Темы статей
Выбрать темы

Кто может заподозрить предприятие в отмывании доходов?

Редакция СБ
Статья

Кто может заподозрить предприятие в отмывании доходов?

Елена Уварова, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Вступили в силу изменения, усиливающие финансовый мониторинг операций, которые могут свидетельствовать об отмывании денег либо даже о финансировании терроризма. О том, какие финоперации могут вызвать подозрение, какие субъекты уполномочены на их выявление и чем может грозить субъектам хозяйствования осуществление таких операций, расскажем в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 2258

— Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма» в редакции от 18.05.2010 г. № 2258-VI.

Закон об ОРД

— Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.1992 г. № 2135-XII.

Постановление № 747

— постановление КМУ «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» от 25.08.2010 г. № 747.

 

Субъекты первичного финмониторинга

Законом № 2258

были внесены существенные изменения в механизм осуществления контроля за финансовыми операциями с целью выявления тех из них, которые могут свидетельствовать об отмывании преступных доходов либо о финансировании терроризма.

По замыслу законодателя, так называемый финансовый мониторинг должен выглядеть следующим образом.

Законом № 2258 установлен круг субъектов, на которых возложена обязанность выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу, и сообщать о них в Государственный комитет финансового мониторинга (далее — Госфинмониторинг). Это так называемые субъекты первичного финансового мониторинга. Их перечень, по сравнению со старой редакцией Закона, существенно расширен, и теперь в него входят:

1) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3)

компании по управлению активами;

4) филиалы либо представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;

5) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга, а именно:

а)

субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества, если у них устанавливаются деловые отношения с клиентом, планирующим приобретение либо продажу объекта недвижимости на сумму 400 тыс. грн. и более или на ту же сумму в иностранной валюте;

б)

нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету (кроме случаев, когда соответствующая информация составляет адвокатскую либо профессиональную тайну и получена исключительно при выполнении указанными субъектами своих обязанностей по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и при досудебном урегулировании споров), субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, которые их предоставляют в рамках трудовых правоотношений) в случаях, когда они принимают участие в подготовке и осуществлении сделки по:

— купле-продаже недвижимости;

— управлению активами клиента;

— управлению банковским счетом либо счетом в ценных бумагах;

— привлечению средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;

— созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц;

д)

физические лица — предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные средства, при условии, что сумма такой финоперации равна или превышает 150 тыс. грн. либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте.

Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу

, утвержден постановлением № 747.

 

Финансовые операции, подлежащие мониторингу

У субъектов первичного финмониторинга обязанность уведомить Госфинмониторинг об осуществляемой финансовой операции возникает не автоматически. Только лишь превышения суммы в

400 тыс. грн. (при купле-продаже недвижимости) либо 150 тыс. грн.1 для этого недостаточно.

1 Раньше объектом контроля становились операции на сумму начиная с 80 тыс. грн. В международной практике используется сумма 15 тыс. евро.

Так, согласно

ст. 15 Закона № 2258 обязанность регистрации финоперации и уведомления о ней Госфинмониторинга возникает только при наличии одного и более признаков из перечисленных ниже:

1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая включена Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон;

2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

3) зачисление или перевод средств, предоставление либо получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участниц финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, либо одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеуказанной стране (территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основании заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;

5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя либо списание средств с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;

6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (конт-ракта);

7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;

9) проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом либо индоссаментом на предъявителя;

10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

12) получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);

13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения;

14) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

15) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму, определенную частью первой этой

статьи .

Кроме того, отдельные финансовые операции подлежат

внутреннему финмониторингу. Отличие их от операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, заключается в том, что о них субъект первичного финмониторинга обязан сообщить только в тех случаях, когда у него возникают подозрения в том, что с помощью таких операций осуществляется легализация доходов, полученных преступным путем, либо финансирование терроризма.

Признаки, которые могут «вызвать подозрения» в отношении проводимой операции, приведены в

ст. 16 Закона № 2258, в частности:

1)

запутанный или необычный характер финансовой операции либо совокупности связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Несмотря на то, что в новой редакции Закон № 2258 не раскрывает, какие операции можно отнести к этой категории и Госфинмониторинг по этому вопросу официальных разъяснений не дает, думаем, на практике в качестве ориентира будут продолжать использоваться критерии, приводившиеся в старой редакции Закона. Среди них:

а) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, которое предлагает или соглашается на получение процентов по депозиту ниже процентной ставки, установленной в банке на текущий момент, или уплату комиссий (платы за осуществление отдельных операций с его средствами) в размерах больших, чем определенные субъектом первичного мониторинга по тождественным вкладам либо операциям на текущий момент;

б) настаивание лица провести операцию по правилам, отличным от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга относительно таких операций по содержанию или по срокам ее проведения;

в) внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, которые особенно касаются напрямую движения денежных средств или другого имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств либо индоссацию платежных документов, предоставление поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счетов других лиц;

г) предоставление лицом информации, которую невозможно проверить;

ґ) невозможность установления контрагентов лица, прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, направляющего средства в адрес другой стороны гражданско-правового соглашения, в результате чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с ее отказом в их приеме;

д) отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;

е) регулярное заключение лицом срочных соглашений либо использование других производных финансовых инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, по финансовым операциям с одним или несколькими контрагентами, результатом чего являются постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

є) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, осуществляющего неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги в течение текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;

ж) наступление страхового случая в течение короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;

2)

несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента. В старой редакции Закона приводились следующие обстоятельства, которые указывали на то, что операция не соответствует характеру и содержанию деятельности клиента:

а) не связано с деятельностью лица существенное увеличение остатка на счете, который впоследствии перечисляется другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в интересах нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

б) отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;

в) регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не отвечает деятельности лица, известной субъекту первичного финансового мониторинга;

г) зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, которая не превышает указанные выше суммы, в том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связана с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

ґ) существенное увеличение части наличности, которая поступает на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

д) размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую сумму;

е) разовая продажа (покупка) лицом большого пакета ценных бумаг, которые свободно не обращаются на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются лицу в погашение просроченной задолженности контрагента перед лицом;

3)

выявление фактов неединичного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации, предусмотренных Законом № 2258, в частности, двух или больше финансовых операций, которые осуществляются клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает 150 тыс. грн. Кроме того, если ориентироваться на старую редакцию Закона, то подозрение могут также вызвать:

а) регулярное зачисление на счет лица (в случае юридического лица, если это не связано с его основной деятельностью) средств в наличной форме с последующим переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или на следующий за ним день на счет клиента, открытый у другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;

б) передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга.

Порядок взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу,

также утвержден постановлением № 747.

 

Финоперация попала под мониторинг: каковы последствия?

Безусловно, для рядовых субъектов хозяйствования, не являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, наиболее актуальным становится вопрос о том, какими последствиями для них может обернуться выявление в совершаемых ими операциях соответствующих признаков.

Во-первых

, в проведении такой операции может быть отказано с сообщением причин такого отказа либо проведение операции может быть приостановлено (ст. 17 Закона № 2258). По инициативе субъекта первичного финмониторинга операция может быть приостановлена на срок до двух рабочих дней с уведомлением Госфинмониторинга, по решению последнего этот срок может быть продлен еще на пять рабочих дней с направлением соответствующего уведомления правоохранительным органам.

Обращаем внимание: если раньше отказ банков в выполнении платежного поручения клиентов на том основании, что проводимая операция подпадает под признаки подлежащей финмониторингу, признавался неправомерным (см., например,

постановление ВХСУ от 22.06.2009 г. № 32/460), то теперь ст. 1074 Гражданского кодекса Украины в качестве основания для ограничения прав клиента по распоряжению денежными средствами на его счете прямо предусматривает приостановление финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, либо с финансированием терроризма.

Во-вторых

, выявление финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, и взятие ее на учет являются основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

Итак, как видим, финансовые операции автоматически объектом мониторинга не становятся. Под контроль они попадают только при наличии соответствующих признаков. Будьте бдительны!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше