Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 39. Трансфертное ценообразование

Редакции
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

39.1. Принципы трансфертного ценообразования

39.1.1. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировку налоговых обязательств плательщика налогов до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий контролируемой операции коммерческим и/или финансовым условиям, которые имели место во время осуществления сопоставимых операций, предусмотренных настоящей статьей, стороны которых не являются связанными лицами.

39.1.2. Определение цены во время осуществления контролируемых операций проводится по методам, установленным пунктом 39.3 настоящей статьи, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость.

39.1.3. Цена в контролируемой операции для целей налогообложения признается обычной, если центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, не доказано обратное или плательщиком налогов использована цена, указанная в договоре о взаимном согласовании цен во время осуществления контролируемых операций, порядок заключения которого определен пунктом 39.6 настоящей статьи, и цена, указанная в таком договоре, не может быть обжалована в установленном настоящим Кодексом порядке.

39.1.4. В случае применения плательщиком налогов во время осуществления контролируемых операций цен, которые не соответствуют уровню обычных цен на соответствующие товары (работы, услуги), и если в результате такого несоответствия возникает занижение налогового обязательства, плательщик налогов имеет право самостоятельно провести корректировку налоговых обязательств и уплаченных сумм налога в соответствии с подпунктом 39.5.4 настоящей статьи.

39.2. Контролируемые операции

39.2.1. Для целей настоящего Кодекса контролируемыми операциями являются:

39.2.1.1. хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются плательщиками налогов со связанными лицами — нерезидентами;

хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются плательщиками налогов со связанными лицами — резидентами, которые:

задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по другой ставке, нежели базовая (основная), установленная в соответствии с настоящим Кодексом, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

ни были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

39.2.1.2. хозяйственные операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Перечень таких государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины. Этот перечень государств (территорий) центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, публикует ежегодно в официальных печатных изданиях и на официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль (корпоративный налог). Информация об изменении ставок публикуется в течение трех месяцев с момента такого изменения.

39.2.1.3. В случае когда в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлено более одной ставки налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога подается справка (или ее нотариально заверенная копия), которая подтверждает избранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации, в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует налоговую и таможенную политику, в сроки, определенные подпунктом 39.4.2 настоящей статьи для представления отчета о контролируемых операциях.

39.2.1.4. Хозяйственные операции, предусмотренные в подпунктах 39.2.1.1 и 39.2.1.2 настоящей статьи, признаются контролируемыми при условии, что общая сумма таких операций плательщика налогов с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривень (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий отчетный календарный год.

39.2.2. Сопоставление коммерческих и финансовых условий операций

39.2.2.1. Для определения объема полученных доходов и/или понесенных расходов во время осуществления контролируемой операции плательщики налогов и центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, проводят сопоставление такой контролируемой операции с другими операциями, стороны которых не являются связанными лицами.

39.2.2.2. Для целей настоящего Кодекса операции признаются сопоставимыми, если они осуществляются в одинаковых коммерческих и/или финансовых условиях с контролируемой операцией.

39.2.2.3. Такие условия могут быть признаны сопоставимыми только в случае, если различия между ними не имеют существенного влияния на результаты операции или могут быть устранены путем корректировки условий и/или результатов сопоставимых или контролируемых операций.

39.2.2.4. Во время определения сопоставимости операций, а также для корректировки их коммерческих и/или финансовых условий анализируются следующие элементы контролируемой и сопоставимых операций:

товары (работы, услуги), которые являются предметом операции;

функции, которые выполняются сторонами операции, активы, которые используются ими, условия распределения между сторонами операции рисков и выгод, распределение ответственности между сторонами операции и другие условия операции (далее — функциональный анализ);

устоявшаяся практика отношений и условия договоров, заключенных между сторонами операции, которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

экономические условия деятельности сторон операции, включая анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

бизнес-стратегии сторон операции (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.5. Определение сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий операций с условиями контролируемой операции осуществляется по результатам анализа:

характеристик товаров (работ, услуг);

количества товаров, объема выполненных работ (предоставленных услуг);

сроков выполнения хозяйственных обязательств;

условий осуществления платежей во время проведения операции;

официального курса гривни к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, в случае использования такой валюты в расчетах во время проведения операции, изменения этого курса;

размера обычных надбавок или скидок к цене товаров (работ, услуг), в частности скидок, обусловленных сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами потребительских качеств, окончанием (приближением даты истечения) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров;

распределения прав и обязанностей между сторонами операции, определенных по результатам функционального анализа.

39.2.2.6. Анализ функций, которые выполняются сторонами операции, во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий операций с условиями контролируемой операции осуществляется с учетом материальных и нематериальных активов, которые находятся в распоряжении сторон операции и используются в целях получения дохода.

К таким функциям, в частности, относятся:

дизайн и технологическая разработка товаров;

производство товаров;

составление товаров или их компонентов;

монтаж и/или установка оборудования;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

приобретение товарно-материальных ценностей;

осуществление оптовой или розничной продажи;

предоставление услуг по ремонту, гарантийному обслуживанию;

маркетинг, реклама товаров (работ, услуг);

хранения товаров;

транспортировка товаров;

страхование;

предоставление консультаций, информационное обслуживание;

ведение бухгалтерского учета;

юридическое обслуживание;

предоставление персонала;

предоставление агентских, доверительных, комиссионных и других подобных посреднических услуг по продаже товаров (работ, услуг);

осуществление контроля качества;

обучения и/или профессиональная подготовка, переподготовка либо повышение квалификации персонала;

организация сбыта товаров (работ, услуг) с привлечением третьих лиц, которые имеют опыт соответствующей работы;

осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объемов продаж и ассортимента товаров (работ, услуг), их потребительских качеств, а также осуществление оперативного управления.

39.2.2.7. Во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также учитываются риски сторон операции, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, которые влияют на условия операции, а именно:

производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

риск изменения рыночных цен на приобретенные материалы и произведенную продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, других рыночных условий;

риск обесценивания производственных запасов, потери товарами потребительских качеств;

риски, связанные с потерей имущества или имущественных прав;

риски, связанные с изменением официального курса гривни к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, процентных ставок, кредитные риски;

риск, связанный с отсутствием результатов проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных во время осуществления инвестиций, включая выбор объекта инвестирования;

риск причинения вреда окружающей природной среде;

предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию производства и реализации товаров (работ, услуг);

риск снижения уровня потребительского спроса на товары (работы, услуги).

39.2.2.8. Во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции осуществляется анализ характеристик рынков товаров (работ, услуг), на которых проводятся такие операции. При этом различия в характеристиках таких рынков не должны существенно влиять на коммерческие и/или финансовые условия сделок, которые на них осуществляются, или такие различия должны быть учтены во время проведения соответствующей корректировки.

39.2.2.9. Во время определения сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) учитываются следующие факторы:

географическое местонахождение рынков и их объемы;

наличие конкуренции на рынках, относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

наличие на рынке однородных (подобных) товаров (работ, услуг);

спрос и предложение на рынке, а также покупательская способность потребителей;

уровень государственного регулирования рыночных процессов;

уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

другие характеристики рынка, которые влияют на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.10. Во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции осуществляется анализ коммерческих стратегий сторон операций, к которым, в частности, относятся стратегии, направленные на обновление и усовершенствование собственной продукции, выход на новые рынки сбыта товаров (работ, услуг).

39.2.2.11. В случае наличия у сторон операции кредитных договоров (договоров займа), договоров поруки или поручительства, которые влияют на цену товаров (работ, услуг), во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции учитываются:

кредитная история;

сведения о выполнении обязательств по кредитным договорам;

платежеспособность получателя кредита (займа) и лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством;

характер и рыночная стоимость обеспечения выполнения обязательства;

срок, на который предоставлен кредит (заем);

валюта, в которой предоставлен кредит (заем);

процентная ставка (фиксированная или изменяемая) по кредиту (займу), порядок ее определения;

другие условия, которые влияют на размер процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору. Такие другие условия должны также учитываться при определении сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции по предоставлению кредита (займа), депозита, поруки, банковского поручительства, гарантии или других финансовых услуг (при определении обычных цен за предоставленные (полученные) плательщиком налогов финансовые услуги).

39.2.2.12. С учетом результатов анализа условий сопоставимых операций плательщики налогов и центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, осуществляют корректировку условий и/или результатов сопоставимых или контролируемой операции на основе того, что:

доходы сторон операции, которые не являются связанными лицами, состоят из доходов от использования активов с учетом рисков, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности в экономических условиях, сложившихся на рынке товаров (работ, услуг), и отражают функции, которые выполняются каждой стороной операции в соответствии с условиями договора;

дополнительные функции и/или активы, которые существенно влияют на уровень доходов и выполняются либо привлекаются во время осуществления операции, принятие дополнительных коммерческих рисков в соответствии с бизнес-стратегией сторон операции (при условии неизменности всех прочих условий) влечет повышение уровня доходов, которые планируется получить по такой операции.

39.3. Методы определения цены в контролируемых операциях

39.3.1. Определение цены с целью налогообложения доходов (прибыли, выручки) плательщиков налогов, которые являются сторонами контролируемой операции, осуществляется по одному из указанных методов:

39.3.1.1. сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

39.3.1.2. цены перепродажи;

39.3.1.3. «расходы плюс»;

39.3.1.4. чистой прибыли;

39.3.1.5. распределения прибыли.

Во время выбора метода, который используется для определения цены в контролируемой операции, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировки, которая осуществляется с целью обеспечения сопоставимости условий проведения контролируемой и сопоставимых операций.

Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных настоящим подпунктом.

Плательщик налога использует любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи).

Методику определения цены страхового тарифа утверждает Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, исходя из положений настоящей статьи.

Методику определения цены банковских услуг утверждает Национальный банк Украины и центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, исходя из положений настоящей статьи.

39.3.2. Показатели рентабельности, рыночный диапазон рентабельности и рыночный диапазон цен

39.3.2.1. Для применения метода, установленного подпунктом 39.3.1.1 настоящей статьи, рассчитывается рыночный диапазон цен.

39.3.2.2. Для применения методов, установленных подпунктами 39.3.1.2–39.3.1.4 настоящей статьи, рассчитывается рыночный диапазон рентабельности.

39.3.2.3. Для применения метода, установленного подпунктом 39.3.1.5 настоящей статьи, рассчитывается рыночный диапазон цен и/или рыночный диапазон рентабельности.

39.3.2.4. Порядок расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности утверждается Кабинетом Министров Украины.

39.3.2.5. Во время определения для целей налогообложения уровня рентабельности контролируемых операций могут быть использованы следующие финансовые показатели:

а) валовая рентабельность, которая определяется как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

б) валовая рентабельность себестоимости, которая определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг);

в) чистая рентабельность, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

г) чистая рентабельность расходов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционным расходам (административным расходам, расходам на сбыт и другим), связанным с реализацией товаров (работ, услуг);

ґ) рентабельность операционных расходов, которая определяется как отношение валовой прибыли к операционным расходам (административным расходам, расходам на сбыт и другим), связанным с реализацией товаров (работ, услуг);

д) рентабельность активов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости необоротных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или косвенно используются в контролируемой операции. В случае отсутствия необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основе данных бухгалтерской отчетности;

е) рентабельность капитала, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма необоротных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств).

39.3.2.6. Показатели рентабельности для целей настоящей статьи определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

39.3.2.7. Во время определения рыночного диапазона рентабельности используются значения показателей рентабельности, которые определяются по результатам не менее трех сопоставимых операций, в том числе совершенных плательщиком налогов, при условии, что указанные операции были совершены с лицами, которые не являются связанными.

39.3.2.8. В случае применения методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2–39.3.1.4 настоящей статьи, осуществляется выбор стороны контролируемой операции, в отношении которой применение таких методов является наиболее обоснованным и можно сделать наиболее обоснованный вывод относительно сопоставимости такой контролируемой операции с операциями в соответствии с подпунктом 39.2.2 настоящей статьи, сторонами которых не являются связанные лица. При этом такой выбор должен осуществляться в соответствии с выполненными каждой стороной контролируемой операции функциями, использованными во время осуществления контролируемых операций активами и принятыми экономическими (коммерческими) рисками, связанными с осуществлением такой операции. С целью применения таких методов определяются минимальное и максимальное значение рыночного диапазона рентабельности, рассчитанного на основе показателей рентабельности.

39.3.2.9. Во время определения рыночного диапазона рентабельности используется информация, имеющаяся на момент осуществления контролируемой операции, и/или информация за отчетный налоговый период (год), в котором осуществлена контролируемая операция, и/или за предыдущие налоговые периоды (годы), предшествующие налоговому периоду (году) осуществление контролируемой операции.

39.3.2.10. С целью обеспечения сопоставимости показателей рентабельности во время определения рыночного диапазона рентабельности проводится корректировка отдельных показателей финансовой отчетности плательщика налогов, учитывая условия осуществления контролируемой и сопоставимых операций.

39.3.3. Метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи)

39.3.3.1. Метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) базируется на сравнении цены товаров (работ, услуг), примененной во время контролируемой операции, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях.

39.3.3.2. Для определения рыночного диапазона цен товара (работы, услуги) согласно методу сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) используется информация о заключенных и реализованных плательщиком налогов или другими лицами соглашениях о продаже идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг).

При этом учитываются следующие особенности:

характеристика товаров (работ, услуг);

количество (объем) товаров (работ, услуг);

объем функций, которые выполняются сторонами;

условия распределения между сторонами рисков и выгод;

сроки выполнения обязательств;

условия осуществления платежей, обычных для такой операции;

характеристика рынка товаров (работ, услуг), на котором осуществлена операция;

бизнес-стратегии предприятия (при наличии);

другие объективные условия, которые могут повлиять на цену.

39.3.3.3. Условия на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями существенно не влияет на цену или является экономически обоснованным.

39.3.3.4. Рыночный диапазон цен определяется на основании имеющейся информации о ценах, примененных в течение периода, который анализируется, или информации на ближайшую ко дню осуществления контролируемой операции дату.

39.3.3.5. При условии наличия информации только об одной сопоставимой операции, предметом которой являются идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), цена такой сопоставимой операции может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением рыночного диапазона цен только в случае, если условия такой операции являются полностью сопоставимыми с условиями контролируемой операции или с помощью соответствующей корректировки обеспечена полная сопоставимость таких условий, а также при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой операции не является монополистом на рынке таких идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

39.3.3.6. Если цена, установленная во время осуществления контролируемой операции, находится в пределах рыночного диапазона цен, определенного в соответствии с положениями подпункта 39.3.3 настоящей статьи, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует обычной цене.

39.3.3.7. Если цена в контролируемой операции является меньшей, нежели минимальное значение рыночного диапазона цен, определенного в соответствии с положениями подпункта 39.3.3 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению рыночного диапазона цен.

39.3.3.8. Если цена в контролируемой операции превышает максимальное значение рыночного диапазона цен, определенного в соответствии с положениями подпункта 39.3.3 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению рыночного диапазона цен.

39.3.3.9. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения рыночного диапазона цен в соответствии с подпунктом 39.3.3 настоящей статьи осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет.

39.3.4. Метод цены перепродажи

39.3.4.1. Метод цены перепродажи является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) контролируемой операции обычной цене, который заключается в сопоставлении валовой рентабельности контролируемой операции, полученной во время дальнейшей реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой операции, с рыночным диапазоном валовой рентабельности, определенным в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи.

39.3.4.2. Метод цены перепродажи используется для определения цены товара, по которой товар приобретается во время осуществления контролируемой операции и перепродается несвязанным лицам. Метод цены перепродажи также используется, если во время перепродажи товара осуществляются следующие операции:

подготовка товара к перепродаже и его транспортировка (деление товаров на партии, формирование поставок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

39.3.4.3. В случае если валовая рентабельность контролируемой операции находится в пределах рыночного диапазона валовой рентабельности, определенной в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения признается, что цена товаров контролируемой операции соответствует обычной цене.

39.3.4.4. Если валовая рентабельность контролируемой операции является меньшей, нежели минимальное значение рыночного диапазона валовой рентабельности, определенной в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению рыночного диапазона валовой рентабельности.

39.3.4.5. Если валовая рентабельность контролируемой операции превышает максимальное значение рыночного диапазона валовой рентабельности, определенной в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению рыночного диапазона валовой рентабельности.

39.3.4.6. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения рыночного диапазона валовой рентабельности в соответствии с подпунктом 39.3.4 настоящей статьи осуществляется при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, который подлежит уплате в бюджет.

39.3.5. Метод «расходы плюс»

39.3.5.1. Метод «расходы плюс» является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) контролируемой операции обычной цене, который заключается в сопоставлении валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях, определенных в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи.

39.3.5.2. Метод «расходы плюс» применяется, в частности, во время:

выполнение работ (предоставления услуг) лицами, которые являются связанными с получателями результатов таких работ (услуг);

реализации товаров, сырья или полуфабрикатов по договорам между связанными лицами;

реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам (контрактам) между связанными лицами.

39.3.5.3. В случае когда валовая рентабельность себестоимости контролируемой операции находится в пределах рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения признается, что цена товаров (работ, услуг) контролируемой операции соответствует обычной цене.

39.3.5.4. Если валовая рентабельность себестоимости контролируемой операции является меньшей, нежели минимальное значение рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности себестоимости, которая соответствует минимальному значению рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости.

39.3.5.5. Если валовая рентабельность себестоимости контролируемой операции превышает максимальное значение рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности себестоимости, которая соответствует максимальному значению рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости.

39.3.5.6. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения рыночного диапазона валовой рентабельности себестоимости в соответствии с подпунктом 39.3.5 настоящей статьи осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет.

39.3.6. Метод чистой прибыли

39.3.6.1. Метод чистой прибыли основывается на сравнении рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях, определенным в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи.

39.3.6.2. Расчет наиболее приемлемого показателя рентабельности в контролируемой операции (или в совокупности контролируемых операций в случае, когда отдельные операции являются настолько взаимосвязанными или непрерывными, что не могут быть адекватно оценены отдельно) осуществляется плательщиком налогов согласно подпункту 39.3.2 настоящей статьи.

39.3.6.3. Метод чистой прибыли используется, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о достаточном уровне сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий контролируемой и сопоставимых операций во время использования методов, определенных в подпунктах 39.3.4 и 39.3.5 настоящей статьи.

39.3.6.4. В случае когда рентабельность контролируемой операции находится в пределах рыночного диапазона рентабельности, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения признается, что цена товаров (работ, услуг) контролируемой операции соответствует обычной цене.

39.3.6.5. Если рентабельность контролируемой операции является меньше минимального значения рыночного диапазона рентабельности, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из рентабельности, которая соответствует минимальному значению рыночного диапазона рентабельности.

39.3.6.6. Если рентабельность контролируемой операции превышает максимальное значение рыночного диапазона рентабельности, определенного в порядке, установленном подпунктом 39.3.2 настоящей статьи, для целей налогообложения учитывается цена, которая определяется исходя из рентабельности, которая соответствует максимальному значению рыночного диапазона рентабельности.

39.3.6.7. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения рыночного диапазона рентабельности в соответствии с подпунктом 39.3.6 настоящей статьи осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет.

39.3.7. Метод распределения прибыли

39.3.7.1. Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения полученной совокупной прибыли между сторонами контролируемой операции с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами.

39.3.7.2. Если стороны контролируемых операций, совокупный доход которых подлежит распределению с учетом положений подпункта 39.3.7 настоящей статьи, ведут бухгалтерский учет и финансовую отчетность на основании разных форм и методов бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли бухгалтерская и финансовая отчетность должна быть приведена в соответствие с едиными методологическими основами бухгалтерского учета.

39.3.7.3. Метод распределения прибыли используется, в частности, в случае наличия:

существенной взаимосвязи между контролируемыми операциями и другими операциями, которые осуществляются сторонами контролируемой операции со связанными с ними лицами;

в собственности (пользовании) сторон контролируемой операции прав на объекты нематериальных активов, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

39.3.7.4. Распределение прибыли между сторонами контролируемых операций проводится на основании оценки их вклада в совокупный доход в соответствии с критериями, которые базируются на объективных данных и подтверждаются информацией в сопоставимых операциях и/или внутренними данными сторон контролируемых операций в соответствии с выполненными каждой из них функциями, использованными во время осуществления контролируемых операций активами и принятыми экономическими (коммерческими) рисками, связанными с таким осуществлением.

39.3.7.5. Во время применения метода распределения прибыли между сторонами контролируемых операций распределяется совокупный доход или остаточный доход всех сторон таких операций за период, который анализируется.

39.3.7.6. Для целей подпункта 39.3.7 настоящей статьи совокупной прибылью всех сторон контролируемых операций является сумма прибыли от данных контролируемых операций всех сторон контролируемых операций за период, который анализируется. При этом остаточная прибыль (убыток) определяется как разница между совокупной прибылью (убытком), полученной по результатам проведения контролируемых операций, и суммой расчетной прибыли (убытка) всех сторон контролируемых операций.

39.3.7.7. Расчетная прибыль (убыток) определяется на основе методов, предусмотренных подпунктами 39.3.1.1–39.3.1.4 настоящей статьи, для каждого лица, которое является стороной контролируемых операций, на основе рыночного диапазона цены товаров (работ, услуг) или показателей рентабельности для каждой стороны с учетом выполненных такой стороной функций, использованных активов и принятых коммерческих рисков, которые являются типичными для сопоставимых операций.

39.3.7.8. Определение итоговой величины прибыли (убытка) каждой стороны контролируемых операций осуществляется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

39.3.7.9. Для распределения между сторонами контролируемых операций совокупной или остаточной прибыли (убытка) всех сторон указанных операций учитываются следующие показатели:

размер расходов, понесенных каждой из сторон контролируемых операций в связи с созданием нематериальных активов, использование которых влияет на размер фактически полученной прибыли (убытка) от контролируемых операций;

характеристика персонала, привлеченного каждой стороной контролируемых операций, включая его численность и квалификацию; затраченное персоналом время; объем расходов на оплату труда, которые имеют влияние на размер фактически полученной прибыли (понесенного убытка) каждой стороной контролируемых операций;

рыночная стоимость активов, которые были использованы каждой стороной контролируемых операций и повлияли на размер фактически полученной прибыли (убытка) контролируемых операций;

другие показатели, которые связаны с выполнением функций, использованием активов, принятыми коммерческими рисками и размером фактически полученной прибыли (убытка) каждой стороной контролируемых операций.

39.3.7.10. Распределение совокупного дохода (убытка) или остаточной прибыли (убытка) между сторонами контролируемых операций может осуществляться с учетом дисконтированных денежных потоков сторон контролируемых операций в течение прогнозируемой продолжительности коммерческой деятельности и применяться в случае:

осуществления контролируемых операций на этапе выхода на рынок товаров (работ, услуг);

составления прогнозов денежных потоков сторон контролируемых операций как составляющей оценки жизненного цикла товаров (работ, услуг);

проведения оценки капитальных инвестиций и продолжительности продажи товаров (работ, услуг) с высокой степенью точности.

39.3.7.11. Распределение прибыли между сторонами контролируемых операций пропорционально распределению прибыли между сторонами сопоставимых операций осуществляется при наличии информации о распределении сумм прибыли (убытка) по таким операциям, а также при условии соблюдения одновременно следующих условий:

данные бухгалтерского учета сторон контролируемых операций должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского учета сторон (в том числе путем осуществления необходимой корректировки);

совокупная валовая рентабельность сторон контролируемых операций не должна существенно отличаться от совокупной валовой рентабельности сторон сопоставимых операций (в том числе путем осуществления необходимой корректировки).

39.3.7.12. В случае когда прибыль, полученная стороной контролируемых операций, равна прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли (или превышает размер такой прибыли), либо если убыток, понесенный указанной стороной, равен убытку, рассчитанному для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли (или меньше размера такого убытка), для целей налогообложения принимается соответственно фактически полученная прибыль или фактически понесенный убыток.

39.3.7.13. В случае когда прибыль, полученная стороной контролируемых операций, является меньше прибыли, рассчитанной для такой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается прибыль, рассчитанная для такой стороны в соответствии с методом распределения прибыли.

39.3.7.14. В случае если убыток, понесенный стороной контролируемых операций, превышает убыток, рассчитанный для такой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения учитывается убыток, рассчитанный для такой стороны в соответствии с методом распределения прибыли.

39.3.7.15. На основании сопоставления прибыли (убытка), учтенного для целей налогообложения в соответствии с подпунктом 39.3.7 настоящей статьи, фактически полученная прибыль (понесенный убыток) плательщиком налога подлежит корректировке с целью определения конечной суммы налога на прибыль предприятий, которая подлежит уплате в бюджет.

39.3.7.16. Применение для целей налогообложения прибыли или убытка, рассчитанного в соответствии с методом распределения прибыли, осуществляется при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налогов, которые подлежат уплате в бюджет.

39.4. Составление и представление документации для налогового контроля

39.4.1. Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

39.4.2. Плательщики налогов (кроме Национального банка Украины), которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операциях в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Форма отчета (уточняющего отчета) о контролируемых операциях устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.4.3. В случае когда территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время выполнения функций налогового контроля выявил факты проведения плательщиком налогов контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи не подан, он направляет уведомление о выявленных контролируемых операциях в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику. Уведомление направляется средствами электронной связи не позднее следующего рабочего дня со дня выявления таких операций.

39.4.4. Плательщик налогов, в отношении которого осуществлялся налоговый контроль, информируется о направлении в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, уведомления о выявленных контролируемых операциях в десятидневный срок со дня направления такого уведомления.

Форма уведомления о выявленных контролируемых операциях устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.4.5. Направление уведомления о выявленных контролируемых операциях не влияет на выполнение функций налогового контроля территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, который их осуществляет, в том числе не изменяет сроки проведения проверки.

39.4.6. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, при наличии обстоятельств, определенных статьей 78 настоящего Кодекса, имеет право обратиться с запросом относительно представления документации о контролируемых операциях к плательщикам налогов, которые осуществляли контролируемые операции в течение отчетного периода.

Запрос плательщику налогов направляется не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая операция (операции) была проведена.

39.4.7. Плательщики налогов (кроме крупных плательщиков налогов) в течение месяца со дня, следующего за днем поступления запроса, обязаны представить первичную документацию относительно отдельных контролируемых операций, указанных в запросе, и другую документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которыми они могут обосновать соответствие договорных цен указанной контролируемой операции уровню обычных цен.

39.4.8. Крупные плательщики налогов (кроме Национального банка Украины) в течение двух месяцев со дня, следующего за днем поступления запроса, обязаны подать относительно отдельных контролируемых операций, указанных в запросе, документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которая должна содержать следующую информацию:

а) данные о связанных лицах, которые позволяют их идентифицировать (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица);

б) данные о группе (совокупность субъектов, которые являются связанными лицами в соответствии с положениями подпункта 14.1.159 пункта 14.1 статьи 14 настоящего Кодекса), в том числе структуру группы, описание деятельности, политику трансфертного ценообразования группы;

в) описание операции, условия ее проведения (цена, сроки и другие определенные законодательством Украины обязательные условия договоров (контрактов);

г) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

ґ) условия и сроки осуществления расчетов по операции;

д) факторы, которые повлияли на формирование и установление цены;

е) сведения о функциях связанных лиц, которые являются сторонами контролируемой операции, об использованных ими активах, связанных с данной контролируемой операцией, и экономических (коммерческих) рисках, которые такие лица учитывали во время осуществления контролируемой операции (функциональный анализ и анализ рисков);

є) экономический анализ (включая методы, примененные для определения цены контролируемой операции и обоснования причин выбора соответствующего метода; сумму полученных доходов (прибыли) и/или сумму понесенных расходов (убытка) вследствие проведения контролируемой операции, уровень рентабельности; расчет рыночного диапазона цен (рентабельности) относительно контролируемой операции с описанием подхода к выбору сопоставимых операций, источники информации, использованные для определения цены контролируемой операции);

ж) результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий операций в соответствии с подпунктом 39.2.2 настоящей статьи;

з) сведения о проведенной плательщиком налогов пропорциональной корректировке налоговой базы и сумм налога в соответствии с подпунктом 39.5.5 настоящей статьи (в случае ее осуществления).

39.4.9. Документация принимается в соответствии с пунктом 49.8 статьи 49 настоящего Кодекса.

39.4.10. Банки подают документацию о контролируемых операциях с учетом положений, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности», относительно соблюдения требований банковской тайны.

39.4.11. Непредставление плательщиками налогов документации, указанной в пункте 39.4 настоящей статьи, в сроки, установленные для представления документации, или представление ее с нарушением требований пункта 39.4 настоящей статьи является основанием для проведения проверки в соответствии с пунктом 39.5 настоящей статьи.

39.5. Налоговый контроль за определением цен в контролируемых операциях осуществляется путем мониторинга цен в контролируемых операциях, а также проведения проверок плательщиков налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов во время осуществления контролируемых операций (далее — проверка контролируемых операций).

39.5.1. Мониторинг цен в контролируемых операциях осуществляется путем наблюдения центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, за ценами, которые применяются сторонами таких операций, и путем анализа документации о контролируемых операциях, представленной плательщиком налогов в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи.

В случае представления плательщиком налогов такой документации не в полном объеме и/или установления отклонения цены контролируемой операции от обычной цены по результатам мониторинга цен в контролируемых операциях центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, направляет такому плательщику налогов запрос с требованием дополнительно подать в течение 30 календарных дней с момента его получения документацию (из перечня, предусмотренного подпунктом 39.4.8 настоящей статьи) и/или обоснование определения обычной цены такой операции.

Порядок осуществления мониторинга цен в контролируемых операциях устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.2. Проверка контролируемых операций проводится в соответствии с положениями главы 8 раздела II настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных подпунктами 39.5.2.1–39.5.2.24 настоящей статьи.

39.5.2.1. Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) направление уведомления о выявленных контролируемых операциях в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи;

б) выявление по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен в соответствии с подпунктом 39.5.1 настоящей статьи;

в) непредставление плательщиком налогов отчета о контролируемых операциях в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи;

г) непредставление плательщиком налогов или представление с нарушением требований пункта 39.4 настоящей статьи документации о контролируемых операциях.

39.5.2.2. Проверка контролируемых операций проводится должностными лицами территориального органа центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, и возглавляется должностным лицом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) указанного центрального органа исполнительной власти о проведении такой проверки, которое принимается с учетом срока, предусмотренного пунктом 102.1 статьи 102 настоящего Кодекса.

39.5.2.3. О принятии указанного решения территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, уведомляет плательщика налогов в течение 10 дней со дня его принятия и не позднее чем за 10 дней до начала проверки с одновременным направлением запроса о предоставлении документов, которые подтверждают осуществление финансово-хозяйственных операций.

Предоставление плательщиком налогов документов происходит согласно требованиям подпунктов 85.2 и 85.3 статьи 85 настоящего Кодекса в течение 10 дней с даты начала проверки.

В случае необходимости получения дополнительных документов, которые подтверждают осуществление финансово-хозяйственных операций во время проведения проверки, они предоставляются плательщиком налогов в течение 10 дней с даты получения запроса территориального органа центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.2.4. Территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, не имеет права проводить две и более проверки контролируемой операции в течение одного календарного года.

39.5.2.5. Если у плательщика налогов, который является стороной контролируемой операции, в отношении указанной операции за календарный год проведена проверка контролируемых операций и по результатам такой проверки установлено соответствие цен контролируемой операции обычным ценам, относительно указанной операции не могут быть проведены проверки плательщиков налогов, которые являются другими сторонами указанной операции.

39.5.2.6. Проведение проверки контролируемых операций не препятствует проведению проверок, определенных статьей 75 настоящего Кодекса.

39.5.2.7. Во время проведения проверки контролируемых операций не допускается осуществление проверки соблюдения других требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

39.5.2.8. Срок проведения проверки контролируемых операций исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления справки (акта) о проведении такой проверки.

39.5.2.9. Продолжительность проверки контролируемых операций не должна превышать шести месяцев.

39.5.2.10. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, представленных плательщиком налогов на иностранном языке, срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, может быть продлен на срок, не превышающий шести месяцев.

Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется плательщику налогов в течение 10 календарных дней со дня его принятия, но не позднее окончания срока проведения данной проверки.

39.5.2.11. Во время проверки контролируемых операций могут быть проверены контролируемые операции с учетом срока, предусмотренного пунктом 102.1 статьи 102 настоящего Кодекса.

39.5.2.12. Если плательщиком налогов для определения цены контролируемых операций применены методы (комбинация методов), определенные пунктом 39.3 настоящей статьи, во время проведения проверки таких контролируемых операций применяется метод (комбинация методов), использованный плательщиком налогов.

Во время проведения проверки территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеет право применить другие методы (комбинацию методов) определения цены контролируемых операций, если им доказано, что примененный плательщиком налогов метод (комбинация методов) не дает возможности правильно определить цену контролируемой операции.

39.5.2.13. Применение методов (комбинации методов) определения цены контролируемых операций, не установленных настоящей статьей, запрещается.

39.5.2.14. Должностные лица, которые проводят проверку контролируемых операций, имеют право направить запрос плательщикам налогов, являющимся сторонами контролируемых операций, которые проверяются, о предоставлении документов (информации) относительно операций и/или провести встречную сверку в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

39.5.2.15. Результаты проверки контролируемых операций оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, возглавляющим проверку, и плательщиком налогов или его представителем.

39.5.2.16. Если по результатам проверки выявлены факты отклонения цены, примененной в контролируемой операции, от обычной цены, которые привели к занижению суммы налога, составляется акт проверки. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

39.5.2.17. В случае если проверками, которые не касаются трансфертного ценообразования, уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям, суммы доначисленных налоговых обязательств по результатам такой проверки засчитываются в погашение начисленных налогов по результатам проверки контролируемых операций.

39.5.2.18. Форма акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции и требования к его (ее) составлению устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Акт о результатах проверки контролируемой операции должен содержать документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной во время осуществления операций, от обычной (рыночной) цены, определенной в соответствии с требованиями настоящей статьи; обоснование того, что такое отклонение повлекло занижение суммы налога; расчет суммы такого занижения.

39.5.2.19. В случае отказа плательщика налогов или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции должностными лицами территориального органа центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

39.5.2.20. Акт (справка) проверки контролируемой операции должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления плательщику налогов, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку.

В случае отказа плательщика налогов или его представителя от получения экземпляра акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции этот факт отражается в соответствующем акте. При этом акт (справка) о результатах проверки контролируемой операции направляется плательщику налогов в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39.5.2.21. В случае несогласия плательщика налогов или его представителя с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки контролируемой операции, они имеют право подать свои возражения в течение 30 календарных дней со дня получения акта. При этом плательщик налогов имеет право подать вместе с возражениями или в согласованный срок документы (их заверенные копии), которые подтверждают обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 10 рабочих дней, следующих за днем их получения, а плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39.5.2.22. Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки контролируемой операции осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса.

39.5.2.23. Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки контролируемой операции, осуществляется в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

39.5.2.24. Материалы и сведения, полученные территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время осуществления мероприятий налогового контроля относительно контролируемых операций, могут быть использованы во время проведения проверки других лиц, которые являются сторонами таких операций.

39.5.3. Источники информации, которые используются для определения цены в контролируемых операциях

39.5.3.1. Во время осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, использует официально признанные источники информации о рыночных ценах, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

39.5.3.2. В случае отсутствия или недостаточности соответствующей информации в указанных источниках может быть использована следующая информация:

а) цены, которые сложились по результатам публичных торгов (аукционов), тендеров по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;

б) статистические данные государственных органов и учреждений;

в) справочные цены специализированных коммерческих изданий (в том числе интернет-изданий) и публикаций (в том числе электронных) и других банков данных, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом, информационные программы, которые используются с целью трансфертного ценообразования, другие публичные информационные источники, которые являются общедоступными;

г) сведения о ценах, диапазон цен и котировки, обнародованные в средствах массовой информации;

ґ) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности плательщиков налогов, обнародованные в средствах массовой информации, в том числе на официальных сайтах в Интернете;

д) результаты независимой оценки имущества и имущественных прав, проведенной в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»;

е) информация о других контролируемых операциях, осуществленных плательщиком налогов.

39.5.3.3. Если плательщик налогов с целью определения цены контролируемой операции по методам, определенным пунктом 39.3 настоящей статьи, использовал источники информации, установленные подпунктом 39.5.3.1 настоящей статьи, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, обязан использовать те же источники информации, если не доказано, что плательщик налогов должен был использовать другие официальные источники информации.

39.5.3.4. Для сопоставления с целью налогообложения условий контролируемых операций с условиями операций, которые не являются контролируемыми, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, не имеет права использовать информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.

39.5.3.5. В случае если в период проведения проверки плательщика налогов относительно полноты начисления им налоговых обязательств по результатам осуществления контролируемых операций в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, поступила информация о сопоставимых операциях, осуществленных таким плательщиком с лицами, которые не являются связанными, такая информация используется исключительно для определения рыночного диапазона обычных цен.

39.5.4. Самостоятельная корректировка

39.5.4.1. В случае применения плательщиком налогов во время осуществления контролируемых операций цен товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обычным ценам, плательщик налогов имеет право самостоятельно провести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств.

39.5.4.2. Самостоятельная корректировка является корректировкой плательщиком налогов цены контролируемой операции, по результатам которой рассчитанная цена соответствует уровню обычной цены, даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной во время осуществления контролируемой операции.

39.5.4.3. Самостоятельная корректировка проводится плательщиком налогов в течение календарного года путем отражения в налоговой декларации или путем представления соответствующих уточняющих расчетов в порядке, определенном статьей 50 настоящего Кодекса.

39.5.4.4. Сумма занижения налогового обязательства (недоплаты), рассчитанная в результате осуществления плательщиком налогов самостоятельной корректировки налоговых обязательств в соответствии с подпунктом 39.5.4 настоящей статьи, должна быть уплачена в срок не позднее предельного срока уплаты соответствующего налога, определенного статьей 57 настоящего Кодекса, за налоговый период, в котором такая корректировка была осуществлена.

39.5.5. Пропорциональная корректировка

39.5.5.1. В случае когда по результатам проверки определения плательщиком налогов цены в контролируемых операциях со связанными лицами территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, установлено отклонение от уровня обычных цен и проведены доначисление налоговых обязательств и корректировка отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности, либо если плательщик налогов осуществил самостоятельную корректировку согласно подпункту 39.5.4 настоящей статьи, другая сторона контролируемой операции — связанное лицо имеет право на корректировку своих налоговых обязательств исходя из уровня обычной цены, определенного такой проверкой или самостоятельно таким плательщиком налога. Такая корректировка для целей настоящего Кодекса определяется пропорциональной корректировкой.

39.5.5.2. Пропорциональная корректировка может быть проведена исключительно после уплаты налоговых обязательств, доначисленных территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, в ходе проведенной проверки или отраженных плательщиком налогов в порядке, предусмотренном подпунктом 39.5.4 настоящей статьи.

39.5.5.3. Во время проведения пропорциональной корректировки первичные документы и регистры бухгалтерского учета не корректируются.

39.5.5.4. Пропорциональная корректировка проводится плательщиком налогов на основании уведомления о возможности проведения пропорциональной корректировки, полученного от центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Такое уведомление направляется плательщику налогов в течение 30 календарных дней со дня возникновения права на проведение пропорциональной корректировки в электронной форме средствами электронной связи или заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его уполномоченному представителю под расписку. В случае наличия у плательщика налогов информации о выполнении стороной контролируемой операции решения о доначислении налоговых обязательств и неполучения от центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, уведомления такой плательщик налогов имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о направлении уведомления о проведении пропорциональной корректировки. К заявлению прилагаются копии документов, которые подтверждают выполнение решения о доначислении налоговых обязательств. Форма и порядок подачи такого заявления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.5. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, рассматривает заявление плательщика налогов в течение 15 рабочих дней со дня его получения и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:

отправить уведомление о возможности проведения пропорционального корректировки;

отказать в проведении пропорциональной корректировки в случае несоблюдения порядка подачи заявления или отсутствия необходимых документов;

уведомить об отказе в проведении пропорциональной корректировки в связи с обжалованием решения о доначислении налоговых обязательств.

39.5.5.6. В случае если пропорциональная корректировка проведена в соответствии с решением о доначислении налоговых обязательств, которое в дальнейшем было отменено, проводится обратная корректировка.

39.5.5.7. Обратная корректировка проводится на основании уведомления центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, в течение 20 рабочих дней с даты получения такого уведомления. К уведомлению прилагаются расчет обратной корректировки и копия соответствующего судебного решения об отмене решения о начислении налоговых обязательств.

39.5.5.8. Возврат излишне уплаченных сумм налогов по отмененному решению проводится исключительно после того, как проведена обратная корректировка и уплачены соответствующие налоги сторонами контролируемой операции.

39.5.5.9. Штрафные санкции во время проведения обратной корректировки не начисляются.

39.5.5.10. Формы сообщения о пропорциональной корректировке и обратной корректировке определяются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.11. В случае если одна из сторон контролируемых операций является нерезидентом, пропорциональная корректировка может осуществляться в порядке и на условиях, которые предусматриваются межгосударственными соглашениями об устранении двойного налогообложения, заключенными Украиной с другими государствами.

39.6. Согласование цен в контролируемых операциях

39.6.1. Крупный плательщик налогов имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о согласовании цен в контролируемых операциях.

Согласование цен в контролируемых операциях является процедурой между крупным плательщиком (плательщиками) налогов и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время которой согласовывается порядок определения цен в контролируемых операциях на ограниченный срок на основании договора.

39.6.1.1. Предметом согласования могут быть:

виды и/или перечень товаров (работ, услуг), которые являются предметом контролируемых операций;

цены товаров (работ, услуг) в контролируемых операциях и/или перечень методов определения цены в контролируемых операциях;

перечень источников информации, которые предполагается использовать для определения цен в контролируемых операциях;

срок, на который согласовываются цены в контролируемых операциях;

допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;

порядок, сроки представления и перечень документов, которые подтверждают соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях.

39.6.1.2. Другие условия согласования цен в контролируемых операциях определяются по соглашению сторон.

39.6.2. По результатам согласования цен в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного плательщика (плательщиков) налогов или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.6.2.1. Договор, заключенный по результатам согласования цен в контролируемых операциях между крупным плательщиком (плательщиками) налогов и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеет односторонний характер.

39.6.2.2. В случае если предметом согласования является порядок определения цены в контролируемой внешнеэкономической операции, крупный плательщик (плательщики) налогов или центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеют право привлекать к процедуре согласования цен государственный орган, уполномоченный взимать налоги и сборы в государстве, которое является стороной контролируемой внешнеэкономической операции (при наличии международного договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством). Договор, заключенный по результатам такого взаимного согласования, имеет двусторонний характер.

39.6.2.3. В случае привлечения к процедуре согласования цен двух и более государственных органов, уполномоченных взимать налоги и сборы в государствах, которые являются сторонами контролируемой внешнеэкономической операции (при условии наличия международных договоров (конвенций) об избежании двойного налогообложения между Украиной и такими государствами), договор, заключенный по результатам такого согласования, имеет многосторонний характер.

39.6.2.4. Порядок и процедура согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которой заключаются договора, которые имеют двусторонний и многосторонний характер, утверждаются Кабинетом Министров Украины.

39.7. Нормы настоящей статьи применяются во время определения базы налогообложения в контролируемых операциях для целей разделов III и V настоящего Кодекса.

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше