Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 140. Особенности признания расходов двойного назначения

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

140.1. При определении объекта налогообложения учитываются следующие расходы двойного назначения:

140.1.1. расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Украины, и/или отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Расходы (кроме подлежащих амортизации), осуществленные в порядке, установленном законодательством, на организацию, содержание и эксплуатацию пунктов бесплатного медицинского осмотра, бесплатной медицинской помощи и профилактики работников (в том числе обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, а также расходы на заработную плату наемных работников);

140.1.2. расходы (кроме подлежащих амортизации), связанные с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, на изобретательство и рационализацию хозяйственных процессов, проведение опытно-экспериментальных и конструкторских работ, изготовление и исследование моделей и образцов, связанных с основной деятельностью плательщика налога, расходы по начислению роялти и приобретение нематериальных активов (кроме подлежащих амортизации) для их использования в хозяйственной деятельности плательщика налога.

В состав расходов не включаются начисления роялти в отчетном периоде в пользу:

1) нерезидента (кроме начислений в пользу постоянного представительства нерезидента, подлежащего налогообложению согласно пункту 160.8, начисления, осуществляющиеся субъектами хозяйствования в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом Украины «О телевидении и радиовещании», и начислений за предоставление права на пользование авторским, смежным правом на кинематографические фильмы иностранного производства, музыкальные и литературные произведения) в объеме, превышающем 4 процента дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному, а для банков — в объеме, превышающем 4 процента дохода от операционной деятельности (за вычетом налога на добавленную стоимость) за год, предшествующий отчетному, а также в случаях, если выполняется какое-либо из условий:

а) лицо, в пользу которого начисляются роялти, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус с учетом пункта 161.3 статьи 161 настоящего Кодекса;

б) лицо, в пользу которого начисляется плата за такие услуги, не является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) такой платы за услуги, за исключением случаев, когда бенефициар (фактический собственник) предоставил право получать такое вознаграждение другим лицам;

в) роялти выплачиваются в отношении объектов, права интеллектуальной собственности по которым впервые возникли у резидента Украины.

При возникновении расхождений между контролирующим органом и плательщиком налога в отношении определения лица, у которого впервые возникли (были приобретены) права интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности, такие контролирующие органы обязаны обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, для получения соответствующего заключения;

г) лицо, в пользу которого начисляются роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является;

2) юридического лица, которое в соответствии со статьей 154 настоящего Кодекса освобождено от уплаты этого налога или уплачивает этот налог по ставке, иной, чем установлена в пункте 151.1 статьи 151 настоящего Кодекса;

3) лица, уплачивающего налог в составе прочих налогов, кроме физических лиц, которые облагаются налогом в порядке, установленном разделом IV настоящего Кодекса;

140.1.3. расходы плательщика налога на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случае, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации;

расходы на обучение и/или профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации в отечественных или заграничных учебных заведениях, если наличие сертификата об образовании в таких заведениях обязательно для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности, в том числе, но не исключительно в высших и профессионально-технических учебных заведениях физических лиц (независимо от того, состоят ли такие лица в трудовых отношениях с плательщиком налога), заключивших с ним письменный договор (контракт) о взятых ими обязательствах отработать у плательщика налога по окончании высшего и/или профессионально-технического учебного заведения и получения специальности (квалификации) не менее трех лет;

расходы на организацию учебно-производственной практики по профилю основной деятельности плательщика налога либо в структурных подразделениях, обеспечивающих его хозяйственную деятельность, лиц, обучающихся в высших и профессионально-технических учебных заведениях.

В случае расторжения письменного договора (контракта), указанного в абзаце втором настоящего подпункта, плательщик налога обязан увеличить доход на сумму фактически осуществленных им расходов на обучение и/или профессиональную подготовку, которые были включены в состав его расходов. В результате такого увеличения дохода начисляется дополнительное налоговое обязательство и пеня в размере 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на день возникновения налогового обязательства по налогу, который должен был бы оплатить плательщик налога в установленный срок в случае, если бы он не пользовался налоговой льготой, установленной настоящим подпунктом, исчисленные к сумме такого налогового обязательства и рассчитанные за каждый день недоплаты, заканчивая днем увеличения дохода. Сумма возмещенных плательщику налога убытков по такому соглашению (договору, контракту) не является объектом налогообложения в части, не превышающей суммы, на которую увеличен доход, уплаты дополнительного налогового обязательства и пени, указанных в настоящем абзаце.

При возникновении расхождений между контролирующим органом и плательщиком налога по поводу связи расходов на цели, обусловленные настоящим подпунктом, с основной деятельностью плательщика налога, такой контролирующий орган обязан обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования, экспертное заключение которого является основанием для принятия решения контролирующим органом.

Обжалование решений контролирующих органов, принятых на основании экспертных заключений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере образования, осуществляется плательщиками налога в общем порядке;

140.1.4. любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданные плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога.

При осуществлении гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара либо без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

Термин «обнародование» означает распространенные в рекламе, технической документации, договоре или другом документе обязательства продавца в отношении условий и сроков гарантийного обслуживания;

140.1.5. расходы плательщика налога на проведение рекламы;

140.1.6. любые расходы по страхованию рисков гибели урожая, транспортировки продукции плательщика налога; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных средств плательщика налога; любые расходы по страхованию рисков, связанных с производством национальных фильмов (в размере не более 10 процентов стоимости производства национального фильма); экологического и ядерного вреда, который может быть нанесен плательщиком налога другим лицам; имущества плательщика налога; объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, если это предусмотрено договором; финансовых, кредитных и других рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством, или каких-либо расходов по страхованию сторонних физических или юридических лиц.

Если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу плательщика налога — страхователя, то застрахованные убытки, понесенные таким плательщиком налога в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы за налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика налога в налоговый период их получения;

140.1.7. расходы на командировки физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога либо являющихся членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица, на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и утюжка одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Указанные в абзаце первом настоящего подпункта расходы могут быть включены в состав расходов плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате за все виды транспорта, в том числе чартерные рейсы, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) либо от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.

Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы «чаевых», за исключением случаев, когда суммы таких «чаевых» включаются в счет согласно законам страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.

В состав командировочных расходов относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу — не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки.

Кабинетом Министров Украины отдельно определяются предельные нормы суточных для командировки членов экипажей судов/других транспортных средств или суммы, направляемые на питание таких членов экипажей вместо суточных, если такие суда (другие транспортные средства):

осуществляют коммерческую, промышленную, научно-поисковую или рыболовецкую деятельность за пределами территориальных вод Украины;

выполняют международные рейсы для осуществления навигационной деятельности либо перевозки пассажиров или грузов за плату за пределами воздушной или таможенной границы Украины;

используются для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ за пределами таможенной границы или территориальных вод Украины.

Суммы и состав расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, определяются Кабинетом Министров Украины. Суммы суточных для таких категорий физических лиц не могут превышать суммы, установленные абзацем четвертым настоящего подпункта.

Суммы суточных определяются в случае командировки:

в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд) — согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;

в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд) — согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе.

При отсутствии указанных соответствующих подтверждающих документов, приказа либо отметок уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в паспорте или заменяющем его документе сумма суточных не включается в состав расходов плательщика налога.

Любые командировочные расходы могут быть включены в состав расходов плательщика налога при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с деятельностью такого плательщика налога, в частности (но не исключительно) следующих: приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога; заключенного договора или контракта; других документов, устанавливающих либо удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения; документов, удостоверяющих участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью плательщика налога.

Если согласно законам страны командировки или стран, по территории которых осуществляется транзитное движение в страну командировки, обязательно необходимо осуществить страхование жизни или здоровья командированного лица или его гражданскую ответственность (в случае использования транспортных средств), то расходы на такое страхование включаются в состав расходов плательщика налога, командирующего такое лицо.

По запросу представителя контролирующего органа плательщик налога обеспечивает за собственный счет перевод подтверждающих документов, изданных на иностранном языке;

140.1.8. расходы плательщика налога (кроме капитальных, подлежащих амортизации) на содержание и эксплуатацию следующих объектов, которые состояли на балансе и содержались за счет плательщика налога по состоянию на 1 июля 1997 года, но не использовались с целью получения дохода:

детских яслей или садиков;

заведений среднего и среднего профессионально-технического образования и заведений повышения квалификации работников такого плательщика налога;

детских, музыкальных и художественных школ, школ искусств;

спортивных комплексов, залов и площадок, используемых для физического оздоровления и психологической реабилитации работников плательщика налога, клубов и домов культуры;

помещений, используемых плательщиком налога для организации питания работников такого плательщика налога;

многоквартирного жилого фонда, в том числе общежитий, одноквартирного жилого фонда в сельской местности и объектов жилищно-коммунального хозяйства;

детских лагерей отдыха и оздоровления;

учреждений социальной защиты граждан (дома-интернаты, дома для престарелых).

140.2. Если после продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, в том числе перерасчет в случаях возврата проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг) продавцу, плательщик налога — продавец и плательщик налога — покупатель осуществляют соответствующий перерасчет доходов или расходов (балансовой стоимости основных средств) в отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации.

Перерасчет доходов и расходов (балансовой стоимости основных средств) также проводится сторонами:

в отчетном периоде (периодах), в котором расходы и доходы (балансовая стоимость основных средств) по сделке, признанной недействительной, были учтены в учете стороны сделки — в случае признания судом сделки недействительной;

в отчетном периоде, в котором решение суда о признании сделки недействительной вступило в законную силу — в случае признания сделки недействительной по другим основаниям.

Настоящий пункт не регулирует правила определения и корректировки расходов и доходов в результате проведения процедур урегулирования сомнительной или безнадежной задолженности либо признания долга покупателя безнадежным, определяемых статьей 159 настоящего Кодекса.

140.3. В расходы не включается сумма фактических потерь товаров, кроме потерь в пределах норм естественной убыли или технических (производственных) потерь и расходов по разбалансировке природного газа в газораспределительных сетях, не превышающих размер, определенный Кабинетом Министров Украины или другим органом, определенным законодательством Украины.

Правила настоящего пункта не применяются к электрической и/или тепловой энергии при определении расходов плательщиков налога, связанных с передачей и/или поставкой электрической и/или тепловой энергии.

140.4. Плательщик налога проводит оценку выбытия запасов по методам, установленным соответствующим положением (стандартом) бухгалтерского учета.

Для всех единиц запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из разрешенных методов оценки их выбытия.

140.5. Установление дополнительных ограничений в отношении состава расходов плательщика налога, кроме указанных в настоящем разделе, не допускается.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше