Комментируемый документ, без преувеличения, заинтересует каждого плательщика НДС, ведь он касается вводимых с 2015 года и приближающихся с каждым днем спецсчетов по НДС. Точнее говоря, «электронных счетов» (как они названы уже официально в тексте документа).
Напомним, что об НДС-счетах в системе электронного администрирования (далее — СЭА) стали говорить после принятия Закона Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII, приготовившего с 01.01.2015 г. серьезные изменения в части НДС. В общем, такие перемены нацелены на НДС-«электронизацию» (составление налоговых накладных (НН) только в электронной форме с всеобщей регистрацией в ЕРНН, переход на подачу электронной НДС-отчетности, открытие отдельных НДС-счетов с совершенно иным механизмом уплаты НДС и т. п.).
НДС-счета будут сосредоточены-таки в руках Госказначейства (а не в ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках», как предполагалось изначально, в первой версии проекта). Так что именно совместно с Государственной казначейской службой органы ГФС запустят всю процедуру электронного администрирования НДС.
Причем электронные счета по НДС будут открыты (автоматически, бесплатно) всем плательщикам уже в канун рождественско-новогодних праздников — до 25.12.2014 г. (!) Об этом Госказначейство уведомит ГФС, а ГФС, в свою очередь, проинформирует плательщиков (сообщит каждому плательщику реквизиты его электронного НДС-счета, п. 6 Порядка).
Внимание! Срок информирования плательщика НДС не установлен. Поэтому, чтобы спокойно праздновать Новый год, лучше предварительно узнать реквизиты своего счета. Кроме того, стоит пополнить электронный НДС-счет «живыми» деньгами со своего текущего счета, иначе в начале 2015 года вы не сможете зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) ни одной НН.
В Порядке закреплено, что лимит регистрации НН в ЕРНН (∑Накл) считается в СЭА нарастающим итогом по операциям, первое событие в которых произошло начиная с 01.01.2015 г. И в нем учитываются как зарегистрированные выданные/полученные НН, так и составленные к ним расчеты корректировки (РК).
А вот участия в формуле документов — заменителей НН (чеков РРО, транспортных билетов и т. п.) Порядок, судя по всему, не предусматривает. В таком случае покупателям ничего не остается, как требовать от поставщиков зарегистрированные НН (для возможности учета в формуле «входного» НДС). Иначе, если НН не выпишут (например, монополисты-коммунальщики или «Укрзалізниця», на которых жаловаться с помощью приложения Д8 будет бесполезно), «входного» НДС для формулы не получить. А это в результате может привести к необходимости пополнять спецсчет живыми деньгами (если ∑Накл для регистрации НН будет недостаточно).
По-прежнему неясно, как быстро и оперативно плательщики смогут получать информацию о состоянии своего НДС-счета, а также о той сумме НДС (∑Накл), на которую можно регистрировать НН в ЕРНН. Пункт 13 Порядка этот момент, увы, замалчивает. Надеемся, что доступ к информации окажется свободным в любое время суток. Хотя последнее слово в этом, конечно, за ГФС.
Кроме того, в Порядке уточняется: при аннулировании НДС-регистрации (в случае нехватки средств спецсчета для уплаты НДС) окончательный расчет с бюджетом проводится также через спецсчет (п.п. 2 п. 27 Порядка). Для этого необходимую сумму средств плательщик перебрасывает на НДС-счет с собственного текущего счета. Так что долги при аннулировании придется также погашать через спецсчет. После чего он, очевидно, уже будет закрываться (п. 7 Порядка).
Приятно, что в обратной ситуации, когда на НДС-счете был излишек, подпункт 3 пункта 27 Порядка закрепил право аннулировавшегося плательщика на возврат излишних средств (правда, не напрямую, а через бюджет, по заявлению, с учетом норм статьи 43 НКУ).
Ну и особо интересен в Порядке пункт 19. Ведь он касается составленных до 01.01.2015 г. «переходных» НН, а также выписанных к ним РК. По его нормам получается, что без разбору в январе придется регистрировать все «старые» НН (составленные до 01.01.2015 г.) и РК к ним. То есть даже те, которые по «старым» правилам на момент выписки не подлежали ЕРНН-регистрации (в частности, с суммой НДС до 10000 грн.).
Такой подход по отношению к «переходным» НН, конечно, удивляет. Особенно, если учесть, что на ЕРНН-регистрацию отводится 15 дней. Выходит, воплотить его удастся лишь к НН, составленным во второй половине декабря 2014 года.
Впрочем, регистрация НН важна лишь покупателю, поскольку определяет право на налоговый кредит (НК). И тут, возможно, что всему виной окажется подправленный пункт 198.6 НКУ. Ведь с будущего года он не разрешит формировать НК по незарегистрированным НН. Неужто из-за этого после 01.01.2015 г., скажем, все оставшиеся незарегистрированными «старые» НН для покупателя просто пропадут и не помогут подтвердить НК? Или, быть может, стоить поспешить и, чтобы не потерять по ним НК, включить такие незарегистрированные НН в оставшиеся периоды 2014 года? Благо, такое право еще есть. Это, пожалуй, вопрос вопросов. Без разъяснений ГФС тут не обойтись.
Сам комментируемый Порядок вступит в силу с 01.01.2015 г. Тогда вовсю заработают СЭА и электронные счета по НДС.
А теперь посмотрим на некоторые разъяснения налоговиков касательно электронного администрирования НДС, которые уже появились в письме ГФСУ от 26.09.2014 г. № 4137/6/99-99-19-03-01-15.
В этом письме налоговики отреагировали на некоторые замечания по поводу будущего функционирования СЭА.
1. Чьи деньги на спецсчете. Контролеры подтвердили, что плательщик НДС не будет иметь доступа к средствам, которые он перечислил на электронный счет в СЭА, даже если такие средства окажутся излишними. С такого счета средства можно перечислить только в бюджет. Так будут списывать только сумму налоговых обязательств (НО), указанных в декларации по НДС. Излишне зачисленные средства на счет в СЭА могут быть использованы в дальнейшем: или для регистрации НН, или для уплаты НО, определенных в следующих декларациях по НДС. То есть излишне уплаченные средства могут быть «заморожены» на достаточно долгое время.
От себя добавим, что получить такие средства плательщик НДС сможет после аннулирования НДС-регистрации. Ведь остаток средств из СЭА спишут в бюджет (п. 2001.8 НКУ), а такую переплату можно будет получить в общем порядке согласно статьи 43 НКУ.
2. Автоматическое бюджетное возмещение. Новые критерии для автоматического бюджетного возмещения (БВ) (п. 200.19 НКУ) предусматривают возмещение налога в автоматическом режиме экспортерам и инвесторам.
Под «экспортерами» имеются в виду плательщики НДС, у которых удельный вес экспорта в течение предыдущих 12 месяцев составляет не менее 40 % общих поставок (п.п. «а» п.п. 200.19.3 НКУ).
«Инвесторами» считаются плательщики НДС, осуществившие инвестиции в необоротные активы (НА) в размерах не меньше 3 млн грн. в течение последних 12 календарных месяцев (п.п. «б» п.п. 200.19.3 НКУ).
При этом налоговики почему-то отождествляют право на получение БВ (не указывают, что речь идет об автоматическом БВ) с осуществлением инвестиций в собственную деятельность и/или осуществлением экспортных операций. Конечно, право на БВ может возникнуть при осуществлении других операций. Например, в результате приобретения товаров на сумму, превышающую сумму реализации.
Также настораживает вывод контролеров о том, что в случае несоответствия критериям, определенным в пункте 200.19 НКУ (для автовозмещения), суммы отрицательного значения зачисляются в состав НК отчетного периода. Дело в том, что обновленные с 01.01.2015 г. нормы НКУ не будут запрещать «обычное», т. е. неавтоматическое, БВ.
3. Перенос старых остатков БВ. Налоговики вполне справедливо указали, что нет оснований для того, чтобы учесть в СЭА суммы БВ, которые были задекларированы раньше (как на текущий счет, так и в счет будущих платежей).Такие суммы — это задолженность бюджета перед плательщиками. Они подлежат возмещению в порядке, установленном в соответствии со статьей 200 НКУ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2014 г. Поэтому эти суммы не имеют отношения к формуле, определяющей порядок формирования НО плательщика в 2015 году.
Зачисление прошлых долгов нарушило бы одно из основных правил введения СЭА — соответствие суммы начисленного НДС сумме уплаченного НДС.
4. Обязательство не ниже кредита. Налоговики напомнили, что с 1 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенные в статью 188 НКУ, которыми предусматривается, что база налогообложения операций по поставке товаров/услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/услуг. Это целенаправленный шаг для избежания минимизации НО.