Темы статей
Выбрать темы

Бумажные хлопоты киоскера

Мирошниченко Виталина, консультант газеты «Собственное Дело»

На с. 17 мы рассказали о важных мелочах, которые желательно узнать до того, как задан старт «киосковому» бизнесу. Итак, если вас все устраивает, то теперь самое время открывать киоск. Как же это сделать?

Нередко новоиспеченные предприниматели обращаются за помощью в легальные или полулегальные фирмы с тем, чтобы максимально ускорить и упростить процедуру получения разрешений на киоск. Тем не менее результат не всегда прозрачен.

К сожалению, львиная доля киосков в стране до сих пор стоит незаконно. Их собственники вынуждены периодически щедро одаривать некоего «крышевателя», но в любой момент киоск может быть демонтирован.

Чтобы избежать подобных ситуаций и волнений, связанных со сменой власти/«крышевателя», мы подготовили материал, который поможет вам:

— либо самостоятельно оформить все необходимые документы на киоск,

— либо профессионально проконтролировать действия фирм, которые взялись вам с этим помогать.

В какой закон заглянуть

Когда предприниматель приступает к оформлению разрешений на киоск, он хочет четко осознавать, какими нормативно-правовыми актами урегулирована эта процедура и куда можно заглянуть, если возникнет сомнение.

Если вдаваться в подробности, то работу киоска регламентирует множество документов (начиная с вопросов, касающихся земли под киоском, и заканчивая требованиями к работникам такого киоска*). Однако основные документы все же есть — это Порядок № 244, Закон № 2807 и Закон № 3038.

* К примеру, при торговле продуктами питания в киоске у каждого продавца обязательно должна быть санкнижка.

Кроме того, в каждой административной области Украины есть свои нюансы при размещении временных сооружений. Они мало чем отличаются друг от друга (поскольку в идеале должны базироваться на Порядке № 244), но некоторые нюансы все же могут быть. Поэтому прежде чем открыть киоск, рекомендуем ознакомиться с вашим местным документом. Найти его текст обычно можно на сайте горсовета.

Мы будем разбираться с тем, как отрыть киоск, на примере г. Харькова и Харьковской области. В других регионах процедура может немного отличаться в деталях, но общая «канва» везде примерно одинаковая.

 

Киоск — это временное сооружение, а не МАФ

Оформляя киоск, вы можете столкнуться с тем, что многие госорганы по-старинке будут называть его МАФом (малая архитектурная форма). Но знайте: сейчас МАФ не имеет ничего общего с киоском. С 2011 года киоски относятся к временным сооружениям для осуществления предпринимательской деятельности.

А МАФы теперь — это всего лишь элемент декоративного оснащения объекта благоустройства (к примеру, арки, беседки, павильоны, лавочки, мостики, ворота и т. п.) — часть 2 статьи 21 Закона № 2807.

Поэтому не путайтесь: нормативка, касающаяся МАФов, нам не нужна. Пользуемся только той, где речь идет о временных сооружениях для предпринимательской деятельности.

 

Разрешительные документы для киоска

Документ, который подтверждает законность установки киоска, — это паспорт привязки (пункт 2.1 Порядка № 244). И хотя он не указан в Перечне разрешительных документов, его оформить все равно нужно. Объясняется это тем, что паспорт привязки — это все-таки не разрешение на установку киоска, а стройдокументация на киоск — т. е. строительный документ.

Итак, для того чтобы оформить паспорт привязки, нужно осуществить ряд действий (см. рисунок):

 

img 1 

Рис. Как оформить паспорт привязки киоска

 

Теперь подробнее.

 

Разрешение на землю (государственный акт или договор аренды земли)

Самое сложное — получить «да» на землю под киоск.

Проще всего разместить или арендовать киоск на рынке — для этого обращаемся к администрации рынка.

Вместе с тем жители частных домов часто практикуют размещение киосков на территории своего двора. Причем специалисты рекомендуют витрину такого киоска делать на уровне забора — чтоб киоск точно попал на вашу территорию. Однако, прежде чем установить киоск, все равно придется «повозиться» с изменением целевого назначения земли.

В остальных случаях обращаемся с заявлением в горсовет. Решение о выделении земли под киоск принимает сессия горсовета. Более реально получить землю в аренду (по договору аренды). Причем важно целевое назначение участка: если оно изначально предназначено для торговых площадей, то процесс оформления будет проще.

Стоит также отметить, что, помимо договора аренды земли, местные власти порой требуют заключать договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуара, плитки). Без этого они не разрешают устанавливать киоск. Но это абсолютно незаконно.

Как и другой способ «раскрутить» предпринимателя на деньги: заставить его финансировать содержание прилегающей к временному сооружению территории путем оплаты паевого участия по содержанию в надлежащем состоянии объекта благоустройства.

Как справедливо отмечает Госкомпредпринимательства в письме от 08.01.2014 г. № 47/0/20-14, предприниматели должны обеспечить благоустройство территории, прилегающей к киоску. Но могут это сделать своими силами, поэтому оплачивать паевое участие по содержанию прилегающей территории необязательно (хотя право такое у них есть).

Обратите внимание

Законодательством на сегодняшний день не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению порядков и правил размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, кроме как во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий.

То есть размещение киоска осуществляется в соответствии с Законом № 3038 и Порядком № 244. А в них нет требований о том, чтобы:

заключать договор аренды твердого покрытия;

в обязательном порядке принимать участие в паевом финансировании содержания прилегающей к киоску территории.

Более того, пункт 2.13 Порядка № 244 гласит: «При оформлении паспорта привязки ТС запрещается требовать от заказчика дополнительные документы и получения им согласований, не предусмотренных законом и настоящим Порядком».

Вместе с тем если в горсовете не прислушаются к справедливым доводам предпринимателя, останется либо согласиться с незаконными требованиями местных властей, либо отстаивать свою правоту в суде.

 

Первое заявление в Департамент градостроительства

Закончив с оформлением земли, направляемся в Департамент градостроительства, архитектуры и земельных отношений горсовета с заявлением в произвольной форме о возможности размещения киоска. К заявлению прилагаются:

— документы, которые подтверждают право собственности или пользования земельным участком;

— графические материалы с указанием желаемого места расположения киоска, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1:500 чертежами контуров киоска с привязкой к местности;

— реквизиты заказчика (копия выписки из Госреестра).

Обратите внимание

Чтобы не пролететь на этом этапе, рекомендуем заранее ознакомиться со списком улиц, на которых нельзя размещать киоски (кроме киосков по продаже прессы, проездных билетов и хлебо­булочных изделий). В основном это центральные магистрали города.

Для того чтобы решить, можно вам установить киоск там, где вы хотите, или нет, управлению градостроительства и архитектуры понадобится несколько рабочих дней (сроки устанавливаются местными властями, как правило, это 15 — 16 рабочих дней). По истечении этого срока вас должны уведомить о результате. Если ответ положительный, можно двигаться дальше.

 

Второе заявление в Департамент градостроительства

Снова обращаемся в управление градостроительства и архитектуры с дополнительным заявлением об оформлении паспорта привязки, к которому прилагаем:

— схему размещения киоска;

— эскизы фасадов киоска в цвете М 1:50, изготовленные субъектом хозяйствования, имеющим лицензию на выполнение проектных работ, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат;

— схему благоустройства прилегающей территории, составленную предпринимателем или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат;

— технические условия по инженерному обеспечению (при наличии), полученные у балансо­держателя соответствующих инженерных сетей.

Указанные документы предприниматель оформляет самостоятельно. Очевидно, что на этом этапе придется потратить немало средств и времени для оформления всех указанных документов.

В течение 10 рабочих дней после подачи заявления и указанных документов будет готов паспорт привязки. Он выдается бесплатно (пункт 2.15 Порядка № 244).

Получив на руки паспорт привязки, можно устанавливать киоск.

 

Устанавливаем киоск

В течение 6 месяцев со дня получения паспорта привязки нужно поставить киоск. В противном случае паспорт аннулируют (пункт 2.27 Порядка № 244).

На заметку

Если вы хотите разместить рядом с киоском холодильник или иное оборудование, необходимое для обеспечения санитарных мероприятий, отдельное разрешение для этого получать не нужно (пункт 1.8 Порядка № 244).

Однако оборудование должно находиться рядом с киоском и общая его площадь не должна превышать 25 % площади самого киоска.

Кстати, если вы планируете разместить группу киосков (не более 5), то на них достаточно оформить один паспорт привязки.

Срок действия паспорта привязки — не менее 3 лет. Кроме того, его можно продолжить при наличии права на землю и согласия Департамента предпринимательства и потребительской политики.

Как только киоск установлен, снова идем в Департамент градостроительства.

Третье заявление в Департамент градостроительства

После размещения киоска заказчик подает в Департамент градостроительства, архитектуры и земельных отношений письменное заявление, в котором указывает, что он выполнил требования паспорта привязки и исполнительную съемку киоска.

 

Другие разрешительные документы

Помимо паспорта привязки, предпринимателю понадобятся и иные разрешительные документы для того, чтобы его киоск работал на законных основаниях. Подробнее о них — в таблице.

Разрешительные и другие документы для киоска

Документ

В каких случаях необходим

1

2

3

Документы для СЭС

Эксплуатационное разрешение операторам мощностей (объектов), которые осуществляют в Украине деятельность по производству и/или обороту пищевых продуктов, подконтрольных санитарной службе

Получить такое разрешение нужно только тем предпринимателям, которые собираются торговать продуктами питания*. Нюансы получения прописаны в Порядке № 712.

За разрешением нужно обратиться к главному государственному санитарному врачу соответствующей территории. Стоимость разрешения — 200 грн. без НДС (пункт 7 Порядка № 712)

Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов

Такой документ обязаны получить торговцы непродовольственными товарами.

Вместо него можно подать госадминистратору декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденную постановлением № 685

Документы для пожарных

Декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности

Напомним, что декларация соответствия заменила пожарное разрешение.

Ее можно не подавать, если (пункт 1 Порядка № 440):

— киоск размещается на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора;

— предприниматель арендует киоск, на который собственником получена декларация соответствия.

В остальных случаях госадминистратору или в территориальный орган ГСЧС предприниматель подает:

— заявление по форме, утвержденной постановлением КМУ от 07.12.2005 г. № 1176;

— два экземпляра самостоятельно заполненной декларации соответствия

Документы для подключения к электросети

Технические условия, договор о поставках электроэнергии

Для подключения к электросетям обращаемся к поставщику электричества на рынке Украины. Например, в Харькове — это Харьковоблэнерго. С процедурой подключения и пакетом документов можно ознакомиться на сайте www.oblenergo.kharkov.ua.

Подключение киосков к действующей электросети — бесплатно (подпункт 1.7.3 Правил № 32)

Документы с коммунальщиками (на вывоз отходов)

Договор на вывоз отходов

В процессе торговли в киоске обязательно будут накапливаться отходы. Конечно, их можно потихоньку выбросить в ближайший контейнер. Однако у налоговиков могут возникнуть сомнения относительно того, куда предприниматель девает отходы.

Ведь если у него нет договора на вывоз отходов, он обязан уплачивать эконалог за их размещение (см. консультацию налоговиков в разделе 120.01 «ЗІР» ГФСУ)

Прочие документы

Разрешение на размещение объекта торговли

С 2012 года такое разрешение получать не нужно.

В «СД», 2014, № 9, с. 25 мы подробно рассмотрели, под какими масками может быть спрятан такой разрешительный документ. В консультации вы также найдете подробные рекомендации, как поступать в том или ином случае

Патент

Единоналожник

Общесистемщик

Единоналожникам патент не нужен.

Они освобождены от уплаты сбора за некоторые виды предпринимательской деятельности (подпункт 5 пункта 297.1 НКУ)

Поскольку торговля будет осуществляться за наличные (реже — с помощью банковских карт), нужно уплачивать сбор за осуществление торговой деятельности.

Для этого следует приобрести торговый патент (подпункты 14.1.211, 14.1.246, 267.1.1 и 267.4.1 НКУ).

Заметьте: патент нужен даже тем предпринимателям, которые открыли киоск на рынке. Без патента могут работать на рынке лишь те, у кого торговые точки размещены «в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности» (подпункт 14.1.211 НКУ)

Лицензия

Зависит от того, какими товарами будет торговать предприниматель. Товары, продажа которых лицензируется, указаны в статье 9 Закона о лицензировании. Но в большинстве случаев лицензия не понадобится.

Без лицензии можно торговать пивом и столовыми винами

 

* Следует отметить, что работники СЭС желают видеть такое разрешение в каждой торговой точке, где есть продтовары. Однако если разбираться глубже, то выяснится, что оно нужно не всем подряд, а лишь тем, кто самостоятельно изготавливает продукты питания (к примеру, кафе, лотки с кофе, шаурмой, сладкой ватой и т. п.). Ведь оператором мощностей, который обязан получить упомянутое разрешение, является «производитель, осуществляющий предусмотренные этим Законом виды деятельности, используя мощности (объекты), принадлежащие ему на правах собственности или пользования» (статья 1 Закона № 771).

 

За всеми разрешительными документами можно обращаться в Единый разрешительный центр, который в г. Харькове расположен по адресу: Красношкольная набережная, 26.

С перечнем необходимых разрешительных документов можно ознакомиться на сайте: http://www.dozvil.kh.ua/dokumenti_za_vidami_diyalnosti.htm.

 

Киоск на рынке

Если вы планируете разместить киоск на территории рынка, то это может значительно упростить ваши «бумажные» хлопоты. Так, для данного киоска, скорее всего, не понадобится оформлять паспорт привязки.

Достаточно будет посетить администрацию рынка и согласовать с ними место для будущего киоска. Оно определяется плановой документацией территории рынка или проектной документацией его сооружений (пункт 1.9 Порядка № 244).

Что касается торгового патента, то выше мы уже говорили о том, что он нужен, даже при работе на рынке. И все же в некоторых случаях можно обойтись без патента: к примеру, если ваш киоск расположен в здании рынка, на которое уже приобретен патент.

Кроме того, при работе на рынке вам, скорее всего, не придется возиться с «пожарными» документами (см. таблицу выше).

Таким образом, если вы новичок в «киосковом» бизнесе, то вам лучше начать свой бизнес именно с рынка: там и проходимость больше, и поставить такой киоск гораздо проще.

 

Режим работы киоска

Согласно пункту 2.34 Порядка № 244 режим работы киоска устанавливается самим предпринимателем. Именно этой нормы и нужно придерживаться. В «СД», 2014, № 9 на с. 26 мы подробно говорили о том, что собственник имеет право самостоятельно устанавливать режим работы.

Несмотря на это, местные органы власти нередко требуют, чтобы предприниматель оформил документ под названием «согласование режима работы». Естественно, не безвозмездно. Тем не менее эта норма не подкреплена требованиями законодательства. Так что можете со спокойной совестью не оформлять такой документ, как «согласование режима работы».

 

Изменение внешнего вида киоска

В случае когда предприниматель намеревается изменить эстетический вид киоска, он должен обратиться в управление градостроительства и архитектуры с письменным заявлением о внесении изменений в паспорт привязки в части эскизов фасадов.

Управление градостроительства и архитектуры рассматривает новые эскизы фасадов киоска в течение 10 рабочих дней со дня подачи такого заявления и при отсутствии обоснованных возражений начальник (заместитель) управления градостроительства и архитектуры визирует новые эскизы фасадов киоска.

 

В каких случаях киоск могут убрать/перенести

Если ваш киоск стоит законно (т. е. у вас на руках имеется действующий паспорт привязки), то убрать его могут только в случае проведения ремонтных работ (плановых или аварийных) на том месте, где он расположен.

В этом случае собственнику киоска предоставляется другое место для его размещения, временное. Перенос киоска на временное место и обратно осуществляется за счет балансодержателя земли (пункт 2.28 Порядка № 244).

 

Выводы

Для того чтобы установить киоск и законно работать в нем, необходимо оформить следующие документы:

1) документ на землю (право собственности или право пользования землей);

2) паспорт привязки киоска;

3) эксплуатационное разрешение от СЭС (при торговле продуктами питания);

4) заключение от СЭС (при торговле непродовольственными товарами);

5) декларацию соответствия материально-технической базы требованиям пожарной безопасности;

6) договор о поставке электроэнергии;

7) договор на вывоз отходов;

8) при необходимости — патент и лицензию.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон № 3038 — Закон Украины о регулировании градостроительной деятельности от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон о лицензировании  Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 771 — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР. 

Перечень разрешительных документов Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденный Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI. 

Порядок № 712 — Порядок выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2007 г. № 712.

Порядок № 440  Порядок представления и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденный постановление КМУ от 05.06.2013 г. № 440.

Постановление № 685  постановление КМУ «Об утверждении Порядка уведомления государственного администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства» от 17.05.2006 г. № 685.

Правила № 32 — Правила присоединения электроустановок к электрическим сетям, утвержденные постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, от 17.01.2013 г. № 32.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя от 21.10.2011 г. № 244.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше