Темы статей
Выбрать темы

Доступное жилье: ГНС отступает

Редакция СБ
Статья

Доступное жилье:
 ГНС отступает

Иван Чалый, консультант

 

Госналогслужба отозвала одиозное письмо ГНАУ, парализовавшее в прошлом году рынок доступного жилья.

Как повлияет этот факт на НДС-льготирование операций с доступным жильем?

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Письмо № 4686 — письмо ГНАУ «О налоге на добавленную стоимость» от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517.

Письмо № 8169 — письмо ГНС «Об отзыве писем ГНАУ относительно НДС» от 21.03.2012 г. № 8169/7/15-3417.

 

Письмо № 8169 отозвало девять прошлогодних писем ГНАУ. Среди них и скандально известное письмо № 4686, повергшее в 2011 году в ступор строительство доступного жилья.

Чтобы понять сложившуюся ситуацию, давайте вспомним содержание отозванного письма1.

1 Текст письма ГНАУ «Об НДС при строительстве доступного жилья» от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517 опубликован в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 23, с. 15, а комментарий к нему cм. в статье «Сочинительные союзы и «доступные» проблемы»// «Строительная бухгалтерия», 2011, № 23, с. 28.

Оно было посвящено новой льготе, которая появилась в системе налогообложения вместе с приходом НКУ. Так, в соответствии с п. 197.15 НКУ «освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства».

Письмо № 4686 состояло по сути из двух частей:

— в первой части подробно описывались признаки доступного жилья, скрупулезно собранные из актов отраслевого законодательства;

— во второй части выносился вердикт относительно того, на кого именно распространяется льгота.

Если к первой части письма принципиальных претензий ни у кого особенно не было, то вторая часть письма многих специалистов ставила в тупик.

Напомним приговор, вынесенный тогда налоговиками:

«применять налоговую льготу по освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, установленную подпунктом 197.15 статьи 197 раздела V Кодекса, имеют право только те субъекты хозяйствования — плательщики налога на добавленную стоимость, которые являются застройщиками и определены исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (указаны в паспорте такой программы) и непосредственно осуществляют строительно-монтажные работы. При этом земельные участки, на которых осуществляется такое строительство, должны быть включены в соответствующий перечень, а именно строительство должно отвечать всем перечисленным выше требованиям по финансированию, техническим и другим условиям, определенным как Законом № 800, так и соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными во исполнение данного Закона.

Другие субъекты хозяйствования — плательщики налога на добавленную стоимость, выполняющие работы для обеспечения строительства доступного жилья по договорам субподряда с исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья, права на использование льготы по налогообложению не имеют и предоставляют услуги исполнителям с начислением налога на добавленную стоимость по полной ставке по общеустановленным правилам».

В результате применения такого подхода практически все застройщики, возводящие доступное жилье, фактически лишались права на льготу.

Ведь редко кто из них выполняет абсолютно все СМР самостоятельно. Многие (а иногда и все) работы на объектах выполняются подрядчиками (субподрядчиками) застройщиков.

Но тем предприятиям, которые по заказу застройщиков выполняют СМР на объектах, отнесенных к доступному жилью, льгота тоже «не светила». Ведь они непосредственно, как правило, не зарегистрированы в качестве «исполнителей региональных целевых программ строительства (приобретения) доступного жилья».

Таким образом, сомнительные сочинения налоговиков ставили большой и жирный крест на новой льготе по п. 197.15 НКУ.

Надо сказать, что приведенные выше вымыслы ГНАУ Минюст оспорил еще в прошлом году (письмом от 28.04.2011 г. № 3915-0-4-11/101). Государственные юристы указали, что письмо ГНАУ содержит новые правовые нормы, которые регулируют вопросы применения НКУ. А такие правовые нормы не могут вводиться письмами налоговиков.

Налоговики тогда проигнорировали законные требования Минюста.

Чтобы незаконное письмо № 4686 все-таки отозвали, потребовалось повторное обращение Минюста (письмо от 31.01.2012 г. № 10.1-19/11).

Но сейчас это уже не очень важно. Ведь норма п. 197.15 НКУ утратила былую актуальность для застройщиков, сооружающих доступное жилье. Для них сейчас гораздо более интересна льгота п.п. 197.1.14 НКУ.

Напомним, что с 19 января 2012 года действует новая редакция2п.п. 197.1.14 НКУ, которая содержит такую норму: «Операции по первой поставке доступного жилья и жилья, строящегося с привлечением государственных средств, освобождаются от налогообложения».

2 Изменения в п.п. 197.1.14 были внесены в НКУ с 19.01.2012 г. — момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности и усовершенствования государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.

Впрочем, отзыв письма № 4686 налогоплательщикам не повредит. Застройщикам в борьбе за НДС-льготы может пригодиться как п.п. 197.1.14 НКУ, так и п. 197.15 НКУ. Льгот много не бывает. И если с какой-нибудь из них снимаются подзаконные ограничения, то в этом ничего плохого нет.

Анализируя ситуацию с отзывом письма № 4686, нельзя не остановиться еще на одной особенности.

Отзывая свои сомнительные прошлогодние эпистолы, налоговики в письме № 8169 рекомендовали обращаться к Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ).

Если застройщики доступного жилья воспользуются этой рекомендацией, то вряд ли они будут обрадованы.

Что же уготовано для них в ЕБНЗ?

Помимо пары пустых консультаций, которые просто цитируют нормы п.п. 197.1.14 и п. 197.15 НКУ, в ЕБНЗ можно встретить и кое-что занимательное:

Вот как консультанты поясняют новую редакцию п.п. 197.1.14 НКУ:

Раздел из ЕБНЗ «130. Налог на добавленную стоимость, 130.16.02 — операции, освобожденные от налогообложения: операции по поставке жилья (объектов жилого фонда)

Вопрос: При каких условиях освобождаются от обложения НДС операции по первой поставке доступного жилья и жилья, строящегося с привлечением государственных средств (абз. 6 п.п. 197.1.14 п. 197.1 ст. 197)?

Полный ответ: PV. Простите, на данный вопрос ответ в Единой базе налоговых знаний на данный момент отсутствует».

Отметим, что истекло уже пять месяцев действия новой нормы п.п. 197.1.14 НКУ, а консультанты ЕБНЗ все еще не торопятся ознакомить нас со своими взглядами на ее применение.

Кроме того, в ЕБНЗ по-прежнему висит безобразное разъяснение п. 197.15 НКУ, которое незаконно «скрещивает» льготу по доступному жилью с льготой по строительству жилья за госсредства3:

 

«Вопрос: Какое жилье считается доступным с целью освобождения от обложения НДС операций по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья?

Ответ из раздела 130.16.02 ЕБНЗ

Полный ответ: Согласно п. 197.15 ст. 197 р. V Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, освобождаются от обложения НДС операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Украины от 25 декабря 2008 года № 800-VI «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 800), доступное жилье — построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Пунктом 7 ст. 4 Закона № 800 определено, что государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов. Средства, предусмотренные в государственном бюджете на предоставление государственной поддержки, используются с учетом оптимизации количества бюджетных программ путем концентрации расходов за единым главным распорядителем бюджетных средств, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона № 800 контроль за строительством и приемом в эксплуатацию объектов доступного жилья возлагается на Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации и центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры. Согласно п. 9 ст. 4 Закона № 800 архитектурно-планировочные и технические требования к доступному жилью устанавливаются государственными строительными нормами с обязательным учетом требований к энергосбережению. Таким образом, от обложения НДС освобождаются операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, строящегося за счет средств государственного и/или местных бюджетов с учетом других вышеуказанных требований».

3 Подробный комментарий этой консультации — см. в статье «Сочинительные союзы и «доступные» проблемы» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 23, с. 28.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше