56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
56.2. В случае когда плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за рамки полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган вышестоящего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.
56.3. Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости — с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в контролирующие органы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов.
Жалобы на решения контролирующих органов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.
56.4. Во время процедуры административного обжалования обязанность доказательства того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных настоящим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.
Обязанность доказательства правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.
56.5. Плательщик налогов одновременно с подачей жалобы контролирующему органу вышестоящего уровня обязан в письменном виде уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.
56.6. В случае когда контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы плательщика налогов, такой плательщик налогов имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган вышестоящего уровня.
56.7. В случае нарушения плательщиком налогов требований пунктов 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу плательщика налогов, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика налогов по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под роспись.
56.9. Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх 20-дневного срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи, но не более 60 календарных дней, и в письменном виде сообщить об этом плательщику налогов до окончания срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи.
Если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов не направляется плательщику налогов в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
56.10. Решение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, принятое по рассмотрению жалобы плательщика налогов, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов.
56.12. Если в соответствии с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик налогов имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.
56.13. В случае когда последний день сроков, указанных в настоящей статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 настоящего Кодекса.
56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных пунктом 56.3 настоящей статьи, приостанавливает выполнение плательщиком налогов денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.
В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной.
56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от плательщика налогов почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления либо на конверте.
56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:
56.17.1. днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок;
56.17.2. днем получения плательщиком налогов решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;
56.17.3. днем получения плательщиком налогов решения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику;
56.17.4. исключен;
56.17.5. днем обращения плательщика налогов в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке обжалуемых денежных обязательств.
День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов.
56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.
Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.
При обращении плательщика налогов в суд с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
56.19. В случае когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 настоящей статьи.
56.20. Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
56.21. В случае когда норма настоящего Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.
56.22. Если плательщик налогов обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в суде, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления относительно уклонения от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.
Начало досудебного расследования в отношении плательщика налогов или уведомление о подозрении в совершении уголовного правонарушения его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого плательщика налогов, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.
56.23. Обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществляется в порядке, определенном настоящей статьей с учетом следующих особенностей:
56.23.1 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных подается в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику;
56.23.2 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комиссией центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, при участии уполномоченного лица центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;
56.23.3 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;
56.23.4 если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных не направляется плательщику налогов в течение 10- дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанного срока.