Темы статей
Выбрать темы

Строительство для военнослужащих

Редакция СБ
Постановление от 06.07.2011 г. № 715

Строительство для военнослужащих

 

Кабинет Министров Украины

 

Некоторые вопросы строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, относящихся к землям обороны

 

Постановление от 6 июля 2011 г. № 715

 

С целью обеспечения выполнения части второй статьи 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны», статьи 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, относящихся к землям обороны.

2. Признать утратившими силу:

постановление Кабинета Министров Украины от 16 июля 2008 г. № 653 «Некоторые вопросы строительства жилья военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, членам их семей» (Офіційний вісник України, 2008 г., № 54, ст. 1809);

постановление Кабинета Министров Украины от 17 февраля 2010 г. № 142 «Об утверждении Порядка привлечения средств для строительства жилья военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, членам их семей на аукционах» (Офіційний вісник України, 2010 г., № 11, ст. 543).

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров Украины

от 6 июля 2011 г. № 715

 

ПОРЯДОК

организации строительства жилья для военнослужащих
и членов их семей на земельных участках,
 относящихся к землям обороны

 

1. Настоящий Порядок определяет процедуру организации строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, относящихся к землям обороны (далее — строительство жилья).

2. Термины, употребляемые в настоящем Порядке, имеют следующее значение:

конкурс — способ отбора юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, которые предложили наилучшие предложения по строительству жилья, приняли на себя обязательство выполнить условия конкурса;

конкурсная документация — документы о правовом статусе и квалификационных требованиях к участникам конкурса;

конкурсное предложение — документы, содержащие предложения по строительству жилья;

расчетная часть жилья — часть жилья (количество квартир и общая площадь жилья), рассчитываемая путем соотношения стоимости земельного участка, относящегося к землям обороны (далее — земельный участок), и опосредованной стоимости 1 кв. метра жилья в регионе, где расположен земельный участок, и передаваемая заказчику строительства жилья;

участник конкурса — юридическое лицо и физическое лицо — предприниматель, допущенные к участию в конкурсе;

условия конкурса — исчерпывающий перечень обязательств, являющихся одинаковыми и неизменными для всех участников конкурса.

3. Строительство жилья осуществляется на конкурсных принципах.

Заказчиком строительства жилья и организатором конкурса являются Минобороны или другой центральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство воинским формированием.

4. Действие настоящего Порядка не распространяется на строительство жилья, осуществляемое за счет средств государственного бюджета.

5. На основании согласованного с Кабинетом Министров Украины перечня земельных участков, на которых планируется строительство жилья для военнослужащих и членов их семей, Министр обороны или другой руководитель центрального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство воинским формированием, создает конкурсную комиссию, утверждает ее состав и председателя.

В состав конкурсной комиссии входят не менее пяти человек.

Формой работы конкурсной комиссии является заседание.

6. Основными задачами конкурсной комиссии являются:

1) определение даты проведения конкурса;

2) опубликование информации о проведении и результатах конкурса в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте организатора конкурса;

3) определение участников конкурса и его победителя;

4) рассмотрение конкурсных предложений;

5) составление протокола о результатах проведения конкурса;

6) рассмотрение жалоб.

В случае необходимости глава конкурсной комиссии может привлекать к ее работе экспертов и консультантов.

7. Организатор конкурса:

1) определяет размер регистрационного взноса, исчисляемый с учетом необходимости в покрытии расходов, связанных с организацией и проведением конкурса. Максимальный размер регистрационного взноса не должен превышать 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан на дату опубликования информации о проведении конкурса;

2) обеспечивает проведение экспертной денежной оценки стоимости земельного участка в соответствии с законодательством;

3) определяет содержание конкурсного предложения с учетом расчетной части жилья, генерального плана населенного пункта, земельно-кадастровой и градостроительной документации при их наличии, срока передачи ему жилья.

8. Конкурсная комиссия размещает в течение семи дней с даты принятия решения о проведении конкурса в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте организатора конкурса информацию о проведении конкурса.

9. В информации о проведении конкурса указываются:

1) характеристика конкурсного предложения (количество квартир и общая площадь жилья, местонахождение и другие данные по строительству жилья, установленные ограничения и обременения прав на земельный участок, выделяемый под такое строительство);

2) квалификационные требования к участникам конкурса;

3) требования по строительству жилья;

4) дата и место проведения конкурса;

5) размер регистрационного взноса;

6) срок приема конкурсной документации;

7) адрес, номер телефона и режим работы конкурсной комиссии;

8) сведения о сроке обжалования результатов конкурса.

Указанная информация публикуется конкурсной комиссией не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса.

10. Конкурсная комиссия разрабатывает и утверждает требования по строительству жилья (количество квартир и общей площади жилья), прогнозные сроки окончания его строительства и сдачи в эксплуатацию.

11. Условия, объявленные перед проведением конкурса, при заключении договора о строительстве жилья не изменяются.

12. Для участия в конкурсе юридические лица и физические лица — предприниматели подают конкурсной комиссии следующую конкурсную документацию:

1) заявление об участии в конкурсе с указанием наименования юридического лица, фамилии и инициалов его руководителя, формы собственности (для физического лица — предпринимателя — фамилии и инициалов), реквизитов (адреса, номера телефона, телефакса);

2) документы, подтверждающие уплату регистрационного взноса;

3) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и нотариально удостоверенную копию справки о включении в ЕГРПОУ (для юридических лиц);

4) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица в стране его местонахождения, в частности извлечение из торгового, банковского или судебного реестра (для иностранных юридических лиц);

5) нотариально удостоверенные копии учредительных документов (для юридических лиц);

6) копию паспорта физического лица — предпринимателя и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (кроме физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

7) копии документов финансовой отчетности за прошлый год и последний квартал (для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей);

8) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица и его полномочия;

9) справку об отсутствии начатой процедуры банкротства в отношении юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (для нерезидентов — справку уполномоченных органов в стране их местонахождения);

10) конкурсные предложения.

13. Конкурсная документация подается юридическим лицом и физическим лицом — предпринимателем либо уполномоченными ими лицами и регистрируется секретарем конкурсной комиссии в момент ее подачи путем проставления на ней номера, даты и времени регистрации. Указанным лицам выдается справка о регистрации, в которой указываются номер, дата и время регистрации конкурсной документации, фамилия, имя и отчество секретаря конкурсной комиссии.

14. Конкурсная документация подается в конвертах с надписью «На конкурс», запечатанных печатью юридического лица. Конверты с конкурсными предложениями хранятся у председателя конкурсной комиссии. При распечатывании конвертов на заседании конкурсной комиссии могут присутствовать участники конкурса либо уполномоченные ими лица.

15. По результатам рассмотрения конкурсных предложений конкурсная комиссия определяет участников конкурса.

16. Конкурсное предложение и конкурсная документация, оформленные и поданные юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями либо уполномоченными ими лицами с нарушением требований, указанных в настоящем Порядке, не рассматриваются.

17. Конкурсное предложение и конкурсная документация могут быть отозваны юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями не позднее последнего дня принятия конкурсной документации.

18. Конкурс проводится при наличии не менее двух участников.

19. Конкурс проводится в один этап, на котором определяется победитель согласно условиям конкурса.

20. Критериями определения победителя конкурса являются максимальное количество жилья (количество квартир и общая площадь жилья), которое может получить организатор конкурса, прогнозные сроки окончания его строительства и сдачи в эксплуатацию.

21. Заседание конкурсной комиссии является открытым. На заседании конкурсной комиссии могут присутствовать участники конкурса либо уполномоченные ими лица.

22. Конкурсная комиссия определяет победителя конкурса по результатам рассмотрения конкурсных предложений.

23. Победителем является участник конкурса, подавший самое лучшее конкурсное предложение.

24. Решение об определении победителя конкурса принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

25. По результатам заседания конкурсной комиссии составляется протокол о проведении конкурса, в котором указываются:

1) сведения об участниках конкурса;

2) результаты голосования;

3) обоснование по определению победителя конкурса.

26. Протокол о проведении конкурса составляется и подписывается в трехдневный срок членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

27. Информация о результатах конкурса направляется в пятидневный срок конкурсной комиссией всем участникам конкурса и публикуется в том же средстве массовой информации, где публиковалась информация о проведении конкурса, и на официальном веб-сайте организатора конкурса.

28. После объявления результатов конкурса его организатор заключает в месячный срок с победителем конкурса договор о строительстве жилья на условиях, определенных в конкурсном предложении.

В договор обязательно включается условие о том, что в ходе его выполнения не допускается уменьшение максимального количества жилья (количества квартир и общей площади жилья), которое может получить организатор конкурса.

29. В случае несогласия с результатами конкурса его участник может подать в пятидневный срок с момента получения информации о результатах конкурса в конкурсную комиссию жалобу.

30. Жалобы рассматриваются в пятидневный срок с момента окончания срока обжалования результатов конкурса.

31. Решение об удовлетворении жалобы или ее отклонении принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

32. Конкурсная комиссия составляет протокол о результатах рассмотрения жалоб, в котором указываются:

1) сведения об участнике конкурса, подавшем жалобу;

2) результаты голосования;

3) обоснование по удовлетворению жалобы или ее отклонению.

33. Информация о результатах рассмотрения жалобы направляется в трехдневный срок с момента составления соответствующего протокола участнику конкурса, подавшему жалобу.

34. Конкурс может быть признан не состоявшимся в случае отказа его победителя от подписания договора о строительстве жилья либо наличия менее двух участников конкурса.

 

 

Письмо Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 13.10.2011 г. № 37-91-15/15559

 

<...>

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины <...> об операциях передачи в коммунальную собственность земель обороны сообщает.

Государственное агентство земельных ресурсов Украины не было разработчиком Закона Украины «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны» от 04.11.2010 г. № 2674-VI.

Частью пятой статьи 20 «Установление и изменение целевого назначения земель» Земельного кодекса Украины четко определено, что земельные участки, относящиеся к землям обороны, используются исключительно согласно Закону Украины «Об использовании земель обороны».

Частью второй статьи 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны» определено, что земли обороны могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья без изменения их целевого назначения.

Часть третья статьи 77 Земельного кодекса Украины определяет, что вокруг военных и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.

Статья 3 Закона Украины «Об использовании земель обороны» определяет, что вокруг воинских частей и оборонных объектов могут создаваться зоны с особым режимом использования земель с целью обеспечения функционирования этих воинских частей и объектов, хранения вооружения, военной техники, другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей природной среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.

Размер и правовой режим зон с особым режимом использования земель устанавливаются в соответствии с законом. Такой закон до этого момента не принят (разработчиком законопроекта определено Министерство обороны Украины).

То есть создание зон с особым режимом использования земель вокруг объектов Вооруженных Сил Украины является необязательным, а следовательно, строительство жилья на землях обороны производится с учетом наличия таких зон и особенностей их использования.

 

Заместитель министра О. Сень

 

КОММЕНТАРИЙ

 

13 октября 2011 года Министерством аграрной политики и продовольствия Украины было издано письмо под № 37-91-15/15559 (далее — Письмо). Согласно указанному Письму «размер и правовой режим зон с особым режимом использования земель устанавливаются в соответствии с законом. Такой закон до этого момента не принят. То есть создание зон с особым режимом использования земель вокруг объектов Вооруженных Сил Украины является не обязательным, а следовательно, строительство жилья на землях обороны производится с учетом наличия таких зон и особенностей их использования».

Однако из указанного в Письме утверждения непонятно, можно ли осуществлять строительство в зонах с особым режимом использования земель обороны? Для четкого и обоснованного ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть следующие аспекты.

Во-первых, следует определить, что такое «зона» и какие существуют виды зон землепользования с правовой точки зрения.

Во-вторых, необходимо выяснить правовой режим этих зон, порядок их установления и закрепления, порядок отмены, особенности использования и возможности изменения правового режима отдельной зоны.

Научное определение понятия «зона (территориальная зона)» — часть территории, в пределах которой регламентированы преимущественные и допустимые виды застройки и другого использования земельных участков, установлены единые условия и ограничения использования земельных участков.

Статьей 77 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗК) закреплено, что вокруг военных и других оборонных объектов могут устанавливаться следующие виды зон землепользования:

— защитные зоны;

— охранные зоны;

— другие зоны с особыми условиями пользования.

Защитные зоны — это территории с особым режимом землепользования. Такой режим использования земель в указанных зонах обусловливается характером оборонного объекта, размещаемого на указанном земельном участке. Защитные зоны могут устанавливаться как в границах земель, предоставленных для нужд обороны, так и за их пределами, т. е. на смежных земельных участках.

Охранные зоны в соответствии со ст. 112 ЗК создаются:

а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т. п. с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;

б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения повреждения, а также уменьшения их отрицательного воздействия на людей и окружающую природную среду, смежные земли и другие природные объекты.

Целью создания охранных зон является обеспечение нормальных условий функционирования военных и других охранных объектов и уменьшение отрицательного воздействия на людей и окружающую природную среду.

Зоны особого режима землепользования — территории с особым режимом использования земли, выделяемые в соответствии с действующим законодательством Украины.

Особый режим использования земель — режим землепользования, который ограничивает те или иные виды хозяйственной (или) правовой деятельности на территории зон особого режима землепользования, с целью гарантирования прав собственников земли, защиты населения от вредного воздействия промышленных и других объектов, имеющих специальный режим производственной деятельности. Особый режим землепользования устанавливается системой ограничений на использование земли.

Вокруг воинских частей и оборонных объектов могут создаваться зоны с особым режимом использования земель (ст. 3 Закона Украины «Об использовании земель обороны» от 27.11.2003 г. № 1345-IV, далее — Закон об использовании земель обороны).

Целью создания зон особого режима использования земель вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в соответствии с Законом об использовании земель обороны является обеспечение функционирования этих объектов, сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, охрана государственной границы Украины, а также защита населения, хозяйственных объектов и окружающей природной среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.

Основания установления, изменения, отмены, правовой режим зон особого режима использования земель должны быть определены на законодательном уровне. Однако указанный пробел в законодательстве на сегодняшний день не устранен и требует своевременного теоретического и практического преодоления .

Правовой порядок в Украине основывается на принципах «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Определяющим принципом деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, закрепленным в ст. 19 Конституции Украины, является действие должностных лиц указанных органов исключительно в рамках предоставленным их полномочий и в соответствии с законом.

При таких условиях на законодательном уровне не установлено прямых запретов на проведение строительства на землях, где установлены охранные, защитные или другие зоны с особым использованием земель обороны. Однако, как отмечает и Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в своем Письме, в каждом конкретном случае строительства на землях обороны следует учитывать ограничения и особенности использования земель обороны, существующие вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований. Эти ограничения отражаются в соответствующих документах (решениях, распоряжениях, приказах) об установлении таких зон.

Однако напоминаем, что письма министерств и других органов исполнительной власти не имеют обязательной силы, а носят только праворазъяснительный характер.

К тому же обращаем внимание на то, что правосоздатель (Верховная Рада Украины) постепенно приводит в соответствие с реалиями жизни нормативные акты в области осуществления строительства жилья для военнослужащих.

Так, Кабинет Министров Украины 6 июля 2011 года принял постановление № 715 «Некоторые вопросы строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, относящихся к землям обороны» (текст документа приведен на с. 4 этого номера газеты «Строительная бухгалтерия»). Указанным постановлением утвержден Порядок организации строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, относящихся к землям обороны.

Более подробно о строительстве жилья для военнослужащих читайте в статье «Строительство жилья для военнослужащих» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 15, с. 39 — 42).

Принятие этого постановления предоставляет возможность Министерству обороны Украины эффективно и в сжатые сроки привлекать внебюджетные и инвестиционные средства на строительство жилья для военнослужащих и членов их семей, строить жилье для военнослужащих на землях обороны без изменения их целевого назначения.

Нормотворческая деятельность не стоит на месте, поэтому надеемся, что уже достаточно скоро будет решен вопрос о законодательном закреплении правового режима зон с особым режимом использования земель обороны, порядке их установления, закрепления, отмены, особенностях использования и возможностях изменения правового режима отдельной зоны.

 

Владислава Лежнина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше