Темы статей
Выбрать темы

Расходы на содержание и ремонт основных средств: «одобрено» судом

Мирошниченко Виталина, консультант газеты «Собственное Дело»
Расходы на содержание и ремонт основных средств традиционно относятся к разряду спорных. Правда, вся их «спорность» — надуманная, и возникла лишь благодаря буйной фантазии налоговиков, которая, как ни крути, всегда устремляется в фискальную плоскость. В самом же законодательстве по этому вопросу предельная ясность: затраты на ремонт и обслуживание основных средств включаются в расходы. Радует, что судебная практика не идет на поводу у фискалов. Скорее наоборот: налоговики стали прислушиваться к судам, так как многие предприниматели уже смогли отстоять свое законно право на расходы по основным средствам. Присоединяйтесь!

А Баба-Яга против!

Любой предприниматель тратит деньги на обслуживание и ремонт своих основных средств (сюда можно отнести автомобили, РРО, компьютеры, витрины, холодильники и т. п.).

Причем, если он работает на общей системе налогообложения, то имеет полное право включить эти суммы в расходы*). Чем обосновано такое право? Оно следует из норм НКУ (см. рисунок на с. 16).

* Единоналожников данная проблема не касается, так как сумма расходов для них не играет никакой роли. Ведь единый налог они уплачивают с выручки (т. е. с оборота).

Как мы уже говорили, в НКУ никаких туманностей на этот счет нет. Тем не менее налоговики возражают, мол, поскольку предприниматели не ведут бухучет, расходы на ремонт они не смогут правильно определить.

Тут налоговики, скорее всего, имеют в виду пункты 144.1 и 146.12 НКУ, согласно которым в расходы можно включить затраты на ремонт, но не более 10 % балансовой стоимости основных средств (остальная сумма подлежит амортизации). При этом, чтобы определить балансовую стоимость основных средств, действительно, нужно вести бухучет.

Однако фискалы упорно не замечают главного: пункты 144.1 и 146.12 НКУ не распространяются на физлиц-предпринимателей! Эти правила касаются юрлиц — плательщиков налога на прибыль. А предприниматели (общесистемщики) для целей налогообложения руководствуются только статьей 177 НКУ, а также перечнем операционных расходов из раздела III НКУ.

Совсем недавно по этому вопросу высказался и ВАСУ в определении от 18.08.2014 г. по делу № К/800/55889/13. Из него можно сделать вывод, что суд придерживается такого же мнения:

 

img 1

Рис. Чем обосновано право включать в расходы предпринимателя затраты на ремонт основных средств

 

* Основные средства общехозяйственного назначения подразумевают их использование в управленческих целях (к примеру, ремонт главного офиса).

** Сюда можно отнести ремонт в торговом помещении (к примеру, в магазине).

 

«В соответствии с п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса Украины объектом налого­обложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.

Согласно п. 177.4. ст. 177 Налогового кодекса Украины к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, включаемые в расходы операционной деятельности согласно разделу III этого Кодекса.

Пунктом 138.1 статьи 138 Налогового кодекса Украины определено, что к расходам операционной деятельности относятся расходы, определенные согласно пунктам 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктам 138.10.2 — 138.10.4 пункта 138.10, пункту 138.11 этой статьи.

Подпункт «г» подпункта 138.8.5 пункта 138.1 Налогового кодекса Украины предусматривает, что в состав общепроизводственных расходов включаются расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения.

Анализ вышеприведенных норм дает основания считать, что расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт основных средств являются расходами операционной деятельности и могут быть отнесены физической лицом — предпринимателем к расходам, связанным с хозяйственной деятельностью.

Установлено, что основным видом деятельности истца является организация грузовых перевозок и другая деятельность грузового транспорта.

Суды предыдущих инстанций, установив документальное подтверждение расходов, связанных с покупкой и заменой аккумуляторов, воздушных, топливных и смазочных фильтров, сайлентблоков, ступиц, ресоров, автошин и других запасных частей, которые были использованы для текущего ремонта автомобилей, подтверждение расходов на приобретение строительных материалов (металл, швеллер, профнастил, козырек, каркас) для ремонта корпусов рефрижераторов, а также подтверждение расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, пришли к обоснованному выводу об учете истцом этих расходов при определения налогооблагаемого дохода

Чтоб комар носа не подточил

Но несмотря на позицию ВАСУ, практически со стопроцентной уверенностью можно предположить, что налоговики будут по-прежнему противиться тому, что предприниматели включали в расходы стоимость ремонта основных средств.

Тем не менее, если вы — смелый и сознательный общесистемщик, который готов бороться за свои права (не какие-то гипотетические, а имеющие финансовую выгоду), то можете учесть в расходах средства, потраченные на ремонт и содержание зданий, автомобилей, витрин и иных основных фондов. Однако сразу готовьтесь к суду с налоговиками.

Для того чтобы уверенно чувствовать себя в суде и добиться решения в свою пользу, нужно каждую операцию по ремонту оформлять документально.

Обратите внимание

Покупая материалы для ремонта, обязательно оформляйте такую покупку документально (договор, счет, платежка, чек, квитанция и т. п.).

Кроме того, составляйте акт, согласно которому приобретенные материалы были списаны на ремонт здания, автомобиля и т. п. Акт можно составить в произвольной форме, если вы осуществляете ремонт собственными силами. Если же ремонт вам делает исполнитель, тогда акт лучше согласовать с ним и попросить его подписать данный документ. Можно вместо акта использовать счет.

В акте стоит также указать, что ремонтируемые основные средства используются предпринимателем в обще­производственной, административной или сбытовой деятельности.

Итак, если вы заранее заручитесь документами на ремонт, то в дальнейшем они станут вам изрядным подспорьем, которое поможет отстоять в суде свое право на «ремонтные расходы».

К примеру, существует немало судебных решений, в которых суд признавал право предпринимателя включать в расходы стоимость приобретения запасных частей, шин, технического обслуживания и т. п. (к примеру, определение ВАСУ от 26.01.2012 г. по делу № К-55765/09, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 20.10.2011 г. по делу № 2а-6466/10/0470, постановление Ровненского окружного административного суда от 18.03.2013 г. по делу № 817/540/13-а).

К счастью, к здравым выводам судов в последнее время начали прислушиваться и налоговики. Не так давно в «ЗIР» ГФСУ появилась консультация, в котором налоговики дали «добро» на то, чтобы предприниматели-­перевозчики* включали в расходы стоимость запчастей, шин и техобслуживания автомобиля. При этом всем остальным предпринимателям (т. е. неперевозчикам) такого разрешения пока не дают.

* Имеются в виду и грузоперевозчики, и пассажиро-перевозчики.

Что ж, хотя и со скрипом, но налоговая практика все-таки тронулась в верном направлении. И это должно вдохновлять на дальнейшую борьбу с налоговиками, дабы на них поскорее снизошло полное озарение в этом вопросе.

Что касается самой свежей судебной практики, то ниже в таблице мы приведем ее обзор. Кстати говоря, огромное количество судебных решений — в пользу предпринимателей. Так что дерзайте!

Свежая судебная практика, касающаяся отражения расходов на ремонт основных средств

Вывод суда

Номер дела

1

2

Судом высказана мысль о том, что ремонт, который необходим для поддержания основного средства в работоспособном состоянии, включается в расходы в размере 100 %.
А вот ремонт, который приведет к увеличению будущих экономических выгод (модернизация, реконструкция), можно относить в расходы в размере не более 10 % балансовой стоимости основных средств

Постановление Полтавского окружного административного суда от 04.08.2014 г. по делу № 816/1503/14

Стоимость работ по реконструкции и модернизации основных фондов хотя и не относится в расходы (90 %), но налоговый кредит по НДС в связи с покупкой стройматериалов и оплатой строительно-ремонтных работ отражать можно

Постановление Окружного административного суда г. Киева от 29.07.2014 г. по делу № 826/6446/14

В расходы можно полностью включить суммы, потраченные на текущий ремонт зданий, сооружений (используемых в хоздеятельности), но не на строительство, реконструкцию, модернизацию или иное улучшение основных средств. В расходы включается электроэнергия, потребленная на строящемся объекте (подпункт «д» подпункта 138.8.5 НКУ)

Постановление Ровенского окружного административного суда от 25.07.2014 г. по делу № 817/1140/14

Суд особо подчеркнул, что «начисление амортизационных отчислений на основные средства, их ремонт и улучшение и дальнейшее включение в состав расходов являются вполне правомерными»

Постановление Житомирского окружного административного суда от 21.07.2014 г. по делу № 806/1005/14

У предпринимателя есть право включать в расходы средства, потраченные на ремонт и улучшение даже арендованных основных средств (но не более 10 % балансовой стоимости основных средств)

Определение Одесского апелляционного административного суда от 18.06.2014 г. по делу № 814/763/13-а

«Статья 139 НКУ содержит перечень расходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Расходы на ремонт основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, не зафиксированы в перечне, приведенном в статье 139 НКУ.»
Значит, они могут включаться в расходы в полном объеме.
Кроме того, по материалам, приобретенным для ремонта, и по самим ремонтным работам есть право на налоговый кредит по НДС

Постановление Днепропетровского окружного административного суда от 11.04.2014 г. по делу № 804/3063/14

 

Заметьте: в последнее время судебная практика шла по тому пути, когда в основном признавалась необходимость вести учет балансовой стоимости основных средств и уже исходя из 10 %-го лимита отражать или не отражать расходы.

Так что самым щепетильным предпринимателям мы бы порекомендовали вести учет балансовой стоимости основных средств, для чего можно использовать типовые формы, утвержденные приказом № 352, или же разработать собственные. Главное, чтобы в таких документах были все реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона о бухучете.

Кстати, еще один вопрос сродни расходам на ремонт — это амортизация основных средств (т. е. постепенное включение в расходы первоначальных капиталовложений). Налоговики уже очень давно запрещают предпринимателям включать в расходы амортизацию. Однако с точки зрения НКУ это вполне законно. О том, как отстоять такое право в суде, мы подробно рассказывали в «СД», 2013, № 12, с. 6.

В заключение заметим, что по смежной проб­леме — налоговый кредита по НДС при приобретении основных средств, см. наш комментарий к письму налоговиков на с. 6 этого номера.

Выводы

Расходы на содержание и ремонт автомобиля (шины, запчасти, техосмотр) могут спокойно отражать только предприниматели-перевозчики. Налоговики им это разрешили.

Все остальные, дерзнувшие отразить такие расходы вопреки воле налоговиков, должны быть готовы к суду. Это же касается и перевозчиков, которые захотят включить в расходы ремонт других основных средств, помимо автомобилей (к примеру, зданий, компьютеров и др.).

Но не нужно сдаваться! Ведь судебная практика — полностью на стороне предпринимателей. Главное — позаботиться о наличии как можно большего количества документов, подтверждающих факт расходов (договоры, счета, акты списания, акты выполненных работ, чеки, квитанции, платежки и т. д.).

Кстати, в судебном порядке можно отстоять и право на налоговый кредит по НДС в связи с расходами на ремонт.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Приказ № 352 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше