Темы статей
Выбрать темы

Регулирование договора подряда: законодательный аспект (часть 2)

Редакция СБ
Статья

Регулирование договора подряда: законодательный аспект

(часть 2)

Сергей Кобзан, канд. техн. наук, директор агентства недвижимости ХИАН

Оксана Петренко, адвокат

 

Сегодня продолжим начатую в предыдущем номере тему договора подряда, рассматривая порядок приема-передачи работ, ценообразования и расчетов по договору подряда, права и обязанности сторон договора подряда, гарантии качества и ответственность сторон.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГК

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХК

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о застройке территорий

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Общие условия

— Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

Инструкция

— Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований, утвержденная приказом Минюста от 08.10.1998 г. № 53/5.

Приказ № 554

— приказ Минрегионстроя «Об утверждении типовых форм первичных документов по учету в строительстве» от 04.12.2009 г. № 554.

Постановление

— постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными» от 06.11.2009 г. № 9.

 

Передача и прием работ

 


ГК

Статья 882

. Передача и прием работ

1. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к передаче работ, выполненных по договору строительного подряда, или, если это предусмотрено договором, — этапа работ, обязан немедленно начать их прием.

2. Заказчик организует и осуществляет прием работ за свой счет, если иное не установлено договором. В приеме работ должны принимать участие представители органов государственной власти и органов местного самоуправления в случаях, установленных законом или другими нормативно-правовыми актами.

3. Заказчик, предварительно принявший отдельные этапы работ, несет риск их уничтожения или повреждения не по вине подрядчика, в том числе и в случаях, когда договором строительного подряда предусмотрено выполнение работ на риск подрядчика.

4. Передача работ подрядчиком и прием их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. В случае отказа одной из сторон от подписания акта об этом указывается в акте и он подписывается второй стороной.

Акт, подписанный одной стороной, может быть признан судом недействительным только в случае, если мотивы отказа второй стороны от подписания акта признаны судом обоснованными.

5. Прием работ может осуществляться после предварительного испытания, если это предусмотрено договором строительного подряда или вытекает из характера работ. В этом случае прием работ может осуществляться только в случае положительного результата предыдущего испытания.

6. Заказчик имеет право отказаться от приема работ в случае выявления недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком, заказчиком или третьим лицом.


 

 


Общие условия

Прием-передача законченных работ (объекта строительства)

88. Прием-передача законченных работ (объекта строительства) производится в порядке, установленном данными Общими условиями, другими нормативными актами и договором подряда.

89. После получения сообщения подрядчика о готовности к передаче законченных работ (объекта строительства) заказчик обязан немедленно начать их прием.

90. Финансирование расходов на организацию приема законченных работ (объекта строительства) возлагается на заказчика, если иное не установлено договором подряда, за исключением дополнительных расходов, возникших по вине подрядчика.

91. Передача выполненных работ (объекта строительства) подрядчиком и прием их заказчиком оформляются актом выполненных работ.

92. Если нормативными актами и договором подряда предусмотрено проведение предварительных испытаний законченных работ (объекта строительства) или такое испытание вызвано характером этих работ, их прием-передача производится в случае положительного результата предварительного испытания.

93. В случае выявления в процессе приема-передачи законченных работ (объекта строительства) недостатков, допущенных по вине подрядчика, он в определенный заказчиком срок обязан устранить их и повторно уведомить заказчика о готовности к передаче законченных работ (объекта строительства). Если подрядчик не желает или не может устранить такие недостатки, заказчик может в порядке, предусмотренном договором подряда, предварительно уведомив подрядчика, устранить их своими силами либо с привлечением третьих лиц. Расходы, связанные с устранением недостатков заказчиком, компенсируются подрядчиком.

94. Если выявленные недостатки не могут быть устранены подрядчиком, заказчиком или третьим лицом, заказчик имеет право отказаться от приема таких работ (объекта строительства) или требовать соответствующего снижения договорной цены или компенсации убытков.

95. Если согласно условиям договора подряда собственником выполненных работ (объекта строительства) до их передачи заказчику является подрядчик, право собственности на законченные работы (объект строительства) переходит к заказчику с момента подписания сторонами акта выполненных работ.

96. Подписание акта приема-передачи является основанием для проведения окончательных расчетов между сторонами.

97. Если заказчик не рассчитался за выполненные работы или не уплатил другие суммы, причитающиеся подрядчику согласно договору подряда, подрядчик, предварительно уведомив заказчика, имеет право придержать передачу заказчику законченных работ (объекта строительства), неиспользованных материальных ресурсов и другого имущества. Нарушение сроков передачи законченных работ (объекта строительства) в этом случае считается вызванным по вине заказчика и предусматривает возмещение расходов подрядчика, обусловленных этим нарушением.


 

Основанием для расчетов между заказчиком и подрядчиком являются документы об объемах выполненных работ и их стоимости (акты приема-передачи работ).

Передача выполненных работ (объекта строительства) подрядчиком и прием их заказчиком оформляются актом выполненных работ. Подписание акта приема-передачи является основанием для проведения окончательных расчетов между сторонами.

Приказом № 554

утверждены типовые формы первичных учетных документов в строительстве по ф. № КБ-2в «Акт приема выполненных строительных работ» и по ф. № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах».

Согласно

письму Минрегионстроя от 09.03.2010 г. № 12/19-2-9-21-23681 типовые формы первичных учетных документов в строительстве «Акт приема выполненных строительных работ» (типовая форма № КБ-2в) и «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах» (типовая форма № КБ-3), утвержденные приказом № 554, приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Указанные типовые формы подлежат обязательному применению при проведении взаиморасчетов за выполненные работы между заказчиками и исполнителями работ по строительству, осуществляемому за счет бюджетных средств и средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

1 См. комментарий к этому письму в газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 8, с. 6.

Однако, как показывает практика, указанные типовые формы являются обязательными для предприятий всех форм собственности в связи с налоговым контролем и учетом.

 

Цена и расчеты по договору подряда


ГК

Статья 879

. Обеспечение строительства и оплата работ

4. Оплата работ осуществляется после приема заказчиком построенного объекта (выполненных работ), если иной порядок расчетов не установлен по согласованию сторон.

5. В случае разрушения или повреждения объекта строительства в результате непреодолимой силы до истечения установленного договором строительного подряда срока сдачи объекта, а также в случае невозможности завершить строительство (строительные работы) по другим причинам, не зависящим от заказчика, подрядчик не имеет права требовать от заказчика платы за работу либо оплаты расходов, если иное не установлено договором.

6. В случае необходимости консервации строительства по не зависящим от сторон обстоятельствам заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные до консервации работы и возместить ему расходы, связанные с консервацией.

 

ХК

Статья 321. Расчеты по договору подряда на капитальное строительство

1. В договоре подряда на капитальное строительство стороны определяют стоимость работ (цену договора) или способ ее определения.

2. Стоимость работ по договору подряда (компенсация расходов подрядчика и надлежащее ему вознаграждение) может определяться составлением приблизительной или твердой сметы. Смета считается твердой, если договором не предусмотрено другое. Изменения к твердой смете могут быть внесены лишь по согласованию сторон.

3. При возникновении необходимости значительно превысить приблизительную смету подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Если подрядчик не предупредил заказчика о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения понесенных дополнительных расходов.

4. Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик — ее уменьшения. В случае существенного возрастания после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны были быть предоставлены подрядчиком, а также услуг, предоставлявшихся ему третьими лицами, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной стоимости работ, а в случае отказа заказчика — расторжения договора в установленном порядке.

5. Если договором не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы либо отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную договором цену после окончательной сдачи объекта строительства при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок или, с согласия заказчика, — досрочно.

6. Подрядчик имеет право требовать выплаты ему аванса, если такая выплата и размер аванса предусмотрены договором.

7. При необходимости консервации строительства по не зависящим от сторон обстоятельствам заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные до консервации работы и возместить ему связанные с консервацией расходы.

 

Общие условия

Договорная цена

21. Договорная цена в договоре подряда определяется на основе сметы как приблизительная или твердая. Договорная цена считается твердой, если иное не установлено договором.

В случае заключения договора подряда по результатам торгов (тендера) вид договорной цены и требования к смете определяются в тендерной документации заказчика. Договорная цена в этом случае должна соответствовать цене, указанной в тендерном предложении подрядчика, признанного победителем торгов (тендера).

Если договор подряда заключается по результатам переговоров сторон, решения по применению приблизительной или твердой договорной цены, порядку согласования сметы и проведению расчетов принимаются по договоренности сторон.

В случае если работы (строительство объекта) финансируются с привлечением государственных средств, договорная цена определяется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере ценообразования в строительстве.

22. Если при заключении договора подряда вследствие неопределенности расходов или других обстоятельств окончательно установить договорную цену невозможно, стороны в договоре подряда определяют приблизительную договорную цену, а также порядок и корректировку в процессе выполнения работ (строительства объекта). Приблизительная договорная цена может уточняться по мере выполнения работ, осуществления расходов подрядчика и т. п.

23. В случае возникновения обстоятельств, обусловливающих необходимость значительного повышения приблизительной договорной цены (больше, чем это определено договором подряда), подрядчик обязан в установленные договором подряда сроки уведомить об этом заказчика. Если подрядчик не уведомил в установленном порядке заказчика о необходимости повышения договорной цены, он обязан выполнить работы без возмещения дополнительных расходов.

24. Твердая договорная цена может корректироваться только по взаимному согласию сторон. В случае повышения подрядчиком твердой договорной цены, не предусмотренного договором подряда, все связанные с этим расходы, если иное не установлено законом, несет подрядчик.


 

Стороны в договоре подряда могут предусматривать порядок уточнения твердой договорной цены в случае:

— возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

— внесения изменений в проектную документацию;

— необходимости в устранении недостатков работ, возникших в результате несоответствия установленным требованиям проектной документации, обеспечение которой возложено на заказчика;

— замедления темпов либо приостановления выполнения работ по решению заказчика или по его вине, если это вызвало дополнительные расходы подрядчика;

— изменения законодательства по вопросам налогообложения, если это влияет на стоимость работ;

— существенного роста (в размере, определенном сторонами) после заключения договора подряда цен на ресурсы, которые обеспечивает подрядчик, а также услуг, предоставляемых ему третьими лицами;

— в других случаях, предусмотренных договором подряда.

25. Если во время строительства возникла необходимость в исполнении дополнительных работ, не учтенных проектной документацией, обеспечение которой возложено на заказчика, и в связи с этим в соответствующем повышении твердой договорной цены, подрядчик обязан в течение определенного договором подряда срока уведомить заказчика об обстоятельствах, приведших к выполнению таких работ, и подать заказчику предложения с соответствующими расчетами.

Заказчик в течение срока, определенного договором подряда, рассматривает указанные предложения, принимает решение по существу и сообщает о нем подрядчику.

Подрядчик обязан приостановить выполнение дополнительных работ в случае неполучения в определенный договором подряда срок ответа на свое сообщение. Причиненные подрядчику убытки, связанные с приостановлением дополнительных работ, возмещаются заказчиком. Заказчик освобождается от возмещения таких убытков, если докажет, что в выполнении дополнительных работ не было необходимости.

Если подрядчик не уведомил заказчика в установленном порядке о необходимости выполнения дополнительных работ и соответствующего повышения твердой договорной цены, он не может требовать от заказчика оплаты выполненных дополнительных работ и возмещения причиненных ему убытков, если не докажет, что проведение таких работ было необходимо в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ угрожало уничтожением или повреждением объекта строительства.

26. В случае если договором подряда предусматривалась возможность повышения твердой договорной цены в результате существенного роста после заключения договора подряда цен на ресурсы, обеспечение которыми осуществляет подрядчик, а также цен на услуги, предоставлявшиеся ему третьими лицами, подрядчик может требовать пересмотра твердой договорной цены в порядке, определенном договором подряда.

Рост цен на ресурсы и услуги, который стороны считают существенным, определяется в договоре подряда. Подрядчик может требовать расторжения договора подряда в случае отказа заказчика от повышения твердой договорной цены работ в результате существенного роста цен на ресурсы и услуги.

27. Подрядчик не может требовать уточнения приблизительной либо твердой договорной цены в связи с ростом цен на ресурсы, используемые для выполнения работ, если сроки выполнения этих работ нарушены по вине подрядчика. В таких случаях цены на ресурсы, если иное не предусмотрено договором подряда, определяются в соответствии с ценами, действовавшими на указанную в договоре дату окончания работ. Дополнительные расходы на выполнение работ, связанные с ростом цен на ресурсы после указанной даты, компенсируются подрядчиком.

Проведение расчетов за выполненные работы

98. Оплата за выполненные работы производится в порядке, определенном договором подряда. Договором подряда может быть предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется после приема заказчиком законченных работ (объекта строительства) или поэтапно промежуточными платежами по мере выполнения работ. В договоре подряда стороны могут предусматривать предоставление заказчиком аванса с определением порядка его использования.

99. Расчеты за выполненные работы производятся на основании документов об объемах выполненных работ и их стоимости. Документы о выполненных работах и их стоимости составляются и подписываются подрядчиком и передаются заказчику. Заказчик проверяет эти документы и в случае отсутствия замечаний подписывает их. После подписания документов заказчик обязан оплатить выполненные работы.

Порядок предоставления подрядчиком документов об объемах и стоимости выполненных работ, проведения проверки их достоверности, подписания и оплаты заказчиком определяется в договоре подряда.

100. В случае выявления несоответствия работ, предъявленных к оплате, установленным требованиям, завышения их объемов или неправильного применения сметных норм, текущих цен, расценок и других ошибок, повлиявших на цену выполненных работ, заказчик имеет право при участии подрядчика откорректировать сумму, подлежащую уплате.

101. Оплата работ, выполненных субподрядчиками, производится на основании составленных ими и подписанных генеральным подрядчиком документов о приеме выполненных работ и их стоимости и может производиться непосредственно генеральным подрядчиком или заказчиком, если это предусмотрено договором подряда и договором субподряда.

Если оплату работ, выполненных субподрядчиком, производит заказчик, генеральный подрядчик, кроме документов об объемах и стоимости выполненных работ, подает заказчику документ о распределении общей суммы средств за выполненные работы между ним и субподрядчиком.

102. При выполнении работ с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий вопросы расчетов за выполненные работы (предоставление аванса, промежуточные расчеты, сроки платежей и т. п.) определяются договором подряда с соблюдением требований актов законодательства, регулирующих эти вопросы.

Стороны в договоре подряда могут предусмотреть, что оплата выполненных работ производится после приема заказчиком законченных работ (объекта строительства) или поэтапно промежуточными платежами по мере выполнения работ. Иногда стороны в договоре предусматривают предоставление заказчиком аванса с определением порядка его использования.

Расчеты за выполненные работы производятся на основании документов об объемах выполненных работ и их стоимости.

В современных условиях нестабильности подрядчик, как правило, предусматривает в договоре предоставление аванса или поэтапные платежи.

Следует помнить, что подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик — ее уменьшения.

В судебной практике было дело, когда подрядчик выиграл тендер на реконструкцию (капитальный ремонт) школы-интерната за счет бюджетных средств с определенной твердой сметой. Во время проведения реконструкции подрядчиком была выявлена необходимость в проведении дополнительных работ, он устно уведомил об этом директора школы и получил от него устное согласие на повышение цены договора. После выполнения работ заказчик отказался подписать акт выполненных работ, поскольку на момент приема выполненных работ сменился директор школы. Подрядчик обратился в суд о взыскании денежных средств, израсходованных на дополнительные работы. В судебном заседании директор отрицал обстоятельство предоставления устного согласия. Однако суд отказал в удовлетворении иска на основании неполучения письменного согласия от заказчика при наличии твердой сметы, которая не допускает одностороннего повышения либо снижения цены. Также большую роль сыграло то обстоятельство, что финансирование осуществлялось из бюджета, т. е. из бюджета по коду выделялась определенная сумма средств.

Закупка работ за счет государственных средств осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством. Договор подряда, заключаемый на основании государственного заказа, должен соответствовать условиям этого заказа.

 

Права и обязанности сторон договора подряда


ХК

Статья 320

. Права заказчика

1. Заказчик имеет право, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам. Он имеет право проверять ход и качество строительных и монтажных работ, а также качество используемых материалов.

2. В случае если подрядчик не приступает своевременно к выполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков.

3. Подрядчик имеет право не приниматься за работу, а начатую работу приостановить в случае нарушения заказчиком своих обязательств по договору, в результате которого начало или продолжение работ подрядчиком оказывается невозможным или значительно усложненным.

4. Недостатки выполнения работ или материалов, используемых для работ, допущенные по вине подрядчика или субподрядчика, должны быть устранены подрядчиком за свой счет.

 

Общие условия

28. Заказчик имеет право

:

— отказаться от приема законченных работ (объекта строительства) в случае выявления недостатков, которые исключают возможность их (его) использования в соответствии с целью, указанной в проектной документации и договоре подряда, и не могут быть устранены подрядчиком, заказчиком либо третьим лицом;

— осуществлять в любое время, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика (субподрядчика), технический надзор и контроль за ходом, качеством, стоимостью и объемами выполнения работ;

— делегировать в установленном законодательством порядке полномочия по осуществлению технического надзора и контроля третьему лицу, в частности специализированной организации (консультационной, проектной, инжиниринговой и т. п.) либо специалисту, которые имеют соответствующие разрешительные документы, с определением в договоре подряда их полномочий. Делегирование заказчиком своих полномочий не освобождает его от ответственности перед подрядчиком за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, а также не лишает права осуществлять контроль за ходом, качеством, стоимостью и объемами выполнения работ;

— вносить изменения в проектную и сметную документацию до начала работ или во время их выполнения при условии, что стоимость дополнительных работ, вызванных такими изменениями, не превышает 10 процентов договорной цены и не влияет на характер работ, определенных в договоре подряда;

— требовать безвозмездного исправления недостатков, возникших в результате допущенных подрядчиком нарушений, либо справить их своими силами, если иное не предусмотрено договором подряда. В таком случае убытки, причиненные заказчику, возмещаются подрядчиком, в том числе за счет соответствующего снижения договорной цены;

— отказаться от договора подряда и требовать возмещения убытков, если подрядчик своевременно не начал работы или выполняет их настолько медленно, что окончание их в срок, определенный договором подряда, становится невозможным;

— отказаться от договора подряда в любое время до окончания выполнения работ (строительства объекта), оплатив подрядчику выполненную часть работ с возмещением убытков, причиненных таким отказом;

— инициировать внесение изменений в договор подряда, требовать расторжения договора подряда и возмещения убытков при наличии существенных нарушений подрядчиком условий договора подряда;

— требовать возмещения причиненных ему убытков, обусловленных нарушением договора подряда, если договором подряда или законом не предусмотрено иное.

Заказчик также имеет другие права, предусмотренные договором подряда, Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, данными Общими условиями и другими актами законодательства.

29. Заказчик обязан

:

— предоставить подрядчику строительную площадку (фронт работ), передать разрешительную и другую договорную документацию и ресурсы в соответствии с договором подряда;

— передать подрядчику задание на проектирование, другие исходные данные, необходимые для разработки проектной документации, оказать ему помощь в согласовании проектной документации в случае, если разработка и согласование проектной документации по условиям договора подряда возложены на подрядчика;

— содействовать подрядчику в порядке, установленном договором подряда, в выполнении работ;

— принять в установленном порядке и оплатить выполненные работы;

— немедленно уведомить подрядчика о выявленных недостатках в работе;

— оплатить подрядчику выполненные до консервации объекта строительства работы и возместить ему связанные с ней расходы;

— заключить договор страхования рисков случайного уничтожения или повреждения объекта строительства, если это предусмотрено договором подряда;

— уплатить неустойку, возместить убытки и моральный ущерб в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязательств по договору подряда, если он не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине;

— обеспечить осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта в порядке, установленном законодательством;

— исполнять надлежащим образом другие обязательства, предусмотренные договором подряда, Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, данными Общими условиями и другими актами законодательства.

30. Подрядчик имеет право

:

— привлекать с согласия заказчика к выполнению договора подряда третьих лиц (субподрядчиков);

— приостанавливать работы в случае невыполнения заказчиком своих обязательств по договору подряда, что привело к осложнению или к невозможности проведения подрядчиком работ;

— требовать от заказчика повышения договорной цены в случае существенного роста после заключения договора подряда цен на ресурсы, ответственность за обеспечение которыми возложена на подрядчика, а также цен на услуги, предоставлявшиеся ему третьими лицами, а в случае отказа заказчика — расторжения договора подряда в установленном порядке;

— требовать выплаты аванса, если такая выплата и размер аванса предусмотрены договором подряда;

— отказаться от договора подряда и требовать возмещения убытков в случае внесения в проектную и сметную документацию изменений, требующих выполнения дополнительных работ, стоимость которых превышает 10 процентов договорной цены;

— отказаться от договора подряда и требовать от заказчика уплаты договорной цены пропорционально выполненным работам, а также возмещения убытков, не покрытых этой суммой, в случае невозможности использования ресурсов, предоставленных заказчиком;

— отказаться от договора подряда с возмещением убытков в случае, когда использование материальных ресурсов, обеспечение которыми осуществляет заказчик, или выполнение его указаний относительно способа выполнения работ угрожает жизни и здоровью людей или приводит к нарушению экологических, санитарных правил, правил безопасности и других установленных законодательством требований;

— на возмещение причиненных ему убытков в соответствии с законодательством и договором подряда;

— инициировать внесение изменений в договор подряда.

Подрядчик имеет также другие права, предусмотренные договором подряда, Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, данными Общими условиями и другими актами законодательства.

31. Подрядчик обязан

:

— выполнить с использованием собственных ресурсов, если иное не установлено условиями договора подряда, и в установленные сроки работы в соответствии с проектной и сметной документацией;

— получить установленные законом разрешения на выполнение отдельных видов работ;

— согласовать проектную документацию с уполномоченными государственными органами либо органами местного самоуправления, если это предусмотрено договором подряда;

— передать заказчику на утверждение в установленном порядке проектную документацию в определенном договором подряда количестве экземпляров, если обеспечение проектной документацией возложено на подрядчика;

— предоставить заказчику отчет об использовании материальных ресурсов и вернуть их остаток в случае, если обеспечение выполнения работ материальными ресурсами полностью или частично осуществляется заказчиком;

— отказаться от приема материальных ресурсов, предоставляемых заказчиком, в случае выявления их несоответствия требованиям нормативных документов и проектной документации;

— своевременно предупредить заказчика в случае выявления несоответствия материальных ресурсов, обеспечение которыми осуществляет заказчик, нормативным документам и проектной документации и отказаться от их приема;

— принимать меры по сохранности имущества, переданного заказчиком;

— осуществлять экспертную проверку, испытания работ, материалов, конструкций изделий, оборудования и т. п., используемых для выполнения работ, и уведомлять об этом заказчика в определенные договором подряда сроки;

— своевременно предупредить заказчика о том, что выполнение его указаний относительно способа выполнения работ угрожает их качеству или пригодности, и о наличии других обстоятельств, которые могут вызывать такую угрозу;

— обеспечить страхование рисков случайного уничтожения или повреждения объекта строительства, если это установлено договором подряда;

— передать заказчику в порядке, предусмотренном законодательством и договором подряда, законченные работы (объект строительства);

— принять меры к недопущению передачи без согласия заказчика проектной документации (экземпляров, копий) третьим лицам;

— обеспечить ведение и передачу заказчику в установленном порядке документов о выполнении договора подряда;

— координировать деятельность субподрядчиков на строительной площадке, если иное не предусмотрено договором подряда (субподряда);

— своевременно устранять недостатки работ, допущенные по его вине;

— возместить в соответствии с законодательством и договором подряда причиненные заказчику убытки;

— информировать в установленном порядке заказчика о ходе выполнения обязательств по договору подряда, обстоятельствах, препятствующих его выполнению, а также о мерах, необходимых для их устранения;

— выполнять надлежащим образом другие обязательства, предусмотренные договором подряда, Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, данными Общими условиями и другими актами законодательства.


 

Стороны в договоре могут установить другие права и обязанности.

 

Гарантии качества и ответственность сторон

Подрядчик отвечает за недостатки построенного объекта, за просрочку передачи его заказчику и за другие нарушения договора (за недостижение проектной мощности, других запроектированных показателей и т. п.), если не докажет, что эти нарушения произошли не по его вине.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по договору строительного подряда подрядчик уплачивает неустойку, установленную договором или законом, и возмещает убытки в полном объеме.

Суммы неустойки (пени), уплаченные подрядчиком за нарушение сроков выполнения отдельных работ, возвращаются подрядчику в случае окончания всех работ до установленного договором предельного срока (

ст. 883 ГК).

Статьей 884 ГК

предусмотрены гарантии качества в договоре строительного подряда.

Так, подрядчик гарантирует достижение объектом строительства определенных в проектно-сметной документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором в течение гарантийного срока, если иное не установлено договором строительного подряда.

Гарантийный срок составляет десять лет со дня приема объекта заказчиком, если больший гарантийный срок не установлен договором или законом.

Подрядчик отвечает за дефекты, выявленные в пределах гарантийного срока, если он не докажет, что они произошли в результате: естественного износа объекта или его частей; неправильной его эксплуатации либо неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им другими лицами; ненадлежащего ремонта объекта, осуществленного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик

. В случае выявления в течение гарантийного срока недостатков заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок после их выявления. Договором строительного подряда может быть установлено право заказчика оплатить предусмотренную договором часть цены работ, определенной в смете, после окончания гарантийного срока.

Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик не отвечает.

Подрядчик имеет право отказаться от выполнения этой обязанности, если устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора или не может быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам (

ст. 885 ГК).

В соответствии со

ст. 886 ГК в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения заказчиком обязанностей по договору строительного подряда он уплачивает подрядчику неустойку, установленную договором или законом, и возмещает убытки в полном объеме, если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине.

Ответственность за нарушение договора подряда на капитальное строительство предусмотрена

ст. 322 ХК и пп. 110 — 116 Общих условий.

Так, за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору подряда на капитальное строительство виновная сторона уплачивает штрафные санкции, а также возмещает второй стороне убытки (понесенные второй стороной расходы, утрату или повреждение ее имущества, неполученные доходы) в сумме, не покрытой штрафными санкциями, если другой порядок не установлен законом (

ст. 322 ХК).

Недостатки, выявленные во время приема работ (объекта), подрядчик обязан устранить за свой счет в сроки, согласованные с заказчиком. В случае нарушения сроков устранения недостатков подрядчик несет ответственность, предусмотренную договором.

Исковая давность

для требований, вытекающих из ненадлежащего качества работ по договору подряда на капитальное строительство, определяется со дня приема работы заказчиком и составляет:

один год — по недостаткам некапитальных конструкций, а если недостатки не могли быть выявлены при обычном способе приема работы, — два года;

три года — по недостаткам капитальных конструкций, а если недостатки не могли быть выявлены при обычном способе приема работы, — десять лет;

тридцать лет — по возмещению убытков, причиненных заказчику противоправными действиями подрядчика, которые привели к разрушениям или авариям.

В случае если договором подряда или законодательством предусмотрено предоставление гарантии качества работы и недостатки выявлены в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня выявления недостатков.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше