Статья 3. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны:
1) проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные регистраторы расчетных операций с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек.
Использование программных регистраторов расчетных операций при оптовой и/или розничной торговле горючим запрещается;
2) предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания в полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в том числе, но не исключительно, с воспроизводством на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций, QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, которая в нем содержится, и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты);
3) применять регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций с соблюдением установленного порядка их применения;
4) обеспечивать целостность пломб регистратора расчетных операций и неизменность его конструкции и программного обеспечения;
5) в случае неприменения регистраторов расчетных операций или программных регистраторов расчетных операций в случаях, определенных настоящим Законом, проводить расчеты с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки с соблюдением установленного порядка их ведения, кроме случаев, когда ведется учет через электронные системы принятия ставок, которые контролируются в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;
6) обеспечивать хранение (в случае использования) использованных книг учета расчетных операций и расчетных книжек в течение трех лет после их окончания;
7) подавать в контролирующие органы отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позже 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если настоящим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи.
Субъекты хозяйствования, которые используют регистраторы расчетных операций (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, которые применяются для учета и регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме), должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены.
Субъекты хозяйствования, которые используют такие регистраторы расчетных операций, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и регистраторы расчетных операций, которые применяются для учета и регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, которая содержится в фискальной памяти указанных регистраторов расчетных операций.
Субъекты хозяйствования, которые используют программные регистраторы расчетных операций, должны передавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи информацию в форме электронных копий расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков и другую информацию, необходимую для учета работы программных регистраторов расчетных операций фискальным сервером контролирующего органа, которая создается средствами таких программных регистраторов расчетных операций.
Программные регистраторы расчетных операций и фискальный сервер контролирующего органа должны обеспечивать возможность получения в автоматическом режиме данных об электронных расчетных документах от фискального сервера контролирующего органа, необходимых для формирования средствами программного регистратора расчетных операций и передачи в фискальный сервер контролирующего органа фискальных отчетов и электронных фискальных отчетных чеков за соответствующий период.
Порядок передачи информации от регистраторов расчетных операций и программных регистраторов расчетных операций в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, по проводным или беспроводным каналам связи устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, на базе технологии, разработанной Национальным банком Украины, или с использованием квалифицированной электронной подписи, квалифицированной электронной отметки времени с соблюдением требований Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» и/или других разрешенных в Украине средств защиты информации, предусмотренных законодательством. При этом применение усовершенствованной электронной подписи и/или усовершенствованной электронной печати является достаточным для применения в программных регистраторах расчетных операций;
8) пункт 8 статьи 3 исключен;
9) ежедневно создавать в бумажной и/или электронной форме регистраторами расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) или программными регистраторами расчетных операций фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций;
10) создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение:
на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) — в течение трех лет;
на программных регистраторах расчетных операций в случае осуществления расчетных операций в режиме оффлайн в соответствии с настоящим Законом — до момента передачи расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков в фискальный сервер контролирующего органа;
11) проводить расчетные операции через регистраторы расчетных операций и/или через программные регистраторы расчетных операций для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) при розничной торговле алкогольными напитками;
12) вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете. Порядок и форма учета товарных запасов для физических лиц — предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику. При этом субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам на начало проведения проверки документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учет и происхождение товарных запасов (в частности, но не исключительно, документы об инвентаризации товарных запасов, документы о получении товаров от других субъектов хозяйствования и/или документы на внутреннее перемещение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).
Такие требования не распространяются на физических лиц — предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме тех, которые ведут деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней (органогенного образования и полудрагоценных камней);
13) пункт 13 статьи 3 исключен;
14) вводить в эксплуатацию, проводить техническое обслуживание без нарушения ранее осуществленного должным образом опломбирования регистратора расчетных операций, ремонтировать регистраторы расчетных операций через центры сервисного обслуживания в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
15) предоставлять в бумажной и/или электронной форме покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой расчетный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины «О защите прав потребителей». Нарушение этого правила влечет ответственность, предусмотренную указанным законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения;
16) в случае выявления неисправностей регистратора расчетных операций, а также повреждения средств контроля в течение рабочего дня, в котором выявлены неисправности либо повреждения, письменно или средствами телекоммуникаций в произвольной форме уведомить центр сервисного обслуживания, а также в течение двух рабочих дней после дня выявления неисправностей либо повреждения письменно или средствами телекоммуникаций в произвольной форме уведомить об этом контролирующий орган, в котором субъект хозяйствования зарегистрирован плательщиком налогов.
В случае выявления неисправностей программного регистратора расчетных операций в течение дня, в котором выявлена неисправность, средствами телекоммуникаций уведомить об этом контролирующий орган, производителя программного регистратора расчетных операций и/или центр сервисного обслуживания (при наличии) по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа в течение часа после восстановления такой связи уведомить контролирующий орган средствами телекоммуникаций о времени и дате начала и окончания проведения расчетных операций в этот период по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа указывать в расчетном документе о проведении расчетной операции в режиме оффлайн.
Статья 4. Банки и небанковские финансовые учреждения, которые осуществляют операции по торговле валютными ценностями в наличной форме, небанковские финансовые учреждения, а также субъекты хозяйствования, которые осуществляют эти операции на основании агентских соглашений с банками, обязаны:
1) проводить операции по торговле валютными ценностями в наличной форме, изменять курс валюты в соответствии с порядком, установленным Национальным банком Украины;
2) проводить операции по торговле валютными ценностями в наличной форме через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций и/или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные регистраторы расчетных операций с созданием (распечаткой в двух экземплярах и/или сохранением в электронной форме) расчетных документов, которые подтверждают выполнение этих операций;
3) хранить в течение рабочей смены второй экземпляр распечатанного расчетного документа, расчетный документ, созданный в электронной форме, который подтверждает осуществление операции;
4) применять в установленном порядке только те регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, и/или программные регистраторы расчетных операций;
5) предоставлять лицу, которое покупает или продает валютные ценности в наличной форме, первый экземпляр распечатанного расчетного документа на полную сумму операции и/или созданный в электронной форме расчетный документ (в том числе, но не исключительно, с воспроизведением на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций, QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, которая в нем содержится, и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты лица, которое покупает или продает валютные ценности в наличной форме);
6) осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты только за счет средств банка;
7) обеспечивать соответствие наличных средств и иностранной валюты на месте проведения операций по купле-продаже иностранной валюты данным фискального отчета;
8) проводить техническое обслуживание без нарушения ранее осуществленного должным образом опломбирования регистратора расчетных операций, ремонтировать регистраторы расчетных операций через центры сервисного обслуживания в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
9) обеспечивать целостность пломб регистраторов расчетных операций, а также неизменность программно-технических средств, которые реализуют фискальные функции.
Статья 5. На период выхода из строя регистратора расчетных операций и осуществления его ремонта либо в случае временного, не больше 7 рабочих дней, отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки или с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного регистратора расчетных операций.
На период выхода из строя программного регистратора расчетных операций проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.
На период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа проведение расчетных операций осуществляется в режиме оффлайн, который может длиться не больше 36 часов, с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа.
Субъект хозяйствования может использовать фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, не больше 168 часов в течение календарного месяца.
Порядок определения диапазона, выдачи, резервирования, использования фискальных номеров, которые присваиваются электронным расчетным документам во время работы программного регистратора расчетных операций в режиме оффлайн, устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Контролирующий орган на запрос покупателя через Электронный кабинет, который функционирует в соответствии со статьей 421 Налогового кодекса Украины, относительно проверки подлинности и достоверности расчетного документа предоставляет информацию о субъекте хозяйствования, хозяйственной единице и зарезервированном фискальном номере расчетного документа.
Использование программного регистратора расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, запрещается.
В течение часа после установления связи с фискальным сервером контролирующего органа осуществляется передача копий созданных программным регистратором расчетных операций расчетных документов с присвоенными им в режиме оффлайн фискальными номерами в фискальный сервер контролирующего органа. Такие расчетные документы должны быть переданы до момента передачи электронного фискального отчета, электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы такие расчетные документы.
Такие расчетные документы должны храниться программным регистратором расчетных операций до момента получения от контролирующего органа подтверждения о доставке расчетных документов.
В случае выхода из строя регистратора расчетных операций и/или программного регистратора расчетных операций, который применяется для регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа учет операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и формирование расчетных документов осуществляются в порядке, установленном Национальным банком Украины.
Субъект хозяйствования может принять решение о том, что в случае выхода из строя регистратора расчетных операций или отключения электроэнергии проведение расчетных операций не осуществляется до момента надлежащего подключения резервного регистратора расчетных операций или включения электроэнергии, о чем сообщает во время регистрации регистратора расчетных операций. В таком случае субъект хозяйствования имеет право не регистрировать и не хранить книги учета расчетных операций и расчетные книжки. Такие субъекты хозяйствования не имеют права осуществлять расчетные операции в случае выхода из строя регистратора расчетных операций или временного отсутствия электроэнергии.
Статья 6. Исключена.
Статья 7. Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций, регистрации и ведения реестра программных регистраторов расчетных операций, а также применение программных регистраторов расчетных операций, в том числе на период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа (в режиме оффлайн), которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги) и операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств, устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций, регистрации и применения программных регистраторов расчетных операций, в том числе на период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа (в режиме оффлайн), которые применяются для регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, по согласованию с Национальным банком Украины.
(изменения, внесенные абзацами тринадцатым и четырнадцатым пункта 5 подраздела 1 раздела I Закона Украины от 20.09.2019 г. № 128-IX, в части изменения названия центрального органа исполнительной власти вступают в силу с 20.10.2019 г.)
Статья 8. Форма, содержание расчетных документов, порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, а также форма и порядок представления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций либо использованием расчетных книжек, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Форма, содержание и порядок ведения расчетных документов, а также форма и порядок представления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций при осуществлении операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, по согласованию с Национальным банком Украины.
(изменения, внесенные абзацами пятнадцатым и шестнадцатым пункта 5 подраздела 1 раздела I Закона Украины от 20.09.2019 г. № 128-IX, в части изменения названия центрального органа исполнительной власти вступают в силу с 20.10.2019 г.)
Статья 9. Регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:
1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования;
2) при выполнении банковских операций, кроме:
операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, если такие операции выполняются не в кассах банков;
операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего ее перевода с использованием программно-технических комплексов самообслуживания, за исключением программно-технических комплексов самообслуживания, которые дают возможность пользователю осуществлять исключительно операции по получению средств.
Использование программно-технических комплексов самообслуживания по приему наличности для последующего ее перевода, не переведенных в фискальный режим (не оборудованных переведенными в фискальный режим регистраторами расчетных операций и/или программными регистраторами расчетных операций), запрещается;
3) пункт 3 статьи 9 исключен;
4) при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов и на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью, а также при продаже билетов государственных лотерей через электронную систему приема ставок, которая контролируется в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений;
5) пункт 5 статьи 9 исключен;
6) при продаже товаров (предоставлении услуг) плательщиками единого налога (физическими лицами — предпринимателями), которые не применяют регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций в соответствии с Налоговым кодексом Украины;
7) пункт 7 статьи 9 исключен;
8) пункт 8 статьи 9 исключен;
9) при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами (кроме технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) за наличные средства на рынках;
10) при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет больше 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров и технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена;
11) при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
12) если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т. п.).
13) пункт 13 статьи 9 исключен;
14) при осуществлении расчетов за услуги в случае проведения таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств.
Статья 10. Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, а также предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), при превышении которого применение регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций является обязательным, устанавливаются Кабинетом Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают формирование государственной экономической политики, формирование и реализацию государственной финансовой политики. Расчетные книжки не применяются в случаях осуществления предпринимательской деятельности, определенных статьей 9 настоящего Закона.
Статья 11. Исключена.