Темы статей
Выбрать темы

Как правильно указать исковое требование?

Редакция СБ
Комментарий от 26.02.2009 г. № 37/365, 37/223, 6/301

Как правильно

указать исковое требование?

 

Постановления ВХСУ от 26.02.2009 г. № 37/365, от 05.03.2009 г. № 37/223, от 26.02.2009 г. № 6/301

 

Суды преимущественно исходят из того, что выбор искового требования следует делать, исходя из способов защиты нарушенного права, названных в

ст. 16 Гражданского кодекса2 и ст. 20 Хозяйственного кодекса3. Соответственно, это могут быть такие формулировки:

2

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

1)

признать право (например, на использование имущества, установление сервитута и др.);

2)

признать сделку (договор) недействительной;

3)

прекратить действия, нарушающие право (обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок и т. п.);

4)

восстановить положения, существовавшее до нарушения (освободить участок от самовольно построенного здания);

5)

принудительно выполнить обязанность в натуре (выплатить задолженность по договору, передать результаты работ и т. д.);

6)

установить, изменить или прекратить правоотношения (расторгнуть договор в одностороннем порядке либо внести в него изменения, или, например, обязать другое предприятие к заключению договора);

7)

возместить убытки;

8)

возместить неимущественный ущерб (юрлица данный способ защиты могут применить лишь в том случае, если он нанесен вне рамок договорных отношений — см., например, решение хозяйственного суда г. Киева от 01.04.2008 г. по делу № 20/86);

9)

применить штрафные санкции (взыскать штраф или пеню, предусмотренные договором либо законом).

В то же время ВХСУ, например, не считает надлежащим предметом иска требование признать договор незаключенным либо обязать ответчика к подписанию акта приемки-передачи товара по договору поставки. Как указано в одном из постановлений,

предметом иска может быть имущественно-правовое или неимущественное требование истца к ответчику, и не могут быть обстоятельства, выступающие доказательствами в деле, в частности, подписание актов приемки-передачи, поскольку такие акты подтверждают наличие либо отсутствие юридических фактов (постановления ВХСУ от 26.02.2009 г. № 37/365, от 05.03.2009 г. № 37/223), либо, например, признание общественного обсуждения строительства несостоявшимся, поскольку такой способ защиты не приведет к восстановлению нарушенных прав истца (постановление ВХСУ от 26.02.2009 г. № 6/301).

Привлекает внимание также

постановление ВХСУ от 22.01.2009 г. № 05-5-34/3592 как достаточно либеральное в отношении требований к порядку подачи искового заявления. Так, в нем, в частности, указано, что суд не должен отказывать в приеме иска к рассмотрению на том лишь основании, что у него возникли сомнения в части наличия у должностного лица на подписание иска. В этом случае суд может обратиться к субъекту хозяйствования с требованием предоставить доказательства, удостоверяющие должностное положение такого лица и объем его полномочий. Кроме того, не могут быть признаны правомерными требования суда о приложении к иску устава предприятия и справки из Единого государственного реестра юрлиц и физлиц-предпринимателей. Интересно также, что в данном постановлении ВХСУ опроверг уже устоявшееся мнение о том, что надлежащим доказательством направления копии иска контрагенту должно быть письмо с описью вложения, указав, что в качестве такого доказательства достаточно подать чек почтового отделения, в котором указаны адрес и наименование получателя. Отсутствие описи не может быть основанием для отказа в приеме иска (постановление ВХСУ от 22.01.2009 г. № 05-5-34/3592).

 

Роман Кабальский, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше