступили в силу с 07.07.2014 г.

Почему об этом напоминаем? Потому что среди многих изменений одно точно касается нашей проблемы: с 07.07.2014 г. налоговики могут поверять физлиц даже после того, как те снимутся с госрегистрации.
Понятно, что в первую очередь это касается тех предпринимателей, которые прекратили деятельность после 07.07.2014 г.

Но в нашем случае физлицо распрощалось с предпринимательством задолго до этой даты (еще в 2012 году). Так вправе ли налоговики проверять и его?

В первую очередь, бывший предприниматель должен вспомнить, прошел ли он процедуру прекращения предпринимательской деятельности до конца, или «завис» на каком-то этапе. Напоминаем, что раньше нужно было пройти три этапа (схематически представим их на рисунке):

 

img 1

Рис. Процедура снятия с госрегистрации до 07.07.2014 г.

 

Если вы не дошли до конца, то это означает только одно: с госрегистрации вы до сих пор не сняты. Поэтому налоговики действительно могут вас проверять и штрафовать.

Если же все этапы пройдены, то у вас на руках должны быть:

1) уведомление о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем;

2) акт проверки от налоговиков (хорошо, если б сохранилась еще копия справки по форме № 22-ОПП об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов*). В таком случае налоговики не должны вас беспокоить дополнительными проверками.

* Оригинал этой справки хранится у госрегистратора.

И все же, как быть, если они все-таки прислали уведомление о проверке? На наш взгляд, вы можете спокойно проигнорировать их требование. Хотя это и грозит админ­арестом имущества (подпункт 94.2.3 НКУ), но опасаться не стоит. Ведь окончательное решение об этом принимают не налоговики, а суд** — в течение 96 часов с момента принятия соответствующего решения руководителем органа ГФСУ (пункт 94.10 НКУ, письмо ВАСУ от 29.04.2013 г. № 642/12/13-13).

** ВАСУ подчеркивает, что статья 94 НКУ одинаково охватывает как арест денежных средств, так и  арест иного имущества (отличного от денежных средств). То есть без суда налоговики не вправе арестовывать имущество предпринимателя.

А значит, у предпринимателя будет возможность отстоять свою правоту в суде и доказать отсутствие у налоговиков оснований на проведение проверки. Аргументы, на которые стоит делать ставку в суде, приводим ниже:

Аргументы против проверки у предпринимателя, который снялся с госрегистрации до 07.07.2014 г.

Аргумент налоговиков в пользу проверки

Контраргументы предпринимателя

1

2

С 01.01.2011 г. действует подпункт 65.10.8 НКУ, согласно которому факт снятия с госрегистрации не освобождает физлицо от обязательств, которые возникли во время осуществления предпринимательской деятельности и от санкций за невыполнение этих обязательств.

Тем не менее до 07.07.2014 г. эта норма не применялась, так как противоречила части 4 статьи 501 ГКУ

До 07.07.2014 г. в ГКУ была статья 501. Согласно этой статье после того, как предприниматель снимался с госрегистрации, он больше не отвечал по своим обязательствам, возникшим в период предпринимательской деятельности.

При этом требования кредиторов (в том числе и налоговиков) считались погашенными (часть 4 статьи 501 ГКУ).

Более того, что касается налоговиков, то они обязаны были:

— провести проверку у предпринимателя, который прекращает деятельность (подтверждается актом проверки);

— выдать справку по форме № 22-ОПП об отсутствии у предпринимателя долгов по налогам и сборам.

Таким образом, предприниматель окончательно рассчитался с налоговиками при снятии с госрегистрации и уже ничего им не должен

С 07.07.2014 г. статья 501 исключена из ГКУ. Однако согласно части 1 статьи 58 Конституции нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени.

Что это значит? Если факт произошел до изменений в законодательстве, то к нему применяется старое законодательство. Стало быть, если предприниматель снялся с госрегистрации:

до 07.07.2014 г., то к нему применяется статья 501 ГКУ;

— 07.07.2014 г. и позже, то статья 501 ГКУ к нему не применяется и налоговики могут проверять такое физлицо даже после утере им предпринимательского статуса

Предприниматели, которые успели сняться с госрегистрации до 01.01.2011 г., без сомнений, освобождены от ответственности за ошибки, допущенные в период предпринимательства.

С 01.01.2011 г. по 07.07.2014 г. подпункт 65.10.8 НКУ и статья 501 ГКУ противоречили друг другу. По одной норме, ответственность оставалась навсегда, а по другой — она исчезала после снятия с госрегистрации.

Тем не менее даже для тех предпринимателей, которые снялись с госрегистрации в этот период, решение будет в их пользу. Судите сами — достаточно лишь обратиться к пункту 56.21 НКУ: «В случае, когда норма настоящего Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.».

Таким образом, если физлицо утратило предпринимательский статус до 07.07.2014 г., оно однозначно освобождается от ответственности за предпринимательскую деятельность и от штрафов за нее

 

Кстати говоря, если вы не захотите рисковать и решите допустить налоговиков к проверке, то помните: общий срок давности по налогам — 3 года (кроме ЕСВ — по ЕСВ срока давности нет), при условии, что все отчеты были сданы (пункт 102.1 и подпункт 102.2.1 НКУ). Поэтому налоговики смогут наказать только за те ошибки, которые были допущены в 2014, 2013 и 2012 годах. То есть, по сути, разве только если что-то найдут в 2012 году, так как в 2013 и 2014 годах предприниматель, естественно, деятельность не вел.

Ну а доначислить налоговые обязательства и применить какие бы то ни было санкции за более ранние годы налоговики в любом случае не смогут, так как по истечении 1095 дней со дня подачи декларации лицо считается свободным от налоговых обязательств.

Документы консультации

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше