Темы статей
Выбрать темы

Пожарный надзор в строительстве (часть 1)

Редакция СБ
Статья

Пожарный надзор в строительстве

(часть 1)

Виктория Петрушина, заместитель главного редактора,

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик ИД «Фактор»

 

Очень мирная и полезная профессия «пожарный» не столь любима в предпринимательской среде, когда заходит речь не о тушении пожара и спасении людей, а о проверках. Это объяснимо, ведь «пожарникам», а именно так их любят называть, предоставлено большое количество прав и полномочий многочисленными нормативными документами.

О том, что надо знать строителям о пожарных проверках, поговорим в этой статье.

Статья состоит из двух частей. Сегодня рассмотрим вопросы прав Госпожарнадзора, строительных требований к пожарной безопасности, нюансов плановых и внеплановых проверок и экспертизы пожарной безопасности.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

ХК

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 3745

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Положение № 508

— Положение о Государственной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 26.07.94 г. № 508.

Инструкция № 59

— Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59.

Инструкция № 130

— Инструкция о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, утвержденная приказом Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций от 21.10.2004 г. № 130.

Инструкция № 278

— Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.

Порядок № 150

— Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 526

— Порядок контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по проведению испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям, утвержденный приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 08.07.2010 г. № 526.

Порядок № 1324

— Порядок распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1324.

 

Права Госпожарнадзора

Согласно

ст. 5 Закона № 3745 обязанностью каждого предприятия является обеспечение соблюдения противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора. Государственный надзор за состоянием пожарной безопасности на объектах независимо от формы собственности осуществляется государственной пожарной охраной (ст. 7 Закона № 3745).

Круг полномочий должностных лиц государственной пожарной охраны очерчен

Положением о Государственной пожарной охране, утвержденным постановлением КМУ от 26.07.94 г. № 508. Согласно п. 10 этого документа должностные лица Госпожарнадзора имеют право:

проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от собственника необходимые пояснения, материалы и информацию;

— выдавать (направлять) руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и гражданам обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности и проведением мероприятий по предотвращению пожаров, осуществлять контроль за их исполнением. Распоряжения (предписания) могут быть обжалованы в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица Госпожарнадзора в 10-дневный срок со дня их вручения;

— получать от предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности на объектах, данные о пожарах, техническую документацию на разработку и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, а также другую информацию по вопросам, которые относятся к компетенции Госпожарнадзора;

требовать проведения контрольных испытаний на пожарную безопасность приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, анализа пожарной опасности рабочих мест и окружающей среды, проведения независимой экспертизы по оценке состояния пожарной безопасности зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов, приборов, оборудования и другой продукции согласно требованиям пожарной безопасности проектных и проектно-конструкторских решений, планов застройки территорий;

осуществлять контроль за исполнением противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении или техническом переоснащении, капитальном ремонте предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений — запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ;

применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям в случае нарушения требований пожарной безопасности, невыполнения распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Госпожарнадзора;

привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, а также невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов Госпожарнадзора или создании препятствий в их деятельности;

— в случае нарушения правил пожарной безопасности

прекращать или запрещать, в частности, работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, работу производственных участков и агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции;

— проверять наличие документов, предоставляющих право на выполнение пожароопасных работ;

— составлять протоколы об административных правонарушениях

в случае выявления, в частности факта осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа Госпожарнадзора на начало работы предприятия и на аренду помещений, а также предоставления субъектом хозяйствования органу Госпожарнадзора недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства или в случае заведомо ложного вызова пожарной охраны.

 

«Чисто строительные» требования к пожарной безопасности

В

Законе № 3745 статья 10 посвящена требованиям пожарной безопасности непосредственно в строительстве:

 


Закон № 3745

Статья 10. Соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции объектов производственного и прочего назначения

Производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства,

вводимые в действие либо в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического переоснащения, а также технологические процессы и продукция должны соответствовать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.

Запрещается внедрение новых технологий, выпуск пожароопасной продукции без предварительной экспертизы (проверки) проектной и другой документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Финансирование таких работ может осуществляться только после получения положительных результатов экспертизы.

Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением проектных решений по пожарной безопасности при строительстве

, реконструкции, техническом переоснащении и эксплуатации запроектированных ими объектов.

<...>

Приобретенные за рубежом машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологическое оборудование вводятся в эксплуатацию только при условии соответствия их требованиям нормативных актов по пожарной безопасности, действующих в Украине.

Запрещается применение в строительстве

<...> материалов и веществ, на которые нет данных по пожарной безопасности.

Проектирование, реконструкция, техническое переоснащение и строительство объектов иностранными юридическими лицами осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Украины.

Начало работы вновь созданных предприятий

<...> аренда любых помещений осуществляются после выдачи соответствующего разрешения органом государственного пожарного надзора, кроме случаев совершения определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.

Разрешение выдается правительственным органом государственного надзора в сфере пожарной безопасности и территориальными органами государственного пожарного надзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах безвозмездно.

Разрешение является бессрочным документом

.

Разрешение не оформляется

:

— в случае приема

в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов в установленном законодательством порядке;

<...>

Вновь созданные предприятия

, в том числе размещаемые в арендованных помещениях, которые не меняют вид своей деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не относятся к категории взрывопожароопасных и объектам с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории либо внутри указанных объектов, могут совершать определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Порядок и форма уведомления о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Орган государственного пожарного надзора

в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявителем документов, необходимых для получения разрешения, принимает решение о выдаче разрешения или отказе в его выдаче.

Размеры тарифов, в том числе их предельный размер, на проведение оценки (экспертизы) утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются

:

— подача субъектом хозяйствования документов, необходимых для получения разрешения, не в полном объеме;

— выявление в документах, поданных субъектом хозяйствования, недостоверных сведений;

— выявление по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его тушении и эвакуации людей.

Основаниями для аннулирования разрешения являются

:

— обращение субъекта хозяйствования с заявлением об аннулировании разрешения;

— прекращение юридического лица (слияние, присоединение, деление, преобразование либо ликвидация);

— прекращение субъектом хозяйствования совершения определенных действий по осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, на осуществление которых было предоставлено разрешение;

— выявление нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его тушении и эвакуации людей;

— возникновение пожара, если в материалах о пожаре указано, что одной из причин его возникновения является нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности;

— недопущение должностных лиц органов государственного пожарного надзора к осуществлению мероприятий государственного надзора в сфере пожарной безопасности;

— установление факта предоставления субъектом хозяйствования в заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверной информации;

— другие основания, предусмотренные законом.

Решение об отказе в выдаче разрешения либо аннулирования разрешения может быть обжаловано в правительственный орган государственного надзора в сфере пожарной безопасности или в суде.

Аннулирование органом государственного пожарного надзора разрешения на начало работы и аренду помещений не лишает субъекта хозяйствования права подать документы на его получение после устранения выявленных нарушений.

<...>

Разрешение переоформляется в случае изменения наименования юридического лица либо фамилии, имени и отчества физического лица — предпринимателя.

Выдача разрешений производится органами государственного пожарного надзора в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Экспертиза проектов строительства

на соответствие требованиям нормативных актов по вопросам пожарной безопасности проводится в соответствии со статьей 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

<...>


 

Когда встречаются строители и пожарные…

Согласно

п.п. 3.3.1 Инструкции № 59 «государственный пожарный надзор за выполнением установленных законодательством требований пожарной безопасности < ...> субъектами хозяйствования <...> осуществляется соответствующими органами государственного пожарного надзора путем проведения плановых и внеплановых проверок».

Еще одной возможностью встретиться с представителями органов пожарного надзора является проведение ими

плановых и внеплановых проверок при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения. Его регламентирует Порядок № 526.

Органы Госпожарнадзора также могут проводить оценку (экспертизу) противопожарного состояния объекта, которая приравнивается к плановой проверке с вручением руководителю объекта экспертного заключения противопожарного состояния объекта.

Кроме проведения плановых и внеплановых проверок на органы Госпожарнадзора возложен также

надзор за строящимися объектами. Об этом идет речь в п. п 3.4.7 Инструкции № 59.

А теперь поговорим о процедурных нюансах этих проверок.

 

Плановая проверка

Как проходит плановая проверка? Ответ на этот вопрос дает

п.п. 3.3 Инструкции № 59.

Общепроверочные нюансы.

Проверки проводятся только на основании удостоверения на проведение проверки начальника органа Госпожарнадзора, которое регистрируется в специальном журнале данного органа. Удостоверение на право проверки руководителя органа Госпожарнадзора или его копия, заверенная печатью, предъявляется государственным инспектором, осуществляющим проверку, руководителю объекта или уполномоченному лицу, одновременно со служебными удостоверениями участников проверки.

Проверки проводятся в любое время в присутствии руководителя, собственника или уполномоченного им представителя.

Проверка может осуществляться только теми государственными инспекторами, которые указаны в удостоверении на право проверки. Срок проверки определяет руководитель органа Госпожарнадзора, исходя из характеристики объекта.

Допускается вручение удостоверения на проведение проверки арендодателю объекта независимо от формы собственности для уведомления арендаторов.

Согласно

п.п. 3.3.12 Инструкции № 59 перед началом осуществления проверки должностное лицо органа госпожнадзора вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии).

К проведению проверок могут привлекаться работники ведомственной, местной, добровольной пожарной охраны, других органов государственного надзора, члены пожарно-технических комиссий, специалисты заинтересованных ведомственных и экспертных организаций, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления по согласованию с их руководителями.

 

Планово-проверочные нюансы.

Во время проведения плановых проверок производится осмотр (обследование) территорий, зданий, сооружений и помещений, проводится проверка функционирования подразделений ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны и других противопожарных формирований, работы пожарно-технической комиссии, а также любых документов или предметов, касающихся обеспечения пожарной безопасности.

Плановые проверки

объектов, относящихся к сфере управления (собственности, владения, пользования) субъектов хозяйствования, осуществляются в соответствии с квартальными планами-графиками, утверждаемыми руководителями соответствующих органов Госпожарнадзора до 20 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.

При постановке на учет нового объекта (при подписании акта государственной комиссии, выдаче разрешения, регистрации декларации и т. п.) в квартале, на который утвержден план-график, плановая проверка такого объекта проводится в следующем квартале.

Срок осуществления плановой проверки

объектов, относящихся к сфере управления субъектов хозяйствования, не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней. Продление срока осуществления плановой проверки не допускается.

При обнаружении

работниками органа Госпожарнадзора во время проведения плановых проверок фактов предоставления субъектами хозяйствования, зарегистрированными по принципу молчаливого согласия, в заявлении и приложенных к нему документах недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности или фактов осуществления хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы субъектами хозяйствования, обязанными его получать, должностные лица, виновные в допущении этих нарушений, привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством (см. табл. во второй части статьи, которая будет опубликована в следующем номере нашей газеты).

 

Периодичность плановых проверок

. Объекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности согласно уровню пожарной опасности делятся на три группы в зависимости от степени приемлемого риска (см. цитату из Порядка № 1324 ниже):

— с высокой степенью приемлемого риска;

— со средней степенью приемлемого риска;

— с низкой степенью приемлемого риска.

 


Порядок № 1324

<...>

5. К субъектам хозяйствования

с высокой степенью приемлемого риска относятся субъекты, в сфере управления (собственности, владении, пользовании) которых находятся:

— потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности;

— промышленные и

складские здания (сооружения), относящиеся к категории «А» или «Б» по взрывопожарной опасности независимо от площади, и промышленные и складские здания, относящиеся к категории «В» по пожарной опасности площадью 500 кв. метров и более;

<...>

— высотные здания (с условной высотой более 47 метров);

— подземные сооружения разного назначения;

— памятники архитектуры и истории, музеи, картинные галереи, библиотеки, архивы, предприятия связи, телерадиоцентры, банковские учреждения государственного и областного значения;

<...>

— объекты нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, перепланировки, расширения и технического переоснащения;

<...>

К субъектам хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска относятся также субъекты, предоставляющие услуги и выполняющие работы противопожарного назначения. При проведении плановой проверки указанных субъектов органы государственного пожарного надзора избирательно проверяют качество предоставленных ими услуг (выполненных работ) на объектах.

