46.1. Налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, который подается плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.
Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.
Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.
46.2. Плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таковым в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
В составе финансовой отчетности плательщик налогов имеет право указывать временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику.
46.3. Если согласно правилам, определенным настоящим Кодексом, налоговая отчетность по отдельному налогу составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации. В таком случае годовая налоговая декларация не подается.
46.4. Если плательщик налогов считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам настоящего Кодекса по такому налогу или сбору, он имеет право отметить этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.
В случае необходимости плательщик налогов может подать вместе с такой налоговой декларацией приложения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будут считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое приложение подается с объяснением мотивов его подачи.
46.5. Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, которые являются обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).
Форма декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) устанавливается с учетом особенностей, определенных пунктом 179.9 статьи 179 настоящего Кодекса.
Форма упрощенной налоговой декларации, предусмотренная пунктом 49.2 статьи 49 настоящего Кодекса, и порядок перехода плательщиков налогов на подачу такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Форма, порядок и сроки подачи таможенной декларации, а также порядок принятия контролирующим органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины.
Государственные органы, устанавливающие в соответствии с настоящим пунктом формы налоговых деклараций, обязаны обнародовать такие формы для использования их плательщиками налогов.
46.6. Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, который утвердил такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности.
До определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действовавшие до такого определения.
После внесения изменений в нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, должен осуществить мероприятия, связанные с обнародованием и применением таких изменений.
Требования статей 46–50 настоящего Кодекса не распространяются на декларирование товаров (продукции), ввезенных на таможенную территорию Украины или вывезенных с нее в соответствии с таможенным законодательством Украины (кроме случаев, определенных в этих статьях), а также на декларирование отчислений в социальные фонды и другое информационное декларирование, содержащее экономические сведения о субъектах налогообложения, не касающихся исчисления налогов.