7.1. Требования настоящей главы применяются в ходе проверок предприятий (предпринимателей) органами контроля, действующими в соответствии с законодательством Украины. Периодичность проведения этих проверок и срок, в течение которого они осуществляются, определяют непосредственно органы контроля.
7.2. Перечень предприятий (предпринимателей), подлежащих указанным проверкам за конкретные периоды, определяется с учетом объемов осуществляемых ими операций с наличными.
В ходе проверок выясняются структура предприятия, количество открытых текущих счетов предприятия (предпринимателя) в банках, наличие у предприятия (предпринимателя) налогового долга, результаты ранее осуществленных проверок, соблюдение ими порядка ведения операций с наличными.
Органы контроля участвуют в проведении совместных проверок.
Проверка непосредственно по местонахождению предприятия (предпринимателя) осуществляется на основании документов, определенных законодательством Украины, за определенный период — квартал, полугодие, год и т. п.
7.3. Ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличными возлагается на предпринимателей, руководителей предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличными, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке.
При выявлении нарушений установленного порядка ведения операций с наличными органы государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции на основании представления органов контроля в соответствии с законодательством Украины.
7.4. Если проверкой предприятия (предпринимателя) было выявлено нарушение, то по ее результатам составляется акт о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличными (далее — акт о проверке) (приложение 9) в трех экземплярах, в котором излагается содержание нарушения с соответствующим обоснованием. Акт о проверке должен содержать заключения о результатах проверки, а также рекомендации руководству предприятия (предпринимателю) по устранению выявленных недостатков. Акт о проверке подписывают служебные лица, проводившие проверку, а также руководитель и главный бухгалтер предприятия (предприниматель). Первый экземпляр направляется органам государственной налоговой службы Украины по месту государственной регистрации предприятия (предпринимателя) для принятия мер, предусмотренных законодательством Украины, второй передается непосредственно соответствующему предприятию (предпринимателю), третий экземпляр остается в документах органа контроля. Если нарушения не выявлены, то служебные лица, проводившие проверку, составляют справку в произвольной форме, в которой указываются название проверявшегося предприятия, срок проверки, ссылки на законодательство Украины, согласно которому проводилась проверка, проверяемые вопросы. Указанную справку подписывают служебные лица, проводившие проверку, а также руководитель и главный бухгалтер предприятия (предприниматель).
7.5. Руководитель предприятия или замещающее его лицо, предприниматель имеет право при составлении акта о проверке не согласиться с результатами проверки и сделать в отношении этого соответствующие обоснованные замечания (объяснение) в письменной форме, которые прилагаются к акту проверки. Результаты проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций рассматриваются руководством предприятия (предпринимателем), как правило, в трехдневный срок после ее окончания.
7.6. В зависимости от специфики функционирования проверяемого предприятия (предпринимателя) и задач органов контроля в ходе проверки могут рассматриваться и другие вопросы, не включенные в настоящую главу, и использоваться другие формы актов.
7.7. В ходе проверок осуществляется контроль за выполнением предприятием требований настоящего Положения, связанных с ведением кассовой книги и оформлением операций по приему и выдаче наличных из кассы, ведением соответствующих кассовых документов.
7.8. В ходе проверок выясняется наличие у предприятия кассовой книги, а также соответствие ее оформления требованиям законодательства Украины. Кроме того, проверяется правильность ведения кассовой книги, оформления в ней кассовых операций по приему и выдаче наличных средств (в том числе по срокам), соответствие указанных в ней сумм принятых в кассу или выданных из нее наличных данным приходных и расходных кассовых ордеров, качество и своевременность записей кассира согласно указанным в кассовой книге кассовым документам, наличие подписи бухгалтера, проверившего записи в кассовой книге по количеству полученных им кассовых ордеров, правильность подсчета в кассовой книге фактических остатков наличных в кассе на конец дня и т. п.
7.9. В ходе проверки выясняется правильность заполнения всех реквизитов приходных и расходных кассовых ордеров и расходных ведомостей (проставление необходимых дат, номеров, сумм, указание оснований для их выписки, наличие подписей служебных лиц и получателей средств, оттисков печатей и штампов, подписей о получении наличных, правильность оформления депонированных сумм и т. п.). По отдельным расходным ведомостям могут выборочно пересчитываться суммы выплаченных наличных.
7.10. В ходе проверки устанавливаются наличие у предприятия журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов и книги учета выданных и принятых старшим кассиром денег и правильность их ведения, а также правильность отражения в кассовых документах номеров корреспондирующих счетов, соответствие между корреспонденцией счетов, внесенных в кассовую книгу и указанных в кассовых ордерах, наличие необходимых оправдательных документов, прилагаемых к кассовым ордерам (заявления, накладные, счета, справки и т. п.), и отметок об их погашении. В кассовых документах, вызывающих сомнение в их подлинности, проверяется достоверность подписей получателей средств и служебных лиц, дающих объяснения в отношении этого.
7.11. Выявленные в результате проверки нарушения и заключения о ведении кассовой книги и кассовых документов указываются в разделе I акта о проверке.
7.12. Особое внимание в ходе проверки должно уделяться установлению полноты и своевременности оприходования в кассах наличных поступлений, полученных предприятием (за реализованную продукцию, проданные товары, выполненные работы, предоставленные услуги и за внереализационные операции и т. п.).
7.13. В ходе проверки анализируется общее состояние кассовых оборотов поступлений наличных из касс банка в кассы на основании банковских выписок по текущим счетам предприятия.
7.14. Сверяются банковские выписки (по суммам средств, полученных из банка, и датам) и соответствующие записи в кассовой книге с данными приходных кассовых ордеров. В случае необходимости могут также сравниваться данные корешков денежных чеков с выписками банка.
7.15. Все наличные, поступающие в кассы, должны своевременно и в полной сумме оприходоваться. Порядок оприходования наличных в кассах, в том числе и при расчетах с применением РРО (РК), определен в пункте 2.6 настоящего Положения.
7.16. В ходе проверки органами контроля полного и своевременного оприходования средств, поступивших в кассу от осуществления хозяйственной деятельности, записи в кассовой книге сверяются по суммам и срокам с данными соответствующих приходных кассовых ордеров (с привлечением в случае необходимости следующих оправдательных документов: расчетных документов, квитанций к приходным кассовым ордерам, счетов-фактур, товарно-транспортных и налоговых накладных и т. п.). Проверяется также проведение записей по регистрации указанных ордеров (по суммам и датам) в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
7.17. При необходимости углубленной проверки полного оприходования в кассе наличных средств, полученных из различных источников, могут анализироваться также обороты по ведомости журнала-ордера 1 по дебету субсчета 301 «Касса в национальной валюте» по сравнению с оборотами по кредиту каждого корреспондирующего счета/субсчета (311 «Текущие счета в национальной валюте», 37 «Расчеты с разными дебиторами», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 661 «Расчеты по заработной плате», 662 «Расчеты с депонентами», 681 «Расчеты по авансам полученным» и других счетов) с последующим сравнением их с соответствующими записями в кассовой книге и данными документов, подтверждающих фактическое получение предприятием определенных сумм наличных в соответствующие сроки.
7.18. Кроме того, для контроля за полным и своевременным оприходованием наличных конкретным предприятием органы контроля могут применять соответствующие встречные документальные проверки, осуществляемые непосредственно на предприятиях-покупателях (заказчиках), уплативших наличные средства, путем привлечения соответствующих первичных документов и взаимной сверки кассовых документов получателей наличных с данными покупателей.
7.19. В ходе проверки органы контроля должны принимать во внимание то, что при наличии в кассе предприятия наличных, не подтвержденных приходными кассовыми ордерами, они считаются неоприходованными в кассе и зачисляются в доход предприятия.
7.20. Выявленные в ходе проверки нарушения порядка оприходования поступлений наличных отражаются в разделе II акта о проверке.
7.21. В ходе проверки соблюдения предприятием лимита кассы определяется наличие самостоятельно установленного лимита кассы и соответствие его расчета требованиям настоящего Положения, уточняются по приказам, распоряжениям или другим распорядительным документам суммы самостоятельно доведенных предприятием (юридическим лицом) лимитов касс своим обособленным подразделениям.
7.22. В ходе проверок выясняется то, как предприятие соблюдает установленный лимит кассы, сроки и порядок сдачи наличной выручки. Кроме того, должно учитываться то, что средства, полученные из кассы банка или направленные из выручки на выплаты, которые относятся к фонду оплаты труда, могут согласно пункту 2.10 настоящего Положения в течение трех — пяти рабочих дней храниться в кассе сверх установленного лимита кассы.
7.23. Для определения сверхлимитных остатков наличных в кассе сравниваются записи о фактических их остатках в кассе по кассовой книге с установленным лимитом кассы за каждый день независимо от того, осуществлялись в этот день кассовые обороты (поступление и расходование наличных) или нет. Если в проверяемом периоде выявлено превышение лимита кассы, то выясняется, в течение какого времени (в днях) и какие сверхлимитные суммы не сдавались в установленные сроки в банк и по какой причине, а также общая сумма сверхлимитных остатков.
Образец расчета сверхлимитных остатков наличных в кассе
(грн.)
Дата |
Остаток наличных на начало дня |
Поступление наличных в кассу |
Выдача наличных из кассы |
Остаток наличных на конец дня |
В том числе по расходным ведомостям в дни выплат, связанных с оплатой труда |
Лимит кассы |
Сверхлимитные остатки за каждый день |
04.10.2004 |
10 |
250 |
80 |
180 |
— |
100 |
80 |
05.10.2004 |
180 |
100 |
140 |
140 |
— |
100 |
40 |
06.10.2004 |
140 |
— |
— |
140 |
— |
100 |
40 |
07.10.2004 |
140 |
— |
— |
140 |
— |
100 |
40 |
08.10.2004 |
140 |
210 |
340 |
10 |
— |
100 |
— |
09.10.2004 |
10 |
570 |
90 |
490 |
300 |
100 |
90 |
10.10.2004 |
490 |
320 |
350 |
460 |
300 |
100 |
60 |
11.10.2004 |
460 |
190 |
390 |
260 |
— |
100 |
160 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
510 |
Наличные средства, не считающиеся сверхлимитными согласно пункту 5.10 настоящего Положения, для расчета сверхлимитных остатков наличных в кассе не берутся.
7.24. Пункт 7.24 исключен.
7.24. При выявлении в ходе проверок расходных кассовых ордеров или расходных ведомостей, в которых выдача наличных из кассы не подтверждена подписью получателя (абзац второй пункта 3.5 настоящего Положения), сумма наличных по таким расходным документам прилагается к остатку наличных в кассе исключительно в день, в котором оформлены указанные расходные документы, и в дальнейшем указанная сумма не берется для расчета сверхлимитных остатков наличных.
7.25. Во время осуществления этих проверок в сфере торговли, общественного питания и услуг также обращается внимание на обязательность обеспечения постоянного наличия в кассах предприятий, который проверяются, монет для выдачи сдачи [за исключением тех номиналов монет (банкнот), выпуск в обращение которых приостановлен Национальным банком Украины].
7.26. Выявленные нарушения установленного лимита кассы отражаются в таблице раздела III акта о проверке (указываются данные о действующем лимите кассы, фактических остатках наличных в кассе в те дни, когда был превышен ее лимит, а также расчет общей суммы превышения установленных лимитов за каждый день).
7.27. В ходе проверки систематизируются согласно банковским документам все случаи получения предприятием (предпринимателем) значительных сумм наличных средств, а при необходимости используются также соответствующие данные банков, в которых открыты его текущие счета.
7.28. В ходе проверки анализируются объемы наличных, периодичность и структура их выдачи, динамика по сравнению с предыдущими периодами. Обращается внимание также на сроки открытия предприятием (предпринимателем) счета; проведение им операций, не являющихся экономически оправданными или противоречащих законодательству Украины (не соответствующих характеру его деятельности; переводы значительных сумм наличных на счета физических лиц; поступление и снятие со счетов наличных в суммах, превышающих обычное денежное обращение этого предприятия (предпринимателя); внесение на счета наличных с последующим переводом их в сжатые сроки другому предприятию; систематическое или полное снятие значительных сумм наличных в день их поступления на счет и т. п.).
7.29. Анализируется также выдача наличных, которые проверяемое предприятие (предприниматель) получало (получал) со своего счета регулярно в течение короткого периода (недели, декады, месяца).
7.30. Выявленные в результате проверки нарушения указываются в разделе IV акта о проверке.
7.31. В ходе проверки устанавливается соблюдение предприятием действующего порядка расходования наличной выручки.
7.32. В ходе проверки принимается во внимание, что в случае наличия у предприятия налогового долга выплаты наличными осуществляются с учетом требований Налогового кодекса Украины.
7.33. В ходе проверки органы контроля устанавливают, в какие периоды проверяемое предприятие (предприниматель) имело (имел) налоговый долг, который учитывается в органах государственной налоговой службы Украины.
7.34. Пункт 7.34 исключен.
7.34. С целью проверки расходования наличных из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, могут также использоваться: месячный (квартальный) бухгалтерский баланс (Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2), Главная книга, журналы-ордера, кассовые книги, кассовые ордера, расходные ведомости, банковские выписки и т. п.
7.35. Данные о выявленных нарушениях (конкретные даты и суммы) указываются в разделе V акта о проверке.
7.36. Целью проверки порядка выдачи наличных под отчет и их использования является осуществление контроля за соблюдением предприятиями установленного порядка выдачи наличных средств под отчет (в том числе на командировку) и их использования согласно требованиям настоящего Положения и других нормативно-правовых актов.
7.37. В ходе проведения проверок анализируется порядок выдачи предприятиями сумм под отчет, выявляются факты неправомерной выдачи наличных под отчет работникам, которые полностью не рассчитались за предварительно выданные им средства, факты несвоевременной отчетности, а также случаи передачи подотчетных средств одним работником другому и т. п.
7.38. В ходе проверки могут анализироваться данные бухгалтерских регистров, в частности тех, в которых по дебету отражаются средства, выданные из кассы под отчет, и возмещение перерасходов по отчетам об использовании средств, а по кредиту — суммы расходов по отчетам об использовании средств, подтвержденных бухгалтерией, и возврата неиспользованных средств. Дебетовое сальдо определяет сумму задолженности подотчетных лиц предприятию, кредитовое — сумму перерасходов подотчетных лиц по отчетам об использовании средств. Такой анализ дает возможность определить направления использования подотчетных сумм, выявить нарушения при их выдаче.
7.39. В ходе проверки отчетов об использовании средств для решения хозяйственных вопросов особое внимание уделяется соблюдению подотчетными лицами установленных сроков составления и подачи в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременности возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных средств (одновременно с соответствующим отчетом), наличию оригиналов подтверждающих документов, их погашению и т. п. Кроме того, учитывается то, что подача отчетов об использовании средств с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или при других обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение.
7.40. Во внимание принимается также и то, что не должны нарушаться сроки и условия выдачи наличных под отчет, определенные законодательством Украины, в частности пунктом 2.11 настоящего Положения.
7.41. В ходе проверки правильности оформления выдач наличных под отчет как на командировку, так и на другие нужды устанавливается достоверность подтверждающих документов, прилагаемых к отчетам об использовании средств.
7.42. Также следует обращать внимание на полную и своевременную отчетность подотчетных лиц в случае использования ими во время командировки значительных сумм подотчетных средств для решения хозяйственных вопросов.
7.43. В ходе проведения проверки по соблюдению порядка выдачи наличных под отчет на командировку устанавливается наличие распорядительных документов (приказа, распоряжения) на служебные командировки, правильность ведения записей в журнале регистрации удостоверений на командировку, соблюдение предельной продолжительности служебной командировки, наличие отметок в удостоверении о командировке, своевременность отчетности за израсходованные во время командировки средства, правильность возмещения расходов работникам и т. п.
7.44. Факты представления отчета об использовании средств в бухгалтерию в установленные сроки без одновременного возврата в кассу неиспользованных подотчетных сумм являются нарушением порядка выдачи наличных под отчет и ее использования.
7.45. Данные о выявленных в ходе проверки нарушениях указываются в разделе VI акта о проверке.
7.46. Для контроля за соблюдением предприятиями (предпринимателями) установленных ограничений во время осуществления ими наличных расчетов между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами проверяются расчетные операции конкретного предприятия (предпринимателя).
Во время такой проверки должно учитываться то, что такие наличные расчеты могут осуществляться предприятиями (предпринимателями) в течение дня с другими предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами по одному или нескольким платежным документам, а также то, что указанные ограничения не касаются случаев, определенных настоящим Положением.
7.47. Для проверки используются необходимые кассовые и расчетные документы предприятия (предпринимателя) (кассовая книга, кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, отчеты работников по расходованию подотчетных сумм), а также документы, подтверждающие осуществленные покупателем (заказчиком) расходы наличных при приобретении товаров, оплате предоставленных услуг и выполненных работ (кассовые и товарные чеки, расчетные квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам, другие расчетные документы, а также счета-фактуры, налоговые накладные, договоры на поставку продукции, предоставление услуг, выполнение работ, товарно-транспортные накладные и т. п.).
7.48. В ходе проверки предприятия (предпринимателя) анализируются записи в кассовой книге, книге учета приобретенных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), данные кассовых ордеров, отчетов подотчетных лиц и других подтверждающих документов. Нарушения установленных ограничений на осуществление наличных расчетов выявляются путем сравнения фактических расходов наличных плательщиков наличных средств за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) по конкретному расчету, не подтвержденных соответствующими обосновывающими документами, с действующими ограничениями. В случае необходимости могут осуществляться встречные проверки предприятий (предпринимателей) со сравнением данных (по суммам и срокам) соответствующих кассовых документов плательщиков и получателей наличных средств.
7.49. В случае выявления фактов нарушения установленных ограничений при расчетах предприятий (предпринимателей) они приводятся с указанием их конкретных размеров в таблице раздела VII акта о проверке.
7.50. Контроль за установлением и соблюдением предприятиями установленных лимитов кассы и сроков сдачи наличной выручки из кассы осуществляют органы государственной налоговой службы Украины.
Директор Департамента налично-денежного обращения Н. Дорофеева