6. К субъектам хозяйствования

со средней степенью приемлемого риска относятся субъекты, в сфере управления (собственности, владении, пользовании) которых находятся:

— промышленные и

складские здания, относящиеся к категории «В» по пожарной опасности площадью менее 500 кв. метров;

<...>

— здания научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций;

<...>

— здания повышенной этажности (с условной высотой от 26,5 метра до 47 метров включительно);

— многоэтажные гаражи и гаражи в цокольных и подвальных помещениях зданий разного назначения.

7. К субъектам хозяйствования с

незначительной степенью приемлемого риска относятся субъекты, в сфере управления (собственности, владении, пользовании) которых находятся:

— государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме зданий повышенной этажности и высотных);

— дачные, садовые и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных);

— небольшие одноэтажные передвижные сооружения, не имеющие закрытого помещения для временного пребывания людей, или стационарные сооружения, имеющие закрытое помещение для временного пребывания людей и по наружному контуру имеющие площадь до 30 кв. метров, которые изготавливаются из облегченных конструкций и устанавливаются временно без устройства фундаментов;

— другие субъекты хозяйствования, которые не отнесены к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска.

8. Плановые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проводятся ежегодно, со средней — один раз в три года, с незначительной — один раз в пять лет.

<...>

Итак,

частота плановых проверок представителями Госпожарнадзора зависит от степени приемлемого риска субъекта хозяйствования.

 

Оформление результатов проверки.

По результатам плановых проверок руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам даются письменные предписания на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Предложенные предписаниями мероприятия должны обосновываться требованиями нормативных актов и обсуждаться с руководителями объектов с установлением сроков их выполнения.

Предписание составляется не меньше чем

в двух экземплярах: 1-й — не позднее пяти рабочих дней после окончания обследования вручается руководителю объекта для выполнения, а 2-й с подписью руководителя относительно согласованных сроков и получения остается в органе Госпожарнадзора для осуществления контроля. В случае невозможности вручения руководителю объекта предписания последнее направляется заказным письмом с уведомлением, о чем в копии проставляется соответствующий исходный номер и дата направления, или сдается в канцелярию объекта с соответствующей отметкой на копии входящего номера и даты.

Предписание Госпожарнадзора подписывают государственные инспекторы, проводившее обследование. Оно хранится в надзорном деле до полного его выполнения, но не менее пяти лет.

Противопожарные требования к арендованным зданиям, сооружениям и помещениям предусматриваются сторонам согласно

ст. 5 Закона № 3745 и договором аренды.

По заключениям проверок государственных, ведомственных, кооперативных жилых домов предписания вручаются руководителям соответствующих жилищных организаций.

Предписания могут быть обжалованы в вышестоящем органе или должностному лицу Госпожарнадзора в 10-дневный срок со дня их вручения

.

При проведении проверок в предыдущем предписании государственный инспектор обязан сделать отметки. При выполнении противопожарных мероприятий напротив каждого из них делается отметка «выполнено», ставятся дата проверки и подпись соответствующего государственного инспектора, а при невыполнении — в конце предписания указываются порядковые номера невыполненных пунктов, указываются меры, принятые к виновным лицам, а также меры пресечения, о чем ознакомляется руководитель объекта.

В случае отсутствия нарушений при проведении проверки составляется справка

за подписями обеих сторон в двух экземплярах, первый из которых вручается руководителю, а второй — подшивается к надзорному делу.

На каждый объект заводится отдельное надзорное дело, в котором хранятся

документы и материалы переписки по вопросам пожарной безопасности, в том числе материалы проверок и экспертиз противопожарного состояния арендованных зданий и помещений, расположенных на объекте, а также копии разрешений на их аренду и другие документы, характеризующие состояние противопожарной защиты объекта.

 

Внеплановые проверки

Согласно

п.п. 3.3.13 Инструкции № 59 внеплановые проверки субъектов хозяйствования с высокой, средней и незначительной степенями приемлемого риска проводятся с целью контроля за выполнением предписаний, постановлений и распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, осуществляются по решению руководителя соответствующего органа госпожнадзора.

Внеплановые проверки

объектов субъектов хозяйствования со средней и незначительной степенями приемлемого риска не проводятся при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами, за исключением осуществления проверок объектов строительства, а также условий выполнения постановлений о применении предупредительных мер и проверки выполнения предписаний, выданных по результатам проведения плановой проверки.

Внеплановые проверки по контролю за выполнением постановлений о применении предупредительных мер, соблюдением условий открытия объектов и устранении недостатков проводятся

по решению руководителя соответствующего органа госпожнадзора в случае, если в течение месяца с даты введения постановления в действие не поступило обращение руководителя объекта либо уполномоченного им лица о необходимости проведения работ по выполнению мер пожарной безопасности, а также при отсутствии обращений о получении права на дальнейшую работу (эксплуатацию) или превышение сроков выполнения противопожарных мероприятий, указанных в гарантийных обязательствах, и/или в плане выполнения мероприятий.

При проведении внеплановых проверок уведомление руководителю объекта либо уполномоченному им лицу не направляется

.

При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость которых стала основанием для осуществления указанного мероприятия, с обязательным их указанием в удостоверении

. Руководитель объекта либо уполномоченное им лицо имеют право ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки и получить копии соответствующих документов.

Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней. Продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается

.

 

По результатам проверки.

Согласно п.п. 3.3.14 Инструкции № 59 в случае, если по результатам внеплановой проверки объектов субъектов хозяйствования выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, должностное лицо органа госпожнадзора составляет акт проверки соблюдения (выполнения) субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной безопасности (далее — акт).

Должностное лицо органа госпожнадзора указывает в акте состояние выполнения руководителем объекта либо уполномоченным им лицом требований пожарной безопасности, а в случае невыполнения — подробное описание выявленных нарушений со ссылкой на соответствующие требования законодательства и нормы в сфере пожарной безопасности.

В последний день проверки

два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа госпожнадзора, осуществлявшими проверку, и руководителем объекта либо уполномоченным им лицом.

Если руководитель объекта либо уполномоченное им лицо делают замечания по осуществлению проверки, то они являются неотъемлемой частью акта, подписываемого с замечаниями.

В случае отказа руководителя объекта либо уполномоченного им лица от подписания акта или получения его второго экземпляра должностное лицо органа госпожнадзора вносит в него соответствующую запись и направляет его заказным письмом с уведомлением по местонахождению субъекта хозяйствования или его обособленного подразделения.

Один экземпляр акта вручается руководителю объекта либо уполномоченному им лицу, а второй хранится в надзорном деле органа госпожнадзора.

 

Экспертиза пожарной безопасности

В функции органов пожарного надзора входит проведение

экспертизы пожарной безопасности, под которой понимают исследование, проверку, анализ, оценку научно-технических разработок, проектной, проектно-сметной и другой документации, новообразованных или действующих предприятий и других объектов, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, устройств, материалов, веществ соответствия нормативно-правовым актам по вопросам пожарной безопасности.

Такая оценка (экспертиза) проводится в случае обращения руководителя предприятия в органы Госпожарнадзора. По результатам такой оценки (экспертизы) составляется экспертное заключение противопожарного состояния объекта.

Оценка (экспертиза) противопожарного состояния объекта проводится также для оформления материалов на получение разрешения на начало работы. Следует иметь в виду, что проведение органами Госпожарнадзора оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта приравнивается к плановой проверке с вручением руководителю объекта экспертного заключения противопожарного состояния объекта (п.п. 3.3.16 Инструкции № 59). То есть после проведения такой оценки (экспертизы) следующая плановая проверка должна будет проводиться только через год, три или пять лет в зависимости от того, к какой категории относится проверяемый объект.

Получается, что

первую проверку соответствия противопожарного состояния помещения требованиям пожарной безопасности предприятие «заказывает» самостоятельно. Как уже отмечалось, она необходима для получения разрешения на начало работы.

В соответствии с

ч. 8 ст. 10 Закона № 3745 вновь созданные предприятия, а также действующие предприятия при вводе в эксплуатацию новых и подвергшихся реконструкции объектов, при внедрении новых технологий, при передаче в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, а также вновь созданные и действующие предприятия при аренде каких-либо помещений обязаны получать разрешение органов Госпожарнадзора на начало работы и аренду помещений (далее — разрешение на начало работы), которое выдается без взимания какой-либо платы.

Обязанность получить разрешение на начало работы не распространяется на случаи, когда

ведение хозяйственной деятельности возможно по принципу молчаливого согласия или когда прием объекта в эксплуатацию осуществлен комиссией при участии органов Госпожарнадзора. В последнем случае подпись государственного инспектора в акте государственной комиссии является согласием представляемого им органа Госпожарнадзора на начало работы объекта со дня утверждения акта в установленном порядке (п.п. 3.4.8.7 Инструкции № 59).

В частности,

при аренде помещений или их использовании на условиях других гражданско-правовых договоров от арендатора (пользователя) не требуется получения разрешения на их использование при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений, однако это правило не распространяется на потенциально опасные объекты (ч. 4 ст. 41 Закона о разрешительной системе).

 

Разрешение на начало работ.

Если предприятие не вправе или не желает начинать свою деятельность по принципу молчаливого согласия, ему нужно получить разрешение на начало работы в общем порядке. Что оно собой представляет?

Для получения разрешения на начало работы собственник (арендатор) должен подать органу Госпожарнадзора пакет документов

, состоящий из заявления установленной формы (приложение 1 к Порядку № 150), материалов оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия (объекта, помещения) и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о собственности (копию договора аренды).

Орган Госпожарнадзора регистрирует полученные документы в Журнале регистрации и учета документов о выдаче разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений и регистрации деклараций субъектов хозяйствования (

приложение 2 к п. 3.2 Инструкции № 278).

Оценка (экспертиза) противопожарного состояния предприятия может проводиться органом Госпожарнадзора или другим юридическим (физическим) лицом, имеющим лицензию

на ее проведение, при этом срок ее проведения и порядок оплаты устанавливаются в заключаемом сторонами договоре.

Основанием для выдачи разрешения на начало работы является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия (объекта, помещения)

, при этом еще раз необходимо подчеркнуть: если эта оценка (экспертиза) осуществлялась органами Госпожарнадзора, то она приравнивается к плановой проверке.

В течение десяти рабочих дней со дня подачи заявителем пакета документов орган Госпожарнадзора принимает решение о выдаче разрешения на начало работы или об отказе в его выдаче

(ст. 10 Закона № 3745).

После выдачи разрешения на начало работы соответствующие сведения заносятся в Журнал учета объектов (

приложение 1 к Инструкции № 59) и соответствующий план проверок, а также заводится надзорное дело установленного образца, которое должно соответствовать требованиям, установленным приложением 6 к п. 3.3.17 Инструкции № 59.

Решение об отказе в выдаче разрешения на начало работы может быть обжаловано вышестоящему органу Госпожарнадзора (должностному лицу) либо в суд

(п. 7 Порядка № 150).

Ранее выданное разрешение на начало работы аннулируется путем вынесения

руководителем соответствующего или вышестоящего органа Госпожарнадзора постановления по установленной приложением 4 к Порядку № 150 форме, которое может быть обжаловано вышестоящему органу пожарного надзора (должностному лицу) либо в суд в пятидневный срок со дня его вручения.

Аннулирование разрешения на начало работы органом Госпожарнадзора не лишает субъекта хозяйствования права после устранения обнаруженных нарушений снова подать документы на его получение (

ч. 8 п. 4 Инструкции № 278).

А в одном из следующих номеров нашей газеты поговорим о надзоре за строящимися объектами, применении предупредительных мер, обжаловании решений Госпожарнадзора и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше