Нормативний акт Положение об инвентаризации активов и обязательств

ІІІ. Порядок инвентаризации активов и обязательств

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство финансов Украины

1. Инвентаризация основных средств

1.1. До начала инвентаризации проверяются:

наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на основные средства;

наличие документов на основные средства, которые сданы или приняты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование.

При выявлении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

1.2. Инвентаризационная опись составляется по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, которые поступили одновременно на предприятие и в отношении которых ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества этих объектов.

В аналогичном порядке могут составляться инвентаризационные описи других необоротных материальных активов с учетом норм настоящего раздела.

1.3. Основные средства вносятся в инвентаризационную опись по наименованию в соответствии с основным назначением объекта с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (в случае его наличия), года выпуска, первоначальной (переоцененной) стоимости, суммы износа, срока полезного использования и других сведений.

Объект, который прошел восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в инвентаризационную опись под наименованием, которое соответствует новому основному назначению.

В случае установления факта неотражения выполненных работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) в бухгалтерском учете предприятия определяется сумма увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и в описи отражаются данные о проведенных изменениях.

Во время инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяются заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.

Многолетние насаждения вносятся в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, которые характеризуют их назначение и состояние.

Во время проведения инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, которые подтверждают право собственности предприятия на эти объекты.

1.4. В случае выявления пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия.

1.5. В случае выявления объектов, которые не находятся на учете, а также объектов, данные о которых отсутствуют в учете, в инвентаризационную опись отсутствующие сведения и технические показатели о таких объектах вносятся, например, так: о зданиях — указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т. п.

Оценка выявленных объектов проводится по справедливой стоимости.

1.6. Основные средства, которые ремонтируются на других предприятиях, вносятся в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

1.7. Инвентаризационной комиссией (рабочей инвентаризационной комиссией) проверяется правильность присвоения инвентарных номеров.

1.8. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени введения в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности эти объекты.

Списание таких объектов проводится в порядке, установленном законодательством.

1.9. Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных необоротных материальных активов, выданных в индивидуальное пользование работников, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в инвентаризационной описи.

1.10. Белье, постельные вещи, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качествам материала и цене, вносятся в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, вносятся в инвентаризационную опись на основании сведений-накладных или квитанций предоставителя услуг.

1.11. Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми инвентаризационными описаниями. Во время ее проведения выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, а также устанавливается задолженность пользователей перед библиотекой, выявляются дублетные документы, документы, которые не соответствуют профилю комплектования фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, оправы и т. п.

В случае установления факта отсутствия документа проводится его розыск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не больше одного года.

2. Инвентаризация нематериальных активов

2.1. При инвентаризации нематериальных активов их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или по документам, которыми оформлены имущественные права. Одновременно на основании этих документов проверяется обоснованность их оприходования.

2.2. В инвентаризационную опись вносятся данные о названии нематериального актива, характеристике, назначении, дате приобретения (введения в эксплуатацию), первоначальной (переоцененной) стоимости, сумме накопленной амортизации, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов. Инвентаризационная опись составляется по объектам нематериальных активов или группам однотипных по назначению и условиям использования объектов нематериальных активов и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

2.3. В случае выявления излишков объектов нематериальных активов в инвентаризационную опись они вносятся с указанием необходимых данных. Оценка таких объектов проводится по справедливой стоимости. Субъекты государственного сектора экономики определяют стоимость объектов прав интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства согласно законодательству.

3. Инвентаризация незавершенных капитальных инвестиций

3.1. Наличие и объем незавершенных капитальных инвестиций устанавливаются во время проведения инвентаризации путем проверки их в натуре.

3.2. В инвентаризационных описях незавершенных капитальных инвестиций указываются наименование объекта, объем выполненных и оплаченных работ по видам, конструктивным элементам, оборудованию.

3.3. На построенные объекты, которые фактически введены в действие полностью или частично, но принятие и введение в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также на завершенные, но по каким-то причинам не введенные в действие объекты составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой дополнительно указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.4. На объекты, строительство которых приостановлено, а также на проектно-изыскательские работы относительно неосуществленного строительства, которые должны быть списаны с баланса, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости согласно смете с указанием причин прекращения (неосуществления) строительства. Списание таких расходов проводится в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Во время инвентаризации проверяется наличие в составе незавершенных капитальных инвестиций оборудования и установок, переданных для монтажа, который фактически не начат, а также устанавливается состояние законсервированных и временно остановленных строительных объектов, разработок, нематериальных активов, на которые составляется отдельная инвентаризационная опись.

4. Инвентаризация запасов

4.1. Инвентаризация запасов проводится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в инвентаризационные описи по наименованию с указанием номенклатурного номера (при его наличии), вида, группы, сорта, единицы измерения, цены, суммы и количества (счет, вес или мера), фактически установленных на дату инвентаризации, и по данным бухгалтерского учета.

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые учитываются в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляются, а проверяется фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц путем сопоставления с ведомостью оперативного учета. Выявленная при этом недостача предметов оформляется актом.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, проверяются на основании документов предоставителя услуг.

4.2. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Количество запасов, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов с обязательной проверкой наличия в натуре части указанных ценностей.

4.3. На запасы, которые находятся в дороге, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на запасы, которые находятся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляется отдельная инвентаризационная опись и проверяется обоснованность сумм, которые отражены на счетах бухгалтерского учета. Такие суммы могут быть признаны, если они подтверждены надлежаще оформленными документами, в частности счетами поставщиков, копиями платежных требований (счетов-фактур), которые предъявлены покупателям, охранными расписками, которые переоформлены на дату проведения инвентаризации или близкую к ней.

4.4. Выявленные во время инвентаризации непригодные или испорченные запасы вносятся в отдельную инвентаризационную опись, в которой указываются наименование соответствующих запасов, их количество, причины, степень и характер порчи, предложения относительно их обесценивания, списания или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

4.5. Тара приводится в инвентаризационной описи по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, которая была в употреблении, требующая ремонта и т. п.). На тару, которая стала непригодной, составляется акт на списание с указанием причин порчи.

4.6. При инвентаризации незавершенного производства в инвентаризационных описях указываются наименование задела, стадия и степень их готовности, количество или объем выполненных работ.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, которые находятся возле рабочих мест и не подвергались обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а фиксируются в отдельных инвентаризационных описях.

Количество сырья и материалов, которые входят в состав неоднородной массы или смеси в незавершенном производстве, определяется техническими расчетами в порядке, установленном на предприятии, если иное не предусмотрено законодательством.

На незаконченный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой указываются: наименование объекта, который ремонтируется, описание и процент выполненных работ.

4.7. Инвентаризация незавершенных научно-исследовательских работ проводится по темам (договорам), при этом устанавливаются:

наличие договора с заказчиком;

правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей;

причины значительного или необоснованного отклонения фактических расходов от сметной стоимости;

учет расходов по законченным и уплаченными заказчиком работам.

5. Инвентаризация биологических активов

5.1. Долгосрочные биологические активы растениеводства в инвентаризационную опись вносятся по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости.

5.2. Долгосрочные биологические активы животноводства, в частности взрослый продуктивный и рабочий скот, вносятся в инвентаризационные описи с указанием номера скота (бирки), клички, возраста, породы, упитанности, живой массы (веса) (масса (вес) лошадей, мулов не указывается).

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и другого скота вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

Другой скот основного стада, который учитывается в групповом порядке, вносится в инвентаризационные описи по группам согласно возрасту и полу с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

5.3. Текущие биологические активы животноводства в части молодняка животных на выращивании и животные на откорме вносятся в инвентаризационные описи отдельно с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т. п. Другие текущие биологические активы животноводства, которые учитываются в групповом порядке, вносятся в инвентаризационную опись по возрасту и половым группам с указанием количества голов и живого веса в каждой группе.

5.4. Инвентаризационные описи относительно биологических активов животноводства составляются по видам животных отдельно в фермах, цехах, отделениях, бригадах и по материально ответственным лицам.

5.5. Инвентаризация текущих биологических активов растениеводства проводится по видам таких активов, при этом проверяются натуральные показатели (площади, засеянные озимыми культурами, количество растений в парниках и теплицах, заложенных садах, ягодниках и виноградниках).

6. Инвентаризация наличности, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности

6.1. Наличие наличности, денежных средств, ценных бумаг, денежных документов (уплаченных санаторно-туристических путевок, почтовых марок и т. п.) и бланков документов строгой отчетности устанавливается инвентаризацией и оформляется актом инвентаризации.

Инвентаризация касс на предприятии проводится в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года под № 40/10320.

В акте инвентаризации наличия наличности указываются фактический остаток и остаток по данным учета и определяется результат инвентаризации.

Сведения о наличности в иностранной валюте вносятся в акт инвентаризации с указанием названия и суммы иностранной валюты, курса Национального банка Украины на начало рабочего дня инвентаризации, суммы иностранной валюты в пересчете на денежную единицу Украины.

В акт инвентаризации денежных документов, бланков документов строгой отчетности вносятся данные о названии, номере, серии и номинальной стоимости.

6.2. При инвентаризации денежных средств, которые находятся в пути, сверяются суммы, указанные в счете, с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.

6.3. Инвентаризация средств на расчетных, текущих, валютных, регистрационных и других счетах, на аккредитивах проводится путем сверки остатков сумм по данным бухгалтерского учета предприятия с данными выписок банка.

6.4. При инвентаризации ценных бумаг в документарной форме устанавливаются:

наличие ценных бумаг;

правильность их оформления, реальность стоимости отраженных в балансе предприятия ценных бумаг;

полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете доходов от финансовых инвестиций.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте инвентаризации названия, серии, номера, номинальной и балансовой стоимости, сроков их погашения.

6.5. Инвентаризация ценных бумаг в бездокументарной форме, переданных предприятием на хранение депозитарным учреждениям, состоит в сверке остатков, отраженных на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок со счетов в ценных бумагах предприятия, выданных депозитарными учреждениями.

6.6. В отдельный акт инвентаризации вносятся данные о долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях в доли (паи) в уставных капиталах других предприятий. Инвентаризация проводится путем сверки учредительных документов с данными бухгалтерского учета предприятия.

6.7. В акте инвентаризации указываются: название финансовой инвестиции (акции, облигации, доли (паи) и т. п.), название ценных бумаг, которыми оформлены финансовые инвестиции, дата и срок вклада, номер и серия ценных бумаг, название документа, который подтверждает финансовые инвестиции (учредительный договор, другие соглашения, выписки банков, накладные на передачу оборудования и т. п.), сумма, вид вклада.

7. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей

7.1. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей заключается в сверке документов и записей в реестрах учета и проверке обоснованности сумм, отраженных на соответствующих счетах, и оформляется актом инвентаризации.

7.2. При инвентаризации всем дебиторам предприятия-кредиторы должны передать выписки из аналитических счетов об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) для подтверждения реальности задолженности. Предприятия-дебиторы должны подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в суммах, которые вытекают из записей в бухгалтерском учете и признаются ею правильными.

7.3. Дебиторская и кредиторская задолженности проверяются относительно соблюдения срока исковой давности, обоснованности сумм, которые учитываются на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.

7.4. Во время инвентаризации расчетов путем документальной проверки устанавливаются:

правильность расчетов с банками, контролирующими органами, другими предприятиями, а также со структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы;

задолженность подотчетных лиц, а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и кражам. Инвентаризация задолженности по недостачам и потерям от порчи ценностей заключается в проверке причин, по которым задерживается рассмотрение материалов относительно выявленной недостачи и отнесения ее на виновных лиц или списания в установленном порядке;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, в том числе суммы кредиторской и депонентской задолженностей, относительно которых срок исковой давности истек;

реальность задолженности работникам по оплате труда и гражданам (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, определенным законодательством, а также по безналичным расчетам по этим выплатам.

7.5. В акте инвентаризации указываются наименование проинвентаризованных субсчетов и суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженностей, безнадежных долгов и кредиторской и дебиторской задолженностей, относительно которых срок исковой давности истек.

К акту инвентаризации расчетов прилагается справка о дебиторской и кредиторской задолженности, относительно которых срок исковой давности истек, с указанием наименования и местонахождения таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (для бюджетных учреждений — письма в учреждения высшего уровня по поводу выделения средств для погашения такой задолженности).

В акте инвентаризации расчетов относительно возмещения материального ущерба указываются фамилия должника, за что и когда возник долг, дата принятия судебного решения или другого органа (добровольного согласия должника) о возмещении суммы материального ущерба, а если такое решение не принято, то указываются дата предъявленного предприятием иска и сумма задолженности на дату инвентаризации.

Отдельно составляется акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию. В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

7.6. Инвентаризация средств целевого финансирования заключается в проверке обоснованности их остатка путем сопоставления данных о поступлении на предприятие средств целевого финансирования и их использовании в соответствии с их целевым назначением.

8. Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов

8.1. При инвентаризации обеспечений проверяются их правильность и обоснованность, создаваемых на: выплату отпусков работникам; дополнительное пенсионное обеспечение; выполнение гарантийных обязательств; реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности; выполнение обязательств относительно обременительных контрактов и другие цели, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, международными стандартами и другими актами законодательства.

8.2. Остаток обеспечения на выплату отпусков, в том числе отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование из этих сумм, по состоянию на конец отчетного года определяется по расчету, который базируется на количестве дней неиспользованного работниками предприятия ежегодного отпуска и среднедневной оплате труда работников. Среднедневная оплата труда определяется в соответствии с законодательством.

8.3. При инвентаризации обеспечения на выплату предусмотренного законодательством вознаграждения за выслугу лет, в том числе отчислений на государственное социальное страхование из этих сумм, уточняется размер обеспечения, который не должен превышать суммы начисленного вознаграждения и подлежит отнесению на расходы.

8.4. Инвентаризация страхового резерва небанковского финансового учреждения, который создается для покрытия рисков невозвращения основного долга по кредитам, заключается в обосновании соответствия остатка указанного резерва предельному размеру такого резерва на дату инвентаризации, который исчисляется в соответствии с законодательством.

8.5. Инвентаризация резерва сомнительных долгов заключается в проверке обоснованности определения суммы сомнительной задолженности на основании анализа применения метода расчета резерва сомнительных долгов, установленного в соответствии с учетной политикой.

8.6. В акт инвентаризации включаются: определенная по результатам инвентаризации сумма расходов и доходов будущих периодов, обеспечения (по его видам) и резерва сомнительных долгов вместе с соответствующими расчетами, а также соответствующие суммы по данным бухгалтерского учета.

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше