Темы статей
Выбрать темы

Продолжительность внеочередной налоговой проверки: позиция ГНАУ

Редакция СБ
Письмо от 05.08.2010 г. № 7720/6/23-4015/486

Продолжительность внеочередной налоговой проверки: позиция ГНАУ

 

Письмо ГНАУ от 05.08.2010 г. № 7720/6/23-4015/486

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о продолжительности внеочередной налоговой проверки и сообщает следующее.

Частью второй статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В соответствии с пунктом 11 статьи 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон № 509) при получении органом налоговой милиции информации об уклонении плательщика налога или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате, получении) заработной платы, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в виде дополнительных благ, сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, в том числе вследствие незаключения таким лицом трудовых договоров с наемным лицом согласно Кодексу законов о труде Украины, осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, а также пассивных доходов, руководитель соответствующего налогового органа имеет право принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки такого плательщика без его предварительного предупреждения. Решение налогового органа должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя, печатью и вручено плательщику налога перед началом проведения такой проверки.

Статья 111 Закона № 509 определяет продолжительность проведения и сроки продления плановой выездной и внеплановой выездной проверки субъектов хозяйствования.

Продолжительность внеочередной налоговой проверки Законом № 509 не определена.

В то же время

при полном или частичном отсутствии норм, регулирующих определенные общественные отношения, возможно применить аналогию закона, т. е. решение дела либо отдельного юридического вопроса на основе правовой нормы, рассчитанной на похожие случаи.

Следует отметить, что применение аналогии запрещается, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм.

При решении дела по аналогии закона или аналогии права обязательным является соблюдение следующих условий

:

— аналогия допустима только в случае полного или частичного отсутствия правовых норм;

— общественные отношения, к которым применяется аналогия, должны находиться в сфере правового регулирования;

— должна быть схожесть между обстоятельствами дела и имеющейся нормой по существенным юридическим признакам;

— поиск нормы, регулирующей аналогичный случай, должен осуществляться сначала в актах той же области права, а в случае отсутствия — в другой области права и в законодательстве в целом;

— вынесенное в процессе использования аналогии правовое решение не должно противоречить нормам закона, его цели;

— обязательно должно быть мотивированное объяснение причин применения решения по аналогии к конкретному случаю.

Такого мнения придерживается Министерство юстиции Украины в своем письме от 30.01.2009 г. № Н-35267-18.

В соответствии с частью седьмой статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Украины суд в случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, применяет закон, регулирующий подобные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона исходит из конституционных принципов и общих принципов права (аналогия права).

Верховный Суд Украины в своем постановлении от 18.12.2009 г. № 14 отметил, что в случае, если спорные правоотношения не урегулированы законом, суд применяет закон, который регулирует подобные по содержанию отношения (аналогия закона), а при отсутствии такового — суд исходит из общих принципов законодательства (аналогия права).

Внеплановой

проверкой в соответствии со статьей 111 Закона № 509 считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии определенных обстоятельств. В частности, такими обстоятельствами являются неподача плательщиком налогов в установленный срок налоговой декларации либо расчета, если их подача предусмотрена законом, проведение реорганизации (ликвидации) предприятия и проч. Основания для проведения внеочередной налоговой проверки определены в пункте 11 статьи 11 Закона № 509.

Учитывая изложенное выше,

возможно применить к внеочередной налоговой проверке сроки проведения, определенные для внеплановой выездной проверки, поскольку данные проверки (внеочередная и внеплановая) не предусмотрены в планах работы органов ГНС и проводятся при наличии определенных обстоятельств.

Вместе с тем с целью избежания неоднозначного толкования пункта 11 статьи 11 Закона № 509, предлагаем обратиться за соответствующим разъяснением в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

 

Заместитель председателя О. Матвеев

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемое

письмо интересно прежде всего тем, что в нем впервые ГНАУ обращается к вопросу о порядке проведения нового вида проверок — так называемых внеочередных налоговых проверок.

Напомним, что

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI (далее — Закон № 2275) налоговым органам предоставлено полномочие на проведение внеочередных проверок соблюдения налогового законодательства в сфере трудовых отношений. Основанием для такой проверки, как теперь предусматривает п. 11 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.1990 г. № 509-XII, может стать получение налоговой милицией информации об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения при начислении (выплате, получении) налогооблагаемого дохода наемному лицу. Способами такого уклонения могут быть незаключение трудового договора с работником, осуществление хоздеятельности без регистрации и т. д. При наличии указанного основания руководитель соответствующего налогового органа имеет право принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика без его предварительного уведомления.

Однако законодатель ограничился лишь тем, что предусмотрел новый вид проверки и основания для нее. Порядок же проведения внеочередной налоговой проверки не установлен. В комментируемом письме рассмотрен лишь один вопрос, возникающий в связи с этим: какой может быть продолжительность такой проверки — хотя на самом деле вопросов гораздо больше.

ГНАУ, обратившись к понятиям аналогии права и аналогии закона, предлагает продолжительность внеочередных проверок определять, руководствуясь нормами о внеплановых налоговых проверках. Следовательно, такая проверка не может проводиться дольше, чем

15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства — не дольше 10 рабочих дней, с возможностью продления в обоих случаях не более чем на 10 рабочих дней.

Из данного

письма можно сделать вывод, что и в других процедурных вопросах проведения внеочередных налоговых проверок ГНАУ предложит руководствоваться порядком, предусмотренным для внеплановых проверок. И тогда фактически получается, что Закон № 2275 не ввел новый вид проверок, а лишь предусмотрел новое основание для проведения внеплановых выездных налоговых проверок.

В целом такая позиция вызывает сразу несколько замечаний. Взять хотя бы попытку обосновать возможность применения аналогии закона при определении продолжительности проверок. ГНАУ ссылается на выводы Минюста, сделанные им в

письме от 30.01.2009 г. № Н-35267-18. Но при этом игнорирует то, что в том же письме было указано: «Аналогия должна применяться четко в соответствии с требованиями законности. Поэтому использовать аналогию могут только органы правосудия — суды, с соблюдением всех процессуальных норм и процессуальных гарантий. Вынесенное с помощью аналогии решение по делу не должно противоречить действующему законодательству».

Этот вывод основан на

ст. 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Поэтому применение аналогии права либо закона при определении полномочий органов налоговой службы и порядка их осуществления противоречит приведенному конституционному предписанию

К тому же в самой

ст. 11 Закона № 509 указано, что на основании полученной от налоговой милиции информации внеочередная проверка может проводиться «в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины».

Учитывая это, на наш взгляд, внеочередные налоговые проверки проводиться не могут до тех пор, пока закон не будет прямо устанавливать порядок их проведения.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше