63.1. Учет плательщиков налогов ведется с целью создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
63.2. Постановке на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все плательщики налогов.
Постановка на учет в контролирующих органах юридических лиц, их обособленных подразделений, в том числе юридических лиц — нерезидентов, которые открывают счета в банках Украины, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.
63.3. С целью проведения налогового контроля плательщики налогов подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах по месту нахождения юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту проживания лица (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, может принять решение об изменении основного и неосновного места учета крупного плательщика налогов, в том числе определить, что учет такого плательщика налогов осуществляет территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, и его структурные подразделения в случае создания.
Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у плательщика налогов возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу настоящего Кодекса.
Плательщик налогов обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета плательщиков налогов.
Заявление о постановке на учет плательщика налогов по неосновному месту учета подается в соответствующий контролирующий орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению.
63.4. Постановка на учет плательщиков налогов — юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, которые определяются законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом, когда органами регистрации являются контролирующие органы или когда проведение государственной регистрации плательщика налогов в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.
63.5. Все физические лица — плательщики налогов и сборов регистрируются в контролирующих органах путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Физические лица — предприниматели и лица, намеревающиеся осуществлять независимую профессиональную деятельность, подлежат постановке на учет как самозанятые лица в контролирующих органах согласно настоящему Кодексу.
63.6. Учет плательщиков налогов в контролирующих органах ведется по налоговым номерам.
Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Учет лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, ведется по фамилии, имени, отчеству, серии и номеру действующего паспорта. В паспортах указанных лиц контролирующими органами делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта. Порядок внесения отметки определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
63.7. Контролирующий орган указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) во всех свидетельствах, справках, в других документах или уведомлениях, которые выдаются плательщику налогов или направляются ему.
Каждый плательщик налогов указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах по налогам и сборам, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
63.8. Особенности учета плательщиков налогов по отдельным налогам, а также отдельных категорий плательщиков налогов устанавливаются соответствующими разделами настоящего Кодекса.
63.9. Документы, подаваемые плательщиками налогов для постановки на учет в контролирующих органах, проверяются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и в случае выявления ошибок или подачи недостоверных сведений возвращаются для исправления. Плательщики налогов, которые не подали в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов, исправленных документов для постановки на учет в контролирующих органах или повторно подали такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с законом.
63.10. Центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, определяются:
63.10.1. порядок учета плательщиков налогов и сборов;
63.10.2. перечень документов, подаваемых для постановки на учет плательщиков налогов, а также порядок подачи таких документов;
63.10.3. формы заявлений, свидетельств и документов по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов.
63.11. Контролирующие органы обеспечивают достоверность данных о плательщиках налогов в Едином банке данных о плательщиках налогов — юридических лицах и Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, реестре неприбыльных организаций и других реестрах, которые формируются и ведутся контролирующими органами согласно настоящему Кодексу, их защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирование и восстановление данных.
63.12. Информация, которая собирается, используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом плательщиков налогов, вносится в информационные базы данных.
63.13. С целью постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, обнародует на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований и собственном официальном веб-сайте данные о постановке на учет в качестве плательщиков налогов юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц не позже следующего рабочего дня после постановки на учет.
Доступ к указанным веб-порталу и веб-сайту является бесплатным и свободным.
Указанные данные содержат следующие сведения о плательщике налогов:
налоговый номер (для юридического лица и его обособленного подразделения);
наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица;
местонахождение;
дата и номер записи о постановке на учет;
наименование и идентификационный код контролирующего органа по основному месту учета плательщика налогов;
сведения о направлении соответствующим контролирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований сведений в связи с прекращением юридического лица, которые предусмотрены законодательством.
63.14. Для целей настоящей главы датой получения документов (ведомостей, заявлений, запросов и других документов) является:
для поданных в бумажном виде — дата поступления в соответствующий контролирующий орган;
для поданных в электронном виде — время и дата поступления такого электронного документа, которые указаны в электронном уведомлении (квитанции), сформированном программным обеспечением центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, в формате, утвержденном в установленном законодательством порядке.
Если документ, поданный в электронном виде, поступил позже 16 часов рабочего (операционного) дня, датой его получения считается следующий после него рабочий (операционный) день.