Темы статей
Выбрать темы

Если налоговики требуют от единоналожника, предоставляющего услуги населению, первичные документы

Предприниматель на едином налоге занимается предоставлением услуг населению (автокран). Налоговики требуют от предпринимателя наличия первичных документов на все операции (у него таких документов нет, кроме документов, подтверждающих расходы). Грозят немалым штрафом — 510 грн. Правомерны ли требования налоговиков? Должны ли быть у предпринимателя, который не занимается торговой деятельностью, а предоставляет услуги, да и то физлицам, а не юрлицам, первичные документы? Какие это должны быть документы?

Вопрос очень интересный — давайте разберемся. Для начала выясним, откуда растут ноги у такого требования налоговиков. В пункте 44.1 НКУ есть такая норма:

«44.1. Для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым настоящего пункта.»

Штраф за нарушение этой нормы действительно 510 грн.

Так, согласно статье 121 НКУ:

«Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам начисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных статьей 44 этого Кодекса сроков их хранения ­и/или непредоставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных этим Кодексом, — влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривень.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривень

Давайте теперь разберем по полочкам, за что же полагается этот штраф.

Действительно, пункт 44.1 НКУ касается всех без исключения предпринимателей (в том числе и единоналожников). При этом в нем речь идет о том, что:

1) субъекты хозяйствования обязаны вести учет доходов и расходов на основании первичных документов;

2) плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами.

Начнем с учета доходов. Доходы предпринимателя можно получать в наличной и безналичной форме. Все безналичные поступления можно отследить по выпискам банка, а также вся их сумма записывается в Книгу учета доходов единоналожника.

Если же предприниматель получает выручку наличными, подтверждающими документами будут отчеты РРО, а если РРО нет (как у всех единоналожников) — поступление наличных подтверждается лишь записью о выручке в Книге учета доходов и расходов. То есть те предприниматели, которые РРО не используют, могут ограничиться записями в Книге учета доходов и расходов.

Наличные поступления в Книгу доходов единоналожник никакими документами подтверждать не обязан. Такого требования нет нигде в законодательстве: ни в Порядке № 1637, ни в НКУ. А раз нет требования для единоналожников подтверждать каждую запись дохода документально, его выполнять не нужно.

Более того, сама Книга учета доходов единоналожника и есть тем единственным учетным регистром, на основании которого заполняется потом декларация единоналожника. В Порядке № 1637 (пункт 7) так и сказано:

«Данные Книги используются плательщиком налога для заполнения налоговой декларации плательщика единого налога.»

Кроме того, проверяющим важно помнить, что единоналожники, как и все частные предприниматели, не ведут бухгалтерский учет, Закон о бухучете на них не распространяется, поэтому ни вести бухгалтерские документы, ни составлять финотчетность они не обязаны.

Что касается документов, подтверждающих расходы, нужно иметь в виду следующее. Единоналожники в своей декларации приводят только сумму дохода, а расходы вообще не отражают. Поэтому иметь документы, подтверждающие расходы, в связи с составлением декларации единоналожникам не обязательно. Но есть другая отчетность, «благодаря» которой от единоналожника требуется подтверждать расходы. В форме № 1ДФ предприниматель обязан указать все средства, которые он в течение квартала выплачивал гражданам или предпринимателям, в том числе за купленные у них товары, работы или услуги. А каждая из этих сумм согласно пункту 44.1 НКУ обязательно должна быть подтверждена первичным документом (например, выпиской банка, квитанцией, чеком или документом произвольной формы о наличной оплате товаров, работ или услуг, если они приобретались у граждан либо у физлиц-предпринимателей) (об этой проблеме мы не раз писали, см., например, «СД», 2013, № 4, с. 10).

В нашем случае у единоналожника есть документы, подтверждающие расходы, поэтому придраться к нему в плане расходной части налоговики уже не могут. Вопрос только в «доходной» части.

Конечно, для того чтобы избежать конфликтов с проверяющими, можно пойти налоговикам навстречу и составлять, например, каждый раз с заказчиками-физлицами договоры и акты выполненных работ (или только акты). Но еще раз повторимся: это вовсе не обязательно. ­Оштрафовать за отсутствие документов, подтверждающих доходы единоналожника, не имеют никакого права, поскольку:

Закон о бухучете на предпринимателей не распространяется и они бухучет не ведут. Поэтому иметь «под каждый чих» первичку им не нужно;

— требования о документальном подтверждении записей о доходах в Книге ни НКУ, ни Порядок № 1637 не содержит;

— сама Книга и является документом, подтверждающим доходы, поскольку именно на основании ее данных заполняется декларация единоналожника. Заполняя Книгу, предприниматель как раз и выполняет требования пункта 44.1 НКУ.

В споре с налоговиками по этому вопросу можно также воспользоваться письмом Минфина от 29.02.2012 г., в котором разъясняется, что:

«…При отражении доходов в Книге факт их поступления не всегда может быть подтвержден первичными документами, в частности получение наличных в оплату товаров (работ, услуг), поэтому Кодексом и Порядком (Имеется в виду Порядок № 1637. —Примеч. ред.) не предусмотрено требование обязательности осуществления записей в Книге на основании первичных документов. При этом данные, приведенные в Книге, являются подтверждением факта получения дохода и используются для составления налоговой декларации плательщика единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период.»

То есть Минфин также считает, что для единоналожника документом, подтверждающим объем дохода, является Книга, другие документы не нужны.

Документы консультации

НКУ— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок № 1637 — Порядок ведение книги учета доходов плательщиков единого налога первой и второй групп и плательщиков единого налога третьей группы, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость / Порядок ведения книги учета доходов и расходов плательщиками единого налога третьей группы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденные приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше