О помещениях общественного назначения
Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 26.09.2012 г. № 40-11-6875
В соответствии с пунктом 9 раздела V Заключительных положений Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 24.06.2011 г. № 91, зарегистрированным в Министерстве юстиции 11.07.2011 г. под № 830/19568, утвержден Порядок приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей, не содержащий ограничений по способу размещения объектов строительства (отдельно расположенных или встроенных), в том числе общественных помещений.
В соответствии с пунктом 4.6 ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» категория сложности объекта строительства определяется в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства согласно приложению М. Класс последствий (ответственности) устанавливается согласно ДБН В.1.2-14.
Методика определения класса последствий (ответственности) домов, зданий, сооружений, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и его использования с целью определения категории сложности объекта строительства устанавливается ДСТУ-Н Б В.1.2-ХХI.
Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения определен в приложении А (обязательное) ДБН В.2.2-9-2009 «Здания и сооружения. Общественные здания и сооружения. Основные положения».
Требования этих норм являются обязательными для применения юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.
Первый заместитель председателя А. Григор
КОММЕНТАРИЙ
Письма Минрегионстроя от 27.09.2012 г. № 7/14-15610 и ГАСИ от 26.09.2012 г. № 40-11-6875 (далее — письма) в очередной раз разъясняют вопрос приема в эксплуатацию самовольно построенных общественных помещений. Напомним, что на страницах нашей газеты мы уже освещали этот вопрос (см. «СБ», 2012, № 12, с. 6). Тогда мы рассматривали вопрос о трактовке понятия «способ размещения объекта строительства», упоминавшегося в письме Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — Инспекция) от 05.04.2012 г. № 40-16-2401. Мы даже высказывали предположение, что Инспекция в указанном письме имела в виду способ строительства (подрядный, хозяйственный, смешанный). Но, как оказалось, мы ошибались. Благодаря появлению комментируемых писем теперь четко понятно, что под способом размещения объектов строительства следует понимать отдельное размещение объекта или его встраивание. Поэтому Минрегион разъясняет, что независимо от того, был ли объект встроен или он был отдельно размещен — это никоим образом не влияет на результат приема его в эксплуатацию по правилам, определенным в приказе Минрегиона «Об утверждении Порядка приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) строений и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей» от 24.06.2011 г. № 91 (далее — приказ № 91).
Кроме того, напомним, что согласно требованиям приказа № 91 одним из документов (приобщаемых к общему перечню документов), который должен предоставить заявитель для приема в эксплуатацию общественных зданий I и II категорий сложности, является отчет о проведении технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей объекта (далее — отчет) с заключением об их соответствии требованиям надежности и безопасной эксплуатации. Форма отчета приведена в приложении 1 к приказу № 91. Отчет, как известно, составляется исполнителем работ по проведению технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей объекта. В частности, в отчете, кроме прочей информации, должна быть указана категория сложности объекта строительства. По этому поводу Минрегион разъясняет, что категория сложности объектов строительства должна определяться в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства согласно приложению М ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство». А вот класс последствий (ответственности), в свою очередь, устанавливается согласно ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований» (далее — ДБН В.1.2-14). При этом методика определения класса последствий (ответственности) зданий, строений, сооружений, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и его использования с целью определения категории сложности объекта строительства устанавливается ДСТУ-Н Б В.1.2-ХХ (далее — Стандарт).
Так, в п. 1.1 Стандарта отмечается, что он разработан в помощь заказчикам, проектировщикам и другим субъектам строительства. Он содержит рекомендации для определения классов последствий (ответственности) зданий, строений, сооружений, а также их использования для определения категорий сложности объектов строительства (согласно приложению А к Стандарту).
В частности, согласно п. 4.1 Стандарта классы последствий (ответственности) зданий и сооружений определяются уровнем возможных материальных убытков и (или) социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с утратой целостности объекта согласно ДБН В.1.2-14.
Стандартом предусмотрено, что класс последствий (ответственности) здания или сооружения определяется по шести признакам (характеристикам):
— возможная опасность для здоровья и жизни людей, постоянно находящихся на объекте;
— возможная опасность для здоровья и жизни людей, периодически находящихся на объекте;
— возможная опасность для жизнедеятельности людей, находящихся вне объекта;
— объем возможного экономического убытка;
— возможность утраты объектов культурного наследия;
— возможность прекращения функционирования объектов коммуникаций транспорта, связи, энергетики, других инженерных сетей.
Кроме того, Минрегион напомнил, что основные группы зданий и помещений общественного назначения приведены в приложении А к ДБН В.2.2-9-2009 «Здания и сооружения. Общественные здания и сооружения. Основные положения». Этим нормативом необходимо руководствоваться для выяснения принадлежности того или иного объекта строительства к общественным зданиям и помещениям.
Яна Брусенцова