Темы статей
Выбрать темы

Об НДС при строительстве доступного жилья

Редакция СБ
Письмо от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517

Об НДС при строительстве доступного жилья

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами органов государственной налоговой службы и плательщиков налогов, а также с целью надлежащей организации администрирования налога на добавленную стоимость предоставляет методические рекомендации для подготовки налоговых консультаций плательщикам о порядке налогообложения строительно-монтажных работ при строительстве доступного жилья.

Согласно пункту 197.15 статьи 197 раздела V Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Кодекс) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства.

Механизм строительства доступного жилья определяется Законом Украины от 25.12.2008 г. № 800-VI «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 800).

Статьей 4 Закона № 800 определено, что доступное жилье — это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры (пункт 1 статьи 4 Закона № 800), а также установлен перечень условий, которые должны быть соблюдены при строительстве доступного жилья и которым должно соответствовать жилье, относящееся к категории доступного жилья, а именно:

адресность финансирования: государственная поддержка строительства доступного жилья заключается в оплате государством 30 % стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 4 Закона № 800);

источник финансирования: государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов (пункт 7 статьи 4 Закона № 800);

объемы государственной поддержки: государственная поддержка предоставляется из расчета не более 21 квадратного метра на одно лицо и дополнительно 10,5 квадратного метра общей площади жилья на семью. Остальную стоимость жилья оплачивает гражданин, заключивший договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные средства (пункт 3 статьи 4 Закона № 800); государственная поддержка для строительства (приобретения) доступного жилья предоставляется семьям и одиноким гражданам только один раз. Право на получение такой поддержки считается использованным с момента получения гражданином такого жилья в собственность (пункт 6 статьи 4 Закона № 800);

технические условия: доступное жилье должно соответствовать архитектурно-планировочным и техническим требованиям, устанавливаемым государственными строительными нормами, с обязательным учетом требований к энергосбережению (пункт 9 статьи 4 Закона № 800);

осуществление контроля: контроль за строительством и приемом в эксплуатацию объектов доступного жилья возлагается на Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации и центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры (пункт 8 статьи 4 Закона № 800).

Кроме того, Законом № 800 предусмотрен ряд условий для создания условий для удешевления стоимости строительства доступного жилья (пункт 11 статьи 4 Закона № 800), предусматривающих выполнение следующих условий:

отдельные условия для выделения земельных участков под строительство: предоставление органами местного самоуправления в пользование застройщику земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установлением годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера платы за землю, устанавливаемой Налоговым кодексом Украины;

установление срока для начала строительства: проектные и строительно-монтажные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем за три года с дня предоставления земельного участка. В случае несоблюдения этого срока земельный участок возвращается в собственность органам местного самоуправления;

уменьшение обязательных платежей: освобождение строительства жилья от паевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов;

технические условия:: определение архитектурно-планировочных и технических норм и требований к доступному жилью; использование экономических и теплоэффективных проектов жилых домов массового применения на основании проектов вторичного использования; использование местного сырья, материалов и изделий отечественного производства;

удешевление ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Национальным банком Украины или Государственным ипотечным учреждением под залог облигаций, эмитированных таким учреждением под государственную гарантию;

уменьшение налоговой нагрузки на граждан через распространение механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими для строительства (приобретения) доступного жилья;

инновационные технологии : привлечение к выполнению работ технопарков, технополисов и зон инвестиционно-инновационного развития, созданных в регионах; применение рациональных конструктивных и инженерных решений, внедрение энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий.

Порядок предоставления государственной поддержки для обеспечения граждан доступным жильем утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2009 г. № 140 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки для обеспечения граждан доступным жильем», а постановлением Кабинета Министров Украины от 11.11.2009 г. № 1249 утверждена Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 — 2017 годы.

При этом пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 11.11.2009 г. № 1249 Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям разработать и утвердить региональные программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 — 2017 годы.

Во исполнение этого пункта Министерством регионального развития и строительства Украины разработаны Методические рекомендации о порядке разработки таких региональных программ (письмо Минрегионстроя от 11.02.2010 г. № 12/19-2-8-14-1375). При этом одним из требований к таким региональным программам является необходимость их утверждения решением сессии Верховного Совета Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов (соответственно для каждого региона), а также предусмотрена ежегодная отчетность о результатах выполнения таких программ перед Минрегионстроем в определенные им сроки по установленным им формам.

В приложениях к Методическим рекомендациям Минрегионстроя утверждено создание Паспорта региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (приложение 1), в котором указываются исполнители этой программы и прогнозные объемы финансирования в разрезе источников финансирования (государственный бюджет, местный бюджет, средства населения), а приложением 5 к данным рекомендациям предусмотрено создание Перечня земельных участков, выделенных под строительство доступного жилья в соответствующем регионе, в который должны быть включены все земельные участки, выделенные решением сессии соответствующего органа местного самоуправления под строительство доступного жилья.

Таким образом, применять налоговую льготу по освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья , установленную подпунктом 197.15 статьи 197 раздела V Кодекса, имеют право только те субъекты ведения хозяйства — плательщики налога на добавленную стоимость, которые являются застройщиками и определены исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (указаны в паспорте такой программы) и непосредственно осуществляют строительно-монтажные работы. При этом земельные участки, на которых осуществляется такое строительство, должны быть включены в соответствующий перечень, а именно строительство должно соответствовать всем перечисленным выше требованиям по финансированию, техническим и другим условиям, определенным как Законом № 800, так и соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными во исполнение данного Закона.

Другие субъекты хозяйствования — плательщики налога на добавленную стоимость, выполняющие работы для обеспечения строительства доступного жилья по договорам субподряда с исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья, права на использование льготы по налогообложению не имеют и предоставляют услуги исполнителям с начислением налога на добавленную стоимость по полной ставке по общеустановленным правилам.

При формировании налогового кредита плательщики налога на добавленную стоимость, получившие право применять налоговую льготу по освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, установленную пунктом 197.15 статьи 197 раздела V Кодекса, должны учитывать требования статьи 198 Кодекса, пунктом 198.4 которой определено, что если плательщик налога приобретает (изготавливает) товары/услуги и необоротные активы, предназначаемые для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения либо освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся в налоговый кредит указанного плательщика, а также статьи 199 Кодекса,, которой определены правила пропорционального отнесения сумм налога в состав налогового кредита.

 

Заместитель председателя Комиссии
 по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНА Украины
 А. Любченко

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментарий к этому документу см. на с. 28 сегодняшнего номера газеты «Строительная бухгалтерия».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше