Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Подраздел 9-2. Особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость во время применения налогового компромисса

Печать
Автор : Верховная Рада Украины

1. Налоговый компромисс — это режим освобождения от юридической ответственности плательщиков налогов и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса. Плательщик налогов, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды имеет право представить соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, которые учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, и/или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (опись) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.

На случаи представления уточняющих расчетов налоговых обязательств в соответствии с настоящим подразделом не распространяются нормы статьи 50 настоящего Кодекса.

При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и/или расходов, которые учитываются при исчислении объекта обложения налогом на прибыль, отраженные в уточняющих расчетах, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

1) представлены в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса, после 1 апреля 2014 года;

2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, которые предшествовали 1 апреля 2014 года;

3) по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость за такие отчетные (налоговые) периоды.

У плательщика налогов по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

2. Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость уплачивается в размере 5 процентов такой суммы. При этом 95 процентов суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или налогу на добавленную стоимость в размере 95 процентов вследствие применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий.

3. Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.

Представление плательщиком налогов уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки согласно процедуре налогового компромисса.

В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет плательщика налогов в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса.

Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, касающимся расходов, которые учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.

Если контролирующий орган уведомил плательщика налогов об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.

В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:

1) принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений плательщиком налогов требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренном пунктом 2 настоящего подраздела;

2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, которая подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.

Налоговое уведомление-решение или справку контролирующий орган направляет плательщику налогов в порядке, предусмотренном статьями 42 и 58 настоящего Кодекса.

4. Уточнение плательщиком налогов налоговых обязательств путем представления уточняющего расчета согласно настоящему подразделу не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

5. Плательщик налогов уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в размере, предусмотренном пунктом 2 настоящего подраздела, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки — день получения справки, которая подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете, или день получения налогового уведомления-решения, принятого по результатам такой проверки.

6. В случае если плательщик налогов начинает процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки в соответствии с настоящим подразделом, налоговый компромисс не применяется.

7. Процедура налогового компромисса, установленная настоящим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, относительно которых продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда плательщик налогов получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению плательщика налогов в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях днем согласования плательщиком налогов налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган. В случае неуплаты плательщиком налогов такого налогового обязательства в сумме, определенной пунктом 2 настоящего подраздела, такое налоговое обязательство считается несогласованным.

Процедура налогового компромисса относительно размера и сроков уплаты заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, установленная настоящим подразделом, распространяется также на случаи, когда у плательщика налогов независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки. В таких случаях плательщик налогов имеет право представить в контролирующий орган, который назначил документальную проверку или составил акт по результатам такой проверки, соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств к налоговым декларациям за отчетные налоговые периоды в порядке, определенном пунктом 1 настоящего подраздела.

8. Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты плательщиком налогов согласованных налоговых обязательств согласно настоящему подразделу.

После достижения налогового компромисса согласно настоящему подразделу такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.

9. В случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость по уточненным операциями в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся.

10. Деяние, совершенное плательщиком налогов или его должностными (служебными) лицами, которое привело к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, если такие налоговые обязательства уточнены по процедурам применения налогового компромисса и уплачены в бюджеты, не считается умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

11. Налоговый компромисс с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 настоящего Кодекса применяется к правоотношениям, которые возникли до 1 апреля 2014 года, и распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость независимо от того, проводились проверки контролирующих органов или нет за такие периоды.

12. Плательщики налогов с целью применения налогового компромисса имеют право подать уточняющие расчеты или заявления в соответствии с положениями настоящего подраздела в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу настоящего подраздела.

Скачайте наше мобильное приложение iFactor