Темы статей
Выбрать темы

Предприниматель-единоналожник — строитель

Редакция СБ
Статья

Предприниматель-единоналожник — строитель

Наталья Григорьева, консультант

 

Физическое лицо — предприниматель с наемными лицами, на едином налоге и со строительной лицензией, выполняет ремонтные и строительные работы для бюджетных организаций и частных лиц. Какие требования к первичной документации предъявляются к такому ФЛП? Какой учет обязан вести предприниматель-строитель?

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-ІV.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

Порядок № 1269

— Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.1999 г. № 599.

Положение № 88

— Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.1995 г. № 88.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.1995 г. № 436/95.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

 

Вопрос о ведении подробного учета предпринимателем-единоналожником все больше волнует контролирующие органы. В то же время база налогообложения не зависит от результатов такого учета, ведь сумма единого налога останется такой же независимо от расходной части. Эти факторы порождают настойчивое желание ГНАУ «отрегулировать» вопрос ведения строгого учета на основании первичных документов в сторону обязательности и «штрафоопасности». Так, серия ее писем (

письма ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/237017/1485, от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159) дает основания полагать, что впредь при проверках налоговики будут серьезно наказывать предпринимателей за отсутствие либо ненадлежащее оформление первичных документов. Предприниматель-строитель в этом случае не является исключением.

Давайте попробуем разобраться, какие же первичные документы желательно хранить и собирать предпринимателю-единоналожнику, чтобы иметь возможность отстоять свой учет при проверке.

При этом определимся, какие именно документы мы понимаем под «первичными документами». Для этого обратимся к главным бухучетным нормативам, которые, хоть и являются обязательными только для предприятий, но суть учетного документооборота объясняют для всех субъектов хозяйственной деятельности.

 


Закон о бухучете

Статья 1. Определение терминов

— первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;

<…>

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

<…>


 

Первичные документы

— это связующее звено между событиями, имеющими денежное определение, и тем результатом, который показывает учет хозяйственной деятельности предприятия. Чаще всего это документы, которые оформляются при осуществлении хозяйственной операции, например: договоры, акты закупки, счета, платежки, квитанции, товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные, доверенности, документы на оприходование или списание товаров и материалов, сертификаты и т. п.

Рассматривая данную тему, нас не интересуют различные разрешения, лицензии, патенты, документы на пользование помещением и прочая организационная документация «строительного» предпринимателя.

 

Учет доходов

Документы, подтверждающие доход.

При учете доходов у предпринимателя-единоналожника действует правило «по деньгам». Собственно, тут в роли первичных документов выступают банковские выписки и копии документов, подтверждающие прием наличных от заказчика. В содержании и форме документов о приеме наличных необходимо учитывать нюансы, описываемые в Законе об РРО.

 


Закон об РРО

<…>

Статья 3. Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны:

<…>

15) предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины «О защите прав потребителей». Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную указанным Законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения.

Статья 9. Регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:

<…>

6) при продаже товаров (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), если такие субъекты не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в

порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, по представлению государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регуляторную политику;

<…>


 

Также в своем

письме от 30.12.2005 г. № 13365/6/ 23-8019 ГНАУ считает правомерным использование этой категорией предпринимателей товарного чека для оформления расчетных операций. Налоговики признают тот факт, что не существует строгой формы такого документа. Поэтому при разработке формы и содержания чека следует исходить из того, что товарный чек относится к расчетным документам и должен содержать название «Товарный чек» и реквизиты, присущие кассовому чеку, кроме указания в нем фискального номера и надписи «Фискальный чек». Такие «фискальные» реквизиты присущи только чекам из РРО.

Кроме того, для придания товарному чеку статуса «полноценного» первичного документа следует его дополнить другими обязательными реквизитами, предусмотренными

ст. 9 Закона о бухучете :

— порядковый номер товарного чека;

— дата и место составления;

— наименование хозяйственной единицы продавца;

— адрес хозяйственной единицы продавца;

— идентификационный номер;

— индивидуальный налоговый номер плательщика НДС;

— содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции: наименование товара (работ, услуг), единица измерения (шт., кг и т. п.); стоимость единицы товара, общая стоимость проданного товара;

— размер ставки НДС в процентах, общая сумма НДС по всем указанным в чеке товарам (для плательщиков НДС);

— форма оплаты и сумма средств, полученных в оплату по данному товарному чеку (в нашем случае — оплата наличными), возможно в виде штампа «Оплачено»;

— должностное лицо, ответственное за осуществление хозяйственной операции, и его личная подпись (товарный чек может составлять как сам предприниматель, так и уполномоченный на это наемный работник предпринимателя);

— печать ФЛП (если она есть);

— статус плательщика: ФЛП — плательщик единого налога или фиксированного налога, с указанием реквизитов свидетельства об уплате единого налога или фиксированного патента.

Такой товарный чек вряд ли вызовет нарекания как со стороны покупателя, так и со стороны проверяющих.

Как упомянуто в преамбуле к статье, предприниматель работает с предприятиями бюджетной сферы. И это накладывает на него обязательства по оформлению специальных первичных строительных форм: таких, как

Кб-2в и Кб-3. Напомним, что с конца 2009 г. эти формы претерпели изменения.

 


Письмо Минрегионстроя от 08.12.2009 г. № 12/19-2-9/11-5008

«Об утверждении типовых форм первичных документов по учету в строительстве»

<…>

С целью приведения этих типовых форм к требованиям законодательства приказом Министерства регионального развития и строительства от 4 декабря 2009 года № 554 (прилагается) (см. отдельно в базе) утверждены типовые формы первичных учетных документов в строительстве № КБ-2в «Акт приема выполненных строительных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах», которые следует применять при проведении взаиморасчетов за выполненные строительные работы между заказчиками и исполнителями работ в строительстве с момента принятия приказа об их утверждении.

<…>


 

В другом

письме Минрегионстрой также подтвердил, что между «обычными» заказчиками (не бюджетниками) и подрядчиками допускаются отличные от Кб-2в формы документов.

 


Письмо Минрегионстроя от 09.03.2010 г. № 12/19-2-9-21-23681

О применении типовых форм первичных учетных документов в строительстве

 

1 Комментарий к этому письму см. в газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 8, с. 6. Также по этому поводу см. комментарий к письму Минрегионстроя от 16.03.2010 г. № 12/19-3-9-14-295 в газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 9, с. 6.

 

<…>

Министерство регионального развития и строительства рассмотрело письмо общества по применению типовых форм первичных учетных документов в строительстве и сообщает. Типовые формы первичных учетных документов в строительстве «Акт приема выполненных строительных работ» (типовая форма № КБ-2в) и «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах» (типовая форма № КБ-3), утвержденные приказом Минрегионстроя от 4 декабря 2009 года № 554, приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Указанные типовые формы подлежат обязательному применению при проведении взаиморасчетов за выполненные работы между заказчиками и исполнителями работ по строительству, осуществляемому за счет бюджетных средств и средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. № 731 (с изменениями), не подлежат государственной регистрации формы отчетности, в том числе по государственным статистическим наблюдениям, административным данным и другие. По объектам, строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, типовые формы применяются в соответствии с условиями договора подряда.

<…>


 

Заполнение учетных регистров.

Теперь рассмотрим вопрос непосредственно учета доходов. Для учета хозяйственной деятельности физлицо-предприниматель обязано использовать Книгу ф. № 10. При этом следует учитывать, что в отношении формы Книги ф. № 10 в законодательстве не существует определенных правил. Просто так исторически сложилось, что учет предприниматели ведут в этой Книге. Но при этом Порядок № 1269 , на который обычно ссылаются налоговики при проверках и который упомянут в п.п. 6 ст. 9 Закона об РРО, разработан для совершенно иной Книги учета доходов и расходов, форма которой до сих пор не утверждена, поэтому пока что действующим его считать нельзя. Но! Как говорится, «маємо, шо маємо». Порядком № 599 предписано предпринимателю на едином налоге заполнять в Книге ф. № 10 графы «Период учета», «Расходы на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход».

 


Порядок № 599

<…>

8. Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 09.06.93 г. под № 64. При этом обязательному заполнению подлежат только графы «Период учета», «Расходы на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход».

<…>


 

При этом если придерживаться всех современных требований налоговиков, изложенных в спорном

письме ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485, то фиксировать необходимо каждый факт получения выручки. Причем то обстоятельство, что на такой факт продажи покупатель не требовал у вас подтверждающего чека, вас не должно смущать.

 


Письмо ГНАУ от 26.10.2004 г. № 20714/7/17-3117

<…>

В графе «Сумма выручки (дохода)» отражается фактически полученная сумма выручки (как при наличии первичных документов, так и при их отсутствии). Согласно ст. 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная СПД на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

<…>


 

Другими словами, налоговики требуют записывать в Книгу все поступления денежных средств непосредственно после получения дохода. В то же время получение выручки от строительных услуг чаще трех раз в день — явление редкое, и поэтому не составит труда фиксировать все поступления.

Сразу же возникает вопрос: что может грозить предпринимателю, если он не будет вносить в Книгу ф. № 10 каждую продажу, при условии, что ежедневно итоговые суммы продаж в Книгу ф. № 10 заноситься будут? В этом случае предпринимателю может грозить разве что админштраф по

ст. 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов (от 51 до 136 грн.).

Не исключено, что налоговики при проверке будут пытаться налагать штрафы согласно

п. 1 Указа № 436 за несвоевременное оприходование наличности (в пятикратном размере своевременно не оприходованных средств). Однако в данном случае применение этого штрафа мы считаем необоснованным, поскольку согласно Положению № 637 своевременно оприходованной наличностью считается наличность, оприходованная в день поступления. Предприниматель, который заполняет наличную выручку в Книге ф. № 10 итогом за день, это требование соблюдает.

 

Учет расходов и первичные документы

Как мы уже упоминали, налоговые обязательства единоналожника не зависят от сумм понесенных расходов. И в принципе до недавнего времени налоговики не вникали особо в методологию учета расходов предпринимателя, если такие расходы вообще хоть как-то велись.

Для единоналожников не установлено каких-либо особых правил отражения расходов. По умолчанию считалось, что им нужно пользоваться теми же правилами, которые применяются предпринимателями на общей системе, т. е. отражать расходы в Книге ф. № 10 при выполнении трех условий:

— наличие первичного документа, подтверждающего факт уплаты денежных средств;

— расходы соответствуют перечню, приведенному в

ст. 5 Закона о налоге на прибыль и они связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателя;

— получен доход, связанный с такими расходами.

То есть в графе «Расходы на производство продукции» предприниматель должен отражать документально подтвержденные и оплаченные расходы, относящиеся к получению дохода данного отчетного периода. Собственно, в ситуации, когда все использованные в строительном производстве ресурсы официально оплачены и документы на них получены, то, напротив, суммы полученного дохода смело можно ставить в калькуляционную сумму расходов.

Значительно сложнее будет отследить и исключить из суммы расходов не оплаченные поставщику материалы либо купленные на базаре без подтверждающих документов. На практике реализовать принцип подсчета чистого дохода так, чтобы учтенные расходы строго соответствовали полученному доходу, довольно сложно, особенно при значительных объемах операций в течение дня. Поэтому лояльные проверяющие закрывают глаза на то, что предприниматель при подсчете суммы чистого дохода учитывает все расходы, оплаченные в отчетном периоде, без привязки к конкретному доходу.

Так что, как считать чистый доход — это уже на совести предпринимателя. Можно автоматизировать учет, используя компьютерную программу (она поможет автоматически отобрать среди всех текущих расходов только те, которые связаны с доходом отчетного периода), а можно вести учет расходов в бумажном варианте. По крайней мере, для единоналожника это не так уж и важно (показатель чистого дохода, как и сумма расходов, на упрощенной системе — величина справочная).

Еще один немаловажный аспект учета расходов — это наличие первичных документов. Наличие приходных накладных на строительные материалы является обязательным условием, особенно при работе с бюджетными организациями. Кроме этого, необходимы также договоры купли-продажи, акты закупки, счета, платежные поручения, чеки, при наличии — товарно-транспортные накладные и другие документы.

Также при осуществлении закупки материалов следует учитывать нюансы, касающиеся удержания НДФЛ. Если предприниматель в процессе хоздеятельности выплачивает доход гражданину-физлицу, он, без сомнения, удержит с него НДФЛ.

Если же доход выплачивается юрлицу, и так понятно, что НДФЛ удерживать не нужно.

А вот при выплате дохода физлицу-предпринимателю следует быть внимательным. Долгое время налоговики считали, что не удерживать НДФЛ с предпринимателя можно только в том случае, если он предоставит покупателю (заказчику) копию свидетельства о госрегистрации СПД, копию свидетельства об уплате единого налога, а также платежных документов об уплате единого налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц. Все эти документы предписывалось предъявлять по требованию работников налоговой службы в ходе проведения проверки (

письма ГНАУ от 13.03.2006 г. № 2241/6/17-0716, от 10.08.2007 г. № 3990/С/07115). Вместе с тем в последнее время появилось более лояльное мнение ГНАУ:

 


Письмо ГНАУ от 23.11.2009 г. № 12004/6/170716

<…>

Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с доходов, выплачиваемых субъекту предпринимательской деятельности, последний должен предоставить копию свидетельства о государственной регистрации его как предпринимателя.

<…>


 

Хотя не исключено, что на местах могут, как и прежде, требовать наличия копий всех указанных документов.

 

Расчетно-платежная ведомость на выплату зарплаты

Расчетно-платежная и/или платежная ведомость — это документы, форма которых установлена для обязательного использования в бухгалтерском учете предприятия. В свою очередь, физлица-предприниматели вести бухучет не обязаны, поэтому они имеют полное право расчетно-платежную ведомость не составлять.

Однако

подтвердить документально факт выплаты зарплаты (т. е. расходы предпринимателя для заполнения Книги ф. № 10) нужно. Для этого нет смысла придумывать какой-то специальный документ, а удобно воспользоваться уже существующей формой расчетно-платежной ведомости.

Кроме того, наличие расчетно-платежной ведомости требует

п. 2 ст. 17 Закона № 1058, в соответствии с которым предприниматель обязан вести и хранить документы, касающиеся выплаты наемным работникам заработной платы.

Вместе с тем предприниматель может упростить эту форму на свое усмотрение. Однако в любом случае она должна содержать основные реквизиты зарплатой ведомости: данные предпринимателя, название документа (расчетно-платежная или платежная ведомость), дату составления, графы с начисленными и рассчитанными к выплате суммами зарплаты, соцвзносов, налога с доходов, графы для подписи работников и т. д.

В этой статье мы затронули тему учета у предпринимателей-строителей на едином налоге. Еще недавно всем казалось, что единоналожники надежно защищены от посягательств контролеров достаточно либеральными требованиями законодательства. Но в 2009 году в свет стали выходить неожиданно неприятные толкования этих требований (письма ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 и от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159). Пусть это только письма и разъяснения, но общая тенденция становится понятна. Предпринимателям, безусловно, следует усилить контроль за собственным документооборотом и учетными процедурами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше