Нормативний акт Положение об инвентаризации активов и обязательств

ІV. Проверка и оформление результатов инвентаризации

Печать
Автор : Министерство финансов Украины

1. Заключения относительно выявленных расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, которые приводятся в сличительных ведомостях, и предложения относительно их урегулирования отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который составляется после завершения инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. В протоколе приводятся: причины недостач, потерь, излишков, а также предложения относительно зачета вследствие пересортицы, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач. Предприятия могут добавлять в протоколы другую информацию, которая является существенной для принятия решений относительно признания и оценки активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности.

2. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

3. Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета регулируются предприятиями в следующем порядке:

основные средства, нематериальные активы, которые выявлены в излишках, подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов (доходов специального фонда бюджетного учреждения);

ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности, которые выявлены в излишках, подлежат оприходованию с увеличением дохода отчетного периода предприятия (дохода специального фонда бюджетного учреждения);

недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная во время инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на расходы. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков вследствие пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы;

недостача ценностей сверх нормы естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству.

5. Взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы допускается только относительно запасов одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же период, который проверяется, и у одного и того же материально ответственного лица.

Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, в соответствии с которым такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группы запасов, если ценности, которые входят в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (в случчае отпуска их без распаковки тары).

В случае взаимозачета недостач и излишков вследствие пересортицы, когда стоимость запасов, которые оказались в недостаче, больше стоимости запасов, которые оказались в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.

Если лица, виновные в пересортице, не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх нормы естественной убыли с отнесением их в состав расходов в порядке, определенном пунктом 4 настоящего раздела. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть приведены причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.

Превышение стоимости запасов, которые оказались в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, которые оказались в недостаче вследствие пересортицы, относится на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов в порядке, определенном пунктом 4 настоящего раздела.

6. Размер убытков от расхищения, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с законодательством.

7. Бюджетными учреждениями в случае установления недостач или потерь, которые возникли вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь передаются правоохранительным органам, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Н. А. Чмерук

Скачайте наше мобильное приложение iFactor