Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 42-1. Электронный кабинет

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

421.1. Электронный кабинет создается и функционирует по следующим принципам:

прозрачности — обязательного обнародования методологии реализации положений настоящего Кодекса в работе электронного кабинета;

контролируемости — обеспечения возможности независимой проверки корректности работы электронного кабинета через тестового плательщика (плательщиков) на эмуляторе, созданном на веб-сайте методолога электронного кабинета на предмет отсутствия ошибок в программном обеспечении, исключения возможности несанкционированного вмешательства в работу программного обеспечения электронного кабинета, которое означает нарушение целостности и аутентичности исходного программного кода;

интеграции с системами, которые используются плательщиками налогов, — в открытом, свободном доступе размещаются API программного интерфейса для электронного обмена данными (EDI — Electronic data interchange);

своевременности устранения технических и/или методологических ошибок — обеспечения обнародования на официальном веб-сайте методолога электронного кабинета реестра технических и/или методологических ошибок, выявленных плательщиками налогов, техническим администратором и/или методологом электронного кабинета, с определением уровня критичности таких ошибок и установлением сроков для их устранения, информирования всех пользователей электронного кабинета о факте выявления технической и/или методологической ошибки, а также о факте ее устранения и возобновления работы электронного кабинета в полном объеме;

автоматизированности — максимальной автоматизации процессов создания, принятия, обработки, хранения, обработки и отображения данных (показателей) документов и других учетных данных плательщика налогов;

полноты функционала — наличия такого интерфейса электронного сервиса, который обеспечивает возможность реализации прав и обязанностей плательщика налогов, получения документов, предусмотренных законодательством, и информации, которая касается такого плательщика налогов, онлайн (через Интернет в режиме реального времени) или через программный интерфейс (АРІ), другими средствами информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем;

упрощения процедуры взаимодействия плательщиков налогов и контролирующего органа и ускорения электронного документооборота между ними;

осуществления автоматизированного внесения в журнал всех действий (событий), которые происходят в электронном кабинете, включая, в частности, фиксацию даты и времени отправления, получения документов через электронный кабинет и любого изменения данных, доступных в электронном кабинете, с помощью квалифицированной электронной отметки времени. Информация о дате и времени отправки и получения документов, другой корреспонденции с идентификацией отправителя и получателя хранится бессрочно и может быть получена через электронный кабинет в виде электронного документа, в том числе в виде квитанции в текстовом формате;

запрета вмешательства, создания ограничений в функционировании и/или возможностей в использовании плательщиками налогов электронного кабинета, которые предусмотрены настоящим Кодексом;

приоритетности документов, которые поступают от государственных, в том числе контролирующих, органов, начало работы в электронном кабинете с автоматического открытия уведомлений, которые поступают от государственных органов, и/или блокирование возможности направления документов плательщиком налогов до получения таким плательщиком налогов документов, которые поступили в его электронный кабинет от государственных органов.

421.2. Электронный кабинет обеспечивает возможность реализации плательщиками налогов прав и обязанностей, определенных настоящим Кодексом и нормативно-правовыми актами, которые приняты на основании и во исполнение настоящего Кодекса, законами по вопросам таможенного дела, в том числе путем:

просмотра в режиме реального времени информации о плательщике налогов, которая собирается, используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом плательщиков налогов и администрированием налогов, сборов, таможенных платежей, осуществлением налогового контроля, в том числе данные оперативного учета налогов и сборов (в том числе данные интегрированных карточек плательщиков налогов), данные системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данные системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, а также получения такой информации в виде документа, который формируется автоматизировано путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, которые обеспечивают защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования;

проведения сверки расчетов плательщиков налогов с государственным и местными бюджетами, а также получения документа, который подтверждает состояние расчетов, который формируется автоматизировано путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, которые обеспечивают защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования;

управления суммами ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

автоматизированного определения обязательных для заполнения и представления форм налоговой отчетности и счетов для уплаты налогов и сборов конкретного плательщика налогов;

заполнения, проверки и представления налоговых деклараций, отчетности в контролирующий орган;

регистрации, корректировки налоговых накладных / расчетов в Едином реестре налоговых накладных и акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных;

просмотра в режиме реального времени информации о налоговых накладных / расчетах корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена;

доступа плательщиков налогов к системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в разрезе текущих значений всех слагаемых и вычитаемых, предусмотренных пунктом 2001.3 статьи 2001 настоящего Кодекса, в режиме просмотра в реальном времени и доступа к данным Единого реестра налоговых накладных, включая возможность формирования, проверки и подтверждения налоговых накладных, составленных плательщиком налога или его контрагентами по осуществленным между ними сделкам, для целей формирования налогового кредита плательщиком налогов, проверки и определения даты и времени регистрации таких накладных и/или расчетов корректировки, а также просмотр информации о незарегистрированных налоговых накладных и/или расчетах корректировки к ним, поданных на регистрацию плательщиком налогов, с указанием причины отказа в их регистрации;

информирования плательщиков налогов о проведении документальной плановой проверки плательщика налогов с указанием даты начала проведения такой проверки, хода и результатов его проверок, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе получения приказа о проведении документальной (плановой или внеплановой, выездной или невыездной) и фактической проверки, получения акта или справки, которым оформлены результаты проверки;

обеспечения возможности административного обжалования решений контролирующих органов, в том числе представления возражений на акт или справку, которыми оформлены результаты проверки, подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или другое решение, действие или бездействие контролирующего органа либо должностного лица контролирующего органа, в том числе решение о корректировке таможенной стоимости, решение относительно классификации товаров для таможенных целей, об определении страны происхождения, решение относительно оснований для предоставления налоговых льгот и т. п.;

информирования о статусе контрагентов по публично доступным данным информационных ресурсов центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, других реестров и баз данных, которые ведутся согласно настоящему Кодексу, включая предоставление информации о контрагентах плательщика налогов, относительно которых принято решение о ликвидации юридического лица, об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость или которые привлечены к ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения (исключительно после окончательного согласования санкций и обязательств);

постановки на учет, внесения изменений в учетные данные (включая, но не ограничиваясь, внесение или изменение информации о лицах, которые имеют право подписывать налоговую отчетность, и квалифицированных сертификатов открытых ключей квалифицированных электронных подписей и/или печатей (при наличии), снятия с учета (в том числе постановки на учет, внесения изменений в учетные данные и снятия с учета лиц, которые осуществляют операции с товарами в порядке, определенном Таможенным кодексом Украины), перехода на специальные режимы налогообложения и другие регистрационные действия;

представления обращений и других документов для получения лицензий, разрешений на помещение товаров в таможенные режимы, разрешений на осуществление таможенной брокерской деятельности, открытие и эксплуатацию магазинов беспошлинной торговли, таможенного склада, свободной таможенной зоны коммерческого и сервисного типа, склада временного хранения, грузового таможенного комплекса, а также обращений и других документов по поводу вынесения предварительных решений в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины;

представления обращений и других документов с целью регистрации объекта интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, получения уведомлений от таможен о приостановлении таможенного оформления на основании данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и дальнейшей переписки с правообладателем по поводу приостановления такого таможенного оформления;

подачи заявлений и других документов с целью получения документов, которые подтверждают страну происхождения, которые выдаются таможнями (в частности сертификатов EUR.1);

регистрации контролирующим органом регистраторов расчетных операций в случае, если такая регистрация предусмотрена законодательством, представления отчетности, связанной с применением регистратора расчетных операций, книг учета расчетных операций и расчетных книжек, представления электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, представления информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты и т. п.;

подачи уведомления о технической и/или методологической ошибке, которая выявлена в работе электронного кабинета;

получения любого документа, который касается такого плательщика налогов и должен быть выдан ему контролирующим органом согласно законодательству Украины, или информации из баз данных о таком налогоплательщике путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, которые обеспечивают защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования, с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах»;

обеспечения взаимодействия плательщиков налогов с контролирующими органами по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи.

421.3. Имущественные права на программное обеспечение электронного кабинета является государственной собственностью.

421.4. Методолог электронного кабинета обеспечивает:

а) определение методологических и методических основ создания и функционирования электронного кабинета;

б) подготовку и утверждение технического задания на разработку, обновление, модификацию, устранение ошибок программного обеспечения электронного кабинета;

в) утверждение и проверку алгоритмов работы программного обеспечения на соответствие требованиям законодательства;

г) целостность и аутентичность исходного программного кода электронного кабинета;

ґ) сохранение данных, которые содержатся в электронном кабинете;

д) осуществление контроля за сохранностью данных, которые содержатся в электронном кабинете, за отсутствием технического вмешательства в данные или подмены данных в электронном кабинете;

е) установление срока устранения технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения;

є) осуществление других функций, необходимых для обеспечения функционирования электронного кабинета.

421.5. Плательщик налогов становится пользователем электронного кабинета и приобретает право подавать отчетность в электронной форме и вести переписку средствами электронной связи в электронной форме после прохождения в электронном кабинете электронной идентификации онлайн с использованием квалифицированной электронной подписи с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах» или тех сервисов идентификации, использование которых разрешается методологом электронного кабинета.

Запрещается требовать от плательщика налогов совершения дополнительных действий, не предусмотренных настоящим пунктом, для того чтобы получить право пользования электронным кабинетом.

Единственным основанием для отказа в прохождении электронной идентификации плательщика налогов в электронном кабинете является недействительность квалифицированной электронной подписи такого плательщика налогов, в том числе в связи с окончанием срока действия соответствующего сертификата открытого ключа.

Плательщик налогов, который прошел идентификацию в электронном кабинете, самостоятельно определяет способ взаимодействия с контролирующим органом, а именно в общем порядке или в электронной форме, о чем делает соответствующую отметку в электронном кабинете с одновременным обязательным указанием своего электронного адреса (адресов). В случае изменения электронного адреса плательщик налогов обязан не позже следующего рабочего дня внести соответствующие изменения в свои учетные данные в электронном кабинете.

Начиная со дня, следующего за днем избрания плательщиком налогов электронной формы взаимодействия с контролирующим органом через электронный кабинет, кроме выходных и праздничных дней, взаимодействие между ними, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи, осуществляется через электронный кабинет.

Плательщик налогов имеет право в любой момент отказаться от электронной формы взаимодействия с контролирующим органом путем направления соответствующего уведомления через электронный кабинет. Начиная со дня, следующего за днем направления такого уведомления, взаимодействие плательщика налогов с контролирующим органом в электронной форме прекращается и осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.

(пункт 421.5 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.6. Электронный кабинет работает постоянно (24 часа в дату каждого календарного дня), кроме времени, необходимого для его технического обслуживания. Проведение технического обслуживания электронного кабинета в день, на который приходится предельный срок подачи налоговых деклараций, и с 8 до 20 часов любого другого календарного дня запрещается. Техническое обслуживание электронного кабинета проводится в порядке, который определяется методологом электронного кабинета.

(пункт 421.6 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.7. В случае выявления плательщиком налогов технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета он имеет право передать через электронный кабинет или другим способом уведомление о выявленной технической и/или методологической ошибке. Уведомление о методологической ошибке направляется методологу электронного кабинета. Уведомление о технической ошибке направляется одновременно методологу электронного кабинета и техническому администратору.

(пункт 421.7 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.8. Методолог электронного кабинета обязан провести проверку наличия методологической ошибки в течение 72 часов после поступления уведомления от плательщика налогов, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить плательщику налогов в этот же срок. Если методолог электронного кабинета признает наличие методологической ошибки, он обязан устранить ее в срок, который определяется им с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения. Если методологическая ошибка приводит к нарушению прав плательщиков налогов или предусматривает привлечение плательщиков налогов к ответственности, методолог направляет в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) плательщика налогов документ, которым уведомляет о существовании методологической ошибки и о времени, необходимом для ее устранения и восстановления нарушенных прав плательщиков налогов. Об устранении методологической ошибки методолог сообщает плательщикам налогов путем направления соответствующего документа с уведомлением в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) плательщиков налогов.

(пункт 421.8 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.9. Технический администратор обязан провести проверку наличия технической ошибки в течение 72 часов после поступления уведомления от плательщика налогов, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить методологу электронного кабинета и плательщику налогов в этот же срок. Если технический администратор признает наличие технической ошибки, он обязан устранить такую техническую ошибку в течение срока, определенного методологом электронного кабинета, с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения. Если техническая ошибка приводит к нарушению прав плательщиков налогов или предусматривает привлечение плательщиков налогов к ответственности, технический администратор направляет в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) плательщиков налогов документ, которым сообщает всем плательщикам налогов о существовании технической ошибки и о времени, необходимом для ее устранения и восстановления нарушенных прав плательщиков налогов. Об устранении технической ошибки технический администратор сообщает плательщикам налогов путем направления соответствующего документа с уведомлением в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) плательщиков налогов.

(пункт 421.9 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.10. Плательщик налогов освобождается от ответственности в случае, когда в работе электронного кабинета выявлена техническая и/или методологическая ошибка и такая ошибка признана техническим администратором и/или методологом электронного кабинета или ее существование подтверждено решением суда. В таком случае штрафные санкции и пеня, предусмотренные настоящим Кодексом, за нарушение налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, которые вызваны технической и/или методологической ошибкой в работе электронного кабинета, не применяются, основания для привлечения плательщика налогов и/или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности отсутствуют. Неначисление штрафных санкций и/или пени за нарушения, которые вызваны технической и/или методологической ошибкой в работе электронного кабинета, закрепляется (реализуется) в программном обеспечении, которое применяется для автоматического расчета штрафных санкций и/или пени за нарушение налогового законодательства.

(пункт 421.10 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

421.11. Если технический администратор или методолог не направляет ответы о результатах проверки уведомления о технической и/или методологической ошибке в установленный настоящим Кодексом срок или отрицает наличие технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета, то плательщик налогов имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых интересов, о чем сообщает контролирующему органу, техническому администратору и методологу электронного кабинета через электронный кабинет. В течение всего времени судебного рассмотрения такого обращения плательщика налогов запрещается определять плательщику налогов денежное обязательство, применять штрафные санкции и начислять пеню, инициировать привлечение плательщика налогов и/или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства, которые могут быть вызваны технической и/или методологической ошибкой в работе электронного кабинета.

(пункт 421.11 статьи 421 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позже 01.01.2018 г.)

Скачайте наше мобильное приложение iFactor