Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Если предприниматель что-либо производит, должен ли он выполнять гарантийные обязательства?

Собственное Дело Сентябрь, 2014/№ 18
Печать
Предприниматель занимается производственной деятельностью. Должен ли он выполнять гарантийные обязательства и если да, то какие?

Ответы на поставленные вопросы находим в Законе о защите прав потребителей и ХКУ. Так, производитель отвечает за качество и безопасность своей продукции в течение гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором (пункт 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).

Вторит ему и ХКУ, обязывая производителя за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товар (пункт 6 статьи 269).

При этом гарантийный срок — это срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или какое-либо третье лицо) берет на себя обязательства осуществить бесплатный ремонт или замену соответствующей продукции в связи с вводом ее в оборот (пункт 5 статьи 1 Закона о защите прав потребителей).

Иными словами, в течение гарантийного срока у предпринимателя — производителя* продукции перед покупателями возникают гарантийные обязательства.

* Гарантийные обязательства по договоренности сторон может выполнять продавец, т. е. третье лицо в цепочке «производитель — продавец — покупатель».

Обратите внимание

Гарантийные обязательства у производителя возникают независимо от того, является покупателем обычный гражданин, предприниматель или юрлицо.

Заметим, что зачастую гарантийные сроки производители устанавливают самостоятельно. Гарантийный срок должен быть указан в паспорте на товар или на его этикетке либо в любом другом документе, прилагаемом к товару.

Вместе с тем нужно помнить, что потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока (статья 8 Закона о защите прав потребителей). Такое требование может быть предъявлено на протяжении установленного срока службы, а если он не установлен — на протяжении 10 лет, если в товаре были обнаружены недостатки (существенные недостатки), возникшие по вине производителя.

В ситуации, когда гарантийные сроки на товар производителем (продавцом) не установлены, покупатель имеет право предъявить ему соответствующие требования, если недостатки были обнаружены на протяжении 2 лет, а в отношении объекта строительства — не позднее 10 лет со дня передачи их потребителю.

При этом отметим два важных момента:

1) при выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на время пребывания товара в ремонте (данный срок исчисляется со дня, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков) (часть 6 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, часть 6 стать 269 ХКУ);

2) при обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена (часть 7 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, часть 6 статьи 269 ХКУ).

Выполнить гарантийные обязательства можно одним из следующих способов:

— бесплатно устранить недостатки товара (гарантийный ремонт);

— возместить расходы на устранение недостатков товара;

— снизить цену пропорционально недостатку (дефекту);

— заменить товар на такой же товар или аналогичный товар из числа имеющихся у производителя;

— расторгнуть договор и вернуть уплаченные за товар деньги.

Наиболее часто предприниматели практикуют гарантийный ремонт или возврат денег за некачественный товар.

Как такие операции отразить в учете предпринимателя, расскажем в таблице на с. 32.

 

Табл. Предпринимательский учет гарантийных обязательств

Вид устранения недостатков

У общесистемщика

У единоналожника — неплательщика НДС

Бесплатное устранение недостатков товара (гарантийный ремонт)

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание признаются расходами* того отчетного периода, в котором они были осуществлены (подпункт «є» подпункта 138.10.3, пункт 177.4 НКУ). Причем независимо от статуса потребителя — физическое или юридическое лицо**

Расходы не учитывают

* Необходимо соблюдать следующие условия: такие расходы не компенсируются за счет покупателя; их размер соответствует обнародованному; по установленной форме ведется книга учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию).
** Спасибо за это ОНК № 366. Ранее расходы на гарантийный ремонт товаров потребителям-юрлицам учитывать запрещалось. Но! По всей видимости, остается фискальное правило, что включать в налоговые можно лишь «гарантийные» расходы, понесенные по товарам, упомянутым в Перечне групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене (см. приложение 1 к Порядку № 506). Хотя с этим можно спорить.

Возврат денег за некачественный товар

Сумму средств, которую предприниматель возвращает за товары (работы и услуги), отражают в графе 3 Книги УДР. Причем без знака «минус».
Одновременно необходимо уменьшить ранее отраженные расходы. Такая запись отражается в графе 6 Книги УДР. Причем в этом случае — со знаком «минус». Считаем, что одновременно стоит сделать запись в графе 5, куда необходимо внести реквизиты акта возврата между покупателем и предпринимателем-продавцом

В день возврата покупателю средств заполняем специальную графу 3 Книги УД

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о защите прав потребителей Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 506 — Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

ОНК № 366 — Обобщающая налоговая консультация относительно расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, утвержденная приказом Миндоходов от 01.07.2014 г. № 366.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц