Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Простые ответы на сложные вопросы о том, как программисту работать с иностранными заказчиками

Мирошниченко Виталина
Собственное Дело Сентябрь, 2014/№ 18
Печать
Сегодня многие программисты выбирают фриланс. Причем нередко они предпочли бы выполнить заказ для иностранного лица, но сомневаются в том, как правильно оформить такие отношения. И если при работе с физлицами-нерезидентами еще можно как-то лавировать, то при выполнении заказа для зарубежного предпринимателя или юрлица все должно быть строго «по закону». Что ж, мы поможем вам не упустить свою удачу. Встречайте практический путеводитель по сотрудничеству с иностранным заказчиком!

Прежде, чем начать

Как только у программиста появляется возможность выполнять работу «за рубеж», он понимает, что может сделать это одним из двух способов:

Способ 1

оставаться обычным физлицом и получать оплату за свои услуги в виде денежных переводов (якобы благотворительная помощь от заграничного «родственника/друга» или электронные платежи через WebMoney, Qiwi, PayPal, E-gold и др). И хотя это не совсем законно, такой вариант взаимоотношений с иностранным заказчиком встречается сплошь и рядом.

Способ 2

зарегистрироваться предпринимателем и официально выполнять услуги на экспорт. Этот вариант, конечно, более затратный и по времени, и деньгам, но он позволяет выполнять услуги под заказ не только для зарубежных граждан, но и для юрлиц и предпринимателей. А последние, стоит признать, гораздо с большей охотой идут на контакт с «ФЛП Иванов И. И.», чем с гражданином Ивановым И. И.

И поскольку таких предложений становится все больше, а условия сотрудничества — весьма привлекательны, сегодня мы разберемся с тем, как законно предоставить IT-услуги на экспорт.

Если вы все еще не зарегистрированы в качестве предпринимателя, посетите госрегистратора и зарегистрируйтесь. Впрочем, можно попробовать это сделать и не выходя из дома — посетите сайт rp.irc.gov.ua (подробнее см. «СД», 2013, № 6, с. 3).

Система налогообложения. Для тех, кто желает работать на общей системе налого­обложения, никаких замечаний нет. Если же вы планируете стать единоналожником, нужно правильно выбрать группу.

Совет

Чтобы предоставлять услуги на экспорт, выбирайте только группу 3 или 5 единоналожников (с НДС или без НДС — как угодно).

Помните, что единоналожники группы 2 не имеют права предоставлять услуги иностранцам: ни юрлицам, ни предпринимателям, ни гражданам.

А вот вопрос о гражданах-иностранцах разъяснили налоговики (письмо ГУ Миндоходов в Черновицкой области от 25.07.2013 г. № 282/10/24-00-17-19). В частности, они отметили, что населением считаются только те иностранцы, которые проживают на территории Украины длительное время. Значит, иностранцы с местом жительства за пределами Украины не являются населением. А раз так, то единоналожник группы 2 не вправе предоставлять им услуги.

Аккредитация на таможне. Предприниматели, которые планируют заниматься исключительно поставкой услуг, не обязаны проходить аккредитацию на таможне и получать карточку субъекта ВЭД. Такая обязанность установлена лишь для тех, кто намерен перемещать через границу товары (статья 455 и пункт 57 статьи 4 ТКУ).

Лицензия.Предоставление IT-услуг не подлежит лицензированию. Так что можно спокойно работать без лицензии.

Но есть некоторые специфические виды деятельности, смежные с IT-услугами, на которые лицензия нужна. Обратите на них внимание (статья 9 Закона о лицензировании):

— предоставление услуг в сфере криптографической защиты информации (кроме услуг электронной цифровой подписи);

— производство, экспорт и импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц;

— предоставление услуг в сфере технической защиты информации.

 

Этап 1. С чего начинается ВЭД-договор

Составляя форму такого договора, лучше всего ориентироваться на Положение № 201, в котором приведены рекомендации по содержанию ВЭД-контакта.

Совет

Рекомендуем составлять ВЭД-договор с параллельным переводом, т. е. сразу на двух языках (иностранный и украинский). Оформить его можно в виде двух столбиков (слева — украинский вариант, справа — иностранный, или наоборот).

Это позволит в дальнейшем избежать лишних затрат времени и денег на перевод договора и его удостоверение.

Кстати, вместо украинского языка в договорах нередко используют русский, но были прецеденты, когда проверяющие пытались признать такие договоры недействительными. И хотя им это удавалось редко, лучше не создавать себе лишних проблем.

И пару слов о печати на договоре. Раньше в банках требовали печать на договоре от иностранных юрлиц. В связи с этим возникало множество проблем, так как во многих странах печати уже давным-давно не используются. Как выход, мы рекомендовали указывать место заключения договора — страну заказчика. Это позволяло руководствоваться их законодательством и признавать договор действительным даже без печати.

К счастью, скоро эта проблема должна исчезнуть.

На заметку

С 06.11.2014 г. печати отменяются уже и в Украине (Закон № 1206-VII). Так что после этой даты банки, скорее всего, не будут придираться к отсутствию печати на ВЭД-контракте.

Стало быть, местом заключения договора вполне можно избрать Украину. А это в случае судебных споров с заказчиком существенно облегчит вам жизнь, так как не придется лететь за рубеж на каждое слушание дела.

 

Этап 2. Как получить оплату

Существует немало способов получить оплату от зарубежного заказчика:

— адресные платежи в системе WebMoney;

— поступление денег на валютный счет через платежные шлюзы эмитентов электронных денег;

— получение именного чека от иностранца и обналичка его в Украине и др.

Так или иначе, но эти варианты применяются в основном в тех случаях, когда заказчиком является иностранный гражданин (физлицо). Подробнее о них мы рассказали в прошлом номере на с. 42.

Любая более-менее солидная компания предпочтет перевести вам оплату на банковский счет с помощью обычных банковских переводов. Так что с этим сейчас разберемся подробнее.

Итак, начнем с того, что вам нужно открыть валютный счет в банке. В этом нет ничего сложного — достаточно посетить банк и подписать там договор от открытии счета. С собой захватите паспорт и копию выписки из ЕГР.

Если вы получаете от клиента предоплату за услуги, то банку достаточно будет предоставить копию ВЭД-контракта, так как эта операция не подпадает под ВЭД-контроль.

Если же оплата происходит после предоставления услуг, банк потребует копии:

ВЭД-контракта;

инвойса;

акта выполненных работ (услуг).

Зачем им это нужно? Для контроля за свое­временностью расчетов в инвалюте.

Обратите внимание

Выручка от продажи услуг на экспорт должна попасть на ваш валютный счет в течение 90 календарных дней с момента подписания акта или другого документа, который удостоверяет выполнение работ, предоставление услуг (статья 1 Закона об инвалютных расчетах*).

За нарушение предусмотрена пеня в размере 0,3 % не поступившей суммы за каждый день просрочки (статья 4 Закона об инвалютных расчетах).

Причем, если 90-й календарный день приходится на выходной или праздничный день, то перенос предельного дня ВЭД-расчетов не осуществляется (см. раздел 114.02 «ЗIР» ГФСУ).

* В статье 1 Закона об инвалютных расчетах предусмотрен 180-дневный срок, однако НБУ предоставлено право его сокращать. До 20.08.2014 г. этот срок составлял 90 календарных дней (постановления № 453 и № 270). Очевидно, это ограничение еще не раз будут продлевать очередными постановлениями НБУ.

Что касается ВЭД-контракта и инвойса, то с ними проблем нет: в любом случае вы оформляете эти документы, а предоставить их копии в банк не составит труда.

Обратите внимание

Чтобы платеж вашего клиента не «затерялся» в банке и благополучно попал на ваш счет, нужно обязательно указать в назначении платежа не только номер инвойса, но и номер ВЭД-контракта (например Website development, Invoice #111, AGREEMENT № o. SWD 010032 from Aug 01, 2014).

Поэтому есть смысл отправлять заказчику инвойс, в котором вы уже самостоятельно правильно заполнили поля «получатель» и «назначение платежа».

Сложнее дело обстоит с актом выполненных работ (услуг), так как зарубежные партнеры не пользуются таким документом. Им достаточно инвойса (счета-фактуры). Поэтому приходится убеждать их в необходимости составлять акт, а также тратить свое время на оформление этой бумаги.

Что можно посоветовать в этом случае?

Совет

Укажите в ВЭД-контракте, что передача услуг подтверждается счетом-фактурой (инвойсом) и ежемесячно выставляйте заказчику инвойс.

В таком случае инвойс будет и основанием для оплаты, и одновременно актом передачи предоставленных услуг заказчику. С этим соглашались и налоговики (письмо ГНСУ от 06.02.2012 г. № 2282/6/15-1415).

Поступая так, вы избавитесь от необходимости дополнительно составлять акт предоставленных услуг и подавать его в банк.

 

На заметку

Любые расчеты наличными с нерезидентом запрещены.

Получать оплату от иностранного клиента наличными в конверте-посылке нельзя. Согласно статье 7 Декрета № 15-93 «расчеты в гривне и в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами за экспорт/импорт работ, услуг осуществляются только через уполномоченные банки».

Валютная выручка в Книге УДР. Напомним, что валюта, полученная от нерезидента, попадает сначала на распределительный счет в банке. Затем перечисляется на его текущий счет в гривневом эквиваленте. В такой ситуации инвалютный доход лучше все-таки записывать в Книгу УД (УДР) на дату его зачисления на распределительный счет.

При этом в гривни он пересчитывается по курсу НБУ, действующему на 00:00 того дня, в который выручка пришла на распределительный счет (письмо Миндоходов от 08.05.2014 г. № 8180/6/99-99-19-03-02-16).

Подробнее об этом мы писали в «СД», 2014, № 9, с. 19.

Обратите внимание

С 21.08.2014 г. Правление НБУ на 3 месяца повысило размер обязательной продажи на межбанке поступлений в иностранной валюте из-за рубежа с 50 до 100 %.

Таким образом, предприниматели и юр­лица обязаны продавать 100 % валютной выручки.

А вот граждан-физлиц от такой обязанности недавно освободили. Правда, освобождение действует только для переводов, не превышающих 150 тыс. грн. в день (постановление № 423).

Напомним, что требование о продаже распространяется на поступления в виде инвалюты группы 1* Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением № 34, а также в российских рублях.

* К группе 1 относятся: австралийские доллары, английские фунты стерлингов, датские кроны, доллары США, исландские кроны, канадские доллары, норвежские кроны, шведские кроны, швейцарские франки, японские ены, евро, СПЗ, золото, палладий, платина, серебро.

Этап 3. НДС

Если предприниматель намерен предоставлять IT-услуги зарубежным заказчикам, то, как правило, ему для этого необязательно становиться плательщиком НДС.

Для услуг:

— по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения;

— по обработке данных;

— по предоставлению консультаций по воп­росам информатизации;

— других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, —

местом поставки является место постоянного проживания получателя (пункт 186.3 НКУ). То есть, если эти услуги вы предоставляете нерезиденту, то место их поставки — не территория Украины.

А значит, они не являются объектом обложения НДС (так как НДС облагаются лишь услуги с местом поставки на территории Украины — пункт «б» пункта 185.1 НКУ). С этим согласны и налоговики (письмо ГНСУ от 04.05.2012 г. № 6445/5/15-3416, раздел 101.14.07 «ЗІР» ГФСУ).

Стало быть, регистрироваться плательщиком НДС предпринимателю не нужно.

Если же вы — уже зарегистрированный плательщик НДС, то стоит учитывать важный нюанс: несмотря на то, что при поставке IT-услуг нерезиденту налоговая накладная не выписывается, такую поставку все равно следует отразить в Реестре налоговых накладных и в декларации по НДС (строка 4).

Подробнее см. «СД», 2014, № 14, с. 34.

Этап 4. Оформление экспорта услуг

Мы уже говорили о том, что при экспорте услуг аккредитация на таможне не нужна, поскольку физически никакие товары не пересекают границу. Именно поэтому при экспорте услуг не нужно составлять ГТД.

Однако у многих программистов возникает следующий вопрос: можно ли разработку программного обеспечения под заказ также считать услугой? Или это продажа товаров?

Спешим вас успокоить: это услуга. В этом не сомневаются ни таможенники (письмо Гос­таможслужбы от 06.10.2011 г. № 12.2/2/1599-ЕП), ни налоговики (письмо Миндоходов от 16.08.2013 г. № 9151/6/99-99-19-04-02-15).

Итак, информация в виде программного продукта, которая передается сетью Интернет без перемещения через таможенную границу Украины носителей информации*, не декларируется таможенным органам (не нужно составлять ГТД). Соответственно, факт предоставления такой услуги подтверждается актом выполненных работ (или инвойсом).

* Налоговики, кстати, не имеет ничего против передачи программ на носителях (дисках, флешках, съемных жестких дисках и т. п.). В любом случае: передана ли программа через Интернет или на носителе, они признают ее результатом выполнения услуг и не требуют составлять ГТД и облагать НДС.

Выводы

Чтобы законно предоставлять IT-услуги нерезиденту, нужно зарегистрироваться предпринимателем (общая система или единый налог, группы 3 либо 5) и открыть валютный счет в банке.

Проходить аккредитацию на таможне и становиться плательщиком НДС необязательно.

Отношения с иностранными заказчиками оформляются ВЭД-контрактом, инвойсом (и в некоторых случаях — актами выполненных услуг). Копии этих документов потребует банк для контроля за расчетами по ВЭД-контракту. Ведь оплата за услуги должна поступить от нерезидента в течение 90 календарных дней после получения им услуги. В противном случае предпринимателю-программисту грозит пеня за несвоевременное получение валютной выручки.

В Книге УДР выручка отражается по курсу НБУ, действующему на 00:00 того дня, в который она пришла на распределительный счет банка.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 1206-VII — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.

Закон об инвалютных расчетах — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Декрет № 15-93 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Постановление № 453 — постановление Правления НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров и внедрении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 14.11.2013 г. № 453.

Постановление № 270 — постановление Правления НБУ «Об изменении сроков расчетов и внедрении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 12.05.2014 г. № 270.

Постановление № 34 — постановление Правления НБУ «Об утверждении Классификатора иностранных валют» от 04.02.98 г. № 34.

Постановление № 423 — постановление Правления НБУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 15.07.2014 г. № 423.

Положение № 201 — Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц